Вера – это дар, данный каждому
В преддверии Рождественского поста мы пообщались с клириком Спасского собора города Кирова иереем Сергием Никулиным.
- Отец Сергий, в дни Свято-Трифоновских чтений Вы приняли участие в творческом вечере поэта-иконописца Полины Сибиряковой, разговор шел о талантах. В Евангелии есть притча о талантах, как правильно ее трактовать и что понимать под талантами?
- Притчу о талантах можно понимать так. Таланты - это душевные и физические способности и возможности, воля, заложенные Богом в каждом человеке. Все люди разные и соответственно, каждому человеку даётся по его силам. По мере наших возможностей и сил каждый из нас должен потрудиться над совершенством своего сердца, своей души, употребить свои таланты для угодных Богу дел и тем самым приобрести другие таланты – добродетели. Кто этого не делает, тот зарывает свой талант в землю, иначе говоря, употребляет все дарованные способности для достижения только лишь земных, временных целей, не заботясь о вечных ценностях. Кто же старается заботиться о Едином на потребу, тому Бог являет Свою благодатную помощь и помогает возрастить и приумножить плоды его трудов.
Соответственно, каждого ждёт своя участь, по плодам его трудов. Одни наследуют радость вечной жизни с Богом, другие, нерадивые рабы, увы, осуждены будут на вечные муки.
- Вы согласны с известными строками «пусть кто-то другой играет на скрипке, еще гениальнее слушали вы», слушать и слышать это, вероятно, один из важнейших талантов в служении священника, также как и во многих профессиях в работе с людьми и в семейной жизни. Слушать и понимать другого человека - этот талант заложен свыше или его можно развить?
- С этим известным выражением я согласен вполне. Слушать и понимать другого заложено в каждом из нас, но это не означает, что эти способности не надо развивать. Человек способен как к развитию, к совершенствованию, так может и скатиться, что называется, по наклонной, деградировать. Он может попросту утратить данные ему Богом способности, даже растоптать их. Слушать и понимать другого не означает со всем в человеке соглашаться. Нужно помогать друг другу становиться лучше, молиться друг за друга. Но в первую очередь, к совершенствованию нужно стремиться самому. Апостол Павел пишет: «доброго держитесь. От всякого рода зла воздерживайтесь». Так и нужно относиться ко всякому человеку, как пишут святые отцы, осуждать зло, но не человека. Поступая так, мы с Божией помощью, научимся и слушать и слышать, тем самым развивая в себе этот дар.
- Каким образом развиваете таланты у своих детей?
- К развитию талантов у детей, впрочем, как и к любому важному доброму делу, стараешься подключить все силы физические и телесные. Самое главное - это и молитва, и надежда на Промысл Божий, что Господь направит их на нужный им путь, где они смогут себя реализовать, это и помощь советом и делами в их учебе, интересах. Где-то приходится пресекать их недобросовестность, наказывать. Все делается для того, чтобы они стали лучше, росли добросовестными христианами. Когда видим, что ребенок особенно к чему-то тяготеет, стараемся дать ему возможность это развивать. Отдаем в секции и кружки, предварительно обсудив это с ним. Тут нужно, с одной стороны, помогать ребенку не лениться, а с другой – предоставить ему определенную свободу. Главное, конечно, любовь. А для этого существует такой совет: почаще ставить себя на его место и попытаться вспомнить и увидеть себя в этом возрасте, как бы посмотреть на мир глазами самого ребенка. Это помогает быть объективным. Меня это часто оберегает от слишком жёсткой критики детей.
- Реализуемый талант подразумевает деятельность, а за каждую работу человек получает «похвалу», которая измеряется в денежном эквиваленте. Как правильно относиться людям, к примеру, продаже продукта творчества? Понятно, что быть бессребреником в современном мире практически невозможно, при этом кто-то сознательно уделяет время волонтерству, доброделанию. Можно ли в этих вопросах труда и желаемого вознаграждения человеку с духовной точки зрения нащупать разумную грань или для каждого это индивидуально?
- Главное правило, которое нам предлагают Святые отцы, это во всем стараться придерживаться золотой середины. Для каждого человека эта середина будет определяться им самим индивидуально, исходя из его способностей.
