Последний бой майора Ершова
Весна 1945 года. Красная армия продвигалась на запад, встречая отчаянное сопротивление фашистов. 20 апреля войска 2-го Белорусского фронта продолжали бои при форсировании реки Одер, которая, и без того разлившаяся по весне, стала ещё шире, так как немцы при отступлении взорвали дамбы. Закрепившись на выгодных позициях, противник наглухо закрыл пути продвижения наших войск. Но бойцы всё равно шли вперёд. Среди них был наш земляк — майор Михаил Васильевич Ершов.
Родился М.В. Ершов в 1921 году в деревне Поташево (перед войной это был Шурминский район). В мае 1941 года его призвали на срочную службу в армию, а потом началась война. Михаил Васильевич был направлен на краткосрочные курсы командиров и в апреле 1942 года оказался на фронте. В войну очередные звания и более высокие должности офицеры получали гораздо быстрее, чем в мирное время. Например, выбывал из строя по ранению или смерти командир роты, и его заменял наиболее подготовленный командир взвода. И так далее. Пожалуй, к Михаилу Ершову можно было бы отнести пословицу «из молодых да ранний», то есть не по годам набравшийся опыта, успевший проявить себя. Ещё будучи командиром взвода, он со своим подразделением попал в окружение. Почти полмесяца пробирались бойцы по фашистским тылам к линии фронта и вышли к своим, захватив в бою в плен двух немецких штабных офицеров. Тогда пришлось ротным писарям, поспешившим занести имя Ершова в число пропавших без вести, исправлять документы.
Первой наградой нашего земляка стал орден Красной Звезды за бой под деревней Шеперово 25 декабря 1943 года. Командир 2-й стрелковой роты 364-го стрелкового полка старший лейтенант Ершов проявил себя бесстрашным и грамотным офицером. Рота под его командованием первой преодолела проволочное заграждение противника, уничтожив около 40 фашистов, и своим огнём содействовала продвижению других подразделений. Уже через три месяца командование стрелкового корпуса снова отметило храбрость и мужество Михаила Васильевича. 28 марта 1944 года рота Ершова ворвалась в траншеи противника, где завязался рукопашный бой. Наш земляк лично уничтожил более десяти немецких солдат, захватив пулемёт. В течение дня рота отбила пять контратак фашистов, а старший лейтенант М.В. Ершов был на самых опасных участках. За это его любили и уважали подчинённые, а командование за тот бой наградило Михаила Васильевича орденом Отечественной войны II степени.
24 июня 1944 года при овладении деревнями Чернавцы и Городец в Могилёвской области Белоруссии подразделение Ершова прорвало долговременную оборону противника, а на следующий день форсировало реку Бася, освободив деревню Авхимки. Командование полка отмечало, что Михаил Васильевич личным примером воодушевлял бойцов и разумной инициативой умело влиял на ход боя. За проявленные героизм и мужество он был удостоен ордена Красного Знамени. Такую же награду наш земляк, ставший капитаном, получил уже в сентябре за бои в Мазовецком воеводстве Польши. Майор Ершов за бой у деревни Бараново в январе 1945 года был удостоен ордена Александра Невского, но, скорее всего, эту награду ему не успели вручить, так как приказ вышел лишь 14 апреля, незадолго до смерти героя.
В конце марта 1945 года во время боёв за польский город Гданьск наши передовые части не смогли пробиться через плотный огонь противника, который занимал одну из господствовавших над местностью высот. Танки здесь пройти не могли: мешал густой лес. Тогда на оперативном совещании Михаил Васильевич предложил командованию дерзкий план: подобраться к высотке ночью и попробовать внезапной атакой своего батальона прорвать оборону врага. Майор Ершов верил, что его подчинённые справятся с этим, и он не ошибся. Больше часа батальон сражался в кромешной тьме, а на рассвете бойцам удалось продвинуться вперёд. Этот успех закрепили пошедшие в прорыв наши основные силы. Неприятель бежал, и высота была взята.
Война близилась к завершению. Наш земляк собирался после окончания боевых действий поступить в военную академию и продолжить службу Отечеству, но этим планам не суждено было сбыться. М.В. Ершов не дожил до Великой Победы: 20 апреля 1945 он погиб в бою, который описал в своих воспоминаниях Д. Филенков, сослуживец Михаила Васильевича: «Батальон майора Ершова почти сходу вышел на середину Одера и цепко ухватился за продольную дамбу, которая вместе с поперечной дамбой, где засели немцы, образовала огромный земляной крест. Кругом вода. Впереди, чуть левее, горел немецкий город Шведт. Позиция противника удобна и хорошо укреплена. Пожалуй, мышь не проскочит. Поэтому командир дивизии Кириллов доверил такое сложное дело первому батальону. «Ершов колючий. Он со своими «ершатами» выбьет фрицев с этого креста», — говорил он перед наступлением.
На крошечном плацдарме разгорелся жаркий бой. Три контратаки врага были отбиты, но потери среди наших солдат росли. Михаил Васильевич понимал, что медлить нельзя и надо ворваться на перекрёсток дамб, надвое расколоть оборону противника и выйти из-под ураганного обстрела. Но тут над его головой разорвалась шрапнель, и Ершов получил ранение в руку. В медсанбат он идти наотрез отказался. Между тем враг всеми силами старался сбросить наших воинов в воду. И вот солдаты увидели на переднем крае своего командира. Он поднялся во весь рост с подвязанной левой рукой и с пистолетом в правой. Ветер рвал его волосы. Казалось, что пули его не берут (до этого боя он ни разу не был контужен или ранен). «За мной, товарищи! Ура!» — крикнул майор, и пехота бросилась вперёд, сметая всё на своём пути».
В тот день, 20 апреля, М.В. Ершов был сражён вражеской пулей прямо в сердце. До капитуляции Берлина оставалось чуть меньше двух недель… Бойцы похоронили своего командира в отдельной могиле в шести километрах от местечка Карберг. Родители нашего земляка Василий Михайлович и Евдокия Никаноровна трудились тогда в колхозе «Коминтерн» Шурминского района. Туда и пришла после долгожданной Победы похоронка на их сына-героя.