Родина Савватия Сычугова
27 сентября в Юрьянской центральной библиотеке состоялись XII Сычуговские чтения, посвящённые учёному, врачу и просветителю С.И. Сычугову (1841–1902). Савватий Иванович родился 9 октября 1841 года в семье священника с. Подрелья Орловского уезда Вятской губернии. Именно этому исчезнувшему селу, малой родине Савватия Сычугова, был посвящён один из докладов, прозвучавших на чтениях.
Первое документальное упоминание Подрелья встречается в 1629 году. Более же подробные сведения об этом древнем селе, его храме, приходе и населении относятся ко второй половине XIX – первой половине ХХ века. Например, Вятский губернский статистический комитет в конце XIX столетия собирал анкетные сведения о сёлах и церковных приходах. Заполнение опросных листов на местах было поручено духовенству. 5 декабря 1874 года анкету о селе Подрельском Голомидовской волости Орловского уезда составили здешние священнослужители. Примечательно, что одним из подписавших её клириков был отец Михаил Тихоницкий, расстрелянный в 1918 году большевиками и прославленный Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Имеются подписи и других членов причта: священника Иоанна Зубарева и диакона Иоанна Суторихина.
На момент составления анкеты в Подрелье действовали две земские школы, в которых обучались 83 мальчика и 14 девочек (церковно-приходская открылась в 1884 году). В приход входили 68 селений; самое дальнее находилось на расстоянии 17 вёрст от церкви. Местные крестьяне, помимо земледелия, занимались отхожими промыслами, а женщины и дети — вязанием рыболовных сетей. Весьма интересны сведения о подрельских ярмарках. Одна из них проводилась 1 января. В десятый четверг после Пасхи на сельской площади шумела Спасская ярмарка. Ещё одна проводилась в престольный праздник апостолов Петра и Павла. В сентябре народ съезжался на Егорьевскую ярмарку. Завершала год ярмарка, проводимая в престольный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В воскресные дни бывали довольно значительные базары. Продавали деревянные и железные изделия, шерстяную материю и сукно, глиняную и хрустальную посуду, активно торговали рыболовными сетями. В праздники, которые приходились на мясоед, в Подрелье привозили по 50 возов съестных припасов. А ещё на ярмарках и базарах можно было запастись дровами, так как своего леса здесь было мало.
В 1882 году вновь собирались анкетные сведения. Кроме прочего, в опросных листах предлагалось рассказать о местных преданиях, народных поверьях, нравственном состоянии прихожан и природе. Подрельская анкета подписана настоятелем Введенской церкви священником Василием Широкшиным, его помощником иереем Георгием Вобловицким и диаконом Иоанном Суторихиным, а также псаломщиком Ливерием Поповым. Итак, в сведениях о подрельском приходе за 1882 год отмечается, что в округе имелось две часовни: при деревне Цепелевской в честь святителя Николая Чудотворца и при деревне Саламатовской в честь Покрова Пресвятой Богородицы. А вот «городищ и замечательных мест», по мнению причта, в приходе не было. В деревнях округи проживало 7714 человек.
Ряд вопросов анкеты касался природных особенностей местности. На них были получены следующие ответы: рядом с селом Подрельским находятся река Вятка и озёра Горелое, Подборное, Попутное, Росоховатое и другие. Время замерзания водоёмов — октябрь–ноябрь, вскрытие ото льда — в апреле. Далее из документа: «Лесов в подрельском приходе не имеется. Из зверей иногда бывают волки в малом количестве. Из птиц в весеннее время прилетают гуси, лебеди, утки, которых в своё время убивают и употребляют в пищу, а также продают в г. Вятку. Все деревья начинают покрываться листьями в первых числах мая, а теряют листву в начале сентября. Никакие травы и корни в лекарства не употребляются. Кроме пестов, земляных орехов, соснового сока, используемых в пищу растений нет».