Некоторые люди считают, что стремиться все к большему и большему обогащению не плохо, так как чем больше у тебя денег, тем больше возможностей кому-то помогать. У некоторых людей это самообман и оправдание своей страсти. К сожалению, чем больше человек стремится к стяжанию, тем черствее и бесчувственнее становится его сердце, появляются жадность, скупость и другие пороки. Человек начинает любить свое богатство и становится его рабом, а до других ему нет дела. Очень сложно устоять в этом искушении.
Нет ничего плохого в том, что человек зарабатывает тем, что у него лучше всего получается и тем более, когда он при этом заботится об окружающих. Важно чтобы материальное благополучие не затмевало разум и волю человека, чтобы он мог быть ещё и милостивым, отзывчивым, сострадательным. Поэтому, повторюсь, во всем, что мы делаем, должна быть золотая середина.
- Быть счастливым, бодрым духом, радостным в разных обстоятельствах жизни – это также талант, которому учатся или кому-то он дан от природы?
- Это тоже данный Богом талант. Абсолютно каждый человек предуставлен к радости. И каждому этот талант также даётся по мере его сил. Есть люди, которые стараются сами оставаться в любой жизненной ситуации невозмутимыми и радостными, есть люди, которые имеют талант поддерживать бодрость духа в друзьях и знакомых, а есть люди, что называется, широкой души, которые, казалось, готовы любить весь мир и делиться с ним своим оптимизмом. Пример подобной любви и утешения мы видим прежде всего в самом Богочеловеке Иисусе Христе, потом в Его Пречистой Матери Богородице Марии, и наконец, в святых угодниках Божиих, которые молились за весь мир, печалились о нем, которые утешали и ободряли великое множество людей и наставляли их на путь истинный! Вот пример для подражания!
Конечно, этот дар Божий можно и утратить, не использовать, не разглядеть, что неизбежно приведёт к печальным последствиям, если его не развивать. В этом смысле, надо учиться его сохранять и приумножать.
- А у Вас получается ощущать себя счастливым человеком? Какие составляющие для этого состояния необходимы по-Вашему?
- Думаю, что да. Опять-таки, что понимать под счастьем. Для меня счастье как христианина - быть со Христом, носить Его в своем сердце, видеть Христа в каждом человеке, для начала, хотя бы в своих близких, семье, супруге, детях. В этом смысле семья – это тоже счастье. Быть единым во Христе!
Другое дело, что это даётся нелегко, нужно постоянно трудиться над собой, над своими многочисленными недостатками. Это кропотливая ежедневная, ежечасная работа. Бывает, что ты бодр и полон сил, а бывает, что печалишься, и тяжесть какая-то бывает, и усталость, и лень приступают.
Я искренне убежден, что только христианство даёт человеку истинную свободу, свободу творить, созидать, любить, а значит быть счастливым. Для меня составляющие счастья тождественны составляющим православной веры.
- У Вас есть домашние животные, и по Вашим наблюдениям, есть ли у них от природы свои дарования?
- Если не считать аквариумных рыбок, то дома есть кошка. Бесспорно, Бог наделил каждое животное какими-то своими характерными качествами. Как мы знаем, мир до грехопадения - это одно, и совсем другое мир после грехопадения. На всем видимом творении лежит отпечаток греха, природа исказилась. В том числе, это коснулось и животных. Так или иначе, у домашних животных есть и остается чувство привязанности к человеку, они проявляют ласку и любовь к человеку. Чем-то они напоминают маленьких детей. Наверно, они могут как-то по-своему обижаться и быть агрессивными, но в этом виноват, как правило, сам человек. Главное качество домашнего питомца, такого, как, например, кошка, на мой взгляд, это то, что она не помнит зла. Ее можно поругать, в гневе схватить за шкирку, забыть дать ей вовремя поесть, случайно наступить на хвост, запнуться об нее, но при этом она по-прежнему проявляет к тебе преданность и ласку, как будто ничего не было! Это удивительно и этой доброте нам, людям, стоит у своих домашних питомцев поучиться.
