21.06.2024

«Однажды оказавшись на колокольне, я уже оттуда уйти не смог»

О своем пути на колокольню рассказывают звонари храмов разных городов России – участники межрегионального фестиваля колокольных звонов «Малиновый звон на Вятке».

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка 12 июня в Кирове состоялся ежегодный межрегиональный фестиваль колокольных звонов «Малиновый звон на Вятке», посвященный в 2024 году празднованию 650-летия города Кирова. В честь юбилейного Дня города над Старой Вяткой в солнечный июньский день разливались колокольные звоны, создаваемые на колокольне Спасского Собора мастерами звонарного искусства из разных городов России.

Межрегиональный фестиваль собрал порядка двадцати звонарей, у каждого из которых был свой путь на колокольню. А мы предложили им поучаствовать в опросе, ответив на вопросы: каким образом впервые оказались на колокольне, и какую роль с тех пор колокольный звон играет в вашей жизни.

«Сейчас колокола в моей жизни занимают больше места, чем светская деятельность»

Роман Ильич Первозванский, Храм Христа Спасителя города Москвы:

- Впервые на колокольне оказался совершенно случайно. Я учился в светском педагогическом университете, по образованию филолог, учитель русского языка и литературы, и мой преподаватель однажды позвал меня в храм просто побывать на колокольне. Он работал у нас преподавателем и звонарем в Храме Христа Спасителя по совместительству. И однажды оказавшись на колокольне, я уже оттуда уйти не смог. Задержался там надолго, и до сих пор остаюсь на колокольне или где-то поблизости, уже почти восемь лет. Коллектив наш, участником которого я являюсь, обзванивает все богослужения в нашем храме, Патриаршие службы и торжественные встречи святынь. Занимаемся этим деланием каждодневно.

При этом я работаю в государственном учреждении по своей специальности, филологической. Преподаю колокольный звон, русский язык с литературой. Но сейчас колокола в моей жизни занимают больше места, чем, наверное, светская деятельность, хотя таковая, в частности, преподавательская, также присутствует.

Вероятно, в мире все не случайно, поскольку даже моя фамилия – Первозванский, удалось проследить, что она была дана в восемнадцатом столетии моему предку при окончании духовной семинарии, такая вот семинарская церковно-филологическая фамилия и даже элемент колокольного звона там присутствует.

В фестивале колокольного звона на Вятке участвую второй раз. В прошлом году здесь также был, и мне понравился сам город и люди, которые в нем живут, был рад возможности приехать сюда вновь. Тут ощущается настоящая Россия и добрые гостеприимные люди.

Радует, что здесь, в Вятской Епархии, мы видим опыт удачного сотрудничества образовательной светской организации – детской школы искусств «Пастораль», епархии, ее звонарей и других организаций, которые в это делание вовлечены, потому что вот таким совместным соработничеством получается сделать замечательное мероприятие, на котором интересно и церковным людям, и людям светским, которые пока еще в церковь не ходят, но приобщаются к православной вере через такие фестивали. И я не знаю человека, чью жизнь бы не обогащал колокольный звон. Даже если этот человек пока еще в Церковь не пришел и на колокольне не был, колокольный звон на всех влияет хорошо, а кого-то он и к Богу приводит, а это очень важно.

«Когда регулярно звонишь в колокола, то на душе хорошо»

Звонарь Софийского собора города Великий Новгород Вячеслав Волхонский:

- На фестивале колокольного звона представляю Софийский кафедральный собор Великого Новгорода – один из старейших храмов России. Исполнил софийский звон. Надо понимать, что в каждом конкретном случае приходится учитывать особенности колокольни. И хотя звон имеет универсальное, привязывающее к нашему храму название, он на каждом храме звучит по-разному.

Поскольку являюсь штатным звонарем, могу считать себя профессиональным звонарем, занимаюсь этим деланием уже больше четверти века. В первую очередь, это душевная потребность и все-таки профессия. Но профессия, к которой лежит душа и без которой на душе тревожно, неспокойно, а когда ты регулярно звонишь в колокола, то на душе хорошо.

