Во внимание к участию в делах милосердия и за деятельную любовь
За многолетнее социальное служение медалью Филарета Милостивого III степени награждена матушка Ольга Койкова, педагог КОГБУСО «Мурыгинский дом-интернат «Родник».
28 января 2025 года в Храме Христа Спасителя в Москве в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Паломничество людей с инвалидностью: сохранение исторической памяти и духовный опыт». Койкова Ольга Анатольевна - педагог КОГБУСО «Мурыгинский дом-интернат «Родник» представила доклад «Чудесные истории паломнических поездок: результаты путешествия к святыням детей с интеллектуальными нарушениями».
Ольга Анатольевна - многолетний участник секции по помощи людям с инвалидностью социального направления Международных Рождественских образовательных чтений, медалью Филарета Милостивого была награждена за многолетнее социальное служение: «Во внимание к участию в делах милосердия и за деятельную любовь».
Медаль Филарета Милостивого учреждена по инициативе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Святой праведный Филарет, прозванный Милостивым, жил в VIII веке в Малой Азии. Будучи состоятельным человеком, Филарет никогда не забывал о бедных и нуждающихся, оказывая им помощь. Однажды арабы опустошили его страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, – отвечал он родным, – которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». Через некоторое время Бог сторицей воздал Филарету за его доброту.
После завершения доклада медаль Ольге Анатольевне вручили епископ Меликесский и Чердаклинский Диодор, Зальцман Татьяна Валерьевна, к. ист.н., зав.кафедрой соц.работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, специалист в области реабилитации людей с инвалидностью, Леонтьева Вероника Викторовна, руководитель направления по работе с людьми с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности.
Сердечно поздравляем с наградой и желаем доброго здоровья, надежных и верных помощников, и Божией помощи трудах!
***
Публикуем текст доклада, в котором Ольга Анатольевна поделилась опытом многолетней работы с особенными воспитанниками дома-интерната, организации паломнических поездок.
В Мурыгинском доме интернате «Родник» действует программа духовно-нравственного развития и воспитания «Пасхальная радость». Одно из направлений данной программы - паломнические поездки, походы, и экскурсии к православным святыням. Организация паломнических поездок и экскурсий - это одна из самых эффективных форм духовно-нравственного воспитания и развития получателей социальных услуг, учитывающая их возрастные особенности. При посещении святых мест наши воспитанники узнают об истории и духовных традициях храмов, особенностях богослужения, о житии святых, закрепляют навыки, полученные на православных занятиях.
Разработка паломнических маршрутов и методическая подготовка к поездкам осуществляется совместно с паломнической службой «С Вятки», которая по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка уже 13 лет помогает нам ездить в паломнические поездки. Актуальность такой формы работы с воспитанниками, имеющими ментальные нарушения очевидна. Паломнические поездки и экскурсии представляют собой одно из любимых ребятами направлений духовно-нравственного развития, отличное не только от повседневной жизни в учреждении закрытого типа, но и от хода обычных занятий по православной культуре.
Цель паломнических поездок - получение духовного подкрепления и соприкосновение с благодатью. Задачи: формировать способности к духовному развитию на основе нравственных установок и универсальной духовно нравственной компетенции «становиться лучше»; укреплять нравственность, основанную на духовных отечественных традициях; воспитывать христианское отношение к паломникам, находящимся в нашей группе, уметь дружить, помогать, сопереживать.
Подготовка к паломничеству начинается с выбора маршрута и заочным знакомством со святыми местами. Подход к этому вопросу неформален: беседы с батюшкой, ознакомление с житиями святых, просмотр презентаций, инструктаж по правилам поведения в дороге и на службах.
Паломничество является одним из важнейших средств, с помощью которых можно действенно укреплять в особенных ребятах благочестие и благоговение к святыням. Следует отметить, что речь пойдёт не о традиционном понимании паломничества, а о паломничестве, как путешествии и ознакомлении с православными святынями. Однако паломнические поездки не являются обычными экскурсиями, но имеют определенную специфику, поскольку объектом ознакомления всегда выступает религиозная культурная среда.
Для подросткового возраста характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Именно в этот период у детей по-настоящему появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Паломничество открывает особенному подростку новые перспективы, позволяет расширить границы его восприятия, мировоззрения, дает правильные ценностные установки, у ребят появляются православные друзья, часто дружба перерастает в наставничество.
Выездные экскурсии к святыням родного Вятского края и по России отличаются от повседневной интернатовской жизни и являются особым времяпрепровождением, одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества, к познанию православной культуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и в мировоззренческом. Это приводит к пониманию и осмысливанию воспитанниками некоторых основ христианского мировоззрения, что очень актуально в жизни воспитанника социального учреждения.
В паломнических поездках складывается особая атмосфера функциональной сплоченности и дружелюбия, что, с одной стороны, удовлетворяет потребность в общении, а с другой стороны, решает проблему подросткового одиночества. Как правило, мы едем в составе паломнической группы. Первые наши поездки какое-то время сопровождались страхом паломников, они думали, что если ребята особенные, то будет шумно, не комфортно пребывать в молитвенном состоянии. Но выходило все наоборот: ребята всегда бывают очень тихие, на службах стоят как «свечечки», молятся с усердием и благоговением. В поездке, так управляет Господь, находятся волонтеры, которые держат ребенка за руку, обнимают, помогают идти к Причастию, не жалеют для него добрых слов и объятий.
