25.12.2024

Бобровские. История семьи

Колобово — самое древнее поселение на территории нынешнего Советского района. Священник Покровской церкви слободы Кукарки Димитрий Трапицын в 1851 году сообщал, что Колобово уже существовало в 1423 году. Каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери заложена в 1796 году. В 1803-м был освящён тёплый правый придел в честь святителя Николая. В 1806 году освятили холодный центральный храм в честь Казанского образа Богородицы, и только в 1857-м был освящён левый тёплый придел в честь великомученицы Екатерины. Сколько существовало до этого деревянных церквей в селе, сказать трудно. Они горели, ветшали, и вместо них возводились новые. Предпоследний из деревянных храмов вместе с прилегающим к нему кладбищем был подмыт разлившейся Пижмой и рухнул в реку.

Приход состоял из 17 селений, в которых проживало 2860 человек. Главные их занятия — хлебопашество и отхожий промысел. В селе имелось трёхклассное начальное училище, открытое в 1841 году. Именно сюда на должность заведующего в 1880 году был назначен молодой учитель Иван Игнатьевич Бобровский, сын пономаря из с. Кугушерки Яранского уезда. Он как естествовед очень любил природу. Им было собрано несколько коллекций насекомых и гербариев. Иван Игнатьевич занимался пчёлами и даже создал пчеловодческое общество. В 1882 году он женился на дочери священника Ольге Дмитриевне и вскоре был рукоположен в иерея, служил в Казанско-Богородицкой церкви и преподавал Закон Божий в училище. Отец Иоанн являлся членом Вятского братства святителя Николая. Семья Бобровских жила в просторном деревянном доме, имевшем все необходимые надворные постройки. У батюшки Иоанна и матушки Ольги родились дочери Мария, Ольга, Раиса, Юлия, Варвара и сын Николай.

Из воспоминаний дочери Варвары: «Отец был религиозным человеком и искренним священником. Папа никому не желал и не делал зла. Он любил Родину и простой народ, и сам был настоящим тружеником, находя в работе радость и смысл жизни. К людям он относился доброжелательно, помогал нуждавшимся. Обездоленные, одинокие, больные, неполноценные физически и умственно находили у него заботу и приют. Так, отец полностью обеспечивал одинокого и престарелого священника Павла Христолюбова. Беспризорного подростка, которого в селе звали Алёшей-дурачком, папа принёс в наш дом с улицы полузамёрзшим. С тех пор он до самой старости жил с нами, но так и не смог научиться говорить, а произносил только отдельные слоги, когда смеялся. Выросла у нас и хромая девочка-подросток Мария Рекутина, нянчилась с малышами и как равный член семьи прожила с нами до старости. Многие из тех людей, кому помогал папа, потом охотно заботились о нашей семье.

Работы у нас всегда было много: земля, сад, скот, пчёлы. Отец с раннего детства всех нас приучал трудиться, уметь всё делать своими руками и находить в любой работе радость. Он не курил, не пил алкогольных напитков, не повышал ни на кого голос, а был человеком культурным, справедливым, чутким, выдержанным и тактичным. Папа много трудился, но всегда находил время для чтения, и у нас была хорошая библиотека. Умер он в 1912 году в возрасте 54 лет. Смерть его стала неожиданной для всех нас. Умер папа, добросовестно выполняя свой священнический долг. Произошло это так:

В одной отдалённой деревне умирал старичок. Поздно вечером за отцом была выслана подвода, потому что умирающий просил исповедовать его и причастить Христовых Тайн. Несмотря на уговоры ездового отложить поездку из-за бушующей вьюги, папа настоял на том, что надо ехать и напутствовать старичка, потому что промедление смерти подобно, и этого нельзя допустить, невзирая ни на какие условия. Наши просьбы и убеждения ездового не помогли. В результате умирающий дожил до приезда папы, но через несколько минут после совершения Таинства скончался. Отец тогда простудился, так как был сильный ветер, заболел воспалением лёгких и скоропостижно умер. По рассказам мамы и старших сестёр, в последний путь его провожали 40 священников и многолюдная толпа народа». Похоронили отца Иоанна у алтаря Казанско-Богородицкой церкви. На могилу было установлено мраморное надгробие, которое в годы атеизма, когда храм был закрыт, внучки батюшки перенесли на могилу его дочери Марии Ивановны на сельском кладбище.

