07.02.2015

7 февраля память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого

Невозможно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века.

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и простотой утвердил в своём архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти". Своё земное служение Богу и Церкви он завершил 7 февраля (25 января ст. ст.) 1918 года в граде Киеве - колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.

В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества. Наименование их "новомучениками российскими" вошло уже в широкое употребление.

Древние христианские мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославления не было даже необходимости в особенно тщательном предварительном исследовании их житий. За Христа и Его святую Церковь пострадали без сомнения и новомученики российские.

И жертвы политических убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси.

Более того, из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых - князья Борис и Глеб - пали жертвой политического преступления - они были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице. Но Церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев.

Среди новомучеников российских, пострадавших в XX столетии, в сознании церковного народа ярким светильником сияет имя митрополита Киевского Владимира.

Митрополит Владимир (+ 1918) занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петебургскую, и Киевскую, за что своими почитателями был назван "всероссийским архипастырем". Знаменательно то, что своё земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года, вскоре после избрания на восстановленный Патриарший Престол святого Тихона, в городе, который явился колыбелью христианства на Руси, знаменательно и то, что он соименник Крестителя Руси, первым из российских архипастырей взошёл на Голгофу, когда на Русскую Церковь обрушились гонения.

Первый из священномучеников Русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир в миру именовался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 году поступает в Духовную Академию. Нет сомнения, что Киевские святыни оказали большое влияние на благочестивого юношу. По окончании Академии в 1874 году, В.Н. Богоявленский получил скромное назначение преподавателем в родную Тамбовскую семинарию. 31 января 1862 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определён к соборной Покровской церкви города Козлова. Став благочинным в 1883 году, отец Василий был истинным отцом для козловского духовенства. Снискав общую любовь, отец Василий в ней нашёл для себя и утеху от тяжкого горя - потери жены и ребёнка. И во имя этой любви отдаёт всего себя на служение церкви, принимая иночество с именем Владимира. Постриг состоялся 8 февраля 1886 года. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в том же городе Козлове.

Через два года с небольшим архимандрит Владимир был назна­чен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.

19 января 1891 года Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. И именно здесь, в Самаре, с особенной силой энергичная и самоотверженная деятельность Владыки проявилась в дни народных бедствий. Именно в это время в Самарской губернии разразился голод, но, по милосердному Промыслу Божию, Самаре был послан такой архипастырь, который делал всё, что возможно для облегчения положения. Владыка рассылал повсюду воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы "голодного хлеба", о чем вспоминал, между прочим, известный адвокат Кони. "Он и тогда, более двадцати пяти лет тому назад, - вспоминал епископ Серафим,- для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первым пошёл к народу с крестом в руках, вразумляя народ, призывая к молитве и благоразумию, - первый обошёл холерные бараки, благословляя больных и призывая к молитве, к подвигу служения больным - здоровых".

18 октября 1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение его на такой ответственный церковно-административный пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство, расширение церковной печати - вот что главным образом привлекало внимание и заботы экзарха.

Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года. Служение на Московской кафедре стало как бы апогеем архиерейского служения митрополита Владимира. Здесь, на кафедре великих святителей московских, в самом центре России, во всей полноте раскрылись его дарования. Здесь по промыслу Божий он провёл наиболее долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать с половиной лет.

23 ноября 1912 года митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру.

Во время его пребывания в Петербурге против Владыки ополчилась группа лиц, которая приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной жизни в русском государстве. Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твёрдость поведения вызывали порой против него раздражение, известен случай, когда митрополит Владимир просил личной аудиенции у Государя Императора Николая Александровича, на которой изложил своё мнение относительно отрицательного влияния при Дворе деятельности Распутина... Кончилось тем, что Владыка попал в немилость и был удалён из Петербурга под видом почётной ссылки в Киев.

При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Св.Синода и соединённые с этим званием права. 22 декабря 1915 года митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления в управление новой своей епархией, с которой он был связан давними узами, как питомец Киевской духовной Академии. Киевская паства окружила своего нового первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя в нём опального и гонимого за правду архиерея.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой - так много невинной христианской крови пролилось здесь. Первой жертве среди миллионов невинно убиенных стал Святитель Владимир.

22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 году. Вооружённые толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни...

25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: "Что, вы здесь меня хотите расстрелять?" Один из них ответил: "А что же, церемониться с тобою?" Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: "Но только поскоре”! Митрополит воздел руки кверху и сказал: "Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром", - потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: "Господь вас благословляет и прощает". И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: "Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России".

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" ( Откр. 12, 11).

К сожалению, сведения об архиереях, управлявших Киевской кафедрой в период безбожного режима, весьма скудны. Воинствующий атеизм приложил максимум усилий к тому, чтобы не только уничтожить как можно больше православных верующих, но и вовсе стереть память о них со страниц истории. Иначе как объяснить то, что о многих выдающихся пастырях известны лишь даты рождения, последнего ареста и смерти. Но это еще "много", если учесть, что в довоенные годы только сто шестьдесят шесть архиереев Русской Православной Церкви (многие из которых занимали украинские кафедры), считались пропавшими без вести. А все происходило просто: ночью в архиерейский дом врывались "люди в кожаных куртках", а утром по городу ходили слухи: "владыка эмигрировал за границу в поисках лучшей жизни и, тем самым, предал своих пасомых", распускаемые энкаведистами-провокаторами. А в это время пастыри умирали от голода и побоев в карцерах и "прокурорских" кабинетах. Но, как говорит Священное Писание: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф . 5; 14).

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви. Летом 1992 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого были обретены и почивают ныне в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Память священномученика Владимира празднуется 25 января старого стиля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских

МОЛИТВА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАДИМИРУ, МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ И ГАЛИЦКОМУ.

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По материалам сайта: http://orthodoxy.stnikolas.ru/

Фото

Возврат к списку