20.12.2024

В Суздаль на Покров

На Покров Пресвятой Богородицы в г. Суздале, отмечающем в этом году своё тысячелетие, состоялась конференция руководителей паломнических служб России. За прошедшие несколько лет Суздаль, где мы уже бывали прежде с вятскими богомольцами, заметно преобразился, при этом сохранив колорит древнего города с множеством храмов и монастырей.

Моё новое знакомство с Суздалем началось со Спасо-Евфимиева монастыря, который, к сожалению, а может быть и к счастью, находится на территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, что позволило обители сохраниться в годы советской власти. В музее для участников конференции была проведена экскурсия. Мы осмотрели экспозицию уникальных старинных икон, церковной утвари и облачений духовенства и узнали историю Спасо-Евфимиева монастыря, основанного преподобным Евфимием в 1352 году.

Древняя лавра

Святой Евфимий отличался подвижнической жизнью, строгим и нелицеприятным был и к себе, и к другим. Облечённый в высокий сан архимандрита, он носил простую иноческую одежду. Собственными руками выкопал в обители колодец, развёл пчельник. Им с братией были возведены Преображенский храм, церковь во имя прп. Иоанна Лествичника с трапезной и больничный Никольский храм. Нищие и убогие находили в монастыре пропитание, больные — мирное пристанище и покой. За должников отец Евфимий часто выплачивал долги. Несправедливо притесняемые судом или знатными людьми могли полагаться на его бескорыстное покровительство и защиту. По уставу обители иноки не должны были иметь ничего своего, но всё у них было общее. Прп. Евфимий не допускал разговоров братии между собою ни в церкви, ни во время трапезы, не разрешал посещать чужих келий за исключением какой-либо крайней нужды. Братия во всём была послушна своему духовному отцу.

Суздальские князья имели особое расположение к новой обители, о чём свидетельствуют вкладные и жалованные грамоты. Вотчинные владения, полученные монастырём, находились вблизи Суздаля, а также около устья реки Клязьмы и по реке Оке. Уже в XV веке Спасо-Евфимиева обитель достигла материального благосостояния, которое значительно увеличилось в следующем столетии. Это связано в том числе с прославлением преподобного Евфимия. В 1507 году при строительстве каменного Преображенского собора были обретены нетленные мощи угодника Божия. Вскоре были составлены житие и служба преподобному, а в 1549 году состоялось общецерковное прославление суздальского подвижника.

Польско-литовское разорение Смутного времени повлекло за собой убыль населения в монастырских вотчинах, но к 1678 году в них насчитывалось уже почти три тысячи дворов с населением в 10300 душ мужского пола, которое несло разнообразные натуральные и денежные повинности в пользу обители. На получаемые средства были возведены грандиозные монастырские стены с 12 башнями, четыре каменных храма и звонница. Все церкви, особенно Преображенский собор, были богато украшены иконами в дорогих окладах, имелись драгоценная утварь и богатая ризница. При обители была и ценная по тому времени библиотека из рукописных и печатных книг, часть которых во времена богоборческой власти в XX веке была сожжена. Почти все монастырские строения в XVII столетии были каменными: хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палата, поварня, погреб, жилые палаты, архимандричья и гостиная кельи. Около обители находился конюшенный двор на сто лошадей.

В 1660 году в Спасо-Евфимиевом монастыре подвизалось 118, а в 1701-м — 191 человек, которые, кроме иноческого молитвенного делания, занимались огромным и сложным хозяйством, но из-за реформ Петра I всё радикально изменилось. Заведование вотчинами обители было передано в Монастырский приказ. Для содержания иноков и трудников назначили определённое жалование от государства. Число братии ограничили 153 лицами, а новые пострижения практически запретили. В таких условиях со временем в монастырских храмах и других постройках стали обнаруживаться «ветхости», которые невозможно было устранить из-за недостатка средств или отсутствия разрешения. Число братии стало неуклонно уменьшаться и к 1764 году достигло 42. Вместо убывающей братии монастырь по распоряжению правительства стал принимать на содержание отставных военных, которые исполняли поручения по охране, и «колодников». В 1766 году в обители была учреждена тюрьма, а на настоятеля возложены обязанности по управлению ею и духовному исправлению узников, основную часть которых составляли раскольники и сектанты.

В 1902 году настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря был назначен архимандрит Серафим (Чичагов), будущий священномученик. В одном из своих частных писем он признавался, что «настоящая моя обитель, древняя лавра, лишённая миллионного состояния, без всяких средств, забытая и заброшенная, представляла из себя громадное разрушенное пространство с оградой в полторы версты и с тринадцатью падающими башнями. Знаменитая страшная крепость, называемая ныне духовной тюрьмой, капитально не была ремонтирована около ста лет и вмещала в себя несчастных, расстроенных психически священнослужителей, голодных и холодных, частью невинно заключённых и ожидающих такого настоятеля, который мог по своему развитию вызвать рассмотрение их дел». Архимандрит Серафим усердно трудился над исправлением духовного состояния братии и поднадзорных тюрьмы, вёл большую административную работу и обширную переписку. При почти полном отсутствии жертвователей в Суздале настоятелю приходилось прикладывать усилия по испрашиванию средств на восстановление монастыря у своих знакомых из дворянских семей. В 1905 году суздальская духовная тюрьма была упразднена.

