По зову сердца
Предлагаем вниманию наших читателей интервью с настоятелем Троицкой церкви села Пищалье клириком храма в честь Казанской иконы Божией Матери Вятской Епархии иереем Александром Вихаревым.
С отцом Александром мы пообщались о жизни сельского прихода и сохранении духовной памяти, о труде и трудничестве, выборе человеком жизненного пути, о чтении и просвещении посредством книги.
Судьбы храма и страны
- Отец Александр, Вы являетесь настоятелем Троицкого храма в Пищалье. Расскажите о храме и приходе, который окормляете, чем он уникален?
- Год назад Владыка Марк мне дал послушание быть настоятелем храма Святой Троицы Живоначальной в селе Пищалье. Церковь действительно уникальна. Если говорить о начале зарождения церкви и села, то и в Оричевском районе, и на Вятской земле это один из стариннейших приходов.
Так, возникновению самого села Пищалье способствовали верующие жители Истобенска, там был храм, монастырь, и люди ходили крестным ходом через это место, где еще не было села Пищалья, и в один из моментов икона, которую они несли, вдруг дальше не захотела двигаться. Паломники расценили это как волю Божию, и на этом месте основано село Пищалье. Это была середина XVII века, сейчас селу Пищалье примерно 360 лет. При основании села была воздвигнута церковь Зосима и Савватия Соловецких. Церковь поначалу была деревянная. Ее несколько раз перестраивали, потому что она ветшала. И в 1801 году было принято решение о постройке каменного храма.
Храм строился достаточно долго. На продолжительное строительство повлияла, конечно, и наполеоновская война, которую вела наша страна, и многие работники – трудники, каменщики были задействованы на военных действиях, поэтому только в 1821 году храм был полностью достроен и уже открыт, как это известно из архивных источников. Недавно мы отмечали двухсотлетие храма. Уникальность прихода не только в его старине, а и в том, что он связан неразрывно со всем Оричевским районом.
- Каким образом судьбы страны, Вятского края и Оричевского района взаимосвязаны с церковью в небольшом селе?
- Приход храма перенес все трудности нашей страны. Когда храм был выстроен в XIX веке, приход составлял порядка 9000 человек, сейчас даже трудно это представить: 4700 мужчин и 4250 женщин. Храм окормлял сто окрестных деревень. Сейчас от них осталось примерно тринадцать - пятнадцать населенных пунктов. И конечно, это был центр сосредоточения вообще всей православной религиозной жизни этого края, и на приходе служение несли три священника, один диакон, четыре псаломщика, два хора (для второго хора в храме был сооружен балкон). Церковь была украшением всего, в то время Орловского уезда, к которому она относилась.
К сожалению, его не пощадило советское безбожное время. В отличие от храмов близлежащих крупных населенных пунктов в Спасо-Талице, Быстрице, этот храм закрывался на тридцать лет. Он пережил политику Ленина, Троцкого, пережил политику Сталина по закрытию церквей и по уничтожению монастырей, но он не смог пережить богоборческую власть Хрущева. В 1961 году храм был закрыт полностью.
Это, конечно, было не так просто сделать, ведь местные люди не хотели, чтобы закрывался храм, и основные гонения на церковь прошли, при Сталине уже начались послабления для приходов. Но пришел к власти Хрущев и возобновил политику по закрытию церквей. У верующих людей известие о возможном закрытии церкви вызвало стремление отстоять храм, но местные заинтересованные лица пошли на хитрость, и нашли из жителей иуд, которые собрали и поставили подписи о закрытии храма. Просьба была удовлетворена, в 1961 году закрыли храм, все иконы вывезли в лес и сожгли, к огромному сожалению.
В других церквах была практика, что иконы можно было при закрытии храма забрать верующим и спустя годы иконы возвращались в храм. Но здесь все было сожжено: и иконы, и богослужебные книги, и когда читаешь об этом в документах, сердце кровью обливается. Однако предание оставило нам историю и о чуде. Когда верующие пришли на пепелище после сожжения икон, увидели под грудой пепла одну икону, оставшуюся целой и невредимой. Это была икона святителя Николая Чудотворца. Все-таки Николай Чудотворец не зря считается защитителем и покровителем нашей Вятской земли. К сожалению, сейчас эта святыня также не сохранилось, и где она находится - неизвестно.
В 1991 году храм был уже открыт и передан верующим.
Духовная память
- Расскажите о традициях прихода, которые, возможно, связаны с историей православия в Пищалье, и объединяют прихожан, верующих гостей села, паломников в нынешнее время?
- В этом году мы сходили в первый полноценный крестный ход до озера Лопатовского, в окрестностях которого прежде находился женский монастырь и был разрушен при советской власти. Это был красивейший монастырь, с высокой деревянной колокольней, несколькими строениями и мастерскими.
