На юг за благодатью
При упоминании курорта Сочи сразу же перед глазами возникает такая картинка: морские волны неспешно ласкают берег, ярко светит солнышко, кругом пальмы, множество отдыхающих, везде слышен детский смех и музыка. А вот глубокой осенью это совершенно другой город: успокоившийся, омытый дождиками, хотя и не расстающийся с солнечной погодой. В море купаются только самые отважные. Остальные курортники просто сидят на берегу и любуются набегающей волной. Вот и мы с супругом в этом году именно в такое время отправились в один из здешних пансионатов, чтобы продлить себе тёплые деньки и получить лечебные процедуры, а также посетить Троице-Георгиевский женский монастырь, находящийся в горах.
Сочи
Пока мы ехали в обитель, экскурсовод Людмила рассказала нам об истории Православия в этих землях. В первые века их заселяли племена, известные под собирательным именем «гениохи». Апостол Андрей Первозванный, по преданию, проходил здесь с евангельской проповедью, а святой Симон Кананит в Анакопии, древней столице Абхазии, до которой рукой подать, принял мученическую кончину. Расцвет христианства в этих местах относится к VII–X векам и связан с влиянием Византийской империи, но к XVI столетию Православие здесь было практически уничтожено. В 1829 году после окончания русско-турецкой войны по Андрианопольскому мирному договору Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до форта святителя Николая, возведённого южнее Поти, отошло к России. На территории нынешнего Большого Сочи были построены форты Александрия (Сочи), Лазарев (Лазаревское), Головинский (Головинка) и укрепление Святого Духа (Адлер).
Известно о девяти древних храмах, которые находились в этой местности. Развалины одного из них можно увидеть на пологом гребне горы недалеко от впадения речки Агвы в многоводную Сочи. Стены церкви сложены из речного булыжника на известковом растворе. Своим планом и особенностями кладки храм напоминает церкви Абхазии, построенные в XIV веке. Близ посёлка Лоо на вершине горы сохранились развалины другого храма, возведённого абазинским князем в VIII веке и по характеру кладки схожего с церковью в абхазской Пицунде. В XIV веке турки перестроили его в крепость. Когда же через несколько столетий эта территория стала российской и оказалась в собственности графа Шереметьева, в стенах церкви возобновились православные службы. В советское время храм с тысячелетней историей взорвали. Такая же трагичная судьба постигла церковь VI века в Адлере: она была разрушена при строительстве водопровода в 1954 году.
До революции 1917 года в Сочи насчитывалось около 20 храмов, несколько монастырей и скитов. Ныне действуют две обители, два скита, около 30 церквей и множество часовен. Главным храмом Сочи считается собор Архистратига Михаила, закладка которого состоялась в 1874 году, а торжественное освящение — в 1891-м. Строительство храма горячо приветствовал Ф.М. Достоевский, организовавший сбор средств на возведение сочинской церкви. Местоположение её было весьма удачным: белый храм с золочёными крестами в окружении кипарисов эффектно смотрелся на возвышенном морском берегу. В 1931 году Сочинский райисполком принял решение о запрещении в городе колокольного звона, который якобы «нарушает тишину и нормальную работу санаториев». К 1 мая 1934 года собор закрыли, разместив в нём клуб, а затем склад. В 1937-м власти хотели на его месте построить цирк, но этим планам не суждено было сбыться, а в годы Великой Отечественной войны в храме возобновились богослужения.
Архангел Михаил считается небесным покровителем Сочи. Семиметровая бронзовая скульптура Архистратига на пятиметровом основании из красного гранита и двадцатиметровой каменной колонне была установлена в 2006 году недалеко от места захоронения русских солдат, погибших при защите форта Александрии. Ежегодно в воскресенье, предшествующее празднику в честь Архангела Михаила и прочих Небесных сил, по центральным улицам города проходит крестный ход.
