Записки святителя
Свобода не в форме, а в неформальной содержательности. Спаситель сказал самарянке у колодца: «настанет время и настало уже, когда Богу будут поклоняться в духе и истине»! (Ин. 4:23)
Формально, неосознанно и не достойно причащающиеся - Христа принимают, но Христа с ними нет и не будет. Сказано: «в злохудожную душу Бог не внидет»!
Красота и благоустройство храма - это выраженная в форме красота невидимого и невыразимого Бога, которую мы имеем возможность созерцать!
Когда человек болтает, спорит, несерьезно себя ведет – это свидетельствует, что у него нет молитвы, смирения и памяти о Боге.
Многословие, празднословие и пустословие - это признаки того, что человек пребывает во внутреннем разладе и опустошённости.
Многие приходят в храм просить и выпрашивать для себя нечто у Бога. Но единицы делают что-либо ради Бога!
Наша цель - вечность, вечность в Боге. Но в неё входят через смерть - и в первую очередь надо умереть для греха!
Одно дело – говорить или читать жития святых, совершенно иное дело – свято жить!
Цель не оправдывает средства. Цель указует средства её достижения. И если цель - достижение Бога и радости богообщения, то Он Сам указал путь и средства достижения Цели, и дал Заповеди !!!
Так как зло не самостийно и не имеет само в себе бытия, то оно самоуничтожимо, не имеет никакого будущего и безперспективно!
Когда человек отрицает реальность Бога, тогда его жизнь становится безсмысленной и никчёмной, и он сам становится безразличным и безликим.
Каждый может рассуждать о Боге. Всякий грешник может славить Бога, говоря «Слава Тебе Боже, слава Тебе!» Но единицы живут в Боге и по Его заповедям, упражняясь в делании добра.
Одни пытаются бороться в себе со грехами и тратят на это много времени и сил. Другие в это время упражняются в делании добра. Кто из них развивается быстрее?
Стремящиеся избавиться от беснования и одержимости теми или иными грехами и пороками, но не принявшие Христа Спасителя, никогда не исцелятся и останутся мучимыми и искушаемыми ими, во власти и плену бесов.
Веришь или не веришь ты в Бога, а отвечать перед Ним всё равно придётся. И никуда ты от этого не денешься, и никто этого не избежал!
Зацепившийся одним коготком за сеть орёл взлететь и летать не сможет, как бы не старался махать крыльями!
Человек испытывает свободу, необремененность и лёгкость только тогда, когда он свободен от бремени тяжести грехов.
К концу жизни богатство теряет всякий смысл. В Священном Писании сказано - нагим пришёл, нагим и уйдёшь!
В аду всякому грешнику место найдётся, а в раю всякий праведник без места не останется. У Бога обителей много!
Чудеса не от человека, а от Бога по молитвам и просьбам человека, подвижника благочестия.
Несоизмеримо большая разница между чтением Священного Писания и книг и жизнью по Заповедям Божиим и написанному!
Одни говорят о том, что знают и о чём прочитали. Другие говорят о том, что умеют.
Принимая западную культуру и ценности народ постепенно не только развращается, но и теряет свою самобытность, нравственный стержень и духовную силу.
Статусы, титулы и ранги придумали лицемерные люди. А в жизни духовной важно не кто ты, а какой ты.
До недавнего времени история рода человеческого не знала ни одного неверующего, атеистического народа.
Подвижники благочестия, вынужденно живя среди грешников и разбойников, к этим компаниям не стремятся!
Средство свободы не даёт, но привязывает к форме. Свободу даёт возможность выбора.
О средствах познания и развития
Средства познания и развития, используемые человеком без цельно и не осознанно, действуют на него пагубно и разрушительно.
Людей обмануть не сложно, можно попытаться и себя обмануть - но Бога обмануть невозможно, ибо Он сердцеведец!
По состоянию храмов и святынь, которые являются духовным, культурным и национальным достоянием народа, можно судить о состоянии и отношении общества к своему историческому наследию.
О жизни духовной не рассуждают, ею живут, невзирая на мнение окружающих и словоблудов!
Человек создан по образу и подобию Бога – следовательно, мы вечны, но не самостийны! Где тогда смерть? И каково место смерти в жизни человека??? Исследуйте …
Богатство не копят и богатством не владеют, а его используют, то есть с пользой им управляют и направляют.