Местные жители из села Лопаты само озеро считают святым, берут из него себе воду. Это озеро идеально круглой формы, в нем вода находится в любое время года на одном уровне, не убывает, не прибывает, хотя в него не впадает ни одна речка. Местные жители в прежние времена пытались измерить его глубину, и как написано в архивных документах, с этой целью они связали шесть вожжей и не могли достать до дна. Поэтому называли его озером без дна. Сейчас, конечно, определили, что глубина озера порядка 35-40 метров. Причиной происхождения считают либо попавший в это место метеорит, потому что оно идеально круглой формы, либо, что оно карстового происхождения, и внизу подземные источники.
В начале XX века там была большая женская обитель, у них были свои мастерские, монастырь находился на самообеспечении. Сёстры делали кирпич, заготовляли древесину, но при советской власти его постигла участь многих обителей на Руси. В середине 20-х годов XX века монастырь был полностью разрушен, часть деревянных корпусов раскатали по бревнам и увезли в Оричи, где из них сделали клуб. Всех монахинь выселили, игумению отправили в ссылку, где она и пропала.
Огромную роль в восстановлении памяти монастыря в нынешнее время играют исследовательские труды краеведа Надежды Шевелевой, которая составила факты об обители, список насельниц, которых было примерно 150 человек. Она уже обнаружила имена 90 сестер. Надежда Викторовна каждый год добавляет в свое исследование новые архивные документы.
И в сентябре месяце мы с паломниками впервые сходили туда крестным ходом от Троицкого храма до монастыря. Путь составил примерно четыре километра, но для всех крестоходцев это стало настоящим молитвенным шествием. Всего паломников было около ста человек, добирались из разных мест. Я очень благодарен всем прихожанам из Мирного, с Филейки, где я служил, из Лянгасово, где я сейчас служу, которые откликнулись пройти крестным ходом и почтить память и монастыря, и сестер обители. Надежда Шевелева, когда увидела, сколько человек приехало, была удивлена, призналась, что не ожидала такого количества паломников. На месте обители мы отслужили панихиду по почившим монахиням. Участием Надежды Викторовны в память об обители и подвижнических трудах монахинь, их страданиях, там установлен поклонный крест.
И мы надеемся, что этот крестный ход, который совершили впервые в 2023 году, продолжится и в дальнейшем, как традиция почитания тех насельниц, которые там жили, служили Богу. Постараемся и максимально расширить список имен – для восстановления памяти и молитвенного поминовения.
- С именами каких подвижников еще исторически связан приход храма в Пищалье?
- Есть знаменитый наш односельчанин, который здесь родился и прославил село Пищалье на всю русскую православную землю – это иеросхимонах Сергий (Веснин), автор книги «Записки Святогорца». Он родился в селе Пищалье, закончил Вятское Духовное училище. И Семен Авдеевич Веснин – иеросхимонах Сергий, в малой схиме Серафим, уже на Афоне написал свои известные записки о Святой Земле. В память о нем у нас на приходе есть информационная доска, где написано, что здесь родился и крестился иеросхимонах Сергий (Веснин).
В планах сделать при приходе музей памяти этого духовного писателя, сейчас пока находимся на стадии обдумывания проекта, собираются документы, но самое главное, что уже есть архивные материалы и документальные свидетельства. Поэтому надеюсь, что здесь появится музей нашего земляка, который прославил нашу землю на Афоне и по всей Русской земле.
Примечательно, что верующие о нем помнят, современными православными издательствами в наше время переизданы его произведения.
- Каким образом получается восстанавливать церковь в отдаленном от города небольшом селе? Почему и для кого это важно в немноголюдном населенном пункте.
- На данный момент жителей села порядка 100 – 150 человек. В прежние времена село населяли несколько тысяч человек. Постепенно количество жителей уменьшалось. Еще совсем недавно там была одиннадцатилетняя школа, в каждом классе которой училось по 20-25 человек, а сейчас школа закрыта, детских садиков нет, потому что детей в Пищалье нет. И все же для людей, которые ныне село населяют, действующий приход очень важен.
Заметил, что храм облагораживает все село, тех людей, которые живут вокруг него. Человек может даже не ходить в церковь, но утром выходит из дома своего и у него всегда перед глазами храм (а он там виден с любой точки села), и человек, взирая на крест на куполе, обращается мыслями к Богу. Даже если заходит в церковь в большие праздники – в Рождество, например, или чтобы набрать святой воды в Крещение, все равно это человек, который живет с Богом, с храмом.
Духовная память жива и тем, что на территории прихода находятся могилки служивших прежде священников отца Валерия и отца Гурия, за которыми мы ухаживаем, служим панихиды. В начале девяностых храм отдали прихожанам и с 1996 года там начал служить протоиерей Валерий Конев, он там служил восемнадцать лет, проживал в селе с матушкой Галиной. В декабре у матушки был День рождения, 85 лет, послал ей поздравление в Москву, перед этим мы с ней встретились и говорили о храме, о служении отца Валерия, как они первые начали восстанавливать храм, как матушка пела в холодном храме. После его кончины начал служить игумен Гурий (Родыгин), и уже после его преставления Владыка благословил меня к служению на этом приходе.
На северной стороне храма находятся семь могилок XIX века жителей села.
Самое главное, что храм и сегодня живет, он востребован жителями села, паломниками и родственниками тех, кто прежде проживал в Пищалье. Многие люди мне пишут о том, что сейчас живут в Кирове или Нижнем Новгороде, а у них тут бабушка крестилась или сами из такой-то окрестной деревни, которая уже не существует. И они все с благодарностью говорят о том, что так рады, что духовная жизнь продолжается, поскольку это память о их близких сродниках и молитва о них. И мечтают побывать здесь, помолиться. Поэтому каждый храм важен и нужен Богу и людям.
Особая благодать
- Ощущаете ли помощь Бога, святых, людей в деле поддержания храма, восстановления? Откуда она приходит?
- Без помощи Бога невозможно. Когда первый раз приехал в этот храм, а это был ноябрьский вечер, быстро переходящий в черную осеннюю ночь, и когда открыли пустой, холодный храм, меня, в некотором смысле, охватило уныние. Поначалу не знал, за что взяться. Но с помощью прихожан, которые меня очень хорошо приняли, работников храма и главы администрации, Марины Васильевны Монако, потихоньку начали с Божией помощью благоукрашать храм. Много советов дает и деятельное участие в жизни храма проявляет благочинный, протоиерей Николай Федько. Сейчас храм стал для меня больше, чем родной. Хочется, с Божией помощью, вкладывать всю душу и силы в его возрождение.
И я рад всем прихожанам, с которыми меня свёл Господь, и которые сюда приезжают помолиться с Филейки, Лянгасово, Мирного, и других приходов. Они все в один голос отмечают, что здесь ощущается особая благодать, чувствуется, насколько здесь намолено веками и поколениями прихожан.
Главный придел освящен в честь Троицы Живоначальной, но он холодный, и еще очень далек от реставрации. Левый придел в честь Сергия Радонежского, но мы в нем, к сожалению, также не служим. Поэтому богослужения на данный момент совершаются только в правом приделе, в честь Зосима и Савватия Соловецких. Молюсь о заступничестве и помощи Зосиму и Савватию, читаю им тропарь каждое утро, прошу у них помощи в восстановлении храма.
Восстановление храма и прихода
- Можно обозначить то основное, что уже сделано и что предстоит сделать для возрождения храма? Есть ли планы по восстановлению храма полностью?
- Сложно говорить о восстановлении церкви полностью, и вряд ли можно назвать храм, особенно старинный, который может быть восстановлен до конца. Если спросить любого настоятеля, даже городского храма, что нужно еще на приходе сделать, он перечислит массу предстоящих дел. Это процесс, который постоянен. Другое дело, что восстановление храма – это, в первую очередь, приход, когда люди знают, куда и когда могут прийти поговорить со священником, помолиться, попросить о помощи, это самое главное. Стены можно быстро восстановить, а помочь людям быть с Богом и жить с Ним, намного сложнее.
А если отмечать по работам, конечно, с начала возрождения храма в 90-х сделано было уже много: в окна вставлены стекла, половина пола залита. В этом году мы заменили иконостас, и то, как он у нас в храме появился, иначе как чудом не назовешь. Прежний иконостас мы перенесли в придел Сергия Радонежского. Иконостас нам пожертвовал настоятель Спасского собора города Кирова иерей Петр Машковцев, в храме на втором этаже в соборе устанавливается новый, постоянный, а этот, временный, они нам передали, и самая главная проблема была в транспортировке. Сейчас мы его полностью установили. И он нам идеально подошел, словно для этого придела и был создан.
В планах дальнейшего восстановления, первоочередное дело – это утепление, потому что когда наступает зима, то в храме становится очень холодно. Когда был построен храм, по углам его стояли четыре каменные печи, которые отапливали всю церковь. Сейчас все они пришли полностью в негодность. Мы их разобрали. У нас есть одна маленькая печка, но ее мощности не хватает. И мы сейчас сделали еще одну большую железную печь. Даже просили помощи о том, чтобы прихожане нам помогли, кто сколько может, и эта новая печь дает тепла в два раза больше, чем прежняя. У нас сейчас есть две печи, но вопрос тепла остается вопросом первой необходимости.
Хочется восстановить второй придел, преподобного Сергия Радонежского, и освятить его, но об этом я даже боюсь думать пока.
И конечно же, нам очень помогают трудники, колют, пилят дрова, носят в поленницу, потому что дрова в сельском храме - проблема номер один, их требуется очень много. Когда в первый раз в прошлом году увидел, сколько заготовлено дров, подумал, что дров хватит на три-четыре года, но их уже осталась одна треть от того количества. Истопник говорит, что то количество дров, которое уходит за день в печах храма, дома ему хватает на отопление в течение двух недель.
«Труд направлен на упражнение в любви»
- На приход несколько раз в год приезжают трудники по заготовке дров. По Вашим наблюдениям, что подвигает людей ехать в выходной за дальние километры потрудиться?
- К трудникам у меня очень большое уважение, чувство благодарности. Они приезжают по зову сердца послужить Богу. Самое главное, что люди едут в свой выходной день далеко не в близкий путь. Тратят свое время, силы, а впереди у них снова рабочая неделя. Мы чем можем, помогаем им в этом добром делании. Кормим горячим, вкусным обедом, который им варим. Провожу молебен перед работой, рассказываю всегда историю храма, последний раз поднимались на колокольня. Люди трудятся самых разных возрастов, некоторые приезжают с детьми, мужьями, женами. Все приезжают по разным причинам, но у каждого есть что-то своё, сокровенное, почему он хочет приехать именно в храм потрудиться.
Когда я с ними разговариваю, я их благодарю, они благодарят меня и просят приглашать потрудиться снова. Конечно, настолько радостно за людей, радостно видеть их готовность к участию, даже подвижничеству. Мое глубокое убеждение, что сейчас люди стали намного лучше, стали более открытые к добру, к чужой боли и страданиями других людей, более близки к Богу. Может, раньше меньше с такими людьми сталкивался, но я часто восхищаюсь в беседах с прихожанами, особенно, с трудниками, когда узнаёшь, как они через помощь к храму приходят к Богу. А приезжают люди самые разные. Недавно была девушка, которая в первый раз потрудилась, а кто-то участвует в труднических экспедициях годами. Но каждый по-своему приходит к этой поездки и из каждой такой поездки возвращается преображенным. И каждый приходит к Богу своим путем.
- О чем чаще всего спрашивают батюшку участники экспедиций? Каким темам посвящаете беседы?
- Стараюсь общаться с трудниками регулярно, и они сами готовы к диалогу со священником. Часто бывает так, что человек просто не хочет или не хватает в миру времени на общение со священником, а здесь, наоборот, другая ситуация, люди сами хотят поговорить. Подчас ищут какого-то совета, чтобы священник помог разрешить сложный вопрос.
Темы различны. Многим интересна история храма, история прихода, которая многогранна. В последний раз, когда поднимались на колокольню, откуда видна вся округа, звонили в колокол, у всех был детский восторг, незабываемое впечатление. Показываю им старые росписи, которых, к сожалению, очень мало. При безбожной советской власти, когда в 1961 году был закрыт храм, соскоблили изображения ликов святых, Евангельские сюжеты. И я вначале думал, что росписей вообще нет, но при внимательном рассмотрении нашёл несколько уцелевших фигур: изображения Архангела Михаила, других ангелов, святых. Я трудниками показываю эти росписи, рассказываю про них. И каждый раз возникает особенная тема для беседы.
- Если вернуться к вопросу труда, любой труд – физический, интеллектуальный, духовный – требует от человека внутреннего напряжения, вложение сил, знаний, навыков. Почему же человеку так важно трудиться?
- Как мы знаем из книги Бытия, заповедь дана Богом человеку в Раю: возделывать сад и хранить его. Уже в Раю человек трудился, это было возделывание Эдемского сада и сохранение его. И постоянный труд заповедован человеку Богом. В то же время, как сказал Афанасий Великий, что Адам создан Богом не для того, чтобы трудиться, а чтобы быть, самое главное, человеком, а уже после этого он пришел к заповеди трудиться.
Труд, конечно, составляет основу человеческого существования. Противоположностью труду является ленность, а ленность – это грех. И человеку невозможно не трудиться, потому что как человеку необходима ежедневная пища, так необходим ежедневный труд. Например, в монашеской аскезе труду отводится главная и ключевая роль, потому что именно через труд человеком приобретается терпение, смирение, воздержание и не случайно на латыни есть выражение «Ora et labora» - то есть «молись и трудись».
И мне еще нравится мысль Василия Великого о том, что труд не должен быть направлен на стяжание богатства, но на упражнение в любви. И часто это забывается в нынешнее время, потому что в современном обществе есть установка, что богатство – это главное, к чему должен стремиться человек, быть богатым, успешным, независимым, свободным. Свободным от чего? Если мы трудимся только для богатства, для обогащения себя, не забывайте, что мы служим греху. Мы запутываемся в сетях греха, когда мы трудимся только для денег. Потому что деньги ради денег опустошают человека, он становится жестким, у человека развивается эгоизм, ощущение вседозволенности. Деньги нужно правильно распределять в жизни, чтобы они приносили добро. А через грамотное управление деньгами приходит понимание, что если Господь дал тебе большие деньги, значит, Господь тебе поверил, что ты можешь грамотно распорядиться ими, используешь для помощи кому-то, для каких-то добрых дел, и не будешь замыкать богатство на самом себе.
- Как Вы отметили, труду противоположно состояние лени. Есть ли такое понятие как «лень» в духовном измерении? Чем чревато продолжительное «ничегонеделание», когда это не время отдыха, а образ жизни?
- У Питера Брейгеля есть такая картина «Страна лентяев». И на этой картине он изобразил дерево с яблоками – плодами, а под этим деревом лежат несколько человек, и они просто лежат с открытым ртом, ждут, что эти плоды просто упадут им в рот. Лентяй – это вообще активный потребитель, его главная цель – брать, не созидая, то есть он хочет брать, ничего не давая взамен. Грех лени в христианстве - это нежелание использовать те таланты, которыми Господь надел каждое Своё Творение для Своей Радости.
И если разбираться, то по большому счету лень – стремление к смерти, в то время, как труд – это радость к жизни, которая является противопоставлением как раз ленности. Поэтому ленность это опять же обманка дьявола, это искушение его, которым он показывает человеку, что можно малыми усилиями или вообще отсутствуем их, достичь многого.
Лени бывают подвержены все христиане. Самые явные признаки лени - это когда нам не хочется молиться, читать по утрам правило. В воскресный день нет желания идти на богослужение. В это время мы готовы переделать все домашние дела, у нас находятся множество неотложных дел, только бы не находиться в присутствии Святаго Духа.
Поэтому святые отцы как раз говорят о том, что тело наше – это скотина, которую нужно время от времени кормить, поить, а чаще понуждать к работе, и главное – не давать ему много отдыхать, потому что чем больше тело отдыхает, тем больше и атрофируется, ему никогда не будет мало, все больше и больше хочет расслабления, отдыха.
- И все-таки отдых имеет место в жизни человека, на Ваш взгляд, какой подход к выбору отдыха самый правильный?
- Святые отцы рассматривали отдых как лекарство, необходимое для восстановления душевных и физических сил, но оно должно употребляться в меру. «Праздность научила многому худому» (Сир. 33.28). Отдых опасен чрезмерным расслаблением, и он может пойти просто во вред, если мы бездумно воспользуемся им: если смотреть допоздна сериал, быть в социальных сетях часами, чрезмерно быть подверженным греховным пристрастиям.
Смысл отдыха в том, чтобы восстановить душевные силы, безмолвие, избавиться от тревог. Если получается выехать на отдых, то, главное, не забыть о духовной жизни, чтобы не было, что мы одиннадцать месяцев живём в одном ритме, а на отдыхе, как оковы сбрасывает с себя. Амвросий Оптинский сравнивал людей, живущих духовной жизнью с бурлаками, которые тянут баржу. Когда устают, ослабляют лямку, а потом, отдохнув, снова натягивают. Но никогда не бросают полностью! Поднять её бывает намного сложнее.
Главные добродетели
- Труд, доброделание, взаимопомощь – важные качества личности, каким добродетелям еще важно уделять внимание человеку? И что помогает их взращивать?
- Если вспомнить преподобного Феофана Затворника, по его слову, добродетели – это есть делание добрых дел по Слову Божию. Поэтому, конечно, добродетели могут быть абсолютно различны, кто к каким уже более склонен. Их достаточно много, и святые отцы их классифицировали. Григорий Синаит различает три главных добродетели: воздержание, нестяжательство и смирение, и от них происходят все остальные, выше этих нет ничего. И конечно, труд, милосердие, доброта, нестяжательство – это добродетели, которые нам всем необходимы.
Самое главное, жить по заповедям Божиим и любви Божией, а все наши добродетели нужны только для одного – любить Бога, все остальное – это как ступеньки для возможности полюбить Бога и ближнего своего.
- Приходилось ли Вам сталкиваться с чудесными явлениями промысла Божия? Или возможно, такие случаи Вам известны из жизни знакомых верующих людей?
- Без чудесной помощи Божией восстановление такого храма как Троицкий в селе Пищалье, конечно, невозможно. По-моему убеждению, чудо – это не только внешнее, яркое действо или эффект какой-то. Чудо – это, прежде всего, наши незаметные дела, которые совершаются с Божией помощью и по воле Божией.
Например, был случай, когда мы в храме печь строили, и одна прихожанка передала конверт с пожертвованием, а я как раз поехал за трубой для новой печи в магазин. Выбрал трубу в магазине, посчитали стоимость, я достаю конверт, начал считать деньги, и там было ровно сколько, сколько требовалось заплатить за трубу. И для меня это было чудо и удивление, потому что я не знал, какое пожертвование в конверте. И оно оказалось как раз именно на эту необходимую мне сумму.
Еще пример чуда, но уже другого характера. В крестном ходе, в сентябре, был случай, о котором мне рассказали прихожане. Когда мы шли к монастырю, и идя по сухому песку, заметили следы ступней босых маленьких женских ног. Сами паломники шли все в сапогах, ботинках, босиком осенью никого не было, а босые ступни были чётко отпечатаны, и прихожане обратили внимание, что ведут они как раз к тому месту, где был монастырь, а потом обратно. Я не буду пускаться в догадки о характере и возможном происхождении следов на песке, но прихожан эти взявшиеся ниоткуда следы очень воодушевили, они увидели в них явное благоволение к нашему небольшому паломническому подвигу.
Во главе приоритетов
- Отец Александр, расскажите о Вашем пути к вере. Вы стали священником в возрасте уже с определенным жизненным опытом, известно, что у Вас был свой книжный бизнес, когда и при каких жизненных обстоятельствах или внутреннем поиске Вы ощутили призыв Божий?
- Это непросто рассказать, так как путь к вере был сопряжен с внутренними поисками, а не с конкретными обстоятельствами, видимыми во внешней жизни. Мы часто судим по внешнему образу жизни, по действиям человека, событиям в его жизни. И многие люди приходят к вере через какие-то сложности, трудности, какие-то жизненные испытания. У меня, с точки зрения внешнего восприятия жизни, было достаточно все устойчиво: свой бизнес, твёрдое материальное положение, магазины, и никаких внешних потрясений не происходило.
В храмы я заходил достаточно давно. Очень много времени по работе проводил в Москве, и чаще бывал в московских храмах, но являлся, скорее, захожанином: ставил свечки, иногда читал Евангелие, а службы не посещал. Постепенно, со временем, у меня в душе стала поселяться какая-то пустота. И самое удивительное, чем более устойчивым становилось материальное благополучие, тем эта пустота становилась все больше и больше. Я пытался ее разными способами осмыслить и преодолеть. Дел по работе у меня всегда хватало, семейные заботы, голова у предпринимателя занята бизнесом двадцать четыре на семь, но при всем этом ощущение пустоты не исчезало. Вот это ощущение бесцельности денег ради денег и послужило приходу в храм.
- Однако в каждом деле, и тем более предпринимательстве, наверное, есть место добродетелям, о которых Вы говорили, таким как отзывчивость, взаимопомощь, забота о ближних, не только о семье, но и сотрудниках, которые в фирме работают? Наверное, можно какое-то общее благо выявить в любом деле, в которое человек вкладывается душой?
- В некотором роде служение священника и работа предпринимателя сходны, например, в графике занятости с полной самоотдачей. И ни один предприниматель не начнет свое дело без веры, правда, во главе приоритетов, это вера в успех дела, строить бизнес эффективно, профессионально, и конечно, с заботой о подчиненных. В том бизнесе, где я находился, у нас была очень маленькая текучка кадров, то есть, к нам скорее хотели больше прийти, чем уйти, уходило сотрудников от нас очень мало. Зарплата и условия для сотрудников для того времени были достаточно хорошие, как и отношение к людям. Старался создать условия, чтобы подчиненные хотели работать и трудиться на совесть.
Но забота о подчиненных продиктована, прежде всего, тем, что они твоей фирме будут приносить доход. Хорошие условия и зарплаты подчинённым - это вложение в свой бизнес. В конце концов, весь бизнес подчинен деньгам. И когда я первый раз прочитал в Евангелии притчу о неразумном богаче, у которого уродился богатый урожай, и он решил поставить новые житницы, и говорил душе: пей, душа, веселись и радуйся, потому что у тебя будет много-много всего и на долгое время, меня словно пронзило, вдруг я ощутил, что я и есть этот богач. Ведь, по большому счету, слова евангельского богача подходят любому бизнесмену. Потому что, если у него хорошая прибыль, если он к концу года придет с хорошим, положительным сальдо, то подводя итоги, он будет думать о развитии, расширении бизнеса. Прибыль будет радость для него, поскольку он сможет закупить больше товара, и в конечном итоге, снова будет богатеть для себя, а не в Бога богатеть.
И к сожалению, места для Бога в бизнесе очень мало или практически совсем нет. Очень мизерный процент бизнесменов, которые жертвуют на благотворительность, которые жертвуют на что-то для людей, общества, Церкви. По крайней мере, так раньше было. И на определённом этапе меня перестала устраивать жизнь, которой я живу. Я понял, что деньги внутреннюю пустоту не заполнят никогда, это будет бесконечная гонка по кругу. И Господь меня буквально за уши вытащил из бизнеса в Церковь, чтобы я стал прихожанином, а не захожанином.
Служение священника
- В связи с чем было принято решение посвятить жизнь священническому служению?
- Решение стать священником у меня возникло далеко не сразу, вынашивалось долго. Я осознавал, насколько ответственный этот шаг. Запомнилось, как я осознанно стал ходить на первые Богослужения, это была первая неделя Великого поста, я попал на великопостные службы, в храме была такая тишина, монотонно звучала молитва, возникло ощущение полного единения с Богом. Богослужение шло около пяти часов, и я не заметил, как это время прошло. И после того богослужения я посещал все службы первой недели Великого поста, и было даже сожаление, что служба оканчивалась, не хотелось уходить из храма. До сих пор для меня Великий Пост - это особое любимое время, как и для каждого христианина.
- В те моменты, когда приняли решение учиться в духовной школе и принять сан, родные Вас поддержали?
- Когда я понял, что хочу уже быть не просто прихожанином, но и священником, если Господь поможет мне в этом, узнал, что сначала нужно закончить Духовное училище, и решил поступать туда. И настало время, когда мне нужно было сказать своей матушке, своим близким о том, что я хочу полностью поменять свою жизнь. И решиться на это мне было тяжело, боялся столкнуться с непониманием. И к моему огромному счастью, она меня полностью одобрила и поддержала мой выбор. Когда сказал ей, что не хочу больше продолжать заниматься бизнесом, а только послужить Богу, быть священником, моя матушка полностью доверилась мне и сказала: раз ты считаешь, что так для тебя лучше, значит, так лучше и для меня. И это для меня было настоящим чудом, которым Господь показал мне правильность выбранного пути. И уже после этого я подал документы на обучение в Вятское Духовное училище.
Какое-то время у меня продолжался бизнес, но он уже шел в полуавтоматическом режиме. Я сразу решил, что совмещать не буду работу, пусть и прибыльную, и служение. Начал отходить от дел, постепенно закрывать бизнес и стал алтарничать в храме Великомученика Пантелеймона. Там мне огромную, неоценимую помощь оказывали все, с кем меня сводил Господь, все священники, работники храма. Для меня было всё вновь, всё непонятно. И настоятель, протоиерей Сергий Ендальцев, очень много для меня сделал как духовник, как священник своими советами, своим примером. Я до сих пор в своём священническом служении в трудные моменты думаю, как бы повёл себя отец Сергий.
- Сложно ли для Вас было перекроить образ жизни? С какими испытаниями пришлось столкнуться?
- Пришлось пересмотреть отношение к жизни во многом. На это не один месяц потребовался, до сих пор ещё избавляюсь от некоторых привычек и привязанностей. И здесь мне помогло внутренне, опытное понимание православной христианской аскетики, практики к воздержанию и ограничению, к умеренности во всем, в частности, в вопросах приобретения, потребления. Чтение святых отцов на тему аскезы, духовной жизни очень помогли. Тех людей, которые прошли свой путь и показали, как нужно нам его проходить. Именно этого мне не хватало в бизнесе, где успех работы был эквивалентен тому, что можешь позволить себе многое. А если чего-то не можешь позволить, то значит, недостаточно работаешь. Может, в это сложно поверить, но выйти из бизнеса, который работает не один десяток лет, совсем непросто. Это когда ты работник, то написал заявление об уходе и через две недели ты свободен. А здесь очень много обязательств, договоров, люди, которые с тобой не один год.
- А что самое радостное в служении батюшки?
- Самое радостное в служении батюшки – это служение. И так скажет любой священник, я думаю, что то, когда ты стоишь у Престола, у Чаши и Агнца – выше этого не может быть просто ничего. И конечно, общение с паствой, это те люди, которых тебе вверил Господь, это та ответственность, за которую Господь с тебя спросит в вечной жизни. И поэтому я стараюсь всегда помочь, по мере сил тем, кто спрашивает совета, кому нужна посильная от меня помощь, пытаюсь отвечать на вопросы, сам прошу для этого от Бога помощи. Именно это служение людям и Богу – самое главное в служении священника. И для меня сейчас это то единственное, чем я живу.
Место книги
- Поскольку Вы руководили крупной сетью книжных магазинов города, хочется спросить, что для Вас книга?
- Я рано научился читать, и сколько себя помню, в детстве, юности, книга постоянно была со мной. Может быть и поэтому, я не столько выбирал бизнес как таковой, я никогда не думал, что стану предпринимателем, а просто любил книги настолько, что это и переросло в часть бизнеса.
К огромному сожалению, на уроках литературы, которые у нас были в советской школе (при том, что система образования, насколько я понимаю сейчас, у нас была довольно хорошая), разбиралось много вопросов эстетических, философских, нравственных, в отношении к проходимым произведениям школьной программы. Но абсолютно не принималось во внимание православие русской литературы. Хотя вся она неотделима от православия, она полностью в нем находится, она им живёт. Поэтому изучение классики было достаточно однобоким.
Вообще смысл существования русской литературы – возжигание духовного огня в человеке и признание за совестью главного руководителя в жизни человека. Именно об этой высокой духовной миссии говорили даже в Европе, это ни для кого не было секретом. Об этом хорошо писал Стефан Цвейг, который говорил, что если мы читаем произведения, к примеру, Бальзака, Диккенса, то там на первом месте любовь женщины к мужчине, богатство, сюжеты о том, как построить замок на берегу озера. В русской литературе это абсолютно не так. Русский писатель осознавал себя писателем и пророком в Отечестве, и прежде всего, он обращался именно к совести читателя и к его душе, что особенно видно на произведениях Достоевского, и Чехова, и других лучших образцов русской классики.
И главная тема русской литературы – это противоборство раздирающих душу и сердце наших стремлений, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, как говорится в Евангелии. Православная литература учит православному взгляду на человека, на внутренний мир человека. Теперь, например, читаю своим внучкам сказки Пушкина, и наслаждаюсь ими. Кажется, я только сейчас приближаюсь к пониманию, насколько наш Пушкин был, в первую очередь, православным человеком и гениальным православным писателем.
- Когда начали присутствовать в репертуаре Вашего чтения и возможно, участия в жизни, формирования мировоззрения духовные книги?
- К сожалению, духовные книги в 90-е годы, когда я начал занимался бизнесом, читал очень мало. Первой книгой, связанной с Евангелием, была «Мастер и Маргарита» Булгакова. При прочтении этой книги я впервые соприкоснулся с евангельской историей, но которая Михаилом Булгаковым была передана в очень таком своеобразном виде, как я потом понял. Ну и, конечно, Лесков с «Соборянами» и «Лето Господне» Шмелева, после которого я начал заходить в храм и интересоваться православием.
Одним из первых открыл для себя святителя Тихона Задонского. Его письма, наставления христианской жизни, его житие, сподвигли меня с матушкой два раза съездить в Задонский монастырь, приложиться к его мощам. Мне он до сих пор очень близок, дни памяти его стараюсь не пропускать.
И если вернуться к вопросу о чудесах, в Лянгасово, где я сейчас служу, прихожане мне подарили пятитомник Тихона Задонского. Я их не просил об этих книгах, никогда никому не говорил, что для меня Тихон Задонский один из моих любимых святых. Тем удивительнее, что они подарили мне именно его труды, чему я, конечно, безмерно благодарен и рад.
- Ваши любимые авторы и произведения? Есть ли книги, которые, быть может, перевернули Ваше мировоззрение?
- В разное время жизни были свои знаковые книги, которые казались вечными и непререкаемыми авторитетами. Некоторые книги, спустя время, при повторном прочтении воспринимались иначе, например, лет десять-пятнадцать назад книга вызывала в душе сильный отклик, а потом уже не читалась. Сейчас читаю, в основном, творения отцов церкви. На остальное просто не хватает ни времени, ни сил.
Мне всегда была особенно близка поэзия Серебряного века: Бунин, Брюсов, Ахматова и, особенно, Пастернак – это те авторы, поэтические томики которых я всегда могу взять с полки, когда хочется отдохнуть, открыть и почитать несколько произведений.
- А какие духовные наставления нашли отклик в Вашем сердце?
- Духовным наставлением для меня стали слова от Владыки Марка, когда он на священнической хиротонии дал мне часть Святого Агнца и сказал слова: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Более важных и входящих в самое сердце слов я в своей жизни до этого не слышал.
- Ваше самое запомнившееся Рождество?
- Самое запомнившееся Рождество было одно из первых, то, которое встречал на ночном богослужении в храме Пантелеимона Целителя. На Рождество был мороз минус тридцать с лишним градусов. Помню, перед службой забирал прихожан, машину оставлял на улице, не заглушая, поскольку в мороз мог потом не завести. Но сама служба была настолько Светлой и радостной, все друг друга поздравляли, это было необычно для меня. Не похоже ни на какие мирские праздники. И для меня это богослужение стало одним из самых запоминающихся праздников встречи Рождества Христова.
Вообще я делю свою жизнь сейчас до священства и после священства. И вся предыдущая жизнь теперь мной воспринимается как подготовка к священству.
- И по традиции – Ваше Рождественское и новогоднее пожелание читателям?
- Пусть тишина Рождественской ночи поселится в ваших душах, чтобы с ней можно было пройти все светлые святые дни до Богоявления.
- Отец Александр, спасибо за искренний рассказ!
Беседовала Лада Баева