Адлер
Мы уже едем по Адлеру, куда ныне со всех уголков нашей страны приходят поезда и прилетают самолёты. Зимняя Олимпиада 2014 года заметно изменила город: появились великолепные набережные, новые здания, множество зелени. А когда-то на этом месте находилось укрепление Святого Духа. После подписания в 1829 году Адрианопольского мирного договора для обеспечения безопасности побережья, пресечения контрабанды и работорговли, устройства карантинных и таможенных постов российское правительство приняло решение о строительстве Черноморской береговой линии. В июне 1837 года эскадра русских кораблей прибыла к мысу Адлер и выстроилась вдоль берега. После артиллерийской подготовки на побережье был высажен морской десант численностью до четырёх тысяч человек. После продолжительного боя с враждебными племенами горцев, русским войскам удалось оттеснить неприятеля и занять мыс. Почти сразу же на берегу реки Мзымты началось возведение укрепления, совпавшее по времени с праздником Святого Духа. Стены форта были сделаны из ракушечника, привезённого из Керчи и Одессы. Укрепление Святого Духа, гарнизон которого насчитывал более 900 человек, являлось одним из сильнейших на Черноморском побережье Кавказа.
В связи с началом в 1853 году Крымской войны было принято решение о демонтаже Черноморской береговой линии и переводе её гарнизонов в Новороссийск. Укрепление Святого Духа в 1854 году взорвали, и только через десять лет оно было частично восстановлено. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов военный пост «Адлер» подвергся артиллерийскому обстрелу, при котором погибло 11 нижних чинов, похороненных в братской могиле. На месте, где прежде находилась крепость, в 1898 году построили храм Святого Духа. Советская власть закрыла его в 1924 году, а в 1947-м здание церкви разрушили до основания с помощью трёх тракторов и двух пожарных машин. Расположенную рядом часовню и могилы священнослужителей тоже сравняли с землёй. После этого кощунства для всех его участников был устроен концерт. Позднее на месте храма построили летний кинотеатр «Победа».
Православная община в Адлере вновь появилась только в 1989 году. Ей были переданы здания авиакасс и пункта добровольной народной дружины, находившиеся на земле, являвшейся до 1917 года церковной собственностью. Позднее приходу передали и кинотеатр. Первоначально службы проходили в бывшем пункте народной дружины, а в 1998 году завершились работы по перестройке здания авиакасс и был освящён трёхглавый Троицкий храм со звонницей. На приходской территории ныне расположено четырёхэтажное административное здание с церковью в честь Святого Духа, воскресной школой и библиотекой, разбит тенистый сквер, а построенный в советские годы фонтан переоборудован в ротонду-купель.
В горы к монастырю
Остались позади узкие улицы Адлера, и мы оказались на горной дороге, ведущей к Красной Поляне. И вот вдалеке появился Троице-Георгиевский женский монастырь в селе Лесном. Когда мы вошли на его территорию, у меня от увиденной красоты на мгновение пропал дар речи. Я не могла понять, где нахожусь: то ли в Греции, то ли в Сербии, то ли в Абхазии, то ли в Грузии, то ли всё-таки в России, так как в этой обители гармонично сочетаются храмы и другие постройки в разных архитектурных стилях. Экскурсовод Людмила, дав нам время прийти в себя, начала свой рассказ.
До революции в окрестностях Сочи располагалось несколько монастырей, один из которых — мужской Свято-Троицкий — основал прибывший с Афона в конце XIX века игумен Маркиан. В 1905 году при обители была организована школа для солдатских детей-сирот. Число насельников в разные годы доходило до ста десяти. Изданный в 1911 году путеводитель Кавказского горного клуба «Сочи и его окрестности» сообщал: «Проехать в горы к монастырю хотя и недалеко, но трудно. Легче и скорей подняться пешком, чтобы осмотреть церковь, дом для братии, хороший огород, устроенные усердными трудами иноков и почти без средств».
В 1922 году обитель была закрыта, а братия изгнана. Часть иноков поселилась недалеко и создала сельскохозяйственное «Общество монастырского поселения». Храм обители действовал до середины 1920-х годов, а после закрытия был разрушен. Иконы и церковная утварь были сожжены вместе со святынями соседней церкви во имя Георгия Победоносца. Многие из бывших насельников впоследствии подверглись политическим репрессиям, были приговорены к ссылкам и концлагерям, некоторые расстреляны. Со временем на бывших землях обители появилось село Монастырь.