Новейшая история

В 1922 году наместником Спасо-Евфимиевой обители Патриарх Тихон назначил иеромонаха Леонтия (Стасевича), будущего преподобноисповедника. Когда батюшка прибыл в монастырь, то обнаружил, что жизнь в нём за несколько революционных лет пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, поддерживаемому безбожными властями и терзавшему в те годы Церковь. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением некоторых монахов. Отца Леонтия всячески злословили, даже жестоко избивали, пытаясь заставить его покинуть обитель, но простые жители Суздаля полюбили его за кротость, доброту и искреннюю веру.

В январе 1923 года в Суздале была создана уездная комиссия по переучёту церковных ценностей и ликвидации монастырей, которая начала свою работу со Спасо-Евфимиевой обители. 1 февраля начальник уездной милиции получил из Суздальского исполкома письмо с предложением на следующий день выселить из монастыря в присутствии милиции всю братию, воспретив вывоз всякого имущества. Лица, не подчинившиеся настоящему распоряжению, должны быть арестованы. В первых числах февраля 1923 года Спасо-Евфимиева обитель, в которой тогда оставалось 15 монахов без учёта послушников и трудников, была закрыта. Одного инока арестовали за попытку скрыть от поругания святую дароносицу.

До конца XX века богослужебная жизнь в древней обители прекратилась. Здания сначала использовались под нужды политизолятора и тюрьмы особого назначения. В годы Великой Отечественной войны здесь был организован фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры Красной армии проходили проверку после пребывания в плену или окружении, а потом лагерь для военнопленных. С 1946 года на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников, а в 1968 году архитектурный ансамбль обители перешёл в ведение музея.

В конце XX столетия ежегодно в праздник Пасхи стал совершаться крестный ход из суздальских храмов в Спасо-Евфимиев монастырь, где в Преображенском соборе служилась Божественная литургия. В эту церковь в 2015 году были возвращены мощи преподобного Евфимия, изъятые государством в 1922 году и первоначально помещённые в антирелигиозный музей. Теперь богослужения стали проходить еженедельно. В 2017 году с назначением иеромонаха Арсения (Смирнова) настоятелем архиерейского подворья в Спасо-Евфимиевой обители был совершён первый иноческий постриг. Литургия в Преображенском соборе совершается по воскресеньям. Так как в храме сохранились уникальные фрески, музей, в ведении которого до сих пор находятся монастырские здания, не дал разрешение на установку иконостаса, поэтому верующие во время службы видят, что происходит в алтаре. В обозримом будущем ожидается возращение государством Церкви некоторых строений обители. Надеемся, что по молитвам преподобного Евфимия и трудами верующих суздальцев монастырь будет восстановлен в своей прежней красоте и славе!

В Преображенском соборе мы с благоговением приложились к мощам святого Евфимия. Из рассказа гида узнали, что в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви был построен небольшой Спасский храм, древнейшее из дошедших до нашего времени каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, выполненное в традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII–XIII веков. Центральная часть храма увенчана пятью барабанами с луковичными главами, два купола поменьше завершают приделы церкви. Роспись Преображенского собора выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи. В центральном куполе храма помещена композиция «Отечество». В нижнем ярусе росписей можно увидеть сцены из Деяний святых апостолов, а остальные три яруса посвящены евангельским событиям. На столбах со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса, Глеба и Всеволода Большое Гнездо. Стены Евфимиевского придела расписаны сценами из жития угодника Божия. Среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Кидекша

В этот день мы посетили ещё несколько храмов Суздаля, побывали на соборной площади, полюбовались видом на Покровскую обитель, а на следующий день нас ждало путешествие в два удивительных места. Сначала мы отправились в старинное село Кидекшу, что в четырёх километрах от Суздаля. Его название в переводе с финно-угорского означает «каменистая речка». Согласно преданию, в 1152 году князь Юрий Долгорукий облюбовал это место на берегу реки Нерли вблизи впадения в неё речки Каменки и устроил здесь княжескую резиденцию, в самом центре которой была возведена первая в этих краях белокаменная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм имел в плане квадрат с четырьмя колоннами внутри и узкие, как бойницы, окна. Стены были выбелены снаружи и изнутри. Расписали своды позже, в конце XII века. Фрагменты этих фресок в розово-коричневой гамме сохранились до наших дней.

Ещё во времена правления Юрия Долгорукого вокруг Борисоглебской церкви образовался мужской монастырь, который, как и саму Кидекшу, в 1238 году разорили татаро-монголы. Храм восстановили, но пережитое нашествие не прошло бесследно: обитель постепенно пришла в упадок. В 1764 году в результате екатерининской церковной реформы Борисоглебский монастырь упразднили, а его храм стал приходским, рядом с которым в 1780 году построили каменную церковь во имя первомученика архидиакона Стефана и красивую шатровую колокольню, ныне известную как «падающую». До XX столетия на ней висел полутонный колокол, подаренный обители Иваном Грозным.