* * *

В семье Бобровских было пять дочерей, и все они окончили епархиальное училище. Спокойные, дружные сёстры всегда помогали друг другу. Старшая дочь Мария Ивановна Бобровская родилась в 1883 году. С 16 лет работала учительницей в школе деревни Семендур Яранского уезда, обучая разновозрастных учеников. Через четыре года она вернулась в Колобово (Борок), где в местной школе более пятидесяти лет преподавала русский язык и литературу. За безупречное педагогическое служение была награждена орденом. Мария Ивановна активно участвовала в общественной работе, в художественной самодеятельности. Трудилась ещё и заведующей библиотекой. Жила она в доме напротив церкви: в одной половине находилась библиотека, в другой размещалась Мария Ивановна. Потом перешла в отцовский дом, уступив свой сельскому совету.

Варвара Ивановна вспоминала: «Моей первой учительницей была любимая и незабвенная старшая сестра Мария. Помню, как мы с ней осенними и зимними вечерами сидели до глубокой ночи, и каждый занимался своим делом: она готовилась к занятиям, а я обеспечивала освещение рабочего места, меняя сгоревшие лучины. Сестра была высоконравственным человеком и талантливым педагогом, любила Родину и окружавших её людей, с сердечной теплотой относилась к детям. Она всегда говорила спокойно, не злоупотребляя нотациями, не унижая учеников, не высмеивая. Была немногословна, но убедительна; её слова доходили до ума и сердца детей.

Однажды, просматривая контрольные работы по русскому языку семиклассников, я заметила, что нет плохих оценок. Спросила Марию: «Почему не все контрольные оценены и нет двоек?» Она ответила вопросом: «А кто же я?» — и пояснила: «Я преподаватель и обязана научить каждого. Если поставила двойку, значит, это оценка моей работе: я не научила, и надо ещё позаниматься с ребятами, пока они не усвоят учебный материал. А ещё иногда плохие оценки убивают желание учиться». Если сестра дежурила по школе, везде была тишина и ни одной соринки. На крыльце она встречала с улыбкой каждого ребёнка». Умерла Мария Ивановна Бобровская 5 января 1962 года и похоронена на местном кладбище.

Николай Иванович Бобровский родился в 1891 году. После увольнения из первого класса Вятской духовной семинарии проживал при отце. Потом служил в армии, переехал в г. Козьмодемьянск, женился, но с супругой вынужден был жить на разных квартирах из-за преследования детей духовенства. Николай Иванович много писал домой, но его письма, к сожалению, не сохранились.

Ольга Ивановна Бобровская (Филимонова) родилась в 1893 году. После епархиального училища трудилась в родной школе, а потом вышла замуж за Михаила Александровича Филимонова, впоследствии ставшего священником. Он служил в Сырьянах (ныне в Белохолуницком районе), а Ольга Ивановна учила там детей в школе. 26 января 1919 года отец Михаил был схвачен местными большевиками. Вот как описывает это трагическое событие, рассказ о котором передавался из поколения в поколение, вятская художница Т.П. Дедова в своей книге «Живые храмы»:

«Представители новой местной власти и приехавшие из Вятки бывшие односельчане Филипп Порошин по прозвищу Энгельс, Ванька-Покрышка и другие стали вызывать в сельсовет отдельных жителей. О том, чем это закончилось, однажды в 1960-х годах похвастался один из участников тех событий Филипп Шихалеев из деревни Сухари, который в порыве откровенности признался, что в тот вечер, «схватив попа Михаила за гриву волос, вместе с товарищами гнал его и одного торговца по крутому склону к реке Вятке, где и утопили эксплуататоров в проруби». Вместе с батюшкой мученическую смерть принял мирянин Александр Ситников. Утром 27 января пришедший к проруби крестьянин Степан Порошин обнаружил тело отца Михаила. Волосы его примёрзли ко льду, поэтому тело не унесло течением. Убитые были похоронены у алтаря Никольской церкви села Сырьяны».

Матушка Ольга Ивановна после гибели мужа и увольнения с работы была вынуждена покинуть село с шестью малолетними детьми (старшему ребёнку исполнилось 9 лет). Она приехала в Борок к матери и сестре Марии Ивановне. Какое-то время трудилась в Советске в детском доме, но оттуда её уволили как дочь и жену священника. Ребят у неё отобрали, но потом вернули. Ольга Ивановна снова приехала в Борок и работала там в школе.