«Если Господь дает, то ты должен взрастить талант»

Преподаватель детской школы звонарей при воскресной школе города Нижний Новгород, Молитовское благочиние Нижегородской митрополии, приход Умиления Пресвятой Богородицы Павел Грачев:

- Лет шесть увлекаюсь звонарным искусством, и преподаю его детям в Воскресной школе. В фестивале внизу на переносной звоннице уже звонила моя ученица. Постичь мастерство колокольного звона Господь дает. А если ты сам захочешь, а Господь не даст, то у тебя ничего не получится. И если Господь дает, то ты должен талант не зарывать, а развивать дальше, взрастить талант на благо Церкви, людям и прославляя Господа.

«В этом деле я самоучка»

Вячеслав Анатольевич Вербицкий – звонарь Благовещенского храма поселка Лальск Яранской епархии:

- Звоню в колокола пока еще два года, в этом деле я самоучка, можно сказать, совсем недавно научился. Поскольку основная моя деятельность связана с реставрацией храмов, поэтому часто приходится быть в отъездах, и в колокола звонить получается в основном по праздникам. Поэтому основной звон, который освоил – праздничный в собственной «аранжировке», его и исполню вновь от души.

«Основная задача колокольного звона – созвать людей в храм»

Звонарь Собора Владимирской иконы Божией Матери города Санкт-Петербург, член Ассоциации колокольного искусства России Владимир Кайчук:

- На колокольне я с прошлого тысячелетия. Пришел трудиться в собор в 1989 году в качестве реставратора. Меня как реставратора-позолотчика пригласили на реставрацию Царских врат. Когда пришел трудиться над реставрацией собора, познакомился с местным звонарем, оказался на колокольне и понял: это мое. Вскоре предыдущий звонарь на пенсию ушел, и с 1991 года я в штате, уже скоро тридцать пять лет как я звоню в колокола Владимирского собора в Санкт-Петербурге, а позвонив в колокола, спускаюсь трудиться в мастерскую уже как реставратор.

Есть такое понятие «воцерковление», оно происходит не сразу, требуются годы, практически это процесс целой жизни. Православие – это вообще Вселенная. Вроде чего-то знаешь, но чем поднимаешься выше, тем увеличивается объем для познания мира.

Даже для участия в фестивале у меня нет заготовленного, каждую звонницу надо почувствовать и исполнение звона уже в процессе рождается. Русские колокольные звоны, с одной стороны, очень простые, они строятся на трех основных характеристиках: темп, тембр, ритм. Колокола в смысле их уникальности похожи на людей, нет двух одинаковых, все различны. А в русской культуре они антропоморфезированы – очеловечены: у них голова, корона, уши, маточник – то, где рождается звук колокола, уши, серьга, язык, губа, плечи, тулово, юбка. И даже отношения среди колоколов, как среди людей: они дружат между собой, соперничают, конфликтуют, не дружат. Также судьбы у них разные, бывают колокола-инвалиды, колокола-сироты. А в советское время как с колоколами поступали? Их ссылали в ссылку, снимали, расстреливали, сбрасывали, заковывали в кандалы, били плетьми. Колоколам приходили поклоняться, между прочим, как к иконам. И если мы один и тот же звон будем играть на разных звонницах, то это будут разные звоны, по ритму задача будет выполнена, ритм одинаков, а звукопись различна. И даже если в звоннице сменим какие-то колокола, то звук будет другой. Важно также то, что звонарь вкладывает при создании звона, каков его внутренний посыл. Хорошо, когда даже простой ритмический рисунок призывает человека к церкви: «Лю-бишь Бо-га, хо-ди в храм», - словно сообщает при ударах звук колокола.

Основная задача колокольного звона – созвать людей в храм, и самый главный звон – это Благовест – равномерные удары в колокол, это Благая весть, это Евангелие, это прикосновение к вечности. А все трезвоны, словно нам сообщают: «Да всякое дыхание да славит Господа…». И мы, звоня на колокольне: «Славим Бога, Славим Сына, и Святаго Духа Славим». Возможно, многие звонари сами не задумываются об этом, что создавая колокольный звон – ты поешь просто это своей душой и своими руками через колокола. Как апостол Павел говорил: «Я знаю, в Кого верую». Так и звонари должны памятовать об этом каждый раз поднимаясь на колокольню, чтобы не было пустозвонства. К сожалению, они люди начинают что-то даже в музыке изобретать что-то витиеватое и во имя свое, между прочим, и человек сам собою доволен, артист. Звонарь не должен быть артистом. Но ведь задача звонаря – Славить Господа. Задача созвать в храм и славить Бога – это главные такие постулаты. И если человек верует в Духе, то у него и колокольный звон будет создаваться в Духе, а не форму содержать. Это очень важно в делании каждого звонаря.