В 1930-х годах богослужения в храмах Кидекши прекратились, и местные жители начали выламывать камни из стен древней Борисоглебской церкви, из которых выкладывали дорожки у своих домов. Однако нашлись неравнодушные суздальцы, которые обратились к властям с просьбой защитить памятник архитектуры. В результате здание передали Владимиро-Суздальскому музею, и начались восстановительные работы, которые то прекращались, то возобновлялись на протяжении всей второй половины прошлого века. Сейчас реставрация завершилась, и Борисоглебская церковь открыта для посетителей как музей. В 1992 году храм внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Действующей является соседняя церковь архидиакона Стефана. В ней нас встретил настоятель, и что интересно, его предшественником был его отец, по светской профессии археолог, который участвовал в реставрационных работах в Борисоглебском храме.

Санино

Затем мы поехали в старинное село Санино, бывшую вотчину Спасо-Евфимиева монастыря, и оказались в месте какой-то благодатной тишины. Каменные Никольский (XVIII век) и Покровский (1825 год) храмы и шатровая колокольня необыкновенно изящны по архитектуре и убранству. В годы гонений милостью Божьей церкви не подверглись окончательному разорению. Духовенство и местные жители сумели отстоять свои святыни от разрушения и поругания. Особенно чтят санинцы подвиг монахини Ангелины (Семёновой), закопавшей ключи от Никольского храма в лесу, чтобы уберечь старинные иконы и церковную утварь от разграбления во время приезда комиссии, которая под предлогом помощи голодающим на самом деле просто обкрадывала храмы. За этот поступок монахиня Ангелина 17 лет провела в лагерях. После освобождения до конца своих дней она жила в Санино, где и скончалась в возрасте 70 лет. Похоронили матушку Ангелину на местном кладбище рядом с храмами, которые она столь бесстрашно защищала. Надпись на могильном кресте свидетельствует: «За Христа в заточении лютые страдания и скорби претерпевшая». А те самые ключи сейчас почитаются как святыня. Они блестят, потому что их отполировали тысячи людских рук, желающих прикоснуться к ним. Говорят, что Господь через них помогает оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, исцеляет от недугов. Мы подержали в руках эти большие ключи и помолились Богу, чтобы он дал нам такую же крепкую веру и ревность о Господе, какие имела монахиня Ангелина (Семёнова).

Храмы в Санино снова были открыты для богослужений в 1943 году, но «хрущёвская оттепель» внесла в жизнь свои коррективы, и село стало постепенно умирать, так как его жители перебирались в города. В 2001 году в Санино было открыто подворье Боголюбского монастыря, и десять сестёр во главе с монахиней Ириной (Котиковой) несли здесь послушание. Их усердием были возведены необходимые для проживания постройки, проведена дорога, газовая магистраль, отремонтированы церкви. В 2021 году настоятельницей подворья назначена монахиня Никона (Чакина), а матушка Ирина пострижена в великую схиму с именем Сусанна.

При входе в Никольский храм нас встретила деревянная скульптура Спасителя. Ещё одна подобная — так называемый Христос в темнице — находится в глубине церкви. Такие изображения Господа особенно любили в старину в провинциальных сельских храмах. Кстати, есть такая композиция и в Успенской церкви г. Яранска. Одним из чудес Никольского храма являются росписи XIX столетия, которые восстанавливаются сами без реставрации! Интересно, что в отдельных местах из-под фресок проступают более ранние изображения, датировать которые сложно. Нужно отметить, что в Никольской и Покровской церквях на росписях, иконах, куполе можно увидеть неканоническое изображение Святой Троицы, где Бог Отец представлен в виде седовласого старца. И хотя на Большом Московском соборе 1666–1667 годов было запрещено такое изображение Бога Отца, подобные росписи и иконы очень почитаемы на Владимиро-Суздальской земле.

Уезжать из этого места совершенно не хотелось, но нас в Суздале в Предтеченском храме ждал необычный концерт «Поющие фрески». Во время исполнения мужским квартетом церковных песнопений в честь священных событий и угодников Божиих в храме горели только свечи, а луч света направлялся на соответствующую фреску. Сильное впечатление! А венцом нашего паломничества стала Божественная литургия в праздник Покрова Пресвятой Богородицы во всемирно известной церкви Покрова на Нерли, являющейся выдающимся памятником зодчества XII века. За несколько дней пребывания на Владимиро-Суздальской земле мы имели возможность рассказать и о наших святынях, пригласили коллег из паломнических служб других регионов посетить Вятку. Огромна наша Россия, так много в ней святых, исторических и невероятно красивых мест. Это Богом данное нам сокровище, которое мы должны с благодарностью любить, хранить и познавать!

На фото:

– Икона прп. Евфимия Суздальского;

– Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич);

– Рака с мощами прп. Евфимия;

– Спасо-Евфимиев монастырь;

– Храмы в Санино;

– Церкви Кидекши.

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»      

Фото

Возврат к списку