Патриотическое воспитание
24 октября 2025 года в Детско-юношеском центре гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского» города Кирова состоялась секция XXX Свято-Трифоновских образовательных чтений «Патриотическое воспитание школьников: формирование личности и вызовы времени»
В мероприятии приняли участие представители учреждений образования и культуры, школ областного центра, воскресных школ Вятской Епархии, органов власти, общественных организаций. Участники секции обсудили роль межведомственного взаимодействия, музейной работы, краеведения, православной культуры, исторических игр, творчества в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании.
Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии обратился к собравшимся. Отец Евгений поблагодарил Центр Александра Невского за добрую традицию многолетнего плодотворного сотрудничества, сохранение и развитие национальных традиций, а также за успешную работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Полностью текст доклада представлен ниже.
В рамках работы секции был представлен многогранный опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию на основе православной культуры. Живой обмен педагогическим опытом не оставил никого равнодушным.
Настоящим подарком для участников чтений стал мастер-класс по колокольному звону от Детской школы искусств «Пастораль» (преподаватель Галин Андрей Павлович), тематическая выставка открыток учителя МБОУ СОШ №54 г. Кирова Валерия Александровича Желнина «80 лет Великой Победе!» и документальный репортаж «Подвиг. Юнармия и воспитание патриотизма» (Владислав Головин, Герой РФ).
На торжественном открытии выступили победители городского смотра-конкурса среди юнармейских отрядов г. Кирова 2024-2025 учебный год, победители Юнармейского слета «Поле русской славы», посвященного 645-летию со дня Куликовской битвы, этапа «Визитка» - Юнармейский отряд «Имени Ивана Степановича Конева» школы №18, координатор отряда Елена Николаевна Коротаева.
Доклады представили:
- Герой нашего времени - патриот, гражданин, человек, многодетный папа 3-х замечательных сыновей, основатель детской футбольной академии «Вектор», депутат Кировской городской Думы Виктор Анатольевич Савиных;
- Юнармия, как тренд подростков и молодежи служения Отечеству. Андрей Григорьевич Белоногов, координатор юнармейского отряда «Юный кадет-армеец» МБОУ СОШ №40;
- Воспитание патриотизма на примере проекта «Победители» о кировских участниках Парада Победы 1945 года. Алексей Александрович Фоминых, педагог-организатор МБОУ ДО ДЮЦ им. А. Невского;
- В художественном кино о главном! Иван Михайлович Колегов, специалист регионального ресурсного Центра Федерального проекта «Навигаторы детства в Кировской области;
- Современное медиапространство как ресурс патриотического воспитания детей и подростков. Наталья Юрьевна Смирнова, педагог дополнительного образования, руководитель медиацентра «Честное слово» Вятской православной гимназии г. Кирова;
- Роль художественной книги в патриотическом воспитании современного подростка и семьи. Ольга Леонидовна Шуклина-Юрлова, педагог-организатор МБОУ ДЮЦ им. А. Невского г. Кирова;
- Абсолютный победитель городского профессионального конкурса "Самая классная классная", руководитель ансамбля юнармейского отряда «Гордость России», учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №70, Елена Николаевна Сысоева. «Семейные ценности по патриотическому воспитанию ребенка»;
- Формирование активной гражданской позиции детей и подростков в рамках военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания (на примере межведомственных проектов Епархиального Миссионерского отдела). Лариса Геннадьевна Шустова, заместитель руководителя Миссионерского отдела Вятской Епархии Миссионерского отдела;
- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников. Формирование личности дошкольника в учебном процессе Воскресной школы. Ольга Ивановна Мышкина, Наталья Юрьевна Смышляева, педагоги-воспитатели дошкольных групп Воскресной школы храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова;
- Заступница христолюбивого воинства – икона Божией Матери «Августовская». Клим Шурыгин, ученик Воскресной школы храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова;
- Небесные покровители моей семьи – святые Петр и Феврония Муромские. Экономова Вера, ученица Воскресной школы храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова;
- Патриотическое воспитание детей в Воскресной школе Спасского собора города Кирова. Иерей Владислав Кутровский, Шкарина Анна Алексеевна, Перминова Ольга Борисовна, преподаватели Воскресной школы Спасского собора города Кирова;
- Патриотическое воспитание. Формирование личности и вызовы времени. На примере работы с детьми Воскресной школы храма Иоанна Предтечи. Павел Леонидович Бурков, Наталья Владимировна Лекомцева, преподаватели Воскресной школы храма Иоанна Предтечи города Кирова, заместитель директора Воскресной школы храма Иоанна Предтечи;
- Как научить наших детей любить Родину? Юлия Геннадьевна Лоскутова, заведующая учебной частью воскресной школы храма в честь Пантелеимона целителя города Кирова;
Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии.
Воспитание духа и вызовы времени. Вера как основа гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением воспитательной работы в современных образовательных учреждениях. По иному нельзя. Идёт СВО по освобождению исконных русских земель от фашистских захватчиков, как бы это парадоксально не звучало в XXI веке.