- Как Вы стали верующим человеком. Говорят, вера это также дар, согласны ли Вы с таким утверждением?
- Мой путь к вере – это путь длительный, как наверно, у большинства, верующих людей. Остановлюсь лишь на самом важном. О Боге я слышал давно, наверно, лет с пяти, но тогда я ещё мало чего понимал, Кто такой Бог. В этом возрасте, так сложилось, что моя двоюродная бабушка, периодически водила меня в церковь и там причащала. Сейчас я понимаю, насколько это был смелый поступок с ее стороны, так как это был советский период истории нашей страны, когда в школе учили атеизму, а над верой смеялись и порицали того, кто хоть как-то проявлял к ней не то чтобы интерес, но даже любопытство. Более осознанные размышления о Боге стали приходить в школьные годы, но это, скорее всего, был праздный интерес, связанный с тем, что в 90-е годы вдруг то, что было недоступно раньше, волной захлестнуло информационное пространство. В том числе стало много появляться информации на религиозную тему. Бабушки в то время уже не было в живых, и о вере никто из близких и знакомых мне людей, не говорил.
Как-то моей сестре приснился сон, это была вторая половина 90-х, в котором она, по ее рассказу, увидела нашу двоюродную бабушку и которая была очень печальна. Почему-то сестре захотелось поставить за бабушку в храме свечку. Она пригласила меня, и мы поехали в Серафимовскую церковь. И там на меня нахлынули воспоминания того, как когда я был ребенком, меня сюда приводили. Это было какое-то трепетное чувство чего-то родного. Но тогда я быстро забыл об этом. После этого посещения храма сестра стала туда иногда захаживать, а потом понемногу и воцерковляться. Она рассказывала о храме и мне, где-то и я заглядывал туда, но особого радения к этому не проявлял.
После школы был призван на срочную службу в Армию. На втором году службы, под влиянием сестры, ее писем и слов, мне вдруг пришло осознание и чувство того, что Бог есть, так как я увидел очевидную Его помощь в моей жизни. Из армии я вернулся уже уверовавшим человеком. А потом и я стал постепенно воцерковляться.
Я согласен, что вера – это дар, данный каждому. Главное сохранить этот дар, сберечь его и приумножить. Важно, чтобы на начальном этапе нашего воцерковления, а именно в Таинстве Крещения, мы имели бы рядом всегда опытного в вере наставника, крестного, который бы смог помочь нам прийти к Богу. Для меня моим наставником, а точнее наставницей и молитвенницей, была моя двоюродная бабушка. Царство ей Небесное!
- Почему было принято решение о священническом служении? Близкие Вас поддержали?
- Все происходило как бы само собой. Что называется, Бог привел. Когда я уже более-менее воцерковился, встал вопрос о моем духовном образовании. Честно, сказать, я не представлял даже, что такое духовное образование, но уже знал, что есть такое понятие в церкви как благословение. Однажды настоятель храма, где я помогал при алтаре, сказал мне, что он напишет мне рекомендацию в Духовное училище и я должен буду поступить туда, чтобы укрепить свои знания. Это для меня было полной неожиданностью. Но я послушался и решил подать документы и готовиться к вступительным экзаменам. Так или иначе, думал я, а образование не помешает.
В итоге, в 2001 году я поступил в Вятское Духовное училище. После года обучения стал иподьяконом при Владыке Хрисанфе. Владыка Хрисанф – это тот человек, который во многом повлиял на мое духовное становление. Закончив училище, я уже осознавал, что я среди прочих являюсь кандидатом на рукоположение во священный сан. С одной стороны, в училище я свыкся с этой мыслью, с другой стороны, меня она пугала. Я восхищался священническим служением, можно сказать, благоговел перед ним, однако осознавал, что самому стать священнослужителем – это значит сделать серьезный шаг к тому, что поменяется весь твой образ жизни, весь привычный ее уклад, это как совершить подвиг. В общем, я как-то старался об этом не думать и решил, что пусть все будет как будет. Потом было знакомство с моей будущей супругой, мы стали созваниваться, встречаться, и вскоре, я понял, что не могу жить без нее. Сделал ей предложение, она согласилась. Мы повенчались в 2006 году. А в 2008-м во время Великого поста Владыка Хрисанф подозвал меня и сказал, чтобы я готовился, на предстоящей неделе меня будут рукополагать в дьякона. Как-то внутренне я и моя супруга уже это приняли с покорностью. Я хотел послужить дьяконом несколько лет, а прослужил только неделю, так как на мое пожелание остаться на первых порах дьяконом, приобрести опыт, уверенность Владыка Хрисанф сказал категорично: я вижу тебя священником, готовься к рукоположение. Так я стал священником, это произошло 30 марта 2008 года.
