24.12.2024

Страна гор

При упоминании Дагестана мне сразу же представляются горы и Каспийское море. Давно хотела побывать в этой республике, и неожиданно в паломническую службу «С Вятки» пришло приглашение из Махачкалинской епархии в октябре принять участие в православном ознакомительном туре. Поездом до Москвы, три часа на самолёте до Махачкалы, и вот мы с коллегами из Нижегородской и Вологодской областей уже размещаемся в замечательной гостинице «Санкт-Петербург». Нас ждал ужин в местном ресторанчике, где мы убедились, что на Кавказе живут очень гостеприимные и хлебосольные люди. Так началось наше знакомство с Дагестаном, или Страной гор.

Кизляр

Утром мы отправились в Кизляр. По дороге сопровождавшие нас представители паломнической службы Махачкалинской епархии Абусупиан и Анастасия познакомили нас с историей Дагестана, одного из древнейших центров земледелия и животноводства. Первым государством, образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населённая предками современных лезгиноязычных народов. Оказывается, в первые века после Рождества Христова население этой страны приняло Православие, но в VI–VII веках в течение столетней войны с арабами местные жители были обращены в ислам, который затем через них распространился почти на весь Северный Кавказ.

В средние века начался постепенный процесс образования Дагестана как единого государства. Главной причиной объединения народов, говоривших на различных языках и имевших разную культуру, стало противостояние многочисленным захватчикам. Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев при защите своей родины и свободы. Например, есть у них своя Жанна д'Арк — Парту Патима, возглавившая борьбу своего народа с войсками жестокого завоевателя Тамерлана. В последующую эпоху Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им, а в 1813 году согласно Гюлистанскому мирному договору вошёл в состав Российской империи. В годы Великой Отечественной войны дагестанцы снова проявили свой мужественный характер при защите Родины: 47 жителей этой республики стали Героями Советского Союза. В смутные 1990-е годы в республике, народ которой не понаслышке знал, что такое война, сумели сохранить мир в этом самом многонациональном регионе бывшего Советского Союза.

Кизляр, куда мы ехали, находится в северо-восточной равнинной части Дагестана, в низовьях Терека. Этот город иногда называют северной столицей республики. Считается, что основан он в 1735 году, когда на этом месте была заложена русская крепость. Известно, что через эти места в далёкие времена пролегал оживлённый торговый путь из Европы на Восток. В знаменитом Каталонском атласе Авраама Крескеса, составленном в XIV веке, упоминалось торговое поселение Абсияхкент, вблизи которого впоследствии и была заложена крепость Кизляр. Поселение стало центром Терско-Кизлярского казачьего войска. Значение города как крупного транзитного и торгового центра постепенно возрастало. Помимо торговли местные жители занимались рыболовством, шелководством, виноградарством и виноделием. К середине XIX века в Кизляре действовали пять русских церквей, три армянских и одна грузинская, семь мечетей и одна синагога, а также школы и училища. В 1915 году сюда провели железную дорогу. Первая мировая война и последовавшая за ней революция надолго остановили мирное развитие города.

В 1736 году в Кизляре был основан Крестовоздвиженский монастырь, закрытый большевиками в 1918-м. В наше время на его месте образовалась женская обитель, в которой нас очень радушно встретила её настоятельница — монахиня Антонина (Павлова). Она рассказала нам, что возрождение обители шло очень трудно, так что иногда у матушки опускались руки и хотелось покинуть это место, но Господь укреплял, в том числе и чудесами. Сейчас в монастыре живёт несколько насельниц. На территории обители находится Никольский храм, возведённый в 1795 году. Здесь пребывает чтимый список Моздокской иконы Божией Матери, которую, согласно преданию, подарила осетинам в начале XIII века царица Грузии Тамара. Моздокский образ почитают православные всего Северного Кавказа.

Ещё одной святыней Крестовоздвиженского монастыря является частица Древа Христа Спасителя. Каждый год в праздник Воздвижения сюда совершается крестный ход от собора великомученика Георгия Победоносца, в котором принимают участие многие жители города. В Георгиевском храме, построенном в 1995 году и красиво расписанном фресками, мы тоже побывали. Там нас радушно встретил настоятель церкви иеромонах Силуан (Исаев-Баидаури). Мы помолились пред иконой вмч. Георгия с частицей мощей, осмотрели ухоженную храмовую территорию, на которой размещаются здание воскресной школы и большая трапезная. Попечителем этого собора является Е.А. Дружинин, генеральный директор Кизлярского коньячного завода, поэтому после чаепития нас повезли на это известное в России предприятие. Мы увидели современные и очень чистые цеха, где нас познакомили с технологией производства коньяка из винограда местных сортов.

