Воины Христовы
Продолжается Специальная военная операция. Наши воины с оружием в руках защищают каждого из нас, Отечество. Для солдата всегда была важна поддержка родных, близких, тыла, уверенность в Победе, уверенность в том, что их ждут дома.
Священники Вятской Епархии духовно окормляют защитников отечества, их семьи. В храмах епархии совершаются молебны, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех православных храмах на Литургии возносят особую молитву о наших воинах и о святой Руси.
С 2022 года настоятель храма святого Георгия в поселке Мирный иерей Евгений Костылев регулярно посещает воинов, которые проходят служение в зоне проведения Специальной Военной Операции.
Отец Евгений является помощником командира по работе с верующими военнослужащими в войсковой части 71316, расположенной в пгт. Мирный. Священник совершает богослужения, проводит духовно-просветительские беседы с воинами и сотрудниками воинской части, участвует в торжественных мероприятиях части, помогает призывникам.
Выступая перед участниками XXIX Свято-Трифоновских образовательных чтений, отец Евгений рассказал о понимании Специальной военной операции с точки зрения православной веры, о служении военного священника и окормлении защитников Отечества:
- Я - военный священник, первое образование у меня военное. Как офицер я служил на разных должностях в городе Курске, в 2016 году уволился из Вооружённых сил по окончанию контракта и стал священником Вятской Епархии.
Скоро будет уже 8 лет, как я работаю в воинской части на должности помощника командира части по работе с верующими военнослужащими. Таких помощников в стране около трехсот, в основном - это православные священники, но есть духовенство иных конфессий.
О Специальной военной операции
- Сейчас идёт Специальная военная операция. Почему не война? Название, как и имя, очень много значит, и в Библии мы с этим встречаемся. Например, имя Адам – «человек», Каин, первый сын Адама – «приобретение», второй сын, Авель – «дуновение, прах».
Помните притчу о Каине и Авеле? Каин был земледельцем, а Авель - пастухом. Каин принёс жертву от плодов земли, взял то, что было под рукой, а Авель выбрал лучшее и принёс в жертву Богу. Господь принял жертву Авеля, а на жертву Каина не посмотрел. Каин стал завидовать своему брату, как-то его подкараулил в поле и убил.
Мы с вами живём в мире, где смерти очень много. Я как священник много сталкиваюсь с отпеванием. За 8 лет - уже больше четырех сотен человек.
У нас в организме есть иммунитет и своя система защиты. К нам попадают в организм разные вещества, и организм каким-то образом распознает - это хорошее вещество или плохое. Организм защищается, если что-то плохое попало. Клетки, которые уничтожают заразу, как-то переваривают ее внутри себя и погибают. То есть, в основе жизни лежит смерть. И вот это очень так жёстко, неприятно звучит. Мы, христиане, верим в Иисуса Христа. Когда Он умирает, то берет на себя вину всего мира. Он умирает за всех нас.
Еще один пример. У нас в организме есть раковые клетки. Они возникают в разных органах, но организм умеет с ними бороться - их находит и уничтожает. Но иногда возникает сбой и организм их не замечает. Раковые клетки не работают, делятся бесконтрольно. Видна опухоль, которую стараются вырезать, но полностью всех плохих клеток не видно. Опухоль удалили, человек живёт себе дальше, но иногда раковые клетки продолжают расти - метастазы. Делают химиотерапию. Пытаются отравить и убить болезнь, не убив человека, но человеку, конечно, это все вредит, потому что это - яд.
Мы с вами живём в мире, где присутствует смерть. Но сейчас смерть в обыденной жизни мы не видим. Раньше люди чаще умирали, не было сегодняшней медицины. Раньше, если человек умер, то его дома моют, одевают, оплакивают, читают псалтирь и везут в церковь, погребают своими руками. Это очень отрезвляющая такая штука - встреча со смертью.
На Украине всегда была такая зараза - нацизм. И эту заразу, как раковые клетки, государство перестало останавливать. Наоборот, государство взяло нацизм на вооружение. В чем беда нацизма? Нацизм не говорит: «я люблю свою нацию». Нацизм говорит, что есть одна лучшая нация, а остальные – люди второго сорта.
