21.06.2024

Работа над документальным кино - процесс непростой и достаточно длительный

Всероссийский Великорецкий крестный ход – важнейшее событие в православной жизни Вятки. Ежегодно десятки тысяч верующих со всей страны приезжают в Кировскую область, чтобы, как и шестьсот лет назад, пройти с образом святителя Николая к месту обретения чудотворной иконы в село Великорецкое и обратно в Трифонов монастырь города Кирова.

В этом году с паломниками свой путь прошла съемочная группа ФОМА КИНО и НЬЮ СИНЕМА ДИСТРИБЬЮШН. Цель – документальный фильм о Всероссийском Великорецком крестном ходе.

Режиссер проекта - Кирилл Макаренков ответил на вопросы пресс-службы Вятской епархии.

Кирилл Макаренков - режиссер, сценарист, продюсер, оператор. Преподаватель ВГИК им. Герасимова. Автор ряда документальных фильмов, в том числе для Первого Канала и телеканала Культура. Фильм «Плотогоны» - обладатель «Лавровой ветви» 2010 года в номинации «Лучший по профессии (оператор)».

- Кирилл, расскажите, пожалуйста, о съемках документального фильма. Начнем с команды проекта.

- Документальный фильм о Великорецком крестном ходе - это проект двух компаний: ФОМА КИНО и НЬЮ СИНЕМА ДИСТРИБЬЮШН. Наверное, многие знают журнал «Фома», проекты киностудии «ФОМА КИНО» такие как «Кино и смыслы», «Неизвестная Россия». В группе проекта – профессионалы, которые принимали участие не только в документальном кино, но и в съемках художественных фильмов, таких как «Бумер» и «Настройщик» Киры Муратовой.

Эту киноэкспедицию мы снимали вдвоём: я, как режиссёр и как оператор, и кинооператор Алексей Горбатов. Также с нами работал специалист, который занимался звуком, помощники и продюсеры.

Алексей Горбатов был оператором в моем фильме «Плотогоны», в 2010 году за операторскую работу он получил национальную премию в области неигрового кино и телевидения.

- Вы – автор документального кино. Чем отличается документальный фильм от телевизионного репортажа или ролика видеоблогера?

- Меня, как режиссёра, интересуют амбициозные проекты, большие формы. Есть любители короткометражного кино. Я и сам смотрю короткие видео в соцсетях, но, как по мне, только полнометражное кино производит на зрителя должный эффект. Мы в ФОМА КИНО все время говорим о том, что наша аудитория шире, чем репортажное кино, чем видео для социальных сетей, видеоклипы.

Фильм должен получиться очень широким по аудитории, интересным как воцерковленным людям, так и тем, кто пока еще далек от веры и считает это все чем-то очень древним, несовременным и для них чуждым.

Нам хочется создать эпическое полотно, в котором были бы отражены суть и характер крестного хода, ценности, которые дошли до нас из глубины веков, и вместе с тем, чтобы в нем были частные истории, портреты людей.

Мне видится, что фильм о Великорецком крестном ходе можно сделать под современную музыку. Как мы знаем, в Русской Православной Церкви есть только один инструмент, который звучит в храме - человеческий голос. В православии глубокая хоровая традиция. Но для фильма мне показалось, что нужна какая-то современная музыка, возможно, мы её специально для фильма создадим. Может быть, какие-то современные инструменты, чтобы поддержать высокую скорость и ритм, в котором идёт ход.

Мы снимаем именно фильм, а не репортаж. У нас будет художественный, эстетический взгляд на ход, не телевизионный.

- Как проходила съемка?

- Работа над документальным кино - процесс непростой и достаточно длительный. В 2024 году у нас была подготовительная киноэкспедиция. Основная съемка планируется на 2025 год.

В этом году мы пытались понять, как снимать крестный ход, как это событие проходит на самом деле, какая у него цель, настрой, темп. Мы увидели, как выглядит маршрут, и мне стало определённо понятно, сколько нужно людей, чтобы все зафиксировать.

Можно снимать ход изнутри, можно снимать с какого-то расстояния, но нужно заранее знать точки съёмки, нужно очень вовремя их достигнуть, чтобы видеть все это море из тысяч идущих крестным ходом людей.

Надеемся, что в следующем году нам удастся поснимать не только с земли, но и с неба, потому что современное кино без кадров масштабных высотных точек невозможно.

Нам нужно было понять, сможем ли мы найти героев для нашего фильма. И в самый первый день, наблюдая за тем, как люди общаются, мы их нашли. В крестном ходе, на привалах люди рассказывают истории удивительные, совершенно прекрасные истории своей жизни – и драматические случаи и очень смешные.

Мы просыпались в 2 часа ночи и выдвигались вместе с крестным ходом, с нашими героями, находили сюжет, истории. Снимали и оказывались ранним утром посреди леса, возвращались, ставили на зарядку наши камеры и микрофоны, ехали на следующую локацию.

Мы снимали и сам крестный ход, и населенные пункты, которые встречались на пути крестноходцев. Интересна традиция встречных крестных ходов, когда духовенство и прихожане местных храмов выходят навстречу движению людей, а жители села стараются пройти под иконой Николая Чудотворца.

Очень интересно видеть лица, глаза и улыбки тех, кто несёт икону, и тех, кто рядом. Вообще между собой все как-то очень живо общаются. Это тоже производит впечатление, конечно.

Когда крестный ход уходит, село продолжает жить своей жизнью: кто-то с детьми вышел на прогулку, кто-то на почту пошёл, кто-то в магазин, вот там дети играют. Остались какие-то паломники, которые ко мне подходили и рассказывали, почему они остались и не смогли пойти дальше. Это тоже попадает в наше повествование о крестном ходе.

- Кирилл, в начале нашей беседы вы сказали о том что, в следующем году съемка документального фильма о крестном ходе продолжится

- Я очень на это надеюсь, потому что для режиссера нет ничего хуже, чем недоснятое кино. Верю, что все удастся и наша работа будет представлена зрителям. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы получить для фильма финансирование.

- Желаем режиссеру Кириллу Макаренкову, съемочной группе ФОМА КИНО и НЬЮ СИНЕМА ДИСТРИБЬЮШН помощи Божией в съемке документального фильма о Всероссийском Великорецком крестном ходе, ждем в следующем году на Вятской земле. Спасибо!

Фото

Возврат к списку