Махачкала

Следующий день был посвящён знакомству с Махачкалой, столицей Дагестана. В Успенском кафедральном соборе наш гид Анастасия провела для нас экскурсию по главному храму Махачкалинской епархии, в которую входят православные приходы и монастыри Дагестана, Ингушетии и Чечни. Многие знают, что 23 июня этого года Успенский собор подвергся нападению террористов. Охранник Михаил Вавилин помог священнослужителям и прихожанам закрыться в церкви, но сам погиб. Железные двери и решётки на окнах помешали бандитам проникнуть в храм. У боевиков были специальные фитили с зажигательной смесью, и они сожгли пять автомобилей и просфорню. Бой сотрудников правоохранительных органов с террористами продолжался до ночи. Бандиты были уничтожены, а священнослужители с прихожанами спасены.

История каменного Успенского собора в византийском стиле началась в 1905 году, когда рабочие железнодорожной станции Порт-Петровск (так тогда называлась Махачкала) обратились к властям с просьбой построить для нужд православного населения большой храм. Одним из первых средства на возведение церкви выделил сам император Николай II. Строительство было закончено уже через год, и первоначально собор освятили в честь Моздокской иконы Божией Матери. После революции 1917 года церковь была закрыта, а в её здании в разные годы располагались склад и магазин. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. Тогда же храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

После 1952 года, когда снесли Александро-Невскую церковь, Успенский собор долгое время оставался единственным действующим православным храмом Махачкалы. В начале 2000-х годов к церкви был пристроен придел в честь благоверного князя Александра Невского, расписаны свод и стены собора, восстановлен иконостас. Реставрацию проводили местные художники под руководством Абдулзагира Мусаева. Сейчас при Успенском кафедральном соборе действуют воскресная школа для взрослых и детей, библиотека духовной литературы и благотворительная столовая.

После знакомства с храмом мы отправились в министерство туризма Дагестана, где состоялся круглый стол, посвящённый перспективам развития религиозного туризма в регионе. В мероприятии приняли участие министр по туризму Эмин Мерданов, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, представители муфтията Дагестана и православных епархий, посетивших республику в рамках ознакомительного тура. Также в этот день мы посетили храм равноапостольного князя Владимира, сооружённый на месте уничтоженного Александро-Невского собора, побывали у памятника, посвящённого русской интеллигенции, так много сделавшей для дагестанского народа. Мы познакомились с Национальным музеем, где увидели уникальные экспонаты, рассказывающие о прошлом и настоящем республики. На выставке, посвящённой 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова, вспомнили его стихи, а вечером прогулялись по набережной вдоль Каспия, который встретил нас шумом волн и целебным морским воздухом.

Дербент

Солнечным утром следующего дня мы отправились в Дербент, по пути заехав в курортный город Каспийск, где посетили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Нижний её храм освящён в честь Иоанна Воина. Нужно отметить, что практически во всех церквях Дагестана можно увидеть иконы этого святого, а также праведного Иоанна Русского, которых здесь особо почитают.

Побывали мы и в прикаспийском городе Изербаше, излюбленном месте отдыха россиян, где самое чистое море и хороший вход в него. Но нашей целью был небольшой Серафимовский храм, построенный в начале нашего столетия. Настоятель церкви иерей Олег Шальнов поделился с нами радостной вестью. Уже много лет он размышлял о небольшой звоннице, так как колокольню просто негде построить. Однажды в храм пришёл мужчина, помолился и спросил у батюшки, о чём тот мечтает. Священник ответил: «О колоколах на приходе». И вот буквально накануне нашего приезда в церкви появилась стойка с новыми колоколами. Настоятелю так и не сказали, кто благотворитель. На одном из колоколов была надпись: «В память об убиенном протоиерее Николае Котельникове». Этот священник служил в Дербенте, куда мы и направлялись. Дивны дела Твои, Господи!