И время перед взрослыми, детьми, педагогами, государством, обществом ставит очень серьёзные вызовы. Война идёт не только на линии фронта. Она идёт за наши умы и сознание. Страшно, если человек в этой войне проиграл. Каким будет его отношение к Родине, если он охотно верит пропаганде европейских ценностей? Возможен ли подвиг в обществе потребления? Будут ли создаваться семьи и рождаться дети в стране, где молодёжь хочет «для себя пожить».
Ответом на эти вызовы стали позитивные изменения в государственной политике, выраженные в конкретных проектах. Сейчас в каждой школе есть отделение Юнармии, есть Орлята России и Движение первых. Но сопоставимо ли это с масштабами СССР? Достигаем ли мы результатов? Кто является примером для наших детей - герои Отечества или герои ТИК-ТОКА? В СССР не было ни ТИК-ТОКА, ни его героев. Даже сама эта идеология вряд ли пришла бы тогда кому-нибудь в голову. Были иные нравственные приоритеты. Сейчас герои тоже есть, настоящие герои. Но реальному подвигу противостоит иная идеология - идеология гаджета.
В рамках этой идеологии возникает вполне резонный вопрос - зачем мне получать образование и работать инженером или врачом, если я самокатчиком в Москве больше заработаю?
Наше время - это время парадоксов. С одной стороны мы видим, как самоотверженно собирают помощь участникам СВО, с другой узнаём о страшных коррупционных преступлениях чиновников. Примеру настоящих героев порой противостоит цинизм и предательство. И это касается не только власти.
Мы видим, как растёт Москва, и как умирает провинция. Люди порой весьма цинично заявляют, что патриотизм по отношению к малой родине экономически не выгоден, поэтому предпочитают поступать по пословице: рыба ищет где глубже, а человек, где лучше и уезжают в богатую Москву. Даже не для того, чтобы стать специалистом, например физиком-ядерщиком....А «просто пожить».
Будет ли при таком мировоззрении привлекательным создание семьи, рождение и воспитание детей, когда главное - это комфорт и выгода? А любовь к Родине? - Очевидно, что для патриотического воспитания необходима смена мировоззрения.
Но на чём основывается любовь к Родине? Старшее поколение сейчас иногда с ностальгией вспоминает времена СССР и особенно Сталина. Там нельзя было не быть патриотом. И дело не только в тотальном контроле. Патриотизм из-под палки невозможен. Было поколение, чьи родители родились и были воспитаны ещё в царской России на основе христианского мировоззрения. Но постепенно это поколение ушло из жизни, а железный занавес идеологии рухнул вместе с Советским Союзом.
Что теперь??? Где основа патриотизма? - Сложно дать ответ на этот вопрос в рамках светского мировоззрения. Для эгоиста патриотизм всегда будет невыгоден.
Ответ даёт православная вера, на основе которой испокон веков воспитывались наши предки. Основой православной веры является любовь к Богу и ближним, которые неотделимы друг от друга. Христианская любовь полностью противоположна эгоизму, потому что «не ищет своего». Эта любовь и чистота сердца дороже всех земных благ. В Евангелии мы читаем - «Какая будет польза для человека, если он приобретёт целый мир, а душе своей повредит?». Сам Бог призывает нас к самопожертвованию: «Кто хочет за Мной идти, отвергнись самого себя, возьми крест свой и следуй за Мной»...т.е за Христом, а не за деньгами и ложными идеями. «Нет больше той любви, как кто положит душу свою за друзей своих».
Вот на такой основе и строился на протяжении столетий русский патриотизм. Люди понимали свою ответственность перед Богом, Который всё видит, и перед Которым придётся дать ответ за всю жизнь и все поступки. Кроме того, любя Бога, ты не сможешь поступить иначе. Это идеал.
Получалось ли так жить у кого-нибудь? В критические минуты нашей истории - это просто спасало. Представим, как выглядел Александр Невский на фоне новгородского вече, немного напоминавшего Болотную площадь, и самовлюблённых и наглых новгородских бояр, искавших только своей выгоды? Князь Димитрий Донской с его собиранием русских земель на фоне удельных князей, который каждый под себя грёб и не брезговал давать взятки хану в Орде, лишь бы удержать власть? Патриарх Гермоген, на фоне боярской предательской боярской думы, пригласившей на московский престол польского королевича? Если бы не эти подвижники, настоящие герои духа, что было бы? Они не сломались и не прогнулись. У них хватило сил выстоять и победить....Они были святыми. А именно так называли в Древней церкви настоящих христиан, тех кто за имя Господа и Его правду был готов умереть.
Если бы эти святые были для нас примером, какой была бы наша жизнь! Если бы сейчас не было коррупции среди чиновников, предательства в армии, распрей в семьях и разводов, если бы мы все жили по Божьему! Какой была бы наша жизнь! А что мешает?
Если бы все ЮНАРМЕЙЦЫ, движение первых и орлята России были такими, как пионеры герои! Или хотя бы как Тимур и его команда! Но так ли это? Конечно нет.
И дело не в деньгах, а в примере для подражания, в наших нравственных ценностях. Не может быть патриотизма, если совесть не чиста, не может его быть, если в душе эгоизм и желание для себя пожить. Даже семьи в этом случае не будет. Не будет детей, которых ещё надо воспитать, а значит ничего дальше не будет. Многих в наши дни страшит сама мысль о многодетности, несмотря на серьёзную поддержку государства, о которой и мечтать не могли наши предки.