После начала в 1992 году грузино-абхазского конфликта в Россию из Абхазии перебрался один из последних глинских старцев — схиархимандрит Симеон (Нестеренко), многие годы подвизавшийся в горах Кавказа близ Сухума. Батюшка со своей монашеской братией стал жить в одном из горных селений недалеко от Сочи. Отец Симеон просил разрешения у местных властей на возрождение иноческой жизни на месте разрушенной Троицкой обители, где сохранился братский корпус и фундамент храма, но получил отказ, так как там находилась база отдыха одного из государственных ведомств. Лишь в 2021 году Сочинской епархии был передан небольшой участок земли, на котором ранее стояла монастырская церковь.
Схиархимандрит Симеон духовно окормлял многих здешних иноков и инокинь. В конце 1990-х годов ему было откровение от Господа, что в районе села Лесного будет основана женская обитель. Старец благословил нескольких инокинь на поиск этого места. Они не раз приезжали в Лесное, с молитвой обходили его окрестности. В один из дней монахини пришли на бывшую турбазу Адлерского завода ЖБИ. Её новые хозяева разрешили инокиням остановиться в двух небольших домиках у реки Псахо, чтобы можно было не тратить время на поездки из Сочи в Лесное. С собой сёстры принесли простые литографические иконы. Монахини молились Богу, чтобы Он указал им место будущей женской обители. В один из дней образы стали обильно мироточить. Об этом чуде, освидетельствованном местными священниками, было сообщено митрополиту Кубанскому и Екатеринодарскому Исидору и старцу Симеону. Стало ясно, что так Господь указал на место для монастыря. В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II благословил основать на выделенном администрацией г. Сочи возле села Лесного участке земли Троице-Георгиевскую женскую обитель, духовную преемницу Троицкого мужского монастыря.
Духовный оазис
На территории Троице-Георгиевской обители по проектам сочинского архитектора Ф.И. Афуксениди построены шесть уникальных храмов, имеющих свою историю. Церковь мученика Уара возведена на средства женщины, у которой в конце 1990-х годов погиб единственный сын. Несчастная мать продала оставшееся от сына имущество и вложила деньги в строительство этого храма, освящённого в 2004 году. Расписывали его в древнерусском стиле студенты Высшей школы народных искусств г. Санкт-Петербурга. В 307 году военачальник Уар принял мученическую смерть за Христа. Его тело бросили за городом на съедение хищникам, но женщина Клеопатра тайно унесла многострадальное тело святого, а затем захоронила его в семейном склепе рядом со своими некрещёными родственниками. В награду за её благородный поступок мученик Уар явился ей во сне и сказал, что души её родных спасены. С тех пор святому молятся за некрещёных или умерших без покаяния людей.
Храм в честь Живоначальной Троицы и Песчанского образа Божией Матери возведён тоже в 2004 году. Внутри он напоминает корабль-ковчег. В 2013-м президент России Владимир Путин посетил Троице-Георгиевскую обитель и помолился на рождественском ночном богослужении в этой церкви, после чего пообщался с монашествующими и паломниками. Главная святыня храма — список Песчанской иконы Пресвятой Богородицы, с которым ежедневно совершается крестный ход вокруг обители. Первообраз же был явлен святителю Иоасафу Белгородскому, который в 1754 году, незадолго до своей кончины, увидел во сне, будто он в одной из осматриваемых им церквей в притворе на куче мусора нашёл икону Богоматери с Младенцем, от которой исходило сияние. Святитель услышал глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители этого храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор».
Каково же было изумление епископа, когда он обнаружил увиденную во сне икону в Вознесенской церкви г. Изюма Харьковской губернии. Образ служил в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению святителя Иоасафа икона была помещена в большой киот. Многочисленные чудотворения и исцеления совершались по усердным молитвам пред Песчанским образом Божией Матери. Так, в 1830 году после молебна и крестного хода с иконой прекратилась эпидемия холеры в г. Изюме и его окрестностях. После октябрьского переворота 1917 года чудотворный образ был переправлен за границу, где его следы затерялись. В настоящее время существует несколько известных списков Песчанской иконы. Один из них — так называемый крестоходный — считается всероссийской святыней и посетил более двадцати пяти епархий Русской Церкви. Этот образ привозили и в зону боевых действий.
