«Задача звонаря – Славить Господа»
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка 12 июня в День празднования 650-летия города в Кирове проходил фестиваль колокольных звонов «Малиновый звон на Вятке». Колокольня Спасского Собора собрала мастеров звонарного искусства из разных городов России.
Участник фестиваля звонарь Собора Владимирской иконы Божией Матери города Санкт-Петербурга, член Ассоциации колокольного искусства России Владимир Кайчук рассказал об особом отношении человека к колоколам в русской культуре, о том, что является главной задачей звонаря и какой посыл должен находиться в основе колокольного звона.
- Владимир Степанович, как давно вы оказались на колокольне?
- На колокольне я с прошлого тысячелетия. Пришел трудиться в собор в 1989 году в качестве реставратора. Меня как реставратора-позолотчика пригласили на реставрацию Царских врат. Когда пришел трудиться над реставрацией собора, познакомился с местным звонарем, оказался на колокольне и понял: это мое. Вскоре предыдущий звонарь на пенсию ушел, и с 1991 года я в штате, уже скоро тридцать пять лет как я звоню в колокола Владимирского собора в Санкт-Петербурге, а позвонив в колокола, спускаюсь трудиться в мастерскую уже как реставратор.
- Колокольный звон может способствовать воцерковлению человека, как звонаря, так и тех, кто его слышит?
- Такое понятие «воцерковление», оно происходит не сразу, требуются годы, практически это процесс целой жизни. И колокольный звон ему способствует как одна из составляющих. Православие – это вообще Вселенная. Вроде чего-то знаешь, но чем поднимаешься выше, тем больше получается объем для познания мира. Думаешь, что познакомился с Евангелием, взять Притчу о блудном сыне – наизусть уже знаешь, вдруг останавливаешься и осознаешь, ты ее так понимал и тут услышал новый аспект, получается новое видение. Познание Евангелия и всего Православия – бездонно, даже у моря есть дно, а познание Бога – безгранично. И колокольное искусство как часть этого процесса.
- Вы участвуете в фестивале с заготовленным звоном, какой звон исполните?
- Даже для участия в фестивале у меня нет заготовленного, каждую звонницу надо почувствовать, и исполнение звона уже в процессе рождается. Русские колокольные звоны, с одной стороны, очень простые, они строятся на трех основных характеристиках: темп, тембр, ритм.
Темп зависит от амплитуды раскачивания колокола, которая связана напрямую с его размером, язык является метрономом. Задает темп самый большой колокол звонницы, все остальные под него подстраиваются.
Тембр уникален для каждого колокола, ведь колокола неповторимы, как люди. Каждый человек ощущает, что он уникален на земле со времен Адама до скончания века, другого такого не будет нигде, похожие внешне могут быть, но люди неповторимы. Ученые говорят, даже снежинки неповторимы. Колокола в этом смысле их уникальности как люди. А в русской культуре они антропоморфезированы – очеловечены. У них голова, корона, уши, маточник – то, где рождается звук колокола, уши, серьга, язык, губа, плечи, тулово, юбка. И даже отношения среди колоколов, как среди людей: они дружат между собой, соперничают, конфликтуют, не дружат. Также судьбы у них разные, бывают колокола-инвалиды, колокола-сироты. А в советское время как с колоколами поступали? Их ссылали в ссылку, снимали, расстреливали, сбрасывали, заковывали в кандалы, били плетьми. Колоколам приходили поклоняться, между прочим, как к иконам. Для души русского человека колокол как одухотворенная святыня.
Что касается ритма. Русский колокол не дает ноты четкой, можно сказать, он создает аккорд, поэтому характеристики звона: темп, тембр и ритм, это ритмическая музыка, а не какие-то музыкальные композиции. Мы делаем ритм, и уже ритм создает звукопись как следствие. Если мы на разных инструментах будем играть, скажем, произведение «Боже, Царя храни…» - на флейте, органе, трубе, на баяне, инструмент будет звучать по-своему каждый, а мелодию мы узнаем. Однако если мы один и тот же звон будем играть на разных звонницах, то это будут разные звоны, по ритму задача будет выполнена, ритм одинаков, а звукопись различна. И если в звоннице сменим какие-то колокола, то звук будет другой. И даже если мы делаем ритмическую сетку – колокольный звон уже сложится. Важно также то, что звонарь вкладывает при создании звона, каков его внутренний посыл. Хорошо, когда даже простой ритмический рисунок призывает человека к церкви: «Лю-бишь Бо-га, хо-ди в храм», - словно сообщает при ударах звук колокола.
- В обществе бытует мнение, что колокола лечат, вы его разделяете?
- Как практик скажу, что в обществе им приписывают много мистики, много легенд, но чудеса могут произойти через все, что угодно, будь то икона или колокол, Господь сказал: «По вере вашей…». Ведь когда мы к иконе обращаемся, не она сама нам помогает, а Бог попускает через святыню. Поэтому думать, что ударил в колокол – и насморка не будет, так не работает.
- Можно ли колокольный звон сравнивать с молитвой?
- Прославление Бога, да. Молитва – это другое. Это самая тяжелая работа на земле. Молиться за других – это проливать кровь. Христос в Гефсиманском саду молился до кровавого пота. Можете представить такое напряжение.
Что касается колокольного звона, его основная задача – созвать людей в храм, и самый главный звон – это Благовест – равномерные удары в колокол, это Благая весть, это Евангелие, это прикосновение к вечности.
А все трезвоны, словно нам сообщают: «Да всякое дыхание да славит Господа…». В природе так устроено, что вороны каркают, лягушки квакают, соловушки поют, - жужжат все… комарики, пчелки, мухи, жуки, но жужжат они по-разному. Так и на колокольне с трезвонами – уже совершенно свободная форма звона, а задача – Славить Бога.
Как Славить Бога? Есть Богословие – ты говоришь о Боге что-то такое, но Богословом еще надо быть. А есть Богославие. А Бога Славить – может всякий, еще никому не запрещено. Вот и мы, звоня на колокольне: «Славим Бога, Славим Сына, и Святаго Духа Славим». Возможно, многие звонари сами не задумываются об этом, что создавая колокольный звон – ты поешь просто это своей душой и своими руками через колокола. Как апостол Павел говорил: «Я знаю, в Кого верую». Так и звонари должны памятовать об этом каждый раз, поднимаясь на колокольню, чтобы не было пустозвонства. К сожалению, некоторые люди, звонящие в колокола, начинают что-то даже в музыке изобретать, что-то витиеватое и во имя свое, между прочим, и человек сам собою доволен, артист. Звонарь не должен быть артистом, ведь задача звонаря – Славить Господа. Задача созвать в храм и славить Бога – это главные такие постулаты. И если человек верует в Духе, то у него и колокольный звон будет создаваться в Духе, а не форму содержать. Это очень важно в делании каждого звонаря.
Беседовала Лада Баева