В советское времена Украина - очень богатая республика: земли, производство, заводы полезные ископаемые. И когда распался союз, это все пошло по частным рукам, люди там появились очень богатые - олигархи, которые владели не только заводами, но и средствами массовой информации. Для защиты своего бизнеса и захвата чужого, они создавали свои отряды боевиков. Власть Украины эти банды одобрила, дала им зелёный свет, и из них были сформированы первые нацистские батальоны.
И вот эта язва, раковая опухоль злобы вылилась сначала на Донбасс. На Украине везде жили русские люди, наверное, половина населения - этнические русские. А сейчас, если где-нибудь в Киеве человек говорит по-русски в магазине, на него могут пожаловаться и его накажут. Ненависть и злоба к русским на Украине доросла до размеров государства. То есть, уже очень сложно понять, где нацисты, а где государство. Нацизм победил, власть его взяла на вооружение.
Когда у человека на печени растёт такая опухоль, у вас есть выбор: или все-таки резать эту печень и делать человеку больно, или подождать - он же ни чем не отличается от здорового. То есть, государство Украина выглядит как государство, у них там есть власть, выборы какие-то. В лучшие годы Донецкая область очень густонаселённая территория. Много заводов, производств. Эти люди смогли как-то воспротивиться нацизму, но против украинских нацистов не смогли устоять.
Нацизм стал угрожать России, нацизм встал на наших границах. И что нужно делать? Нужно проводить операцию. Мы начали эту спецоперацию именно как хирургическое вмешательство.
Первая мировая война, революция 1917 года. Большевики, когда пришли к власти, попытались прекратить мировую войну и сделать это без контрибуций и репараций. Просто помириться, перестать воевать.
И наши противники вроде бы согласились, но очень быстро поменяли свою позицию, и, воспользовавшись ситуацией, захватили множество наших земель. Мы должны были отдать треть сельскохозяйственных земель, 25% производства металла и угля, должны были понести огромные финансовые потери. Впоследствии наше государство с этой ситуацией справилось.
Кто-то говорит: «не будем воевать, это отдельная страна. Пусть сами разбираются, может быть, все само наладится». Но это как думать, что рак сам рассосётся. Само не проходит, к сожалению. Я бы тоже хотел, чтобы не было войны, чтобы никто не погибал. Но, к сожалению, нам пришлось с этим разбираться, потому что на наших границах, у наших братьев такая раковая опухоль в лице нацизма разрослась
В 2022 году я ездил в Луганск. И священники показывали на стенах храмов следы от снарядов. Нацисты прямо по храму стреляли. До линии боевого соприкосновения от Луганска было 25 - 30 километров.
Стреляли по городу, не по воинским частям, не по военным, а по мирным жителям и просто запугивали людей.
В наших приграничных районах то же самое происходит. Беспилотники прилетают по жилым домам, в Курске по Железнодорожному вокзалу ударили. Я служил в Курске, там авиационный полк, бригада радиоэлектронной борьбы, артиллерийская, ракетная бригада, бригада ПВО – но атакуют простых людей. Военные должны воевать с военными, а не с мирными жителями.
Специальная военная операция – это очень тяжело, очень непросто, но, но другого пути, к сожалению, в этом несовершенном мире нет.
Периодически я выезжаю к нашим воинам. В этом году уже был два раза, третий раз еду в ноябре. Посещаю разные воинские части, совершаю богослужения, общаюсь с разными людьми, в том числе, есть и бойцы из Кирова и области. Есть четкая уверенность в том, что победа будет за нами.
Иерей Вадим Маринич является примером для подражания служению своему Отечеству и народу Божию. Отец Вадим служил в горячих точках, имеет государственные награды - медаль за отвагу. Его слово и жизненный пример находит понимание и отклик в сердцах военнослужащих.
- Отец Вадим, вы постоянно посещаете бойцов?
- Да, недавно мы были в Самаре, на сборном пункте. Служили молебен, общались с бойцами - добровольцами, казаками. Все очень разные и по военной подготовке и по возрасту. Некоторые меня уже знают, с теми, кто едет воевать не первый раз, мы уже встречались. Есть те, кто в Афганистане служил, в Чечне, Африке.
И что меня поразило: казарма, я просыпаюсь, начинаю читать утреннее правило. А про себя думаю – хорошо будет, если один-два человека ко мне присоединится. Смотрю - оказалось, что коридор полон людьми – все встали на молитву. Потом вечернее правило. Я начал читать, все из своих комнат вышли. Я и не думал кого-то приглашать, для меня не важно, сколько человек будет со мной молиться, я буду делать то, что должно.
- Какой настрой у воинов?
Настрой у наших бойцов очень хороший. Кроме настроя есть еще и порядок, соблюдение дисциплины. Все как один - люди сильные духом. Конечно, потери у нас есть, никуда не деться от этого. Каждый понимает, что он может не вернуться, но их дух моральный меня поразил.
Я совершаю поездки на Специальную военную операцию с самого начала. И если раньше иногда были вопросы и непонимание, зачем мы это делаем, то сейчас все предельно понятно. Если бы мы сидели и ничего не делали, если бы не сработали на опережение, то они бы пошли на Донбасс, на Крым, они уничтожили бы все. Людей на Донбассе много лет убивали, рано или поздно они бы уничтожили всех. Если бы не началась Специальная военная операция, то и нас бы уничтожили, против нас весь запад.
- У бойцов мысли, наверное, не только о победе, но и о доме?
- Да, конечно. Все беспокоятся о том, что здесь происходит на местах. Сейчас они видят и поддержку государства, и поддержку простых людей. Разные фонды работают, люди объединяются, собирают помощь, пишут письма. В октябре на сборном пункте смотрю – серьёзные мужчины: военные, казаки, добровольцы. Конечно, есть разные люди, с разным жизненным опытом, но такие подвиги совершают, рискуют жизнью своей.
- Вера помогает?
- Я когда ушел с воинской службы и стал священником, думал, что войны для меня закончились, но снова и снова к ним возвращаюсь. Бывает, что какая-то слабость проявляется, где-то устал, а потом думаешь – нашим воинам гораздо тяжелее и сложнее. И Господь даёт силы.
Я общаюсь с нашими воинами практически каждый день. Я пытаюсь им рассказать, как на всю эту ситуацию через призму веры смотреть, чтобы, выполняя свои войсковые служебные задачи, люди оставались с Богом, оставались людьми. Конечно, это очень сложно, когда есть боевые столкновения, но ты - воин Христов. Я как священник всегда стараюсь эту мысль до бойца донести.
Что значит воин Христов? В таинстве Крещения мы всех нарекаем «воинами Христовыми». Это самый высокий чин, какой есть у человека. Все мы - воины Христовы, каждый на своём месте, и каждый перед Богом даст ответ за то, каким он был христианином.
Молиться, обращаться к Богу нужно не только самому воину. Важно, чтобы и родственники, жены, дети приходили бы в храм за них молиться. В первую очередь того человека, который едет воевать, должна поддерживать семья. И ему тогда легче будет, ведь мы в молитвах обращаемся к Богу, чтобы Господь их сохранял, чтобы они были под покровом Божиим, под покровом Богородицы.
Что бы ты делал, если был без Бога? Я и на передовой бойцов крестил, исповедовал, причащал. Для воина, как и для всех нас важно участие в таинствах церковных, исповедь, Причастие. Если человек не причащается, то все бесполезно, иначе мы как живые мертвецы - ходим, что-то делаем.
Иногда видишь, человек из с храма вышел и идет, матерится. О какой духовности мы можем говорить, когда благодать Божия уходит от человека, если он оскверняет сам себя? Какой ты воин Христов, если ты сдался всем своим похотям, страстям? Ты не свободен. Свобода заключается в том, что человек имеет силу отказаться от этой мерзости, которая его окружает, и по настоящему быть свободным от греха. Это и есть воин Христов.
Со Специальной военной операции я приезжаю каждый раз с тяжелым сердцем. Хочется, чтобы это все закончилось, чтобы как-то людям было полегче. Я скажу так: «Дай Бог, чтобы это все закончилось»! Наша армия, наши воины делают историю своими руками, они нас защищают. Многие, кто продолжает жить своей обычной жизнью, говорят: «Мы устали, когда эта война закончится?». Я обычно отвечаю: «Молите Бога, чтобы наши воины не устали». Каждый из нас - кто с оружием в руках, кто с молитвой, кто выполняя свой долг в тылу на оборонных предприятиях - все мы должны быть одним целым в этой борьбе за нашу победу и мир.
Пресс-служба Вятской Епархии