Время ставит перед нами очень серьёзные вызовы. Это и внешние угрозы, это и серьёзный и страшный демографический кризис. Задумаемся над фактами. По данным Кировстата в январе этого года в Кировской области смертность в 2,5 раза превысила рождаемость. У нас нет линии фронта, нет эпидемии чумы или холеры...Смертность осталась та же. Рождаемость упала. Отчего это зависит? Как мы удержим родную землю с такими данными? Разве это не вызов времени? Нашим детям и нам придётся на него отвечать. А как? С кем воевать? Где фронт? - Ответ один - себя и детей перевоспитывать! Воспитание патриотизма начинается с души человеческой, с воспитания нашей совести, нашего сердца, воспитания системы ценностей, воспитании собственной воли.
Что мы можем сделать в плане воспитания? Важно найти основу и дать её детям .Осмыслить религиозный опыт и познакомить с ним детей. Об этом нам говорит президент, напоминая в 809 указе, что православию в истории России принадлежит особая роль в формировании и сохранении традиционных ценностей. «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию» (п.6).
А как это сделать?
Как ответ на этот вопрос, хочу привести слова Президента РФ В.В. Путина, сказанные в ноябре 2023г в Обращении в Всемирному Русскому Народному Собору, международному форуму на тему:«Настоящее и будущее Русского мира»: «Нам нужна целостная система просвещения, в которой гармонично дополняют друг друга семья, система образования, национальная культура, работа детских, молодёжных, спортивных, военно-патриотических организаций, широкое движение наставничества. И добавлю - мудрое слово духовных пастырей. Оно просто необходимо.
...Поэтому вновь подчёркиваю важность участия представителей всех российских традиционных религий в образовании и воспитании нашей молодёжи. И конечно же в укреплении духовных, нравственных, семейных ценностей»(Обращение Президента РФ В.В. Путина к Всемирному Русскому Народному Собору «Настоящее и будущее Русского мира» в ноябре 2023 г.).
Что мы можем сделать? Полагаю, что как минимум может быть дополнен календарь воспитательных событий памятными датами Российской истории - Куликовская битва, День Крещения Руси, День Невской битвы, День народного единства, День Бородинской битвы. Эти события обращают нас к духовному подвигу наших предков. Праздники Рождества Христова и Пасхи говорят нам о самых основах православной веры. Великий пост - заставляет работать над собой, очищая и ум и сердце от греха, укрепляя волю Великорецкий крестный ход призывает понять и пройти молитвенный путь наших предков. Используем ли мы этот богатый воспитательный потенциал? Наши дети об этом знают? Насколько им это близко? А нам педагогам? А ведь этим жили наши предки. Вспомним пример Александра Васильевича Суворова и его мудрое изречение - «Дух укрепляй в отеческой вере православной».
Если говорить о других религиях, то налицо благоговейное отношение к старшему поколению в исламе. Мы видим насколько в исламском мире свято хранятся религиозные традиции.
Совершенно иным является секулярное мировоззрение. Чему может научить детей Хэллоуин? День святого Валентина? Сравним два праздника - День семьи, любви и верности и день влюблённых? Добавим сюда Новый год - год крысы, змеи, зайца и т.д. Какие нравственные ценности они несут? Всему этому наши дети учатся помимо нас. Но удивительно, когда к этим праздникам и следующими за ними ценностями обращаются и родители, и педагоги в воспитательной работе....
Важным является диалог с детьми по вопросам православного вероучения -кто я и зачем я живу? Что такое семья? Духовные основы христианского подвига. Работа над собой. Покаяние. Мои нравственные ориентиры. Как минимум - это разговор со священником, который должен быть включён в плановую работу Юнармии или движения первых. Это настоящие разговоры о важном.
Эта работа может быть дополнена православными конкурсами - Красота Божьего мира (тематика конкурса: мой дом, мой город, мои святыни), Олимпиадой по ОПК (знаю ли я свою историю и культуру), викториной к Дню народного единства, Рождественским и Пасхальным конкурсами, участие в которых могут принять Движение первых и Орлята России. Изучение истории репрессий в 20 веке и проведение памятных мероприятий на месте разрушенных храмов и деревень.
Возможна организация помощи волонтёров во время Великорецкого крестного хода, паломническо-экскурсионные поездки по святым и историческим местам России: Мамаев курган, поле Куликово, Троице-Сергиева лавра, Соловки. Эти поездки могут стать не меньшей наградой, чем поездки в Артек .
В рамках этой деятельности возможно сотрудничество с приходами. Иногда педагоги и администрация образовательных учреждений сомневаются, поддержат ли родители данное начинание? Но возникает вопрос - А предлагали?
Сотрудничество прихода и образовательных учреждений и обращение их к православной вере, даёт гражданско-патриотическому воспитанию надёжную, проверенную веками основу. Какую основу заложим мы - зависит от нас.
Пресс-служба Вятской Епархии







































































