Близкие были не против, кто-то был удивлен, но в целом родители и родственники приняли это хорошо.
- Вы окончили Вятское духовное училище и Нижегородскую духовную семинарию, можете поделиться открытиями, которые в период обучения произошли?
- Самым главным открытием в процессе обучения для меня стало то, что обучение в духовной школе сильно отличается от обучения, скажем, в той же обычной школе. Речь даже не о внешней форме, а о внутренней. Это как семья. Как в семье здесь старшие и более опытные проявляют отеческую, духовную заботу о младших и новоначальных, и наоборот, юные оказывают уважение к старшим товарищам. Как в семье бывает всякое, так и здесь все случается, но самоукорение, исправление, покаяние, и даже церковное наказание – эти благодатные средства, о которых знает каждый студент, врачуют любые нестроения. Если кто-то рождается в такой семье, если у кого-то праздник, именины – все радуются вместе, если кто-то уходит в мир иной – все вместе скорбят и молятся. Вот это самое главное, что мне открылось.
- Что для Вас после принятия сана в служении священника оказалось достаточно сложным, а что особенно радостным?
- Самым сложным оказалось осознание того, что если до принятия сана ты нес ответственность за свою только душу, то став священником, пастырем, ты уже в ответе за душу всех, вверенных тебе людей. Это заставляет о многом задуматься и ещё больше обратиться за помощью к Богу.
Самым радостным для меня стало служение Литургии и регулярное причащение Святых Христовых Таин. А также то понимание, что раз ты стал священником, то Бог избрал тебя грешного на это высокое служение, и это избранничество приводит тебя в трепет. Ещё я радуюсь, что именно в Церкви я нашел много единомышленников и друзей, нашел как нигде не находил. Ещё мне радостно от того, что великие люди, одни, на мой взгляд, из самых лучших и авторитетных в истории Вселенской церкви, избирали священническое служение. И я чувствую свою причастность к этому, и это непередаваемое чувство!
- Спасский собор – большой старинный храм в центре города, сейчас продолжает благоукрашаться, и его стены уже во время праздничных богослужений вмещают множество прихожан, расскажите, как проходит день священника на городском приходе, какие насущные дела включает?
- Череда служения священника включает в себя совершение вечернего и утреннего богослужения, которое венчает служение Литургии. В нашем соборе службы совершаются ежедневно. Перед каждой службой, я как священник, подготавливаюсь к ней совершением молитвенного правила, в которое входят чтение канонов, иногда Акафистов, а также Последования ко Причащению. На молитвенную подготовку у меня уходит часа два-три. Служба, как известно, начинается с вечера и длится часа полтора иногда и дольше. Утром прихожу совершать Литургию. Бывает так, что сам и Литургию совершаешь и принимаешь перед Причастием исповедников. А затем совершается молебен, он может быть с Акафистом и водосвятием или без них. Молебен служится как правило в честь того или иного святого или праздника, который совершается в этот день. Обязательно каждый день поминаем молитвенно усопших - служим панихиду. Нередко, помимо всего прочего, в этот день совершается Таинство Крещения, иногда бывает и отпевание усопших. Помимо всего прочего, к батюшке подходят люди, разные – и те, кто давно в церкви, и те кто, может быть, в первый или второй раз зашли, - чтобы о чем-то спросить, получить совет и благословение. Иногда, с человеком, если позволяет время, беседуешь довольно долго, может уйти и час, и больше. У всех свои вопросы, свои проблемы. Пытаешься их ободрить, утешить по силам. Главное в служении священника как пастыря помимо службы являются люди. В общении с ними ты надеешься, что Бог даст тебе сказать то самое необходимое, в чем больше всего конкретный человек нуждается. И замечаешь, что так оно и происходит.