Древний город Дербент, наверное, больше всего меня поразил. Находится он на берегу Каспийского моря недалеко от устья реки Самур в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Это самый южный и самый древний город России с численностью населения более 120 тысяч человек, второй по величине и значению в Дагестане. Его название с персидского переводится как «закрытые врата», потому что создавался город как мощная крепость, состоявшая из цитадели Нарын-кала и двух каменных стен, ограждавших Дербент с юга и севера. Известно, что ещё во II веке до нашей эры на месте кочевой стоянки массагетских племён был построен город Чола, через четыре столетия ставший Дербентом. Бывал он под властью персов, арабов, турок-сельджуков, а в первой половине XIII века сюда пришла татаро-монгольская орда, под игом которой город утратил прежнюю силу и благополучие. Во второй половине XVII века Степан Разин c казаками взяли Дербент штурмом. В следующем столетии он перешёл к персам, а окончательно был присоединён к России в 1813 году. В советское время город славился своими санаториями, турбазами и гостеприимством.

Местные жители говорят, что тот, кто не посетил цитадель Нарын-кала, тот не был в Дербенте. Эта знаменитая древняя крепость возвышается над городом. В её стенах на расстоянии около 25 метров друг от друга были устроены башни. Внутри сохранились резервуары для воды на случай осады, ханские бани и канцелярия XVIII века, где ныне размещается музей «Древний Дербент», а также здание гауптвахты 1828 года постройки, в котором сейчас находится картинная галерея с экспозицией, посвящённой истории города. Среди руин древних зданий — остатки церкви IV века, первого христианского храма в Дагестане.

Дербентская двойная стена длиной в 3600 метров от цитадели Нарын-кала спускается к морю. Южная и северная части стены идут параллельно друг другу на расстоянии 300–400 метров. Морская часть заходит в Каспий на 500 метров, запирая вход в гавань. Низ стены сделан из кирпича, но основной её объём, датируемый VI веком, выложен из крупных блоков тёсаного камня. Средняя высота стены — 12 метров, толщина варьирует от 230 до 380 сантиметров. На равных расстояниях друг от друга были возведены 73 оборонительные башни. Из 14 первоначальных ворот сохранились девять. Древний город находился внутри этой мощной стены. Южная её часть как более поздняя была существенно разрушена в XIX веке, в то время как северная в значительной степени сохраняет первозданный вид.

Дербентская стена имела и горную часть (Даг-бары), построенную примерно в VI веке и сохранившуюся фрагментарно. Она уходила на 42 километра в сторону Кавказского хребта. Это монументальное сооружение из ракушечника с фортами и башенками даже называли Великой Кавказской стеной. Она спасала местных жителей от набегов кочевых племён. Нарын-кала с Дербентской стеной являются частью государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и включены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Дербент издревле был морским портом. Первое упоминание о его гавани можно обнаружить в арабских письменных источниках IX века. В 1866 году на северо-восточной стене Нарын-кала, примерно в полукилометре от береговой линии, был выстроен маяк высотой около 18 метров. Он действует до сих пор. Его сигнал виден на расстоянии до 18 морских миль. Маяк в Дербенте считается самым южным маяком страны и включён в список охраняемых государством памятников. Нужно сказать, что мне Дербент чем-то напомнил старый город Иерусалима: такие же узенькие улицы, стена из жёлтого камня, ощущение древности…

Отец Николай

В Дербенте мы посетили Покровский храм, где 23 июня этого года был жестоко убит террористами протоиерей Николай Котельников, похороненный у церкви. Он родился в 1958 году в станице Орджоникидзевской (ныне город Сунжа в Ингушетии). Учился в Ставропольской семинарии и после рукоположения в священный сан приехал в Дагестан, где сначала два года служил в Хасавюрте и почти 45 лет в Дербенте. Отец Николай являлся старейшим клириком и духовником Махачкалинской епархии. Он был незлобивым и очень простым человеком, пользовался большим уважением в городе не только среди христиан, но и мусульман и иудеев. В Дербенте очень дорожат тем, что люди разных традиционных религий живут в мире и взаимном уважении. Поэтому местные жители были поражены самим фактом совершения такого преступления — убийства священника в храме. Протоиерей Николай Котельников посмертно был награждён орденом благоверного князя Александра Невского Русской Православной Церкви и орденом Мужества.

Кстати, три дочери батюшки являются жёнами священников. Второй клирик Покровского храма иерей Михаил Лобов, тоже переживший нападение на церковь, — средний зять отца Николая. Зятем ему приходится и священник Сергий Абасов, который в тот же день, 23 июня, чудом спасся с прихожанами от смерти при нападении бандитов на Успенский кафедральный собор Махачкалы. В 2018 году отец Сергий был настоятелем в грозненском храме Архангела Михаила, на который совершили нападение боевики запрещённой в России террористической организации «Исламское государство». Тогда батюшке с прихожанами удалось закрыть дверь и не впустить убийц внутрь церкви. Нападавших в ходе спецоперации ликвидировали, но при этом погибли двое полицейских.