Раиса Ивановна Бобровская (Малькова) родилась 1895 году. Старожилы деревни Лесниково Советского района с благодарностью вспоминают эту женщину, более двадцати лет трудившуюся в местной школе. Как вспоминала её дочь Анна, «мама окончила Яранские учительские курсы, в 1920-е годы приехала в Лесниково. Вышла замуж за Александра Малькова. Он был директором начальной школы. Помню, как мама допоздна писала учебные планы, а папа как активный общественник ходил на все мероприятия, так что с нами водиться нанимали няньку. Жили только на зарплату: интеллигенты скот не держали. Из колхоза давали муку и зерно. Также учителям полагался паёк: масло, крупы, сахарный песок, конфеты… Папа участвовал в Великой Отечественной войне, награждён орденом Красной Звезды, был ранен в руку, и она не действовала. В День Победы ему позвонили из Советска и сказали, чтобы собрал народ на торжественный митинг, а у нас дома горе: в ночь с 8 на 9 мая умерла мама. Она сильно простыла, и отказали почки. Нас, детей, осталось четверо. Нам помогали мамины сёстры из Борка.

Юлия Ивановна Бобровская (Емельянова) родилась в 1897 году и училась в одном классе борковской школы с Лёней Говоровым, будущим маршалом, Героем Советского Союза. Они дружили, а позднее Леонид дважды просил Юлию выйти за него замуж. Девушка отказалась, но хранила его письма и фотографию, на которой молодой Говоров стоит в домотканом пиджаке и с кнутом в руке. В начале 1920-х годов Юлия Ивановна заведовала районным отделом народного образования в Советске, а потом её перевели в Вятку. Приехала в губернский город, а остановиться негде. Надо решать вопрос с жильём, а ей только и говорят: «Подождите». Познакомилась с Иваном Емельяновым, и тот разрешил ей временно пожить в его квартире, сказав, что редко бывает дома. Позднее он предложил пожениться. Служебную жилплощадь Юлии Ивановне так и не предоставили, и она, можно сказать, из-за квартиры вышла замуж. Родные потом иногда над ней по-доброму подшучивали, что, мол, променяла Говорова на квартиру. В семье Емельяновых родилось четверо детей.

Варвара Ивановна Бобровская (Гоголева) появилась на свет в 1899 году. Окончила борковское училище, а в 19 лет — гимназию и трёхмесячные курсы дошкольных работников. Её направили в деревню Юшково, которая находилась недалеко от Борка. Там она должна была открыть детский сад. Трудностей было предостаточно, но они оказались преодолимыми. Детский сад в Юшково стал одним из первых в нашем крае в сельской местности. Работу Варвары Ивановны одобрили и направили учиться в Ленинградский педагогический институт, по окончании которого она работала в городе на Неве.

В 1928 году вышла замуж за лётчика Александра Гоголева. Мужа перевели в часть в Читу, и с тех пор началась кочевая жизнь. Где бы ни служили Гоголевы, Варвара Ивановна работала в системе народного образования. В Великую Отечественную войну вместе с детьми Рэмом и Лидией была эвакуирована из Мелитополя в Саратовскую область, но в 1943 году ребята там заболели тропической малярией. Тогда Варвара Ивановна с детьми переехали в Кировскую область, и полтора года они жили в Борке у бабушки Ольги Дмитриевны и Марии Ивановны Бобровских. После войны Гоголевы построили дом в Чернигове. Муж учил лётчиков, а Варвара Ивановна работала в детском саду.

Ольга Дмитриевна Бобровская, супруга священника Иоанна, после смерти мужа всю свою жизнь посвятила детям, а потом и внукам. Девочек учила шить, вязать, готовить, плести кружева. В Борке они с дочерью Марией Ивановной держали пасеку. После первой выкачки всем соседям давали по чашке мёда. Имели корову и кур, садили овощи в огороде, ведь стольких внуков надо было прокормить и всем помочь! Внучка Нинель Александровна Пономарёва, дочь Раисы Ивановны, хранительница истории семьи Бобровских, вспоминала: «Каждое лето я жила у бабушки. Утром стакан молока и ложка мёда, и гоню корову в стадо». Село Борок, спокойные и ласковые бабушка Ольга Дмитриевна с Марией Ивановной были тихой пристанью для всех потомков священника Иоанна Бобровского. Ольга Дмитриевна тихо умерла в 1932 году в окружении детей, внуков и правнуков.

Благодарную память об этой семье до сих пор хранят многие местные жители. В настоящее время Казанско-Богородицкая церковь, где служил батюшка Иоанн, постепенно восстанавливается стараниями протоиерея Петра Ковальского и прихожан. Здесь регулярно совершаются богослужения, на которых поминаются имена священника Иоанна, матушки Ольги и их детей Николая, Марии, Ольги, Раисы, Юлии и Варвары.

На фото:

– Казанско-Богородицкий храм;

– Священник Иоанн Бобровский;

– Матушка Ольга Дмитриевна Бобровская;

– Старшая дочь Мария Бобровская;

– Раиса и Мария Ивановны;

– Ольга Ивановна Бобровская (Филимонова);

– Юлия и Варвара Ивановны.

Нина Жабкина
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку