«Помнить о высоком предназначении человека»
Предлагаем вниманию наших читателей интервью с игуменией Феодосией (Дьячковой) – настоятельницей Христорождественского женского монастыря города Слободского, по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка матушкой, стоящей в нынешнее время у истоков возрождения обители.
Путь веры и послушания
– Когда Вы осознали себя верующим человеком?
– Родилась я в неверующей семье, отец был коммунистом и о Боге никогда в семье не говорилось. В школе, это были 1960-70-е годы, тем более о Боге и о Христе как о Боге я вообще не слышала нигде. Была активной пионеркой, комсомолкой. В дальнейшем вступила в партию, но вопросы мироздания меня всегда интересовали, со школьной скамьи. Я этим очень интересовалась: зачем живет человек, и вот эти вопросы меня заставляли много читать, интересоваться. И уже во взрослом возрасте у меня сложились трудные жизненные обстоятельства. И не только у меня, но у многих людей нашей страны. Это был конец 80-х – начало 90-х, когда в стране началась перестройка и рухнула эта железная стена, занавес, который охранял нас от западных ценностей, и в Россию полилась всякая грязь в виде экстрасенсов, магов, колдунов. И вот такой парадокс, в нашем городке в Челябинской области, это был военный городок, экстрасенсы активно стали вести свою пропаганду, появились курсы о расширении сознания, о мистике. И мне было интересно поучаствовать на этих курсах.
И именно на тех тренингах я впервые услышала о Господе Иисусе Христе как о Боге, что это была не сказка, что на самом деле Господь Иисус Христос приходил на землю, что Он существует реально, и что еще будет Второе Пришествие Христа. Меня это поразило до глубины души и по окончанию этих курсов, на которых было несколько десятков таких же интересующихся людей, я решила покреститься вместе с детьми, у меня две дочери, и мы сразу же после этих курсов приняли Таинство Крещения. Мне в то время было 33 года. Потом пришлось, конечно, на первой исповеди покаяться в своих занятиях на курсах. Из этой группы, с которой я познакомилась тогда на курсах, впоследствии вышло много монашествующих и несколько батюшек.
Это было начало 1990-х, и этот период был очень обильным именно на благодать Божию и богатым на обращающихся к вере людей. Помнится обретение в России мощей преподобного Серафима Саровского в это время.
По окончании курсов знакомые с них потом раскололись на две части: одна начала заниматься йогой, работать с экстрасенсами, а вторая ушла в Православие, как и некоторые другие, кто стали верующими православными людьми. Моя жизнь резко изменилась после этого, потому что обращение мое было искреннее и сразу глубокое. Я стала воцерковленным человеком, начала молиться и поститься. И работать как прежде, в своем отделе, я уже не могла, потому что надела платок, меня воспринимали коллеги по-другому, крутили пальцем у виска, недоумевая, что, мол, с ней случилось. И мне хотелось попасть в окружение единомышленников, то есть в православную среду. И я начала искать возможность переехать в святые места.
Не буду рассказывать о промысле Божием, который привел меня в Верхотурье, эту духовную столицу Урала, где почивают мощи праведного Симеона Верхотурского. На тот момент, когда там жила, еще было канонизировано девять святых, помимо праведного Симеона.
Переехали мы с детьми и семьей брата, брат у меня младший, он также уверовал и захотел, чтобы мы переехали вместе. Поскольку у него своя семья, купили большой дом на две половины. И первое, что я сделала по приезду, – было посещение монастыря, я побежала сразу к мощам праведного Симеона, встретила Игумена, отца Тихона, на монастырском дворе, он меня остановил и благословил: выходи поваром завтра же, готовить братьям. «Благословите, батюшка, благословите». Думаю, что так произошло и по благословению праведного Симеона Верхотурского. И конечно, моя жизнь пошла по другому руслу. Это общение с благочестивой братией, частые службы. И все это меня настроило на благочестивый такой уклад жизни, что я стала жить в миру, как в монастыре.
– При каких обстоятельствах Вы пришли к послушанию в женской обители и постригу?
– Находясь в Верхотурье, я полюбила монашество, и тогда у меня появились тайные мечты, если будет воля Божия и Господь благословит, когда вырастут мои дети, свяжу свою жизнь с монастырем. Так, проработав при монастыре праведного Симеона в Верхотурье двенадцать лет, поехала за благословением к старцу, отцу Петру, в Боголюбский монастырь Владимирской области, и он меня благословил тогда на монашество. Промыслом Божиим Господь привел меня в Калужскую епархию, в Малоярославецкий Черноостровский Свято-Никольский женский монастырь.
– Какие начинали нести послушания в Черноостровском женском монастыре?
– Церковная лавка, пекарь, огородник, молочник. Впоследствии была экономом. И уже с этого экономского послушания Матушка благословила меня на архиерейское подворье. Архиерейское подворье – это подобие скита. Там подвизалось порядка десяти сестер, где было хозяйство, которое обеспечивало епархию молочной продукцией и овощами. Было до десяти коров, куры, большие теплицы – то есть много труда и молитвы. Молитва ночная. Последние годы я была там старшей сестрой.
Христорождественский женский монастырь: о возрождении обители
– Матушка Феодосия, каким образом оказались в Слободском?
– Когда несла послушание на архиерейском подворье Черноостровского Свято-Никольского монастыря, там познакомились с Владыкой Марком. Видимо, Матушка ему уже благословила сестру в настоятельницы, и он приехал познакомиться. Вскоре после этого Матушка звонит, что приезжай в монастырь, поедешь настоятельницей в Христорождественский Слободской монастырь. И таким образом буквально через две недели я уже выехала в монастырь сюда.
Прежде, когда ездила с Урала в святые места, проезжала Киров, имела о нем представление, но никогда не слышала о таком городе, как Слободской. Приехав сюда из процветающего Черноостровского монастыря, он был уже восстановлен, и увидев эту разруху, я испугалась сначала. Но понимала, что это воля Божия, это мой крест, и нужно нести его.
– Расскажите подробнее, с чем столкнулись по приезду в Слободской, что первоочередное предстояло сделать в деле восстановления обители?
– При разрушенном в советское время Слободском Христорождественском монастыре протоиерей Евгений Смирнов сумел создать приход, и это была его заслуга, что монастырь вернули православной церкви, до этого много лет там был военный городок, и таким образом монастырь сохранился, его здания и архитектура. Сначала был детский городок, где воспитывались пионеры, а после уже военный городок. Он был там десятки лет. И никто не мог предположить, что удастся вернуть здания монастыря в лоно Церкви. Но отец Евгений своей молитвой, упорством, неравнодушием монастырь отвоевал, вплоть до поездки в Москву, в министерство, начал совершать богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». И при его служении в монастыре появились первые сестры. Когда я приехала сюда в 2012 году, уже были совершены три иноческих пострига, а всего сестер было шесть, но половина из них уже немощные.
И спаси Господи, конечно, батюшку, он что смог, то сделал. Во-первых, закрыл крышу на основном нашем храме в честь Рождества Христова, на здании школы, где был приют девочек. Наладил отопительную систему, водопровод провел. Все эти работы батюшка сделал, и это была большая помощь.
И все же когда я приехала, трудов предстояло очень много, средства на восстановление обители отсутствовали, касса была пустая, сестер мало, а работы много. В первую очередь нужно было наладить молитвенную уставную жизнь монастыря и ввести полный круг богослужений. Я понимала, что основа всего – это молитва к Богу, и без молитвы успеха в трудах по восстановлению обители не будет.
И первый месяц, я помню, посвятила поездкам по городу Кирову, пыталась найти материальную помощь, стучалась к директорам заводов, оставляла письма с просьбой о помощи. Мои поездки оказались напрасными, ни одного рубля я не получила. И стала думать, что же делать, потому что без средств возрождать обитель было невозможно, все упирается в деньги. Но у меня был опыт по прежнему монастырю, я иногда выезжала на православные выставки, которые с 1990-х годов проводились по всей России и представители монастырей и приходов даже за рубеж выезжали. И мы решили с сестрами начать применять и здесь такой опыт. Везде ездили по стране, и сейчас продолжаем участвовать до сих пор.
В монастырь я приехала в апреле, и первая наша выставка была в июне 2012 года в Перми. И вместе с сестрой поехала тогда прихожанка. Так мы начали потихоньку ездить и зарабатывать.
– Люди на выставках жертвуют на молитву?
– На молитву, в первую очередь. Но если есть у сестер возможность, можно продать свои рукоделия, в монастырях же занимаются творчеством – кто-то пишет иконы, кто-то вышивает, кто-то шьет изделия. Но на тот момент нам нечего было продавать, поэтому мы собирали только на молитву.
Таким образом, жизнь обители постепенно начала налаживаться. Появились сестры: еще одна, другая, третья… Сестры, надо сказать, были неместные. Первые сестры были с Хабаровска. Они приезжали сюда еще мирянками на Великорецкий крестный ход, приезжали на Вятку по памяти и любви к Владыке Марку, к отцу Федору (настоятелю Великорецкого подворья Трифонова монастыря), и стали оставаться в нашем монастыре.
– Трудно ли было начинать нести послушание настоятельницы, в чем были трудности в деле возрождения обители – и в плане строительства, и монашеского делания?
– Первым помощником здесь у меня был мой брат. Первые пять лет он был здесь завхозом и помог собрать рабочих, организовать рабочий процесс. Работа была не только по восстановлению, для начала требовалось очистить помещения, которые нуждались в ремонте, они были завалены разным мусором, щебнем, камнями, сил надо было много. И с этими первыми рабочими вопросами мне помогал мой брат.
Мне самой много приходилось ездить за материалами и учиться разбираться в марках кирпичей, цементов. Послушание настоятельницы очень широкое – оно требует и мудрости, большого жизненного опыта. Приходится сталкиваться с многими разными людьми, с рабочими найти контакт, выстроить отношения, создать условия для работы. Это касается как рабочего процесса, так и духовной жизни сестер. Нужно также обладать опытностью, чтобы увидеть в каждой сестре «изюминку», понять ее, на какое послушание ее поставить, какие у нее силы физические и духовные. И надо сказать, что молодых сестер у нас изначально было мало, и эта тенденция сохранилась до сих пор, что основная масса сестер у нас за 60 – 70 лет, таких уже возрастных.
– В чем были сложности в выстраивании духовного руководства с сестрами, особенно с тем, которые большую часть жизни прожили в миру?
– Основной части сестер за шестьдесят лет, ими прожитых в миру. Они пришли в монастырь, где надо научиться слушаться, в первую очередь, научиться отрекаться от своей воли. Надо смиряться и делать то, что говорят, а не то, что хочется, и выполнять волю другого человека, а это тоже подвиг. И надо как-то донести до сестер главную цель монашества – ради чего они пришли в монастырь. Поэтому не все сестры оставались в монастыре, те сестры, которые не ставили во главу угла смирение, борьбу со страстями, стремление измениться к лучшему, которые больше жили внешним, они уходили, будучи послушницами. Именно для этого дается срок послушнице до пострига, – для того, чтобы она определилась – может ли она жить в монастыре, может ли она смиряться, слушаться, любит ли она Христа, готова ли она к самоотвержению, к подвигам. И в этом ее выбор. Зато те, которые остаются, это уже ядро, опора монастыря, костяк.
Когда я приехала, в первую очередь решила, что надо создать хорошие условия для жизни сестер, чтобы они могли жить в тепле, молиться, могли трудиться, не оглядываясь назад, что у них остались какие-то заботы в миру. Через несколько месяцев у нас в этом отношении все было в порядке. В сестринском корпусе мы сделали хороший ремонт, и сейчас каждая сестра у нас имеет свою келью, где есть возможность отдохнуть, помолиться, уединиться, что очень важно.
Конечно, все здания требовали капитального ремонта, но в первую очередь, занялись храмом. Молились в храме Божией Матери «Скоропослушница», который находился на втором этаже Трапезного корпуса, но он был в аварийном состоянии, были провисшие потолки, скрипучие полы, и нужно было восстанавливать основной храм Рождества Христова. У нас как-то проходило восстановление одновременно всех помещений. Я не могу сказать, что мы только восстанавливали храм Рождества Христова, и все на этом. Нет. Мы восстанавливали храм Рождества Христова, мы сразу же делали церковную лавочку, мы сразу же стали делать сестринскую трапезную, которая расположена в помещении, так называемом у военных «щелочной», в которой хранилась кислота. Стены помещения были изъедены грибком, скрипучие полы, – пришлось восстанавливать его целиком.
Для того, чтобы молиться и жить, нужно было восстановить здания. К сожалению, на тот момент это была наша основная задача, а первоочередная задача монашеская – внутреннее делание, борьба со своими страстями – ушла на второй план.
– Что удалось реализовать за это время? И что самое сложное в монашеском делании оказалось для Вас? А в ответственном служении настоятельницей?
– Самое сложное – совместить обязанности руководителя обители и монашеское делание. Несмотря на то, что я Игумения, от меня никто не отнимал его, оно осталось – это внутренняя внимательная духовная жизнь. Это основное – келейная молитва, Иисусова молитва, которая помогает нам избавиться от страстей, бороться со страстями, видеть свои грехи, каяться. К сожалению, совмещать эти два делания было непросто, поскольку многие дни проходили в поездках, и зачастую в келью приходилось заходить в десять – одиннадцать вечера и падаешь, просишь только прощения у Господа, помня о том, что в шесть часов утром ты снова должен быть в храме.
Сейчас, оглядываясь назад, по прошествии двенадцати лет, я даже себе задаю вопрос: было ли тяжело, было ли трудно? Наверное, сейчас я бы уже не смогла повторить то, что вместе с сестрами сделали за это время. Было ли трудно – не могу сказать. Была радость от любви ко Господу. И поэтому не было даже таких мыслей от того, что трудно, ты устал, это надо – Господи, помоги! И эту помощь Божию всегда ощущала и продолжаю ощущать. И это видно по тем плодам, которые за двенадцать лет какие-то есть.
И видя возрождение некоторых зданий, чувствуешь вдохновение, это придает новые силы, источники радости. Было много скорбей, не буду про них говорить, это каждая Игумения переживает. У нас были еще и суды, потому что архитектурный ансамбль Христорождественского монастыря является памятником культуры регионального значения. А это значит, что мы не можем ничего делать самостоятельно, как мне сказали, вы не можете даже кирпич переставить с места на место, то есть на все надо спрашивать разрешения министерства культуры. И порядок таков, что требуются на все проекты, а они очень дорогостоящие. Проще восстанавливать там, где церковь, монастырь не является объектом культурного наследия любого значения – федерального, регионального – там можно действовать самостоятельно с благословения Владыки, а здесь нельзя. Но дело в том, что проекты стоят столько же, сколько требуют восстановительные работы, и в этом отношении у нас в обители была главная трудность.
Хочу выразить благодарность Владыке Марку. Владыка с самых первых дней моего настоятельского служения принимал самое активное участие в возрождении нашей обители, всегда помогал своими советами, чувствовала молитвенную помощь Владыки. У него огромный опыт, и в том, что получается у нас в деле восстановления – большая заслуга Владыки, это его правильный взгляд на все, его советы, его благословения, его молитвы, которых я всегда просила у Владыки. Стараюсь слушаться Владыку, и все делать по его благословению.
И в восстановлении доминанты нашего города – колокольни – говорят, что это самая высокая точка Слободского, своими финансами помогла епархия. Поэтому мы очень благодарны епархии и Владыке в частности.
У нас в планах сделать музей. Нам уже изготовили макет монастыря, каким он был прежде. Будет представлена и фотолетопись обители.
– И кто помогал? Чьими силами?
– Основная часть средств – те, которые мы зарабатываем на выставках. Но и не могу не отметить, что есть неравнодушные люди. В Слободском есть благотворитель, который помогает нам материалами, имен не называю, поскольку люди это делали во Славу Божию. Сейчас он финансирует роспись в часовне Иверской иконы Божией Матери. В Кирове тоже есть люди, без участия которых нам справиться было бы сложно. Мы молимся за этих людей и их родных.
И года три назад мы перешли с дровяного отопления на газ. Не только храм, но и все здания сейчас отапливаются газом. Мы избавились от огромных дровяных буртов. Сейчас стало очень удобно. В этом году нам удалось положить брусчатку на полторы тысячи квадратных метров внутри монастыря, и территория преобразилась.
Святыни обители
– В обители пребывают старинные чтимые святыни с Афона, расскажите о них.
– Сейчас Иверская часовня расписывается. Работают художники, она будет расписана в афонском стиле. Еще в дореволюционное время в ней пребывала Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне. И естественно, что в наше время там должен находиться этот образ. И мне хотелось на Афоне написать эту икону, чтобы ее разместить в часовне. Часовню открыть для людей, служить молебны с акафистами Божией Матери. И это сейчас осуществляется. Икона уже написана, освящена, она уже год находится в нашем храме Рождества Христова. Надо сказать, что в первый месяц, как она к нам приехала и была освящена, от иконы было мироточение.
– Монастырь также известен своей святыней – иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», в наше время есть явленные чудеса по молитвам перед образом, которые совершились и стали известны в монастыре и в городе?
– У нас монастырь Христорождественский, но в то же время он и Богородичный. Действительно, у нас не одна чтимая икона Божией Матери. Одна из самых известных – чудотворная икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Это святыня нашей Вятской Епархии и всего нашего Вятского края.
Сама икона была привезена с Афона для поклонения в наш монастырь. Это был 1863 год. Это был первый храм, куда привезли эту икону. А почему они к нам приехали – на тот момент настоятельницей была Игумения Пульхерия, а ее отец был в Андреевском скиту монахом. И как благословение от отца дочери икону сюда привез монах Паисий для поклонения. Начали служить перед образом молебны. А в городе Слободском на тот момент был восемнадцатилетний художник Владимир Неволин, который был немой. Несколько лет его не могли излечить от этого недуга, не могли найти причину и в последний день, когда икона находилась у нас в Храме Рождества Христова, служили молебен, он молился вместе со всеми. И когда он стал прикладываться к иконе, он почувствовал какую-то теплоту в горле. И когда он пришел домой, он воскликнул: «Какой чудесный венец у Божией Матери!» И все: Володя, ты же говоришь! Так он заговорил. Произошло первое чудо от этой иконы. И надо сказать, что икону сразу не унесли, ее оставили в монастыре на сколько-то дней. Чудеса посыпались, как из рога изобилия, исцеления, как будто Божия Матерь ждала. И вот здесь в нашем храме проявилась чудодейственная сила иконы, чудо Божие, конечно. Об этом подробнее можно прочитать в книге «Святыни града Слободского», которая есть у нас в лавке. Потом икона была перенесена в Вятку, в Спасо-Преображенском монастыре пребывала несколько месяцев, где также являлись по молитвам Богородице чудеса. Афонская икона дошла до Санкт-Петербурга, до подворья Андреевского скита в северной столице, где и сейчас пребывает в Свято-Никольском соборе в алтаре, ее выносят раз в год в день празднования 2 декабря для поклонения людям.
А исцеленный Владимир Неволин тогда подвизался художником, и он написал список с этой иконы. То есть образ, который находится у нас в монастыре сейчас, – это список с афонского образа, написанный Владимиром Неволиным, а риза, которая на иконе, прислана с Андреевского Афонского скита. В дальнейшем, когда пришли годы смуты, революции, эта икона была перенесена в Екатерининский кафедральный собор и уцелела до нашего времени. И эта икона также обладает чудодейственными свойствами. И в наше время от нее происходят чудеса и помощь Божия. Посмотрите, сколько на ней знаков благодарности от людей. Очень много украшений, крестов, колец, которые благодарные люди приносят Божией Матери.
И эти случаи мы начали фиксировать. Одна женщина страдала бесплодием, не могла родить несколько лет. И сходила на несколько молебнов перед иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», зачала и родила ребенка. Исцелилась от бесплодия. Другой случай: ребенок заикался, люди ходили молились, когда служили молебны, ребеночек исцелился от заикания. И даже со мной был такой случай: несколько лет назад была большая проблема в монастыре, которая долгое время не разрешалась, и на очередном молебне, когда я уже просто отчаялась в помощи Божией, и все же с таким усердием и со слезами молилась Божией Матери о разрешении этого вопроса, что на следующий день все разрешилось. Это было чудо.
Помню женщину, которая года три назад приезжала на молебны из Кирова. Смотрю, стоит на молитве один, другой, третий молебен, смотрю лицо новое, незнакомое, к слободским привыкаешь, уже знаешь, что наши прихожане, местные. Спросила у женщины, откуда приехала, и она поделилась, что из Кирова, сын уже год не может работу найти, прошу Божию Матерь. И на очередной молебен она уже приезжает с цветами, благодарит Божию Матерь: сын нашел работу именно ту, о которой он мечтал. Именно так разрешаются проблемы. Молебны Пресвятой Богородице перед иконой «В скорбех и печалех Утешение» служим по средам в четыре часа дня перед вечерней службой. Обычно в это время много молящихся, кто обращается к Божией Матери за помощью.
Еще есть чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница». В монастыре есть храм, престол в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Прежде в обители была икона, тоже писанная на Афоне, но потом была утрачена, мы, к сожалению, не знаем, где она сейчас находится. Поэтому мы заказывали икону, ее писали в Москве. Икона тоже чудесная, она мироточит. В течение службы сестры тихонечко подходят и сообщают: «Матушка, икона мироточит», подойдешь и, правда, на лике под стеклом появляются особенные явления, словно проступает миро, и это повторяется с периодичностью. И поэтому мы и говорим, что вместе с тем, что монастырь Рождества Христова – Христорождественский, но и Богородичный.
– Что предстоит реализовать в планах?
– Мы работаем над созданием музея, у нас есть экспонаты. Есть вышивки, фотографии, книги сестер, сохранившиеся еще с XIX – начала XX века. Все это в течение прошлого столетия копилось, сохранялось в домах верующих слобожан, и сейчас люди все это приносят. После закрытия монастыря сестры разошлись, некоторые из монахинь жили в городе в домах. В прежние времена у сестер была иконописная мастерская, поэтому сохранились написанные ими иконы. И поскольку Господь предоставил нам возможность все это собрать, считаем должным представить людям эти артефакты. Это же история. Мы уже заказали макет нашего монастыря. Каждая сестра должна уметь провести экскурсию, мы и сейчас уже откликаемся на просьбы людей, которые приехали в Слободской издалека и просят рассказать о монастыре. Но хочется все-таки представить историю обители более наглядно, и мы уже сейчас работаем над этим.
В планах благоустроить монастырскую территорию. Практически все здания уже восстановлены. На сегодняшний день ведутся работы в последнем здании Трапезного корпуса изумрудного цвета, который будет, как сказочный терем, очень красивый. Но в будущем нам нужно будет привести в порядок здания, где находится колокольня, там на данный момент располагается часть МЧС, но исторически это монастырские здания, и согласно законодательству в скором времени будут возвращены обители. И вся территория откроется.
Еще один актуальный вопрос – это ограда монастыря, которая также является памятником культуры (как часть объекта культурного наследия регионального значения архитектурного ансамбля Христорождественского монастыря XIX века). Она начинает уже разрушаться, местами вместо кирпичных стоят ограждения из металлоконструкций, кирпич осыпается, от горожан поступают жалобы, но мы не можем приступить к ремонту, потому что это памятник культуры. Прежде чем приступить к работам, нужно снова заказывать проект. У нас уже есть кирпич. Но пока нет средств на проект и сами работы. Сооружение это масштабное, поскольку монастырь по площади занимал целый квартал.
Монашеское делание в слободской обители
– Сколько сестер несет послушание?
– На данный момент у нас двенадцать сестер, десять из них живут в обители. Шесть человек возрастом за шестьдесят и за семьдесят лет и немощные.
– Какие древние монашеские традиции удается соблюдать в условиях современности?
– Я воспитана в строгом монастыре с афонским уставом. Нашему монастырю афонский устав не подходит. Мы не можем молиться за ночными службами, в виду того, что сестры немощные. Поэтому мы придерживаемся устава, который завещал монахам еще в III-IV веке преподобный Пахомий, а позднее – преподобный Феодор Студит. И традиции основные монашеские мы, конечно, поддерживаем.
Во-первых, трапеза у нас идет в полном облачении. Как мы молимся в полном облачении – клобуки, мантии, рясы, - так и идем на трапезу после службы. На трапезе – обязательное духовное чтение, оно включает чтение святых отцов Церкви, проповедей, аскетической литературы, наших святителей, то есть трапеза считается продолжением богослужения у монашествующих. На трапезе порядок, молчание, разговаривать не разрешается, все показывается жестом, сохраняем благоговейное молчание, вкушаем во Славу Божию, молимся, все совершается чинным порядком.
Во-вторых, – келейное чтение. Без чтения святых отцов, Священного Писания жить полноценной духовной жизнью просто невозможно. Надо поддерживать в себе постоянно молитвенный дух, стремление к подвигу, стремление хотя бы знать, как жили святые отцы, подражать в чем-то им, то есть духовное чтение просто необходимо.
Далее у нас поддерживается обязательно учеба, сестры учатся в течение трех лет на библейско-богословских курсах, сдают экзамены, знакомятся со Священным Писанием, с преданием, с богословием. Занятия проходят в стенах монастыря, преподаватели к нам приезжают.
Из монастырских традиций – неусыпаемая псалтырь.
Крестные ходы. После вечернего богослужения обходим вокруг территории снаружи монастыря, то есть обитель ограждается с иконой Божией Матери, с молитвой Богородице, ко Господу. Крестные ходы совершаются также на Престольные праздники и на Пасху.
На праздники престольные, в частности Рождества Христова, у нас стечение людей. Верующие жители и гости города Слободского собираются в соборной молитве за богослужением, в Рождество Христово, даже ночью, после этого совершается праздничная трапеза ночью и концерт.
Еще одна из традиций связана с монастырским подворьем. На каждый престольный праздник храма в честь Спаса Нерукотворного в селе Холуново Слободского района, мы собираем людей, пишем объявления, священник совершает богослужение, мы молимся соборно с прихожанами, многие специально приезжают в отдаленное село на духовный праздник. Раньше мы совмещали престольный праздник с копкой картофеля. Люди нам помогали, приезжали в село на монастырское подворье потрудиться, потом оставались на службу. Последние годы с уборкой урожая справляемся собственными силами.
Обязательное откровение помыслов Матушке Игумении, поскольку она является духовной матерью сестер. Это позиция нашей Русской Православной Церкви, такая концепция была вынесена на собрании игуменов и игумений, Святейший Патриарх включил в концепцию Церкви: для монашествующих – обязательное исповедание помыслов. Это опыт нашей Русской Православной Церкви в Оптиной пустыни, такая духовная практика там была распространена. Такое духовное руководство Матушки помогает в монашествующей жизни самим сестрам.
И еще основной традицией не только нашего, но и всех монастырей, являются беседы Матушки Игумении с сестрами о духовных основах жизни, чтение Матушки Игумении и объяснение основных духовных понятий о том, как поступать в том или ином случае, как выходить от искушений, как бороться со страстями. Такие беседы очень важны, и они у нас проводятся постоянно и бывают такие собрания вне трапезы.
– Что самым сложным в монашеском делании оказалось именно для Вас?
– Если говорить о времени, когда до принятия сана Игумении несла монашеское послушание, то особое внимание всегда старалась уделить Иисусовой молитве, занималась ею еще до монастыря. В монастыре это стало сложнее, поскольку я была старшей на подворье, у старшей забот много, это тоже маленькая настоятельница, послушание отнимало много времени и постоянно удерживать ум в молитвенном внимании оказалось тяжело, а произнесение молитвы без внимания, это, как говорится, простое сотрясание воздуха. Если хочешь обрести плоды от Иисусовой молитвы, это прежде всего внимание в Иисусовой молитве. И когда меня ставили на руководящие должности, вот это трудновато было совместить.
– И по Вашим наблюдениям – что наиболее сложно дается для сестер обители?
– Думаю, что послушание, отречение своей воли, несение немощей друг друга, потому что сестры разные, из разных мест, все по-разному воспитаны, есть представители разных культур: не только русские, но и сестра из Армении, сестра с грузинскими корнями. Южным людям особенно сложно порой бывает сдержать свои эмоции. Сестрам, которые вновь приходят, сложно научиться слышать, что им говорят, и сделать именно так, как тебе сказали. Приходится порой слышать: «Матушка, ну я уже шестьдесят лет так делала, я уже знаю, как это правильно и как это будет». Но потом, когда в процессе начинаешь с ними работать, беседуешь, объясняешь, в чем плюс послушания, в чем плюс отвержения своей воли. Когда мы переходим на эти духовные рельсы, сестра уже осознает и старается.
– В монастырях есть треба «Неусыпаемая псалтырь» – в чем особенность этой молитвы, о ком молитесь?
– «Неусыпаемая псалтырь» – это молитва сестер по псалтыри, которая не усыпает, то есть она читается утром, днем, ночью. Псалтырь читается только в монастырях, а неусыпаемая читается не во всех обителях. Я знаю действие этой молитвы неусыпаемой на себе. Еще до монастыря, когда уже будучи воцерковленной верующей, я ездила по святым местам, в Троице-Сергиеву Лавру, Дивеево, особенно в женских монастырях неусыпаемая псалтырь бывает, заказывала там, – всегда ощущала Божий покров. К сожалению, не многие верующие и в наше время понимают помощь от такой молитвы. Молимся при чтении «неусыпаемой псалтыри» за всех людей, самое главное, чтобы человек был крещеный в Православии. Молиться по «неусыпаемой псалтыри» мы начали, как началась специальная военная операция, наши земляки стали уходить на войну, мы приняли решение, что мы будем жертвовать своим отдыхом, своим сном, но мы будем молиться за наших военных. Нам стали приходить целые списки с именами «о здравии», «о упокоении». И мы, и все монастыри Русской Православной Церкви молятся кто-то просто на псалтыри, кто-то на неусыпаемой псалтыри о победе наших воинов, нашей России. Помощь этой молитвы по псалтыри очень большая, она ограждает от козней диавольских, а неусыпаемая особенно, потому что она еще и ночная.
– Выходит, сестрам и в ночное время приходится молиться. Каков же распорядок дня у насельниц обители в Слободском?
– Основой и фундаментом жития в каждом монастыре является Устав, который включает распорядок внутренней и внешней жизни монастыря. В нашей обители в 5 – 5.30 подъем. В 6.00 – Полунощница, наше монашеское келейное правило, которое включает акафист, каноны, главу Евангелия и две Апостола. Затем молимся за Литургией. После трапезы у нас послушания. Послушания у нас три-четыре часа в день. Устав у нас смягченный, то есть он сделан под наших сестер. Утверждая Устав, нужно смотреть, какое состояние физическое и духовное у сестер. У нас большинство сестер возрастные и среди них есть немощные, то есть много трудов они нести не могут. Молиться, читать они обязаны, для этого нужно давать время. И поэтому я Устав так смягчила, чтобы у сестер было два часа отдыха. В монастыре у нас в Малоярославце был час. Два часа отдыха – из-за такого возрастного состояния сестер и немощей телесных. После отдыха – вторая в день трапеза, после вечерняя служба, если это лето или накануне праздники, которые требуют необходимых послушаний, как поливка цветов, овощей, заготовка продуктов, мы можем вечером еще задержаться за работой, но основных послушаний – три-четыре часа в день. Вообще я противник, чтобы монастыри были только трудовыми, но сторонник, чтобы в монастырях не забывали о главном – о молитве, чтобы не забывали о предстоянии перед Богом, чтобы было духовное чтение, молитва, чтобы на это было предусмотрено время, и оставались силы.
И если первые годы, когда наш монастырь становился на ноги, и все только устанавливалось, у нас акцент был на внешнее – поднять здания, сделать ремонты, а основное оставалось на втором плане, то сейчас больше внимания направлено на внутреннее монашеское делание, на наше сердце, борьбу со страстями, на то, чтобы работать над собой. Молиться, читать, духовно совершенствоваться, приближаться к Богу, обретать добродетели – это главное. Естественно, все это для чего – для того, чтобы обрести главную добродетель – любовь, научиться любить друг друга, чтобы это была одна семья, к этому мы стремимся и над этим работаем.
– Вы рассказали о молитвах и трудах сестер, о минутах отдыха, а полагается им отпуск или выходной. Чем им разрешается заняться для души в свободное время или нет понятия «личного времени» за монастырской стеной?
– Если я вижу необходимость в этом сестре, она слабеет и надо ее поддержать, то изыскиваем возможность определить сестру в больницу, стараемся положить на обследование. И если есть необходимость сестре отдохнуть, прийти в себя, то даже в санаторий отправляю сестру или отдохнуть в какие-то святые места. А отпуска как такового нет. Личное время – два часа днем в самой обители. А вечером служба заканчивается в восемь, полдевятого сестры уже могут заняться чтением или какими-то делами быта по своему усмотрению, помня о том, что утром снова их ждет ранний подъем. Неусыпаемую псалтырь читают по дежурству через день, сменяя друг друга.
– Пользуются ли монахини смартфонами, Интернетом?
– А зачем? Они же отрекаются от всего мирского. Когда сестры приходят послужить уже послушницами в монастырь, сдают телефон. Конечно, я сестрам иду навстречу. Можно писать письма, правда, которые Матушка проверяет потом, когда приходят, потому что кто знает, что там могут посоветовать мирские знакомые или родственники. Телефоном пользуются только те сестры, которым это необходимо в рамках выполнения их послушаний, например, благочинная, казначей, бухгалтер. Бывает, что сестры просят, мол, беспокоюсь, как там с дочкой дела, здоровье, хорошо, разрешаю, даю телефон – раз в две недели в воскресенье можешь пообщаться со своими родными.
Смартфонами с выходом в интернет, компьютерами пользуются сестры по благословению Матушки в связи с их послушаниями, например, наш Травник, кому необходимо работать с компаниями, которые поставляют продукцию, они должны быть на связи, знакомиться с ассортиментом, бухгалтер. Конечно, мне приходится следить за духовным состоянием сестры, чтобы доступ к Сети не нанес ей духовного вреда.
– Почему люди идут в монастырь, оставляя мир с его красотой, впечатлениями, удобствами, со свободной волей, возможностью жить, как хочется?
– Могу сказать, в первую очередь, про себя, это от любви к Богу и желания послужить Богу, отдать Ему все свои силы, какие бы они ни были, именно в монашеском чине. И движет стремление к чистоте духовной, святости, совершенствованию. В миру это невозможно. Там очень много соблазнов. А монастырь – это самое удобное место для спасения души своей и для устремления к Богу для того, чтобы очистить свою душу.
