«Святитель Николай сам все управит»
Предлагаем вниманию читателей истории от паломников Великорецкого крестного хода, которыми они поделись во время паломничества на Великую в 2024 году.
Десятки тысяч паломников в начале июня каждый год совершают паломничество на реку Великую вслед за Великорецким образом святителя Николая, тем самым верующие исполняют обет предков – перенесения иконы к месту ее явления. И верующие ощущают участие в их жизни святителя Николая, многие переживают обновление души, свидетельствуют о духовном перерождении, а также промысле Божием, проявляющемся в их жизни через чудесные явления, которые не считают случайностями и к которым душа верующего человека особенно чутка в крестном ходе.
Беседуя со священниками, часто приходилось слышать, что именно с Великорецкого крестного хода началось их воцерковление, а в последующем приобщение к церковной жизни и принятие решения стать священнослужителем. Рассказывали и об американском профессоре, который в свое время решил заняться обоснованием «феномена Великорецкого крестного хода», а после стал верующим православным человеком. Сколько судеб – столько и историй, некоторые из которых люди откликнулись приоткрыть, участвуя в нашем опросе.
Паломникам и трудникам Великорецкого крестного хода мы предложили поучаствовать в опросе и ответить на вопросы: как участие в крестных ходах способствовало перерождению души - когда человек укрепился в вере, или как способствовало внутреннему возрождению души - исцелению от той или иной страсти, зависимости, а также рассказать о личных чудесах. И люди радушно поделились историями, которые произошли с ними по молитвам в Великорецком крестном ходе и стали полезными для их души.
«Тех, кто идет на Великую в первый раз, – святитель Николай несет на руках!»
Надежда Шаповал, руководитель паломнической службы «С Вятки», супруга священника:
- Когда мы начинали ходить на Великую, участвовать в крестном ходе было непросто, мы не знали даже где ночевать будем, это сейчас устанавливают палатки общественные силами областного правительства, приходами, у нас даже есть целая стоянка Троицкого прихода села Истобенск. Вещи помогает довезти камера хранения, еду нам везут и готовят, а раньше только была на святителя Николая надежда.
И расскажу историю, которая произошла с моим мужем отцом Иоанном. Впервые он отправился в крестный ход будучи мирянином, и пошел без ничего, не взяв с собой ни палатки, ни мешка, ни еды. И после одного из ночлегов, ощутил, что очень хочет есть и подумал, хоть бы сухарик мне. И когда собирался уже продолжить путь, посмотрел в помещении рядом с ним лежит сухарик, который, по-видимому, выпал из котомок бабушек, собравшихся немного раньше. Это Николай Чудотворец ему оставил сухарик, который стал для него настоящим утешением. И он всегда с трепетом вспоминает эту историю. Потому что тогда шел, даже деньги с собой взял, а купить было ничего невозможно. А сейчас, конечно, для людей все удобства созданы, и полевая кухня, и кипяток, и артезианская вода – чего только нет.
Еще удивительное наблюдение. На одной из стоянок, только мы расположились, рядом падает спортивного вида мужчина и начинает мне говорить: ничего понять не могу, я спортсмен, я везде, включая Донбай, поднимался в горах, экипировку подготовил, но вот еле-еле иду, прямо падаю, у меня мозоли, болят ноги, при этом смотрю на бабушек, а они бегут-бегут в каких-то лапоточках, а тренированный спортсмен и до каждого привала еле добираюсь, объясните мне, говорит, что это такое. Отвечаю ему: вы знаете, это благодать Божия так действует. Бабушки идут с молитвой, они полагаются только на Николая Чудотворца и волю Божию, а вы на свою одежду и свою обувь. Поэтому надо такой момент учитывать, как бы ты ни подготовился, как бы ты ни кушал, надо понять, что ты идешь за духовным, и надо полностью на святителя Николая положиться, потому что раньше и жилья нет, и продуктов нет, а ты приходишь на ночлег, и тебе что-то достается. Вот и сейчас у меня экипировка – видавшие виды кроссовки, но они дышащие, их и оставляю именно для участия в крестном ходе. Упование на Бога можно переносить и на жизнь, мы часто на себя надеемся, а лучше уповать на волю Божию. Вот только сейчас вернулась из паломничества, и я все продумывала, как же на Вятское землячество попасть в Истобенск и успеть встретиться с Виктором Петровичем Савиных – известный космонавт, приехал в родные места, православный человек, проявляет заботу о храме. Мы в Истобенске храм восстанавливаем, а Виктор Петрович – председатель попечительского совета, поэтому встреча была важной и для прихода. И прямо с теплохода 2 июня я оказалась в Истобенске, там Вятское землячество, на котором В.П. Савиных, успела принять участие в встрече, и сегодня уже иду до Бобино с Великорецким крестным ходом. Николай Чудотворец так все управил, что все устроилось само собой.
А еще с любовью и радостью вспоминаю тот далекий в 2000-м году мой первый крестный ход на реку Великую. Честно говоря, я в него не собиралась, так как была уверена, что мне не преодолеть многокилометровый путь. На что мой супруг мне сказал тогда: «Многие знакомые идут, а ты дома хочешь остаться? Надо идти!» Поскольку в то время наше воцерковление только начиналось, поэтому в тот крестный ход я пошла в брюках, в рюкзаке было много банок с консервами и теплых вещей на «все случаи жизни».
Несмотря на тяжесть рюкзака, немного несоответствующий вид паломника, я не чувствовала физической усталости и все время пыталась как можно ближе идти за иконой святителя Николая. Была такая духовная радость в том первом крестном ходе. Такую же радость ощущает каждый паломник, который первый раз прибывает на Святую Землю. В крестном ходе встречала много знакомых лиц, и все радовались друг другу. Не зря этот наш Великорецкий крестный ход называют Вятской Пасхой. Как сейчас вспоминаю момент: первая половина пути позади, мы заходим в Великорецкое, нас встречает колокольный звон и множество народа, все нам кланяются и благодарят за молитвы, и от этой радости на глазах наворачиваются слезы. Отправляясь в крестный ход, надо помнить, что святитель Николай сам все управит во время него, надо все воспринимать как подарок свыше и радоваться каждому мгновению.