Увидел грех в другом человеке - вместо того чтобы его осуждать, исправь такой же в себе!
Одни поклоняются имени и образу Божьему, а другие поклоняются Богу в духе и истине – те и другие на пути к Богу.
Откуда берется печаль и тоска по тем или иным местам? Просто в одних местах святости больше, а в других подлости и глупости!
Когда умный человек начинает думать, что он умнее всех – он дуреет и глупеет!
Некоторые думают, что подчиняя себе плоть, они автоматически очищают свой ум!
Идеи, которые не приносят пользы на практике – губительны, неразумны, безрассудны и не представляют никакой ценности.
Человек свободен в выборе. Одни избирают приобретение непосредственного опыта, другие идут путем философствования – в зависимости от выбора и результат.
Можно оценивать знания учащегося, а можно мотивировать учащегося к получению знаний. Что важнее?
Как можно знать Бога, если ты Его не встретил? Чтобы говорить и рассуждать о Боге, надо сначала Его встретить.
В духовной жизни важен правильный непосредственный опыт, а не правильные представления и рассуждения.
Знания и вера должны проявляться и воплощаться в поступках повседневной жизни.
Если Бог тебе не нужен, то зачем о Нем говорить, а если Бог тебе нужен, то займись собой. Что удивительно – и та, и другая фраза свидетельствует о бытии и существовании Бога.
Когда человек сталкивается со смертью, то он уже не думает ни о богатстве, ни о своем социальном положении и статусе. В это время важно, какой ты есть на самом деле. Спаситель сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (Иустин Философ, «Разговор с Трифоном иудеем», гл. 47).
Попытка регламентировать духовную жизнь приводит к потере интереса к такой жизни.
Жажда утоляется не разговорами об источнике воды, а несколькими глотками самой воды.
Бог не принадлежит к какой-либо философской школе, категории и системе. Любая философия сама себя исчерпывает.
Есть рассудочная деятельность, и есть результат этой деятельности. А есть религиозный опыт, который переступает границы разума и рассудочности.
Духовную жизнь нельзя постичь рассудком. Пытаясь регламентировать духовную жизнь, мы ее обмирщляем и, как следствие, ее теряем!
Почему чайки перестают ловить живую и свежую рыбу и летят на помойку, где легко находят себе пропитание? Ответ такой - они просто освинячились!
Кто какие задачи перед собой ставит, тот такие и решает? Какими вопросами задаешься, те и разрешаешь. Кто мелко сеет – мелко жнет!
Стремление узнать – это стремление к единству и быть вместе. Кто стремится познать Бога и узнать о Нем как можно больше, тот высказывает свое устремление быть с Ним вместе и к единению.
Кто не интересуется Богом, тот свидетельствует о том, что Он ему не нужен. Спаситель сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк. 11:23).
Удивительно, что люди знают, как жить во грехе, а как жить в Боге – не знают, знать не хотят и даже не представляют.
В жизни греховной не сомневаются, а в жизни во Христе – откуда берутся сомнения?
Как много людей, считающих себя великими, выдающимися, многознающими и многозначительными, – погибает.
Нуждаться – значит упражняться
Путь развития, духовное становление, стяжание Духа Святаго и прочее – все это пустые слова, пока ты в этом не нуждаешься. А когда нуждаешься, то в этом упражняешься.
Кто не хочет взлететь, тот не спотыкается и не падает, а ползает по земле как пресмыкающиеся и различные гады.
Если в нашей жизни будет все так, как нам хочется, то жизнь станет неинтересной. Сам Христос молился - Господи, «…впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42) (Как Ты хочешь) «Да будет воля Твоя!» (Лк. 11:2).
Чтобы найти, надо искать. Но бывает так, что ищем одно, а находим совершенно другое.
Можно зависеть от Бога, а можно зависеть от общественного мнения падших людей. Каждый сам выбирает.
Уединенная жизнь в лесу – это не аскетика, а жизнь в одиночестве! Аскетика – это не терпение холода, голода, ветра, дождей – это все умножает страдания. Аскетика – это упражнение в делании добра!
Неизбежность – понятие независимое от человеческих желаний, воли и представлений.