Но обстоятельства разные бывают у людей, некоторые приходят по иным причинам, мало ли что может случиться в жизни, но для этого у нас есть послушнический искус, который длится не один год. И за это время – порой до десяти лет, у каждого длится по-разному, сестра себя проверяет, может ли она жить так постоянно: в отречении своей воли, в послушании, приобретении смирения. Наша битва за смирение, борьба со своими страстями – таково наше правильное устроение, для этого мы живем. Когда человек обретет смирение, страсти отходят от него, он приобретает добродетель любви, и для того, чтобы приблизиться к Богу, остается совсем немного.
Монастырский хлеб и здравница
– В Слободском известен монастырский хлеб. В чем секрет его популярности? Есть специальный рецепт? Как часто и сколько печете, что хватает и самим и на продажу? У Вас специальный пекарь или искусство хлебопечения также освоили монахини?
– Когда я пришла в монастырь, одна из заквасок черного хлеба уже была у обители. Повар Татьяна в то время уже пекла бездрожжевой хлеб на закваске, которую им откуда-то привезли, и ее с тех пор постоянно поддерживают. Хлеб печем пять раз в неделю, печем для себя. А излишки, которые остаются, люди стали просить продавать, потому что хлеб очень полезный, без добавок, так как там закваска, вода, мука, соль, больше ничего нет. Закваска белая появилась позже, одна из сестер в самом начале устроения обители, когда мы совершали поездки по выставкам, привезла ее из одного монастыря, где пекли белый хлеб на закваске. Так закваска у нас прижилась, и теперь мы печем хлеб тот и другой. Сестры также умеют печь, и когда повар в отпуске или отдыхаем, проблем у нас с хлебопечением нет. Хлеб нравится людям, они просят печь побольше, но возможности в большем производстве у нас нет, оборудования такого не предусмотрено и дефицит в кадрах.
– А магазины «монастырская здравница», расположенные в Кирове, – это проект для поддержки монастыря?
– В монастыре изначально встал вопрос о нехватке средств для восстановления обители. Мы рассматривали несколько способов дополнительных доходов на восстановление, но они оказались недолговечные, и что у нас прижилось – это именно «Монастырская здравница». Цель «Здравницы» – дополнительный доход для восстановления монастыря и служение людям, то есть мы закупаем не просто любую продукцию, которая на рынках в компаниях есть, а которая доступна для людей и которая восстанавливает здоровье, помогает им. Эта продукция разработана на травах учеными Алтая, Сибири и целыми научно-производственными объединениями, где работают целые группы ученых.
И все же основной доход монастырь получает с православных выставок, где мы продаем данную продукцию. И если на первых выставках мы предлагали людям только молитву, поскольку у нас на тот момент не было никакой дополнительной продукции, которую мы могли бы предложить людям, то сейчас у нас сопутствующей является эта продукция, которая пользуется большим спросом. Люди нас уже знают в городах и в преддверии православной выставки ее организаторы уже нам звонят, спрашивают, приедем ли, привезем ли те или иные средства, сообщают, что люди ждут. Сестры даже завели тетрадь с положительными отзывами, в которых люди благодарят. У нас сейчас есть еще интернет-магазин, и мы имеем возможность людям отправить нашу продукцию почтовой поставкой.
Наша «Монастырская здравница» представлена также в Кирове по адресу Карла Маркса, 32 и при нашем монастыре в Слободском.
– Чем цена и уникальна эта продукция?
– Уникальность ее в том, что это не химия, что это натуральные средства. Мы сотрудничаем не с аптеками, а с производителями Екатеринбурга, Новосибирска, с компаниями Сибири, где трудятся ученые, врачи-фитотерапевты, и наши клиенты – это люди, которые поддерживают свое здоровье именно натуральными средствами.
Потрудиться на пользу души
– У монастыря есть хозяйство в Холуново, расскажите о нем, кто трудится, и что производите, только ли для собственного пропитания?
– Когда я приехала в монастырь, это хозяйство уже существовало. Отец Евгений, будучи тогда настоятелем, это хозяйство взял под свое крыло. Мне выбора не оставалось, как его поддерживать и развивать. Может, на сегодняшний день я уже не рискнула бы обрабатывать земли в Холуново, потому что сестер мало, работы и здесь хватает, а на Холуново также надо очень много сил. Однако там старинный XVII века замечательный храм в честь образа Спаса Нерукотворного, у нас там три дома, сейчас строим четвертый, источник. Восстанавливают храм жертвователи, благотворители – спаси Господи!
Нам приходится там поддерживать порядок, молиться, иногда приезжаем туда на престольные праздники, а также в дни, когда совершаются заупокойные службы, на праздник села, правда, сейчас там остались проживать десятки людей и есть большое кладбище при храме. И первые годы у нас находились паломницы, желающие там пожить, картофель там садили и какие-то грядочки, кустарники растут, содержали корову. Сейчас паломников, желающих там потрудиться, нет, и у сестер такой возможности нет. Поэтому проект Холуново существует, обрабатываем своими силами монастырскую землю, просим местных жителей вспахать поля, садим и собираем картофель и овощи сами.
– Трудоустроены ли в обители миряне? На каких работах?
– Поскольку монастырь большой, требует много забот, самых различных работ, поэтому всегда прибегала к помощи мирян. В данный момент у нас трудятся два повара, огородник, сотрудницы в лавке миряне и рабочие мужчины на данный момент пять человек. Стараемся привлекать трудящихся мирян к духовной молитвенной жизни и жить с ними дружно.
– Есть ли практика, когда люди приезжают в монастырь на выходные или отпуск потрудиться с молитвой во Славу Божию? Что ими движет? Они получают внутреннее успокоение? Вы им предлагаете стать впоследствии послушниками?
– Многие о нас не знают. Минувшим летом у нас останавливались паломницы одна, другая, которые случайно узнали, что в городе Слободском есть монастырь. Они приехали, потрудились, им все понравилось. Люди приезжают, кто-то на один день несколько часов потрудиться, кто-то останавливается на подольше, а кто-то, побывав однажды, возвращается снова и снова. Я предлагаю поступить к нам в монастырь, но это очень редко. Одной сестре, которая достаточно издалека приезжала к нам в течение нескольких лет в год раза по два, я предложила у нас остаться, и через год она к нам пришла, сейчас она успешно подвизается послушницей.