«Господь через святителя Николая и руки молодого человека умножил посохи для каждого, кому они были необходимы»
Екатерина Марьина, регент детско-юношеского хора Екатерининского храма города Кирова:
- Однажды в крестном ходе, на обратном пути на переходе к Медянам, на одной из остановок ощущаю, что суставы болят, мышцы болят, думаю, вот бы мне палочку. И обратилась к кому-то из ребят в крестном ходе, попросила сделать опору. Мальчишка сбегал, сделал палку, я вижу, кому-то еще хуже, чем мне, отдала свою палку. Он видит, что у меня палки нет, пошел вырубил две палки. Мы отдали еще кому-то. И снова у меня палки нет. И через несколько минут, практически целая группа шествовала с палочками, благодаря стараниям отзывчивого паренька.
И тут начался особенно сложный переход – глиняная медянская гора, где те люди, которым изготовил мальчик посохи, без опоры точно бы не поднялись, либо им было бы очень сложно. Участок с крутым подъемом и глиняной почвой был подразмыт еще и прошедшими накануне дождями. Я бы без двух посохов не поднялась в тот раз.
Интересно было и то, что мы не думали о ближайшей медянской горе, просто человеку нужна была палка, и молодой человек сделал посохи целой группе, и пошел самый тяжелый участок. Никто бы о потребности опоры не задумался, а тут они очень оказались нужны. Вот как это объяснить? Как Христос умножил хлеба в пустыне, так и Господь через святителя Николая и руки этого молодого человека доброго казака умножил посохи для каждого идущего этим путем, кому они были необходимы в этот момент как опора. Посох стал опорой житейской, а милость, забота, любовь к ближнему - опорой в самом высоком, Божественном смысле. Это простое ежедневное чудо Великорецкого крестного хода.
«Все чудесные истории у меня еще впереди»
Иерей Александр, город Архангельск:
- В Великорецком крестном ходе участвую впервые, поэтому, думаю, все чудесные истории, связанные с Великорецким крестным ходом у меня еще впереди. Добраться на Вятку из Архангельска, чтобы поучаствовать – тоже ведь чудо, сначала самолетом, потом на машине. В пути заболело колено, потом его отпустило – также чудо.
«Неходячая бабушка окунулась в реке Великой и обратно шла пешком своими ногами»
Елена «Великорецкая», паломница из Кирова:
- У меня история связана с моей бабушкой, Царствие ей Небесное. Когда она родила мою маму, у нее была двойня, и во время родов у нее отказали ноги, произошло это в 1953 году. Это уже был четвертый и пятый ребенок. Бабушка осталась в больнице, детей-двойняшек выписали, ими занимался папа и старшая сестра, которой было на тот момент 16 лет. Бабушка лежала очень долго в больнице, пытались реанимировать, восстановить двигательную функцию, но к сожалению, врачи ничего не могли сделать и сказали, что медицина бессильна, что уже останется парализованная и неходячая. Хотя у нее было и семейство большое, и свой дом, и огород. Проживали тогда в деревне Кочуровы в окрестностях города Кирова, где сейчас расположен городской Кочуровский парк.
И в те года шли гонения, и бабушке предложили ехать в крестный ход на лошадях, на телеге. И бабушка мне лично рассказывала, что ее повезли неходячую на телеге, по лесам, по болотам, по полям. И в Великорецком она окунулась в реке Великой, и обратно шла пешком своими ногами.
Эта история меня пронзила до мурашек, и я с самого детства, мне сейчас сорок пять, посещала село Великорецкое. Нас возил наш папа, бабушка собирала своих детей и внуков. Она прожила до семидесяти трех лет, она стала ходить, воспитала большую семью: детей и нас, внуков, и каждый год она нас туда привозила. Я с восемнадцати лет выучилась на права, и уже стала привозить бабушку, и видела, как она окунается, и какая благодать от нее ощущалась, эта благодать передавалась нам. И я приезжала со своими детьми.
С детства, когда с бабушкой приезжали в Великорецкое, я ходила по селу, смотрела на старые дома, и для меня так и осталось это село частичкой детства. И на пандемии, когда, казалось бы, была сложная ситуация финансовая, так произошло, что нам удалось приобрести дом в Великорецком. Считаю, что дом сам выбрал хозяев. И когда купила здесь дом, появилось внутреннее ощущение, что я готова идти.
И в 2021 году впервые пошла Великорецким крестным ходом, и четвертый год я уже хожу на Великую сама. И каждый раз я иду, и как будто вспоминаю бабушку, и ей тем самым отдаю долг. Эта история семейная дала и веру, и веру в чудо, и в помощь Николая Чудотворца, святой наш семейный покровитель. И я иду, и вспоминаю эту историю, и если есть время, на привале рассказываю людям, чтобы продолжали верить, передавать, ходить на Великую.
До этого ездили на праздник, а пойти что-то не получалось. А сейчас идем, и в Великорецком у нас размещается приход отца Леонида Сафронова, дом небольшой, а места всем хватило – тридцать три человека. Так я обосновалась в дорогом с детства селе, батюшка в телефоне обозначил меня как «Елена Великорецкая», рассказывая историю, можете так меня и «записать». И когда идем на Великую, мы с подругой специально накануне заказываем наряды из льна по старорусским эскизам, и предлагаем всему приходу поддержать традицию.
«В Великорецком произошло мое духовное рождение»
Олег Иванов, трудник Великорецкого крестного хода, смотритель купели Трифонова монастыря:
- Вся моя жизнь связана с Великорецким и попечением обо мне святителя Николая. Родом я из Екатеринбурга, и перед армией понял, что хочу принять Таинство Крещения, но в виду различных обстоятельств так и не нашел храма, где меня окрестят и ушел служить некрещеным. Воинская часть, где проходил служение, находилась в Кировской области, и прапорщик Мусатов у нас был верующий человек, он нас с солдатами привозил в Великорецкое, не без его участия я там и принял Таинство Крещения. В Великорецком повстречал свою супругу, ныне покойную, и там же был с ней венчан. В Великорецком по сути совершилось мое духовное рождение как православного христианина.