«Ощущение, что колокольный звон очищает душу»

Звонарь Спасского собора Ольга Сунцова:

- Когда я воцерковилась, ходила на службы, слышала колокольный звон Успенского собора, звонил в колокола Александр Максимов, я влюбилась в этот звон.

Начала проситься к нему на занятия, чтобы он меня научил. Сначала вроде отказывал, действительно места на колокольне не было: где будешь звонить? – говорил. Спустя время произошло печальное событие, в Троицком храме в Макарье, умер звонарь, и меня уже туда в течение четыре месяцев готовили. А потом уже звонарь Спасского собора уступил мне место, и я тут начала свою деятельность. Уже одиннадцатый год звоню каждое утро и вечер.

Поначалу колокольный звон вдохновлял особенно. Есть ощущение, что колокольный звон лечит, очищает душу, словно после исповеди. Недавно звонила, когда возвращалась Великорецкая икона и крестный ход, звонила в колокола, приветствуя возвращение святыни и паломников, и у саму переполняли эмоции, от радости дух захватывало. Ощущалась душевная взаимосвязь с паломниками, возвращающимися в город следом за иконой, посредством колокольного звона передавалось настроение.

«Прославляя Отца Небесного»

Звонарь храма в честь Сорока мучеников Севастийских Андрей Трушков:

- Впервые оказался на колокольне в Великорецком, когда мне было три года. Учился на радиотелеграфиста, занимался в кружке по радиотехнике. Был период, когда я будучи подопечным занимался в центре «Дорога добра», где учился росписи по керамике, а преподавала ее супруга отца Сергия Вдовина, и она меня познакомила с батюшкой. Отец Сергий предложил учиться колокольному звону, и я согласился с радостью.

Поскольку мой отец погиб, то начав звонить в колокола, я почувствовал в этом деле некую символичность, что так прославляя Отца Небесного, и при этом вспоминаю своего папу, которому также Бог остается Отцом Небесным, обретаю в этом такую вот духовную связь. Пою также в народном хоре Сорока мучеников Севастийских, хочется также освоить дело садовника на приходе. А завтра у меня День рождения, поэтому участие в фестивале колокольного звона для меня особенно радостно.

«Душа тяготеет к колокольному звону»

Звонарь Церкви Рождества Пресвятой Богородицы Александр Тартышев:

- В колокола звоню уже 21 год. Впервые начал осваивать мастерство звонаря, когда мне было 12 лет. Начинал звонить еще в Трифоновом монастыре. Звонарь Успенского кафедрального собора Александр Максимов заметил, что у меня есть чувство ритма. Я в музыкальной школе тогда учился. И когда была построена деревянная Федоровская церковь, я там звонил, а в данное время – в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Чистых Прудах. Душа тяготеет к колокольному звону. От этого радостно. Это часть моей жизни

«Душа радуется»

Михаил Бурков, звонарь Екатерининского храма города Кирова:

- Звонить в колокола начал по благословению настоятеля протоиерея Сергия Гомаюнова. Колокольный звон осваивал в процессе на колокольне самостоятельно, и вот лет десять уже звоню перед богослужениями в церковные праздники и в выходные. Конечно, когда приобщился к звонарному искусству, душой ощутил другое мировосприятие, но это не рассказать, не объяснить, это внутреннее. И в любую погоду, поднимаясь на колокольню, ощущаю, что душа радуется.

«Батюшка благословил научиться этому доброму делу»

Константин, начинающий звонарь Спасского собора:

- Я еще только учусь звонить, пока еще четыре с половиной месяца, и учит колокольному звону меня Сергей, также звонарь Спасского собора. Мне давно хотелось научиться этому доброму делу, недавно спросил благословения батюшки, и настоятель храма отец Петр меня благословил.

«Колокольня – то место, где чувствую себя хорошо»

Алексей Родин, звонарь:

- Колокольня – то место, где чувствую себя хорошо. Здесь находишься, словно прямо под небесами. Душа отдыхает. А какие чувства восторга и ответственности переполняли, когда приходилось звонить на высокой колокольне Ильи Пророка в Великорецком при перенесении иконы святителя Николая!