Из озимых и яровых зерновых культур население деревень высевало рожь, ячмень, овёс и пшеницу. Однако с 1866 года урожаи были небогатыми. Помимо земледелия 300 подрельских прихожан занимались плетением сетей. Кроме того, в округе проживало около 20 кузнецов, которые работали с купленным железом. Из отхожих промыслов было развито преимущественно бурлачество, которым с марта по сентябрь занималось до 500 человек. В деревнях действовали небольшие кожевенные и спичечный заводики. Кожи, полушубки, дёготь, смолу, чашки, ложки и другие предметы подрельцы получали из Вятки, Слободского и Орлова по ценам, установленным базаром. «Село Подрельское стоит на берегу реки Вятки, от пароходства никакими выгодами не пользуется», — такими сведениями завершается анкета 1882 года.
* * *
В конце XIX – начале ХХ века Подрелье неоднократно посещали правящие архиереи Вятской епархии, что являлось для сельской местности весьма значимым событием. Трогательные описания на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» этих визитов позволяют получить хорошее представление о той эпохе, нравственном состоянии прихожан, выявить небольшие, но важные исторические детали.
19 мая 1897 года в пасхальные дни Подрелье посетил епископ Вятский и Слободской Алексий. «Массы людей раскинулись по всему берегу реки Вятки, ожидая прибытия архиерея. Воодушевлению народному не было границ, из глаз большинства молящихся лились обильные слёзы. Долго не забудет Подрелье те счастливые часы, которые провёл в нём наш любвеобильнейший архипастырь», — такое впечатление произвёл на местных жителей приезд епископа. Среди прихожан, встречавших архиерея, было много детей, учащихся сельских школ, у которых владыка побывал на экзамене. Они, как рой пчёл, окружили архипастыря. Ребята видели в нём как бы близкого, дорогого человека, не могущего наговориться с ними после долгой разлуки. Во время трапезы в доме миссионера и законоучителя владыка Алексий позвал всех отвечавших на экзамене учеников и наградил их апельсинами. Завершая свой визит в Подрелье, епископ, окружённый по-прежнему толпой народа, прошёлся по берегу Вятки, любуясь с него видом на заречные луга.
Ещё одно архиерейское посещение Подрелья, на этот раз епископом Вятским и Слободским Никоном, состоялось 17 декабря 1902 года. К приезду архипастыря было решено приобрести для храма новое паникадило. Владыка Никон прибыл в Подрелье вечером и сразу же совершил всенощное бдение, на которое собралось очень много людей. После службы епископ общался с народом и местными учениками до 12 ночи, а в восемь утра снова была служба. По сообщению местного священника Павла Цвейтова, это была первая архиерейская Литургия в Подрелье за всю историю его существования. После богослужения епископ обратился к прихожанам с проникновенной проповедью, которая произвела такое впечатление, что некоторые из них немедленно заказали написать для своего храма икону Рождества Христова. В марте 1914 года состоялся ещё один визит вятского архиерея. Село посетил епископ Филарет, который совершил в местной церкви освящение престола во имя свт. Николая Чудотворца.
В документах сохранились имена некоторых активных прихожан подрельского храма. Например, 18 октября 1896 года церковный староста крестьянин Елизар Лаптев «во внимание к засвидетельствованию местным благочинным об отлично-усердной и полезной службе его Церкви Божией» был награждён похвальным листом с подписью епископа Вятского и Слободского Алексия. В 1900 году на средства купца из крестьян Симеона Гурьяновича Голомидова была произведена реставрация живописи иконостаса в холодном приделе. В 1905 году объявлена благодарность епархиального начальства крестьянину деревни Сибири Подрельской волости Власу Моисеевичу Фоминых за пожертвование в храм священнической ризы.
В начале ХХ века архивариус Вятской епархии В.И. Шабалин так описывал подрельский приход: «Главное занятие жителей — земледелие, но малоземелье заставляет большую часть мужского населения удаляться из дома на заработки в разные места. Летом многие из подрельских прихожан служат на пароходах на должностях от командира до кочегара. На зиму мужское население отправляется на заработки в Сибирь, некоторые в Екатеринбурге занимаются извозным промыслом. Живущие на берегу реки Вятки летом ловят рыбу. Женщины зимой вяжут в большом количестве сети».