Позже, когда проживал уже в Кирове, в 2010-м году, принял участие в Великорецком крестном ходе, это был первый и единственный раз, когда ходил на Великую в числе паломников вслед за иконой. Тогда крестный ход выходил из Серафимовского собора, где и находилась икона в течение года. А однажды я искал работу. Купил две газеты с объявлениями о вакансиях и поехал помолиться на могилку Стефана Филейского – попросить вятского святого походотайствовать за меня перед Богом. Так и не изучив вакансии, оставил газеты на могилке, забыл про них, однако они и не пригодились, поскольку вскоре в Кирове меня приняли на работу в Трифонов мужской монастырь, где уже тружусь тринадцатый год разнорабочим, смотрителем купели, а пять лет назад сподобился потрудиться и просфорником. Примечательно для меня, что вслед за моим приходом потрудиться в Трифонов монастырь, по благословению Владыки Марка Великорецкая икона была перенесена в Никольский храм обители, а завхоз Николая Богданович Ижик каждый год меня в числе других трудников приобщает потрудиться в обслуживании крестного хода. Так, нынешним летом у меня уже был двенадцатый крестный ход, который сопровождаю вместе с другими трудниками. Для меня это все не случайности, а видимое действие промысла Божия и попечения Николая Чудотворца, который, откликаясь на наши труды, сам проявляет о нас заботу.
«Две истории о перерождении человеческой души»
Татьяна Булатова, психолог, город Киров:
- Я начала ходить в Великорецкий крестный ход с 2006 года, и вот в один из первых ходов, то есть давно было, тогда еще как-то людей меньше ходило, и не было особых таких, как сейчас условий для доставки вещей в плане организации камеры хранения, питания, то есть все несли на себе. И вот встретила я свою знакомую, а она была с мамой, а я знала, что у нее сложные отношения с мамой, которая на тот момент была абсолютно не воцерковленный человек. И вот увидела их вдвоем, и они шли в таких светских кедах, отправились, как в поход. И встречала их неоднократно в течение хода, видела, как они бедные смозолили все ноги, собирали пластырь, у кого, что было. И помню, как мама моей знакомой в этих длинных кедах еле-еле шагала, но все-таки дошагала до Великорецкого, и было видно счастье на ее лице, несмотря на стертые в кровь ноги. В общем, этот первый ход ей запомнился надолго.
И потом я видела, как они каждый год ходили в крестный ход, их отношения стали налаживаться, мама стала ходить в церковь. В этом году я их не видела, но в течение предыдущих десяти лет в крестном ходе встречала и замечала, как меняется выражение лица, настроение, отношение к ходу. И уже не эти яркие кеды, в которых она была в начале, и что-то духовное читалось в глазах как зеркале души, и уже акафист в руках. И если в первом году их участия в крестном ходе - это как раз был такой поход и страдания телесные, то после уже молитвенное участие. Сейчас, зная девушку, о маме которой рассказала, отмечу, что у них стали хорошие отношения, мама стала интересоваться верой и пришла в церковь, пришла к молитве, к Богу. Вот такая история первая.
А вторая история касается нашей гостьи из Москвы. Это тоже было в один из первых ходов. Как я потом узнала, эта паломница уже была женщиной на пенсии, и у нее после выхода на пенсию был так называемый экзистенциональный кризис. Она была известным программистом в Москве, и очень многое сделала за свой профессиональный путь, и вроде выйдя на пенсию, она как будто потеряла свои смыслы, и пришла какая-то пустота. В начале двухтысячных еще не так широко была распространена именно связь через телефон, интернет, но она будучи программистом, естественно, и интернет осваивала в России в числе первых, где-то нашла информацию о паломничестве на Великую, и абсолютно не зная ни одного человека в Кирове, она приехала сюда к нам на Великорецкий крестный ход. А я с ней встретилась в Горохово, просто видя, как она, уставшая, там села на пенек и у меня спросила, долго ли здесь стоянка, а я спросила ее: что в первый раз здесь? И когда она ответила, что в первый раз, я ее повела сразу же на родник. Говорю ей: это же такое святое место, источник Божией Матери в честь иконы Казанская, пойдемте со мной, окунетесь и сразу же почувствуете себя бодрой, и веселой, и здоровой. Вот так я ее приобщила впервые к окунанию.
А еще она рассказала свою историю первого паломничества, когда она пошла в крестный ход, в Бобино на первой стоянке она не смогла найти никакого ночлега и ночевала буквально на остановке, на какой-то лавочке, не спала практически, а второй день такой был сложный. И очень грязный год, с дождями, непроходимый лес, на пути к Монастырскому, тогда не было еще так все организовано епархией, как сейчас, когда там мостики и дороги выровнены, и все тяготы пути достались ей. И вот когда она подходила к селу Монастырскому говорит: у меня были такие мысли, что я сейчас вообще упаду в ближайшую лужу и больше не встану. И она просто взмолилась Николаю Чудотворцу, как могла, поскольку она не была еще тогда верующим человеком, просто пошла для какого-то собственного интереса в этот путь духовный. И взмолившись, она заходит в деревню. Зная те времена, тогда не особо пускали в дома, она рассказывает: что иду, и выходит навстречу бабушка и дедушка, к ним подхожу и говорю: дорогие, родные, пустите меня, пожалуйста, хоть куда-нибудь, хоть на порожек, я немножко согреюсь у вас и там отдохну. Они говорят: что ты, матушка, конечно, заходи. Они ее накормили, уложили на белые простыни, на кровати. Она говорит: вот это чудо. Просто не забываемая ночевка была, когда почувствовала такую помощь Николая Чудотворца.
А в Горохово когда с ней встретились, она тоже уже познала, что такое святой источник, что такое, когда ты окунаешься с верой. Вот так мы с ней познакомились, и потом я еще увидела ее через года два, когда был очень холодный год, и помню, что я уже видела ее на обратном пути, то есть первый раз она шла только вперед, а тут уже видела ее на подходе в Меняны и совсем другое выражение лица, и мы так на скорости с ней поговорили. И она говорит: да, все хорошо, хожу в крестные хода. И наверное, уже привела кого-то из своих родных и близких, потому что когда мы с ней знакомились, она говорила, что у нее вообще никого нет в семье верующих, то есть дети как-то и в церковь не ходит и особо не верят. И через нее, я думаю, что семья тоже пришла к вере и в крестный ход, полагаю, что они уже ходили. Такие вот две истории о перерождении человеческой души.
«Чудо случилось в селе Горохово в источнике Казанской иконы Божьей Матери»
Ольга Койкова, педагог, супруга священника, поселок Гирсово:
- История эта случилась лет десять назад, когда я шла со своим ребенком в крестный ход, и он был буквально перед поступлением в первый класс, у нас случилась беда, у него упало зрение, и нам выписали очки. Сын очень плакал, говорил, что я так не хочу быть очкариком, меня все будут травить и называть очкариком, но мы ему сказали, что сынок, мы сейчас придем в оптику, ты выбирай самые красивые очки. Мы тебе купим. И конечно, он выбрал самые дорогие очки, и мы ему их купили, поскольку мы уже слово дали, его нужно было держать.
И вот мы пошли в крестный ход, была такая дождливая погода, а он уже немножко подрос и сказал: мама, можно я в этом году пойду в другую купель, с братией, я поняла, что мой сын вырос и пойдет с мужчинами. И конечно, я его отпустила, поскольку он решил сходить самостоятельно, окунулся с мужчинами, это было первый раз, а до этого все время приходилось брать с собой, с женщинами, говоря ему, что отвернись, пожалуйста, давай заходи, окунайся три раза, перекрестись, а тут он это все сделал самостоятельно. И вот на храме в Горохово зазвонили колокола, и мы одели рюкзачки и пошли, идем и не доходя Великорецкого, у него такой испуг. Он говорит: мамочка, надо возвращаться. Я говорю, что же случилось. Отвечает: я оставил очки, которые купили. Но как пойти против такого потока людей? Я ему предложила, что давай дойдем до Великорецкого, у предстоятеля крестного хода благословимся, если он нам даст свое благословление, мы с тобой сходим. На завтра мы подошли к отцу Иову, спросили, что оставили в купели очки, что нам делать, и он нам сказал, что они нам больше не понадобятся, и действительно у ребенка зрение стало единица, и больше он очки не носил. Вот такое чудо случилось в Великорецкий крестный ход в селе Горохово в источнике Казанской Божьей Матери.
Для меня Великорецкий крестный ход это возможность прикоснуться к благодати. Не каждую Литургию удается почувствовать вот эту силу благодати, такого погружения ль встречи с Богом, и в Великорецком крестном ходу всегда получается испытать это удивительное чувство. Мы каждый день просыпаемся, умываемся, чистим зубы и становимся чистыми, а для души мы очень мало делаем, не каждый потребляет утром просфору, читает молитвенное правило, а в Великорецком крестном ходу этот поток очищения души происходит, и благодать эта чувствуется. Первые года участия меня удивило то, что садясь в машину после окончания паломничества, я не могла слушать музыку привычную в колонках автомобиле, то есть настолько душа приобщалась именно к церковному пению и молитвенному настрою.
«Не успеваешь о чем-то помечтать, как святитель Николай откликается»
Вера Стравинская, город Киров:
В крестный ход удалось сходить несколько раз, слава Богу. Раньше я смотрела на паломников, но никак не могла решиться.
Когда меня спросили о чудесах, я сразу поняла, что самым главным чудом является то, что я вообще дошла. Нужно сказать, что святитель Николай ни разу не оставил нас с подругой под открытым небом (дело в том, что палатки и спальники мы нести с собой не могли в силу отсутствия физических возможностей). Каждый грамм рюкзака чувствуется после первого десятка километров, как тонна, поэтому сравнивать туризм и крестный ход неправильно. Когда силы начинают заканчиваться, открываешь акафист святителю Николаю, и забываешь о немощи... А если ещё и группа рядом поёт акафист, ты мысленно присоединяешься к ним, и опять можешь идти дальше (я думаю, что в каждом предложении видны чудеса).
Самое интересное, это то, что ты не успеваешь о чем-то помечтать, как святитель Николай откликается. Простой пример с соленым огурцом (в крестном ходе очень хочется соленого и чая с сахаром). Пришли мы на второй день в Загарье, я стою и думаю: как хочется соленого огурца! Не прошло и минуты, как меня похлопала по плечу женщина и спросила: вы не хотите огурчика? У меня отвисла челюсть, я хапнула целую горсть... Потом поняла, что пожадничала, обернулась и предложила рядом стоящей женщине, она говорит: как вы догадались?
На пятый день я захотела кваса, ну вот прямо до невозможности! И что вы думаете? Я долго искала место для привала и улеглась именно с женщиной, которая предложила квас! Это надо понимать, что такое пятый день хода, кваса негде взять! А она его несла с собой из дома. Он, конечно, оказался кислым, но сам факт! Хотела кваса – получай!
Конечно, чудом являются ЛЮДИ, которых ты, как будто СЛУЧАЙНО, встречаешь в ходе, они, сами того не осознавая, отвечают на твои давние вопросы. Чудо, что множество священников идёт в крестный ход, и у тебя есть возможность задать им любой вопрос, помолиться с ними рядом, когда они ведут свои приходы.
В крестном ходу проявляются твои страсти (чревоугодие, неумение терпеть, ждать, эгоизм, гордыня), и все это помогает осознать свою персону. И хотя бы начать работать над собой.
Когда мы были в Горохово, нужно было набрать святой воды для подруги, она очень просила, потому что только эта вода помогала её глазам. И вот я хожу и ищу малюсенькую бутылочку (потому что даже пол-литра не дотащить). Ходила-ходила – ничего нет, ни одной бутылки, даже самой большой, я расстроилась, и вдруг ко мне подходит бабушка и говорит, у меня есть бутылек, и даёт мне. Я думаю, что здесь комментарии излишни...
Чудес, на самом деле, очень много, самое главное – решиться идти. Напоследок расскажу, как отправила мужа в крестный ход будучи сильно беременной. Я его просила молиться словами : чтобы родить, как по маслу, так и получилось.
«Мы ходили в крестный ход, и у нас родилось семеро внуков»
Иван и Людмила Куклины:
- Появление внуков на свет связываем с Божьей помощью и молитвами святителя Николая. Первый раз отправились в крестный ход в 2008 году. Ничего не зная, как правильно нужно идти, но для чего – немного понимали. Конечно, в пути было всё: и слёзы, и мозоли, и желание вернуться в теплый дом. Но мы прошли его весь. И в 2009-м году в нашей семье появилась первая внучка. Через три года ещё двое внуков и внучка.
В 2015 году у сына родилась вторая дочка. Сыну ещё, конечно же, очень хотелось и сына, но никак не получалось. И когда второй дочке исполнилось семь лет, видимо, по нашему примеру, он решил сам идти в крестный ход. Первый день прошел, ноги все в мозолях. На следующий день, дойдя до села Загарье, сдался, больше, говорит, идти не могу. Но на протяжении всего крестного хода помогал нам, организуя для нас, питание и ночлег. И вот оно чудо! Через год у него родился сын! А потом, не поверите, через десять месяцев еще один сын! Теперь у него четверо детей: две дочки и два сына.