Иногда бывают трудности, мы все вместе преодолеваем их. Труден путь к Богу и к святым местам. Чтобы ребята не скучали в дороге и не отвлекались на посторонние занятия, мы продумываем заранее, чем их занять: например, всем вместе спеть какие-нибудь духовные песнопения, слушаем в дороге духовную аудио литературу, повествующую об истории и святынях обители, куда совершается паломничество, а также жития святых, связанных с ней, духовные беседы в форме диалога на определенную тему.
Темы бесед совершенно различные. Например, беседуя о паломничествах и паломниках, разъясняли, зачем люди принимают на себя паломнический труд, что они надеются получить для себя во время паломничества. Другой темой являлись беседы на нравственные темы или беседы, которые вдохновляют ребят на стремление укрепиться в добродетели. Такие беседы помогали решить некоторые поведенческие проблемы, а таковые имеют место быть.
Основные моменты, положительно влияющие на дальнейшее духовное развитие и возрастание ребят живущих в доме-интернате после посещения святых мест: красота и благотворное влияние природы действует умиротворяюще на душу ребенка и помогает познавать Бога через Его творения; исполнение послушаний, различные житейские ситуации помогают развитию в особенных ребятах сострадания и любви к ближнему; требования дисциплины, необходимой в поездке формирует самоконтроль; созерцание величественной архитектуры монастырей и храмов приводит к благоговению и осознанию величия Божия; рассказы о чудесах и исцелениях, происходящих в обители, укрепляют ребят в вере.
Нам сложно говорить в чудесах, мы лишь через какое-то время осознавали, что Господь явил нам некое чудо, или послал к нашим ребятам доброго человека.
За 13 лет паломничества с нашими ребятами много раз происходили чудеса, например:
- Никита во время паломничества заговорил, а до этого молчал более 20 лет;
- Яна много лет была лежачим ребенком, а потом села в коляску и пошла;
- Два друга Саша и Данила после поездки на фестиваль «Пасхальная радость» встали из своих колясок;
- Саша не слышит и не говорит, помог нам в походе, не дал нам идти дальше;
- Арина - лежачая девочка со множественными физическими нарушениями, постоянная участница Божественных литургий в интернате. Сегодня прошла много операций, выступает на сцене;
- Марина - девчушка с закрытыми веками. Марина искренне молилась в паломнических поездках, хотела видеть мир. Господь ее услышал, нашелся благотворитель, который оплатил операцию.
- Денис – хороший добрый мальчишка, так молился у иконы Божией Матери «Умиление», что по иконе потекли слезы именно в момент молитвы мальчика. Через год папа забрал Дениса домой.
О каждом чуде написала все сказки Людмила Горева, многодетная мама, заботливая бабушка, наш лучший друг, заботливый волонтер, мастер создать праздник и сказку для наших особенных ребят. Людмила член попечительского совета дома-интерната «Родник», активно участвует в жизни нашего интерната, знает все наши проблемы и радости, всегда одна из первых старается нам помочь. Рисунки к сказкам нарисовала другая наша волонтер – Анна Лобастова. Впечатления ребят от паломнических поездок отражаются в их отзывах, и рисунках.
Уже много лет мы с ребятами ходим в поход в село Великорецкое. В сам Великорецкий Крестный ход мы пока еще не готовы идти, мы в эти дни сами становимся волонтерами, и помогаем паломникам.
С ребятами мы ходим в поход в июле. Готовимся, тренируемся, еще подрастем и вольемся в людской и молитвенный поток Великорецкого Крестного хода и пойдем за Святителем Николаем. И пусть, пока это просто поход ребят, которые, несмотря на ограниченные возможности, проявили удивительную крепость духа. Они доказали в первую очередь самим себе, что независимо от физического состояния человек может преодолеть любые проблемы и преграды, и что вера придает силы даже тогда, когда цель кажется мало достижимой.
В болезни же люди проявляют такую крепость духа и силу воли, которой нет у здоровых. Когда это видишь, невольно напрашивается вопрос: кто же тогда на самом деле слаб и немощен? Бытует стереотип: детей нужно оберегать от трудностей, а детей с особенностями развития – по-особому оберегать. Любые дети, если доверять им свободу, развиваются лучше, у них меньше конфликтов и травм. А у нас сплошные веселые и добрые истории, после походов, и паломничества по святым местам.
В духовной жизни, как взрослого, так и ребенка не бывает мелочей, к любому шагу на пути духовного роста следует относиться серьезно и, посещая святые места, помнить: «Божью помощь мы получаем по нашей же вере».
Многие ребята сейчас выходят из стен интерната, получают свое жилье. Разлетаются по всей Вятской Епархии. Приходы нашей епархии берут под свое крыло таких ребят. Не исключение и наш приход иконы Почаевской Божией Матери поселка Гирсово, где служит мой муж иерей Владимир Койков. Как радостно, что прихожане их принимают, понимают, помогают. «Бог творит чудеса, когда человек сердечно соучаствует в боли другого человека» - это слова преподобного Паисия Святогорца, о котором говорят, что он был человеком, по-настоящему умеющим творить чудеса, настоящие чудеса сострадания к другим людям, чудеса небезразличия, чудеса внимательного отношения к жизни человека. Чудеса, когда ты слышишь плачь другого человека, и когда ты, заглядывая в глаза к другому человеку, замечая там печаль, не отводишь своего взгляда. Бог творит чудеса там, где твое сердце сострадает.
С выступлением также можно ознакомится, посмотрев запись мероприятия. Начало - 1 час 44 минута.
Фотографии: участники Международных Рождественских образовательных чтений
Пресс-служба Вяткой Епархии