– Потрудиться могут только женщины? У вас есть, где их разместить?
– У нас есть платная гостиница для паломников. Пока готовы там разместить только женщин. Чтобы в будущем появилась возможность разместить семьи или желающих потрудиться мужчин – пока над этим работаем, сразу все охватить очень сложно. Людей же нужно расположить раздельно, создать условия для комфортного пребывания.
И конечно, монастырь ждет своих насельниц. Если среди читающих есть люди, сестры, у которых горит сердце любовью к Богу, у которых душа жаждет высших духовных ценностей, святости, чистоты, мы ждем вас и приглашаем в наш монастырь.
Духовные праздники
– Какие в этом году ближайшие духовные праздники в обители, на которые спешат соборно помолиться не только прихожане храма Рождества Христова, но верующие жители и гости города Слободского?
– Празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября, этот праздник очень любят верующие слобожане и гости города, поскольку один из храмов монастыря освящен в честь этого образа. Люди полюбили прежде этот старый храм, они же начинали молиться в нем, поэтому и сейчас уже в восстановленном храме Рождества Христова в этот праздник собирается много людей.
2 декабря – празднование иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение». Обычно служит Владыка, совершается архиерейская служба, на которую собирается много людей и из города, и из области, и из других мест.
Естественно, престольный праздник храма Рождества Христова. Ночная служба на него обязательна, храм бывает полон людей. Люди уже привыкли к тому, что праздник обычно службой не заканчивается, продолжается в трапезной, начинается такая часть увеселительная с праздничным концертом.
И повторюсь, богослужения у нас совершаются утром и вечером в течение всего года, по-особому радостные службы приходятся на великие и двунадесятые праздники.
«Молимся, и Господь помогает»
– Чем ценна в духовном смысле соборная молитва именно при монастыре?
– «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18:20), – Господь говорит. Представьте монастырь, сколько там иноков молится. Монастыри существуют, чтобы молиться за весь мир, что мы и осуществляем. Молимся на всех службах утром и вечером, ночами молимся, молимся за всех. Если люди собираются и просят Господа совместной молитвой о чем-то, то насколько сильна молитва, где монахов десять, двенадцать, двадцать – это соборная молитва. Эта молитва, конечно, угодна Богу, тем более от людей, которые посвятили свою жизнь служению Господу. Поэтому у нас есть постоянные прихожане, которые любят наш монастырь, которые ходят именно к нам. Хотя наши службы длинные, они продолжительнее, чем приходские, но людям нравится быть причастными к этим красивым богослужениям.
– Вы уже рассказали о чудодейственной помощи Пресвятой Богородицы, а еще чудеса по молитвам случались, которыми прихожане поделились с вами?
– Одна женщина, москвичка, постоянно заказывает на молитву о здравии, упокоении имена своих родных, знакомых. И в последние годы она начала высылать нам имена на такую требу, как «вечное поминовение», то есть пока монастырь будет существовать, в нем будут молиться о здравии, упокоении. Такая треба, конечно, несколько дороже, чем на год, например. И эта женщина нам рассказывает: «До того, как заказать вечное поминовение в вашем монастыре, видела маму во сне в грязной одежде, голодную, в слезах, а вскоре после того, как заказала, мама ко мне во сне приходит веселая, в чистой одежде, держит в руках печенье и улыбается, говорит: наконец-то я чувствую молитву о себе». После этого эта женщина всех своих знакомых направляет к нам.
Приведу случай, об этой катастрофе даже сообщали газеты. Местная жительница слобожанка, когда ее дочь с зятем и двумя внуками поехали в Индию в отпуск, беспокоясь о них, заказала их имена на молитву – неусыпаемую псалтырь. Проходит какое-то время, приходит и благодарит: судно, на котором дети путешествовали на баркасе по водам Индийского океана, перевернулось, были погибшие люди, наши все спаслись. Дочь прижалась на дно судна и не могла выбраться, каким-то чудесным образом зятю удалось ее вытащить и спасти их детей, внуков этой женщины. Она пришла нас благодарить.
Еще одна женщина рассказывает, что всегда заказывает псалтырь в монастыре о здравии, тут поехала в паломническую поездку в Москву и говорит, что в какой-то момент в метро у нее голова закружилась, и она полетела с эскалатора кубарем. Люди перепугались, кто с ней был, думали, что от нее осталось, а у нее даже ушибов нет. Вот так мы молимся, и Господь помогает.
– Вероятно, бывают ситуации, когда сестры или прихожане спешат за советом к матушке в минуты уныния или сомнения, и у Вас находится доброе слово или мудрое напутствие, поделитесь каким-то универсальным наставлением для пользы души наших читателей.
– Если сказать для всех, то важно всегда помнить о высоком предназначении человека, о высшем смысле жизни, именно познать Бога здесь, в этой жизни, и чтобы жизнь твоя была прожита так, чтобы и там, в мире ином, она была с Богом, и главное – выполнить волю Божию о себе. Надо помнить об этом высшем. Когда сестра ко мне приходит, делится скорбями, помыслами, я ей говорю: ты вспомни, подумай о том, зачем ты пришла в монастырь. Ты ведь пришла, чтобы приблизиться к Богу, чтобы соединиться с Богом, чтобы войти в Царство Небесное, обожиться. А для этого надо терпеть, верить Богу, верить в Его Промысел.
Поэтому и для каждого человека, думаю, это главное: верить в Божий Промысел и все принимать, как от Руки Божией, с терпением и со смирением. Каждый человек, если посмотрит на свою жизнь, вспомнит случаи – один, другой, третий, и он увидит в них Всеблагой Промысел Божий о себе.
Беседовала Лада Баева