В Покровском храме нас встретила матушка Валентина, вдова протоиерея Николая Котельникова, очень добрая и открытая женщина, от улыбки которой становится легко на сердце. Она рассказала нам историю построенной в 1902 году церкви, которая является единственным православным храмом Дербента. Его, как и многие другие исторические объекты Дербента, в начале XXI столетия отреставрировали, а также установили новый иконостас, возвели колокольню. Рядом с церковью появился зелёный сквер. Сегодня Покровский храм — центр православной общины, при нём действует воскресная школа. Матушка Валентина рассказала, что отец Николай и после своей смерти помогает семье и прихожанам, которых всех очень любил. Мы предложили ей начать писать книгу воспоминаний о протоиерее Николае Котельникове. Прощаясь, матушка с каждым из нас сфотографировалась и молитвенно пожелала всем здравия. А вечером нас ожидало необычное представление — дербентские светомузыкальные фонтаны с исполнением патриотических песен. На нас произвело сильное впечатление то, что сотни людей все вместе пели песню про матушку Россию!

Хасавюрт

Нам запомнился построенный в неовизантийском стиле Знаменский храм г. Хасавюрта, самая большая православная церковь Северного Кавказа, архитектурная доминанта города. По архитектуре она напоминает Троицкий собор Уржума. В 1901 году начальник Терской области дал разрешение на возведение в Хасавюрте вместительного храма, и уже на следующий год началось строительство. Для кладочных работ использовали кирпич местного производства и каменные пиленые блоки из здешних карьеров. Сооружение церкви велось на благотворительные пожертвования, а на отделочные работы средства выделил Синод. В 1907 году Знаменский храм освятили, хотя внутренняя отделка продолжалась ещё несколько лет.

Новая церковь представляла собой монументальное крестово-купольное сооружение с девятью главками высотой около 40 метров. Во время Гражданской войны в храме случился пожар, из-за которого погибла значительная часть росписей. В 1939 году советская власть закрыла церковь и использовала её здание в качестве складских помещений. В 1943 году вновь произошёл пожар, уничтоживший оставшиеся элементы внутреннего убранства. Тогда же храм вернули верующим, и в нём возобновились богослужения. Постепенно прихожане провели в Знаменской церкви ремонт. Не так давно храм, являющийся памятником архитектуры, был включён в федеральную программу «Культура России», что, возможно, позволит провести масштабную реконструкцию.

Затем нас ждала экскурсия в Сулакский каньон. Его протяжённость составляет 53 километра, а глубина достигает 1920 метров. Сегодня это ущелье — одна из самых известных природных достопримечательностей Дагестана, и привлекательность этого красивейшего места для туристов только растёт. Сверху открываются невероятные виды на тонкую лазурную реку, горные водопады, а снизу особенно поражает величие гор. Как появился каньон — неизвестно. Считается, что таким глубоким он стал благодаря реке Сулак, самой полноводной в Дагестане.

На Сулакский каньон приезжали Лермонтов, Толстой и даже Александр Дюма (отец). Французский писатель очень вдохновился красотой и величием дагестанского чуда, так что потом упоминал о нём в своих произведениях. В книге «Кавказ» он так описывал впечатления от посещения каньона: «Я лёг на землю и закрыл руками глаза… Охватившая меня нервная дрожь будто сливалась с сердцебиением земли, которая словно была жива, двигалась и билась подо мною. На самом деле это так билось моё сердце». Сулакский каньон является местом обитания редких птиц: белоголовых сипов, чёрных грифов и стервятников. На склонах живут горные козлы. И мир флоры тоже богатый: здесь есть редкие и малоизученные виды растений. Также в каньоне находится одна из самых крупных гидроэлектростанций России, имеющая плотину высотой в 232 метра. И там мы тоже побывали. Электростанция выглядит как арка, втиснутая между двух гор. Зрелище величественное!

В день вылета из Махачкалы мы помолились на Божественной литургии и снова прогулялись по берегу Каспийского моря. Убеждённо говорили, что очень хорошо, если Дагестан будут посещать не только туристы, но и православные паломники, у которых в республике есть замечательные братья и сёстры по вере. Мы были счастливы, что несколько по-летнему тёплых октябрьских дней провели в удивительной Стране гор.

На фото:

– Успенский кафедральный собор в Махачкале;

– Монастырская Крестовоздвиженская церковь в Кизляре;

– Протоиерей Николай Котельников;

– Сулакский каньон;

– Крепость Нарын-кала.

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку