О посте, Рождественской радости и исповеди
В преддверии заключительных дней Рождественского поста Миссионерский отдел обратился к опытным и старейшим священнослужителям Вятской Епархии с тем, чтобы они поделились своими размышлениями о посте, о праздниках, исповеди и обо всем том, что тревожит душу современного христианина.
Размышления о причинах отсутствия рождественской радости. Клирик Свято-Духовского собора города Слободского протоиерей Игорь Павлов.
Молиться нам не хочется. Не рождается в нашей душе молитва. Нет голода общения с Богом. А молитва - пища для души. Господь призывает всех, кто жаждет, пусть приходят к Нему и утолят жажду. А нет у нас жажды. Иссохшая душа не жаждет благодати. Пост очищает душу покаянием, дает надежду грешнику на прощение.
Нет у нас болезненного ощущения греховности, нет слез и воплей к Богу с призывом о милости и прощения. Ничего нам духовного не надо, как трупу. Совесть молчит. Душа умерла...
Ангелы в святую ночь приветствовали пастырей: «Радуйтесь!!! Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель!» Не очень-то радуют современного человека эти слова о радости. Умом понимаем, душа молчит... Да, да радуемся вот...поедим вкусненького, подарки подарим друг другу, в гости сходим, песни попоем, все как полагается... А душа спокойна и ничего не рождает... нет света, нет и тьмы. Как же мы устали от этих праздников...
Бог в силе оживить мертвое! Спаситель выведет нас из тени и сени смертной! Душа человека наполнится Светом и Жизнью! Гряди, Господи! Господь не оставит нас в таком гибельном состоянии. Верю. Гряди, Господи!
Об исповеди. Настоятель Екатерининского храма, духовник Вятской православной гимназии протоиерей Сергий Гомаюнов.
Исповедь является очень трудным делом и для священника и для мирянина. Священнику нужно готовить себя к участию в этом Таинстве. С чего начинать? Апостол Павел говорит о Христе Спасителе, что «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:17-18). Если эти слова применить в той мере, в какой они применимы, к нам, то, готовясь принимать исповедь у прихожан, священник должен сам часто исповедоваться. Церковь не знает двойных стандартов в требованиях к исповеди священников и мирян. Нам нужно уподобляться нашим часто исповедующимся братьям и сестрам, чтобы самим опытно знать радость прощения от милующего нас Бога. Этот опыт является самым драгоценным помощником священнику, призванному не только «вязать и разрешать» (ср.Мф.16-19), но и быть добрым пастырем, то есть брать на себя ответственность вести других.
Пост – это подарок-напоминание от Господа. Ключарь Свято-Серафимовского собора города Кирова протоиерей Сергий Сизихин.
Пост – это подарок-напоминание от Господа. Напоминание о том, что нашей прародиной является райский Эдемский сад. Об этом надо помнить нам всем: и старушке, которая будет плакать на исповеди о том, что плохо постилась, вкушая постом молоко, так как из-за маленькой пенсии не может себе позволить купить что-то другое; и обеспеченному человеку, который будет строго поститься, заказывая себе в ресторане лобстеров, оставляя за один ужин половину пенсии этой старушки.
И когда придёт это понимание, то приходит и осознание, что гастрономическая составляющая поста является не главной, а составляющей частью, дополняющей и помогающей главной, духовной – более частому Богообщению.
А это более частое посещение Богослужений, дополнительное молитвенное правило, строгая ревизия своих привычек, часто греховных, которые и составляют инерцию нашей жизни, которая не даёт нам вовремя остановиться и осознать свои ошибки, начать исправлять их, с покаянием и сокрушением сердечным подойти к Причащению Святых Христовых Таин.
Поэтому пост – самое лучшее время разорвать эту цепь рутины, изменить ритм своей духовной жизни, победить самого себя, стать духовно более опытным, подняться на одну ступеньку выше. И всё это каждому из нас возможно и обязательно у нас получится, потому что Господь видит духовный труд каждого из нас и даст нам необходимую силу и благодать!
О доверии. Ключарь Успенского собора протоиерей Александр Балыбердин.
Когда меня рукоположили, то во время подготовки к проповедям, мне однажды попалась на глаза книга проповедей митрополита Антония Сурожского. И одна из проповедей мне очень глубоко врезалась в голову.
В ней говорилось доверии, но не о доверии человека к человеку или человека к Богу, а о доверии Бога к человеку. Митрополит Антоний рассуждает в таком интересном ключе, что мы не готовы проявить доверие, потому что доверие - это форма веры в человека. Мы, видя окружающую нас действительность, готовы за незначительные материальные блага причинить существенный вред друг другу, ради достижения какой-то выгоды пройтись по головам. И, наверное, есть не так много людей, которые готовы искренне доверять другому человеку.
Христос даёт нам образ максимального во всем. Если Он смиряется, то - невозможное смирение показывает, когда воплощает бытие человека. Если Он показывает страдание, то страдание, которое невозможно для человека проявить. Во всем Он превосходит мыслимые границы человеческие. В доверии к нам Он показывает максимально возможное доверие, ибо Он приходит в этот мир, понимая, зная, какие есть люди. Он приходит не в царском обличии, а в человеческой плоти младенца беззащитной перед любым человеком.
И в этом кроется великий таинственный пример, что мы должны доверять друг другу, так же, как Бог доверил. Мы должны относиться друг к другу с доверием, с верой, ибо доверие - это форма веры.
В эти оставшиеся дни, пускай данные размышления станут для нас таким напутственным словом к тому, как как проводить время новогодних праздников и Рождества Христова. Как говорил апостол Павел «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор.6:12).
Руководитель Миссионерского отдела Вятской Епархии иерей Георгий Павлов
Пресс-служба Вятской Епархии