И если взять музыкальное произведение, к примеру, композитора Баха, то его мелодию в точности передадут самые различные музыкальные инструменты – от фортепиано до скрипки, а с колоколами все иначе, вроде колокольный звон один, а на каждой звоннице – разное звучание. Нравится слушать колокольный звон в исполнении умелых опытных звонарей, поэтому я сегодня здесь на фестивале, на колокольне Спасского собора.

«С колокольным звоном знакомился в храмах Золотого кольца России»

Звонарь Успенского кафедрального собора города Кирова Александр Максимов:

- Начал постигать звонарное мастерство в 1988 году, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси. В то время секретарем Вятской Епархии был отец Александр (Могилев), ныне митрополит Астанайский и Казахстанский, а прежде – мой одноклассник. И он мне как музыканту (к тому времени я уже отучился в колледже на барабанщика – саксофониста и играл на различных мероприятиях) предложил стать звонарем. Я подумал. Поначалу были сомнения, поскольку опыта такого не было. Узнав о моих сомнениях, секретарь епархии говорит, учись. Так, я начал звонить на колокольне Серафимовского собора – тогда единственного действующего храма в городе. Мусор на колокольне пришлось вычистить, звонницу настроить. Вскоре меня командировали по Золотому кольцу России. Посетил Владимир, Суздаль, другие старинные города, где на колокольнях храмов, как говорится, с миру по нитке, учился навыкам колокольного звона и постигал мастерство настройки колоколов, в общем, постигал профессию игры на колоколах по крупицам у звонарей, кто сам знал свое дело хорошо и был готов поделиться опытом.

Конечно, многое пришлось постичь уже по приезду в Киров опытным путем. Менял на колокольне колокола, звонил разными способами. Помогали в освоении профессии и старые фильмы, где персонажами были Иван Грозный, Александр Невский. Слушал пластинки классиков со звучанием колокольных звонов.

Вскоре в Кирове был открыт Троицкий храм в слободе Макарье, а затем и Успенский собор Трифонова монастыря, так я стал звонить на три храма, и пришлось уже тяжелее.

Постепенно в городе храмы стали открываться, а у меня появился ученик один, другой, третий… И вот несколько лет назад в поселке Дороничи открылась школа искусств «Пастораль», где уже мои ученики – братья Стромовы обучают колокольному звону.

В 2004 году я организовал на Вятке первый фестиваль колокольного звона, в котором приняли участие семь человек, нас тогда, шутя, называли «Великолепная семерка». Потом такие фестивали стали доброй традицией, и количество их участников увеличивалось с каждым годом.

Звонарное мастерство стало передаваться в некоторых семьях подрастающему поколению. К примеру, в семье Стромовых искусству колокольного звона обучились браться Михаил, Владимир, их сестра Анна, а теперь они стали приобщать к этому делу своих детей. Мой сын Станислав со школьных лет был со мной на колокольне, и сейчас является звонарем Троицкой церкви в Кстинино, совмещая работу звонаря со светской профессией, и уже вместе с ним звонить учится мой внук Стасик, который перешел в четвертый класс, и также принял участие в фестивале.

«Благословение в паломничестве»

Звонари храма Казанской иконы Божией Матери поселка Лянгасово Вятской Епархии Алексей (отец) и Тимур (сын) Якубовы:

- В 2019 году с приходом Знаменской церкви села Пасегово мы ездили в Дивеево. Шла Светлая Пасхальная Седмица, и мы оказались также в проездом в Муроме, и там поднялись на колокольню храма, до этого колокола в руках не держал. А в Муроме в составе группы паломников мне удалось позвонить в колокола. А когда я начал звонить в колокола, местная монахиня, которая поднималась вместе с нами, поинтересовалась у меня: ты звонарь? Говорю, нет, не звонарь. Она удивилась, повторила, мол, как не звонарь, - звонарь. Можно сказать, благословила на этот путь. И по возвращении из поездки отец Михаил уже сказал: у нас звонарь, оказывается, есть. Вернувшись, уже на колокольню в Пасегово стал подниматься и действительно стало получаться. И сын Тимур приобщился к этому делу. Теперь уже он самостоятельно звонит на приходе Казанской иконы Божией Матери поселка Лянгасово.

Со звонарями беседовала Лада Баева

Фото

Возврат к списку