Как видим, среди распространённых промыслов округи неоднократно упоминается плетение сетей. В очередной раз эти сведения встречаются в «Календаре Вятской губернии на 1883 год», где отмечается, что главным центром производства рыболовных снастей является Голомидовская волость Орловского уезда, к которой в то время относилось Подрелье. Плетением там занимались 100 мужчин, 200 женщин и 300 детей. Рыболовные снасти продавались в большом количестве в сёлах Подрелье и Чудиновском, а затем вывозились скупщиками главным образом в Пермскую и Уфимскую губернии. Интересно, что в 1882 году в качестве образцов для Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве Вятский статистический комитет выбрал две сети именно из Подрелья. В собрании Кировского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина хранится фотоколлекция с серией снимков «Кустари Вятской губернии», сделанных в 1890-е годы. На одном из них запечатлена за плетением сетей жительница Подрелья.
* * *
Сельскохозяйственная перепись 1917 года даёт весьма подробные сведения о занятиях, количественном и семейном составе подрельчан. Было опрошено 47 домохозяев и выяснилось, что землепашеством на тот момент никто не занимался, а многие сельчане проживали в других местах, в том числе за пределами Вятской губернии. Например, Иван Трапезников уже более 30 лет работал приказчиком в Екатеринбурге. Иван Фоминых жил в Орлове, а Фёдор Лаптев находился в Усть-Усольском уезде Пермской губернии. Некоторые жители занимались отхожими промыслами. Осип Лаптев был плотовщиком на Вятке, а Иван Лаптев работал караульщиком в губернском городе. Михаил Россохин там же трудился стрелочником, а Василий Лаптев — кондуктором на железной дороге.
Из проживавших в Подрелье можно назвать Анну Фёдорову, Пелагею Лаптеву, Александру Ваганову. В селе, судя по данным переписи, также жили приказчик потребительского общества Павел Фоминых, библиотекарь Ольга Флоринская и подрядчик по золочению Дмитрий Даровских с семьёй и работниками-резчиками, трудившимися в Подрелье по найму. Из крупного скота в 1917 году в селе насчитывалось 18 коров и три лошади, которые содержались в хозяйствах торговца Ивана Колотова, а также у священников Владимира Игнатьева и Николая Притыкина. Также коровы имелись у Агафьи Вагановой, Марии Крутиковой, Якова Пестова и у некоторых других хозяев.
Несмотря на значительное движение населения, Подрелье оставалось административным и духовным центром большой округи. Последним оно перестало быть после того, как в 1940 году закрыли Введенскую церковь. Очевидцы тех событий вспоминали, что храмовые иконы кощунники распиливали на доски и увозили их в г. Халтурин (ныне Орлов) на фабрику культтоваров, где из них делали шахматы… К 1950 году численность населения Подрелья сократилась до 33 человек, поэтому в годы ликвидации так называемых неперспективных деревень оно прекратило своё существование. В 1960–1970-е годы с территории бывшего села постепенно исчезли почти все постройки, и о былой жизни напоминало лишь здание разрушающейся церкви XVIII века.
Но и после исчезновения Подрелья его живописные окрестности и старинный храм продолжали привлекать к себе людей. В 1990 году ВГТРК «Вятка» сняла одноимённый фильм «Подрелье», а чуть ранее, в 1980-е годы, эти места вдохновили известного кировского историка, краеведа, сотрудника Областного краеведческого музея В.А. Любимова (1952–2019) на создание в подрельской округе музея деревянного зодчества, куда планировалось перевезти наиболее интересные из сохранившихся на Вятской земле объекты деревянной архитектуры. Началась подготовка, велась обширная переписка, разрабатывалась документация, однако из-за возникших экономических и прочих трудностей реализовать эту идею до конца так и не удалось. В настоящее время Подрелье является популярным местом среди любителей внутреннего туризма.
На фото:
– С.И. Сычугов;
– Введенская церковь в Подрелье;
– Сетевязальщица из Подрелья. Фото из коллекции «Кустари Вятской губернии».
Евгений Горев
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»