Храм в честь Семистрельной иконы Божией Матери в неорусском стиле, возведённый в 2008 году, удивляет изяществом форм, столпообразной архитектурой с шатровым завершением и фарфоровым иконостасом, изготовленным на Урале. Семь граней фасадной апсиды вторят семи стрелам, изображённым на образе Богородицы. Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» имеет резной иконостас, сделанный из липы, и напоминает древнерусский терем. Её белоснежный фасад и плавные формы кровли, увенчанной яркой голубой главкой, неподражаемы в своём очаровании.
Для храма в честь вмч. Георгия Победоносца, небесного покровителя монастыря, в византийском стиле были написаны иконы Божией Матери «Игуменья горы Афонской», «Троеручица» и «Неопалимая Купина». Сейчас в монастыре завершается строительство церкви в честь Иверского образа Пресвятой Богородицы и великомученика Пантелеимона. Главным благотворителем является одна местная греческая семья, в которой несколько лет назад после усердных молитв к Целителю Пантелеимону выздоровел умиравший ребёнок. Фасад этого храма отделан натуральным камнем, каждый кусочек которого обрабатывается вручную непосредственно на месте строительства.
Кроме церквей на территории обители находятся сестринский корпус, беседка-звонница, монастырская чайная. Троице-Георгиевская обитель — настоящий зелёный оазис, где растёт множество растений: сливы, цитрусовые, оливы, бананы, киви, хурма, а также пальмы, кипарисы, юкки, камелии, тюльпановое дерево, гинкго и другие растения. Из их плодов, листьев и цветов сёстры делают чай и варенье. Наверное, самое экзотическое растение — конфетное дерево. Съедобные части его веточек содержат большое количество сахара и по вкусу напоминают конфеты. В этом райском месте, где ощущаешь благодатное внутреннее умиротворение, насельницы монастыря живут напряжённой духовной жизнью, ежедневно совершая полный круг богослужений, читая неусыпаемую Псалтирь, а во время случающихся чрезвычайных ситуаций, например, при поднятии уровня горной реки Псахо, они сугубо молятся Архангелу Михаилу.
Скоро домой
По возвращении в пансионат в один из вечеров я поехала помолиться на службе в Троицком храме Адлера. Замечательно пел приходской хор. Росписи на своде создавали впечатление близости к нам духовного мира. Я заметила у стены аналой с открытым Евангелием. Рядом имелась табличка: «Прочитай Евангелие сегодняшнего дня». Любой человек, зайдя в церковь даже не во время службы, может почитать Слово Божие. Причём Евангелие довольно большого размера, а текст крупным шрифтом имеет перевод на русский язык. Очень хорошая традиция!
Воскресное утро мы с супругом провели за Божественной литургией в небольшом деревянном храме святителя Спиридона Тримифунтского. Моему мужу, священнику Иоанну, посчастливилось сослужить настоятелю на Литургии. Эта церковь находится на крутом уступе горы среди панельных пятиэтажек на улице Голубые Дали. С остановки общественного транспорта к ней ведёт лестница со 120 ступенями. С крылечка храма открывается прекрасный вид на море, действительно, голубые дали. Церковь свт. Спиридона маленькая, так что некоторые прихожане молятся во дворе, где установлены колонки. Здесь же проходит исповедь.
После воскресной службы мы, несмотря на небольшой дождик, радостные возвращались в пансионат, чтобы уже на следующий день улететь в родную Вятку. Уже у самого Кирова командир самолёта объявил, что из-за тумана Победилово не примет наш борт. Мы вынуждены были около пяти часов провести в аэропорту города Чебоксары. Всё в нашей жизни происходит по воле Божией, и нам надо научиться принимать все события со смирением и благодарностью.
На фото:
- Собор Архистратига Михаила г. Сочи;
- Троицкий храм в Адлере;
- Моление святителя Иоасафа пред Песчанской иконой;
- Троице-Георгиевский монастырь;
- Церковь свт. Спиридона;