Старшая дочка тоже подарила нам в это же время ещё одну внучку! И у неё сын и две дочки. Муж всегда мечтал, чтобы у нас была футбольная команда детей. Вот, пожалуйста, и милость Божия – двое детей и семеро внуков! Какая радость! Главное, надо надеяться и верить! Господь милостив! По вере вашей да будет вам!
«Оказавшись в храме, а затем в крестном ходе, я начала потихонечку оживать»
Раиса Васильевна Метелёва, прихожанка храма Николая Чудотворца микрорайона «Домостроитель» города Кирова:
- До прихода к вере мне пришлось пережить похороны мужа и сложную операцию, болезнь была связана с кишечником, вырезали опухоль, врачи кировской больницы на Филейки спасли, отпустили со стомой, сказали, сколько проживет. Я в то время была еще человек неверующий. Меня любимая моя внучка увезла буквально на руках, в Сыктывкар, где я прежде проживала. Реабилитацию проходила уже у врачей в Сыктывкаре. Там меня и привели в Свято-Вознесенский храм, оттуда в крестном ходе шли и отец Александр, и отец Сергий. Мужа когда похоронила, думала, что жизнь остановилась. Но мне Бог дал жизни. И если прежде я вообще человек неверующий была, то после пережитого, несколько лет назад оказавшись в храме, а затем в крестном ходе, я начала потихонечку оживать. Ощутила присутствие Божией всем своим существом: не только душой, но и все мое тело задышало, все жилки мои, я поняла, что была прежде грешна.
И когда я переехала сюда в Киров, пришла в храм Николая Чудотворца, настоятель храма отец Сергий благословил перед тем, как меня ждала очередная операция, уже на глаза, и врачи сделали операцию и вернули мне зрение, но верю, что через них помог мне Николай Чудотворец. А потом на приходе начала петь, благодарна и регенту хора Ольге Геннадьевне, которая нас учит, и сейчас по выходным пою Литургию.
А в крестный ход, я пришла, потому что поняла, что Бог мне дал жизни, значит, надо идти. И в крестный ход иду уже в пятый раз. Впервые дошла до Горохово, уехала оттуда, смозолив ноги, потом дошла до Бобино. И крестный ход каждый раз дает такую силу, такую энергию, иду и не чувствую какой-либо усталости. И сейчас иду и пою про себя песню, которую составила, когда в храме начала петь:
Как над Вяткой-рекой стоит маленький храм,
Куполами сверкая, о любви говорит.
О любви говорит, о любви неземной,
и меня в этот храм приглашает.
О, святитель Николай, Чудотворец ты наш,
и с молитвой к тебе, и с надеждой.
Помолись ты за нас, защити нас, родной.
О, святитель ты наш, Николай.
Возле храма пройду, как прекрасно вокруг,
и березовый лес тихо шепчет листвой,.
О любви говорит, о любви неземной,
и меня к себе в храм приглашает.
О, святитель Николай, Чудотворец ты наш,
и с молитвой к тебе, и с надеждой.
Помолись ты за нас, защити нас, родной.
О, святитель ты наш, Николай.
Этот звон колокольный, к себе он зовет,
словно радуга в небе сияет,
Это Бог говорит о любви неземной,
И к Себе в храм людей приглашает.
Это Бог говорит о любви неземной,
И к Себе в храм людей приглашает.
«И вдруг сверху плащ падает»
Елена Королева, кировчанка:
- Однажды мы сидим в Загарье, а у меня плащ порвался, и вода затекает. И вдруг сверху на коленки плащ падает. Люди добрые увидели и таким чудесным образом мне его подарили, словно дар с небес, как в сказке.
«История со стельками повторилась через двадцать лет, уже с сыном»
Мария, паломница из Кирова:
- В начале двухтысячных годов пошла в крестный ход в кроссовках, и забыла положить стельки, а они резиновые и там такие рубчики, и у меня все ступни стали в этих рубчиках. Взмолилась: «Господи, пошли мне что-нибудь!» И в Горохово смотрю, лежат на столе стельки, и вроде как никому ненужные. Слава Богу, стельки! Мы с мужем их взяли, немного обрезали.
И в этом году у меня сын пошел, спустя двадцать лет такая же история: он поменялся кроссовками с другом, потому что у друга ноги натирало, и он отдал ему свои, и тоже без стелек ноги оказались, пяты в рубчиках, говорит, «все, мама, я не могу, я уеду в город». Говорю ему, подожди, что-нибудь придумаем». И Гриша, его друг, говорит: «Вот, у меня же есть стельки», и девушка еще дает стельки, так, через знакомых и незнакомых людей даже две пары стелек сразу появились!
«Оставалось только положиться на помощь Божью»
Елена Масальцева, стилист, город Киров:
- Расскажу про первый в моей жизни крестный ход, который был очень значимым для меня на пути к вере. Однажды мы с подругой, будучи студентками педагогического университета, решили сходить на Великую. Мы слышали, что есть такой Великорецкий крестный ход, и знали, что отправляясь в него, нужно надеть длинные юбки и платочки. Но на начало крестного хода приходились в то лето экзамены. Сдав последний, мы решили крестный ход догнать в Загарье. Доехали до села на автобусе. Но никого из паломников не застали. Местные жители нам сказали, что паломники уже давно ушли. Нам махнули рукой в направлении, где скрылось шествие, и мы пошли в ту сторону, ориентируясь на примятую траву. Шли долго и… заблудились.
Уже не представляли, как добраться до Монастырского, но и обратно возвращаться в Загарье было немыслимо – дороги также не запоминали. Между тем день клонился к вечеру, и мы понимали, что самим нам оттуда не выбраться. Сотовых телефонов, чтобы связаться с родными и попросить о помощи, тогда еще не было. Оставалось только положиться на помощь Божью. И вдруг откуда-то на проселочной дороге взялся большой черный джип и возле нас остановился. Мужчина за рулем спрашивает: «девчонки, вы в крестный ход направляетесь?» и поясняет, что также ищет крестный ход, у него мама в нем шла, и он ехал в Монастырское проконтролировать, в порядке ли у нее здоровье. Так нас подвезли, и мы с подругой приехали в село Монастырское вперед паломников, и там уже встречали крестный ход.
Для нас это было настоящее чудо, поскольку в пути потеряли след совершенно, причем не знали так же, как возвратиться обратно. И когда помощь свыше прочувствовали – от Монастырского до Великорецкого шли уже прямо за иконой в первых рядах, слушая молитвенное пение. Но в начале колонны довольно тяжело идти, поскольку тебя обгоняют и нужно держать темп, поэтому я очень натерла в пути суставы. Еле дошла до реки, службу отстояли. Я думала, что обратно не поднимусь на гору к храмам в Великорецком, но как только в реке Великой окунулась после освящения воды – сразу все прошло, и я просто взлетела вверх по дороге.
После этого паломничества я стала ходить в храм регулярно и осознанно. Настолько меня потрясло ощущение благодати Божией в крестном ходу и тех чудес, которые с нами совершались. Как потом оказалось, мой будущий муж также в тот год впервые ходил с крестным ходом на Великую. И пошел в первый раз он без рюкзака, без одежды, в чем ходил – в том и пошел… Видимо, настолько первые шаги на пути к Богу у людей доверительные, как у маленьких детей к родителям. И Господь милостив. Сейчас совершаем паломничество на Великую вместе с супругом Иваном.
А еще у него все промокло, и спальник промок. И лишний спальник даже ему дали. И футболка ему нашлась.
Однажды в крестный ход у меня шла подруга с крестницей, и их укусил клещ. А в это время я как раз в Монастырское приехала, и мы встретились. А она, говорит: «Маша, мы тебя ждем! Смотри, клещ». И они мне протягивают найденного клеща, которого я и увезла в Киров в центр на обследование, а они смогли продолжить крестный ход. Но поехала-то я совсем не за этим, хотелось побывать в древнем селе, приобщиться к духовному празднику хотя бы на час-на два, а Господь для них так все управил.
«Николай Чудотворец так чуток к нашим просьбам»
Людмила Горева, предприниматель, город Киров:
- Когда первый год я шла крестным ходом, мы, когда пришли в Великорецкое, потерялись. И компания, с которой совершали паломничество, разделилась на пять-шесть частей, и я не знала, что делать. Я была очень уставшая. Мне было тяжело. Негде было ночевать, у меня не было сил зайти в храм молиться, и вот я встала перед иконой, которая изображена на Никольском храме, и ее не смогли порушить в советские годы, и просто стала молиться: «Свидетелю отче Николае, помоги нам всем найтись без сотовых телефонов, без какой-то связи и устрой на ночлег». И практически несколько минут проходит, и совсем из разных сторон мы все полностью соединяемся, все до одного, кто потерялись, а дальше нашли выход из положения, придумали, где нам ночевать. После этого я стала к этой иконе относиться как чудотворной. И даже когда мы просто приезжаем в Великорецкое, я подхожу на улице к храму и молюсь этому образу Николая Чудотворца, и помощь всегда приходит. Слава Богу. То есть не нужно куда-то далеко ехать в другие страны и искать святыни, можно приехать в Великорецкое, подойти к иконе и помолиться святителю Николаю, даже не бегая никуда, просто по силам, даже перед иконой, которая на стене храма.
Еще как-то был случай. Это все в один день, уже на празднике в Великорецком. Почему-то очень захотелось одной из женщин, с кем мы шли, яблоко, и она говорит: «как я хочу яблоко», и в этот момент к ней подходит ее знакомая и не слыша ее прошение, дарит ей гигантское красное яблоко, такое, что мы его поделили на всех и всем хватило не по маленькому кусочку.
А после мы пошли все купаться в реку, и искупались, ноги грязные. Думаю, вот бы сейчас найти ненужную бутылку, чтобы помыть ноги и идти с чистыми ногами. Но где же найти пустую бутылку, - на Великой все чисто, прибрано. И в этот момент рядом с женщиной вижу полуторалитровую бутыль и спрашиваю: у вас бутылка свободна? Да, отвечает, кто-то оставил, видимо. Так вот Николай Чудотворец нам отправил на наше прошение эту бутылку, то есть вроде бы это никакое-то серьезное чудо, но для нас это было чудом.
Еще была история, когда не было сил встать, а батюшка кропил святой водой. Я тогда прямо буквально себе под нос прошептала, что кропить надо не тех, кто бежит за чашей, а тех, кто встать не может. И в эту минуту батюшка развернулся и подошел и просто стал кропить тех, кто был на поляне, подошел и ко мне. Я это расцениваю как чудо. Слава Богу, за то, что Николай Чудотворец так чуток к нашим просьбам.
«Это незабываемое событие, перезагрузка души и тела»
Илья, паломник из Йошкар-Олы:
- Приехал с сыном Иваном и земляками на Великорецкий крестный ход второй раз. Бог наш и Николай Угодник привели нас сюда. Еще четыре года назад мы собирались поучаствовать в паломничестве на Великую, и хотелось приехать группой со знакомыми, но никто нас не поддержал. И как-то раз стою в храме после проповеди в прошлом году в праздник Святой Троицы, и я решил почему-то или такое видение было в голове, что нужно ехать в Великорецкий крестный ход, хотя бы на праздник 6 июня. А 5 июня накануне я пришел в храм батюшке помогать, и за это время мне позвонили три номера, и из этих трех пропущенных номеров, я перезвонил на один, и ответила девушка Надежда, пригласила на учебу, пришлось отказаться, пояснил, что еду на Великорецкий крестный ход, а в ответ слышу такие замечательные слова: «А возьмите меня с собой туда». Отвечаю, что места есть, поехали. Ей оставалось только отпроситься у руководителя, перезванивает минут через десять, сообщив, что на работе ее отпустили, и она согласна ехать. И вот через эту девушку Надежду и мы в том году оказались на празднике на берегу реки Великой, а нынче пошли в крестный ход. Видимо, святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София прислали нам эту девушку Надежду в попутчицы, чтобы мы все-таки добрались до Вятской земли и приняли участие в этом удивительном событии. Дело в том, что я держу свой маленький магазин, и у меня как директора постоянные заботы, и все никак не получалось выкроить время, возможно и тогда мог закрутиться с делами, если бы не данное обещание Надежде, что мы ее берем с собой, уже не мог нарушить слово. И поехали тогда на праздник в Великорецкое, чтобы в этом году попасть уже на сам крестный ход в числе паломников. И я очень рад, что так произошло, это по-своему чудо.
А при прибытии в прошлом году в село Великорецкое, мы прибыли в одиннадцатом часу вечера, зашли в храм, исповедь закончилась, и все же батюшка принял нас. Заходим в 00.30 в Преображенский храм, и на пороге этого храма в первом часу ночи после преодоления трехсот километров среди двадцати пяти тысяч паломников мы встречаем своих земляков из Марий-Эл, прихожан нашего храма. Это второе чудо, которое явил нам Николай Чудотворец. И было положено начало такому духовному пути.
После мы познакомились с матушкой Ириной, которая привозит в Великорецкое группу из Удмуртии, и мы поначалу записались с ними, чтобы поучаствовать в этом году в крестном ходе. Но потом решили, что можем собрать свою группу. В итоге собрали нынче свою группу численностью двадцать четыре, и приехали в этом году на Великорецкий крестный ход. Слава Богу, все из нашей йошкар-олинской группы дошли до Великорецкого, где встречаем этот праздник – Вятскую Пасху, как отцы ее называют. И кто-то из наших паломников передислоцируется, и вернется уже на родину, а мы с сыном продолжим дальше крестный ход уже в Киров, потому что для нас это важно, а все хлопоты, связанные с работой, подождут.
Участие в крестном ходе – это незабываемое событие, которое может случиться с каждым в определенный момент времени. Это перезагрузка души и тела.
«Для нас кругом одни чудеса»
Прихожане храма великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова:
Фотографирую группу прихожанок по их просьбе на фоне Никольского храма в Великорецком, спешащих по завершении торжеств на берегу реки Великой на автобус в Киров. На предложение поучаствовать в опросе, верующие спешат поделиться наблюдениями:
- Для нас организовали автобусы, которые подвезли к самому храму в Великорецком – разве это не чудо?
- А во время Литургии и водосвятия сегодня (6 июня 2024 года) было тепло и светило солнце, погода располагала к празднику, и только когда икону принесли к храму пошел дождь… тоже чудо.
- На фасаде Никольского храма в Великорецком икона святителя Николая проявляется – для нас кругом одни чудеса.
- А обретение в Великорецком новой иконы святителя Николая Чудотворца!
И прихожанки прихода Пантелеимоновского храма вспомнили историю про икону святителя Николая, обретенную в 2016 году в Подворье Трифонова монастыря села Великорецкое, которая сейчас находится в Преображенском храме Великорецкого подворья и верующие читают перед ней акафист святому Николаю Угоднику. Напомним эту историю обретения еще одной святыни, которая сейчас круглый год пребывает в Великорецком.
Икону святителя Николая обнаружила служащая Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря Ольга Васильевна (ныне монахиня Анастасия). В среду 21 декабря 2016 года она пришла расчистить снег вокруг сарая, где на Подворье держат домашний скот, и увидела перевернутый образ Святителя на заслонке технического окна. Вместе с послушником Михаилом Ольга Васильевна достала икону и перенесла в храм.
В Великорецком Подворье Трифонова монастыря для нужд прихода содержится домашний скот. В сарае, где живет корова Ночка, кормящая насельников Подворья молоком, есть два отделения: летнее и теплое зимнее. Летом 2016-го старую корову выставляли в летнем отсеке. В этот период послушник Михаил решил подлатать помещение и из подходящего куска железа сделал заслонку для технического окна. И этим самым листом железа, вероятно, оказалась часть бывшей кровли с крыши одного из храмов Великорецкого комплекса. На этой-то заслонке и проявился образ Николая Чудотворца.
Ольга Васильевна пояснила, что просмотреть изображение лика на «железке» трудник не мог: «Михаил очень благоговейный человек, если бы там были хоть какие-то намеки на изображение святителя Николая – он обязательно бы это увидел. Последний раз мы были в этом сарае 18-го декабря, вечером накануне Дня памяти Николая Чудотворца. А когда пришла 21-го расчистить снег вокруг постройки, увидела, что на меня смотрят глаза святого. Помню первое, что тогда пришло на ум: почему икона Николая Чудотворца перевернута вниз головой?»
Ольга Васильевна и Михаил достали проявившийся образ. Икону Михаил на ночь забрал к себе домой, а днем перенес в храм Преображения Господня. Перед образом Николая Чудотворца стали совершать молебны.
Позже икону отреставрировали. Мастер удалила ржавчину с лицевой и тыльной стороны, нанесла антикоррозийное покрытие, выполнила частичную тонировку и покрыла защитным лаком. Вятские умельцы изготовили для образа Великого Чудотворца праздничный киот с позолотой подрамника и элементами резьбы из дуба.
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка икона пребывает в Преображенском храме Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря. Перед образом святителя Николая совершаются молебны, приезжая, верующие перед иконой возжигают свечи, обращаясь к святителю Николаю с молитвой о заступничестве.
Духовенство и трудники Великорецкого Подворья явление иконы восприняли как сугубую радость, дарованную святителем Николаем им на утешение. Если Великорецкий образ ежегодно «гостит» на Великой чуть более суток, то новая святыня теперь пребывает в Великорецком круглый год. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
«Помолился, и буквально на следующий день все разрешилось»
Участник казачьего патруля, (по просьбе рассказчика публикуем анонимно):
Чаще всего участники крестного хода рассказывают о молитвенном настрое в пути, заботе о ближнем, однако в течение шести суток пешего пути случаются у людей и свои искушения. Особенно приходится выстраивать компромиссы между тактичностью и порой даже жесткостью тем, кто ответствен за порядок в колонне. И особое терпение приходится проявлять казачьему патрулю, и нужно отдать должное мужчинам, ведь благодаря их деятельному участию, стремящиеся идти исключительно следом за иконой крестоходцы, все же вынуждены соблюдать порядок. Один из участников казачьего патруля поделился пережитыми случаями из минувшего крестного хода:
- Порой приходится решать вопросы быстро и жестко даже в крестном ходе, ради блага большинства и соблюдения порядка. Шел нынче в «арьергарде», в начале колонны, и в задачах было ограждать икону, хоругвеносцев, священников, ведущих ход и группу певчих от основного состава паломников, среди которых на протяжении пути были те, кто норовили проскочить вперед. Вот одному из таких «выскочек», каюсь, погорячился, пообещал после третьего предупреждения сломать ногу, и в первый день крестного хода зацепились в словесной перепалке мы с ним жестко. Конечно, потом уже на исповеди батюшке я покаялся в своей несдержанности. И когда началось Таинство Причастия на Великой реке, а людей и батюшек там было много, этот человек оказался именно напротив того батюшки, около которого я дежурил, и мы перед Причастием попросили с Сергеем друг у друга прощения. Это ж надо было так Богу выставить его, чтобы я подошел к Причастию, сняв с себя этот моральный груз. То есть я с человеком поругался, и мы должны были попросить друг у друга прощения, но чтобы попросить это прощение среди множества священников и нескольких тысяч паломников этот человек оказался именно около того батюшки, возле которого надо стоять, чтобы попросить это прощение.
С девушками из южных регионов в пути по такой же причине произошли препирания, они меня даже сняли на телефон и пообещали, что отправят своим мужьям и будут у меня проблемы. Я помолился ночью и попросил святителя Николая, что не хочу никаких проблем, я устал от этих проблем, хочу спокойствия, ведь я пришел сюда за другим. На следующий день они подошли ко мне, извинились обе и сказали: «Владимир, извини, пожалуйста, лукавый попутал». Хочу сказать, что подобные проблемы в обыденной жизни, порой годами разруливаю, а тут помолился, и буквально на следующий день все разрешилось.
И конечно, многие, думаю, со мной согласятся, одно из главных чудес крестного хода – это Николай, который идет вслед за иконой и вместе с нами призывает паломников к порядку. Я не знаю, что он вкладывает в слова, многие из которых даже не выговаривает, но в нем есть какая-то внутренняя сила, которой люди, даже улыбаясь, слушаются. И я считаю, что этого человека надо наградить, хотел даже отдать в знак признательности кубанку свою, но не увидел, как он растворился, он еле дошел. Он шел уже, закрывая глаза, и я своих из казачьего патруля просил присматривать за ним, чтобы не упал. Считаю, что его надо наградить за его терпение, за его доброе ревностное отношение к Великорецкому крестному ходу. Про таких, как Николай, говорят: сила Божия в немощи совершается. Божий человек.
И наверное, в крестном ходе каждый шаг дается как чудо. Даже мне, крепкому казаку, приходилось к медикам обратиться за сердечными лекарствами. А товарищи мне говорят: задачу выполнил? Да, - отвечаю. - Что тогда ноешь? Опухоль уже спала с ног, больше в берцах не пойду. Возможно, только выходить из города и заходить в город, а в самом ходе – в кедах, легких тапочках, но эти вериги на себе носить больше не буду. А идти на Великую снова душа уже просит. Слава Богу за все!
«Крестный ход – путь духовный»
Михаил Ходырев, походный атаман в Великорецком крестном ходе в 2024 году:
- Для меня это был юбилейный, десятый крестный ход, в котором участвую. И в первые три года, доходя до Макарья, уже стирал ноги в кровь, все были в мозолях. В нынешнем Великорецком крестном ходе был походным атаманом, и перед началом пути попросил у Господа позволения пройти путь здоровым и без мозолей, ощущая ответственность за возложенные обязанности, иначе не смогу грамотно командовать, а нельзя было подвести людей и своих товарищей. Всего в нашей команде около тридцати человек, ответственных за порядок в молитвенном шествии и патрулирующих в пути различные организационные моменты. И действительно, практически весь путь я прошел легко и в бодром расположении. И только подходя к Великорецкому, ощутил, что одна мозоль становилась все больше и больше. Отстояли службы, окунулся в освященные воды реки Великой, обрабатываю ноги, хотел наклеить лейкопластырь, и не могу найти мозоль. Получается, после окунания затянуло, и боли уже не было.
Так, до Филейки – северной части города Кирова, все шесть дней прошел, по сути, абсолютно здоровым, и легко справлялся с возложенными обязанностями. А на обратном пути попросил у Господа: накажи меня в последний переход. Подумалось, поскольку крестный ход – путь духовный, то надлежит потерпеть за какие-то свои грехи для пользы души. И в ответ на внутреннее прошение, когда начался последний переход – мы шли по асфальту, улицам города Кирова, ощутил, как сковало ноги, начинаю движение после перерыва на Филейке на приходе храма в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, а в ногах и в теле – боль. Ощущаю, как на ступнях и пальцах ног надуваются и лопаются натертости. Батюшка благословил казачеству по городу нести икону. Дошла и моя очередь. Берусь за носилки, и вся боль проходит, как рукой сняло – не чувствую ни мозолей, ни усталости. Как только стоит отпустить икону, передать другому эстафету, боль сразу возвращается. О подобных наблюдениях свидетельствовали и другие казаки, как только начинали нести икону, им становилось легче, отпускали немощи в теле, проходили тяжелые чувства, переставали болеть ноги. Один из товарищей ходит с палочкой. И он также часть пути нес икону, поделился, что на участке, где нес святыню, даже в опоре не нуждался и чувствовал себя хорошо.
О том, что икона лечит, на себе убедился и в 2022 году. Еще до крестного хода болело левое плечо, даже обезбаливающие не работали, сказывалась травма, полученная в спорте, в самбо и рукопашном это частое явление. И вот во время богослужений на берегу реки Великой я стоял у иконы, и левая рука держала святыню, и боль прошла. Икона просто лежала на руке, и казалось бы, тем самым дополнительная нагрузка должна была только натрудить травмированную руку, но она ее исцелила. Сейчас боль иногда беспокоит, но не часто.
Еще поделюсь наблюдениями, что крестный ход – явление духовное. По пути на Великую часто происходят встречи с близкими по духу людьми, например, встречаемся с братьями-десантниками. И однажды с товарищем в голубом берете разговорились, вспомнили, как поставленную задачу – порядка 40 километров в армии преодолевали за 4-5 часов, а здесь такое расстояние преодолеваем почти за сутки, с перерывами на отдых, и идти тяжело, потому что суть не только в том, чтобы добраться до места, а совершить духовный труд, направленный на исправление души. Мы же не просто шагаем, а во время крестного хода идем и вспоминаем, кого обидели, что, возможно, в жизни сделали не так, в чем нужно исправиться. И через какие-то телесные и душевные страдания Господь до нас доносит, что совершили неправильно, и дает возможность исповедовать на берегу реки Великой и в последующей жизни уже поступить по-другому, исправиться.