Помимо храма священника зовут ещё к тем людям, кто не может прийти сам. Как правило, это болящие, которые тоже нуждаются в духовном наставлении, есть люди, которые хотят освятить свои дома. И к ним священник идёт, и это тоже является пастырской заботой.
- Вероятно, у священников большая нагрузка, особенно в пост, когда люди стремятся поисповедоваться. Где священник обретает силы каждого выслушать, возможно, дать совет или посочувствовать, наверное, приходится подчас и сопереживать человеку, а потом хранить тайну исповеди? Как сами восстанавливаетесь от эмоциональной перегрузки?
- Отчасти на этот вопрос я ответил выше. Да, нагрузка определенная есть и конечно, священник, как всякий человек, может уставать как физически, так и эмоционально. Наверно, я бы даже сказал, что такую эмоциональную и психологическую нагрузки, как у священника, мало кто испытывает. В начале моего пути в священном сане, меня очень тревожил этот вопрос, хватит ли у меня сил? Я знал и читал, что священник только лишь ходатай, посредник между кающимся человеком и Богом. Но опыт осознания того, что это действительно так, пришел с годами служения. Я понял, что если честно нести свое служение, учиться полагаться на Господа, считать себя только слугой у Бога, на себя не надеяться, то Господь дает тебе именно то сказать, что как раз и нужно человеку. В общении с людьми ты надеешься, что Бог даст тебе сказать то самое необходимое, в чем больше всего конкретный человек нуждается. И замечаешь, что так оно и происходит. А потом замечаешь, что несмотря на то, что ты можешь быть утомленным и уставшим, каким-то удивительным образом ты как бы не замечаешь этой усталости, а на душе испытываешь радость. Для меня это настоящее чудо. При всем этом священник как всякий человек нуждается и в естественном отдыхе, восстановлении физических сил. От этого никуда не денешься.
- А с чудом соприкоснуться в пастырском практике приходилось?
- Знаете, если я сейчас начну рассказывать о чудесах, которые случались, то кто-то подумает и скажет, что это вовсе не чудеса. Но я уверен, что для верующего человека чудеса в его жизни происходят постоянно. Надо только уметь их замечать в своей жизни и очень важно благодарить за все Бога. Во-первых, если взять мои наблюдения, все события в моей жизни, и печальные и радостные, складывались чудесным образом. Причем у меня обычная жизнь среднестатистического человека. Например, в свое время я после школы, как и все, хотел поступить в вуз, но упустил время, должным образом не подготовился и поэтому, а может быть, и не только, не сдал вступительные экзамены. В итоге, мое, вроде бы вполне доброе и естественное желание не сбылось, и меня забрали в армию. Но именно в армии ко мне и пришла настоящая вера, в результате, воцерковившись, я сделал совершенно до этого немыслимый выбор в пользу духовного образования и стал священником. Более того, именно благодаря обучению в Духовном училище, я нашел свою вторую половинку и мы стали семьёй. Теперь скажите мне, это разве не настоящее чудо!
Что касается чудес в пастырском служении, то ты их видишь постоянно. Для меня особенным чудом является преображение души человека. Я постоянно сталкиваюсь с людьми, которые только приходят к Богу, которых в храм привело, как правило, какое-то горе. Видеть, как они меняются после беседы, исповеди, Причастия – это тоже настоящее чудо!
Если кто-то хочет услышать о явных чудесах, приведу один пример. Меня пригласили к одной болящей бабушке пособоровать ее и Причастить. Бабушка была невоцерковленной. Она была лежачей, не вставала и нуждалась в посторонней помощи. Я совершил над ней Таинства и объяснил ей основы веры. Прошло какое-то время, месяц или два, и эта бабушка сама позвонила мне и попросила ее причастить вновь. Причем она сказала, что сама меня встретит у подъезда. Я подумал, что ослышался. Но когда я к ней приехал, она стояла и ждала меня на улице, а до этого она была лежачей больной! Бабушка мне поведала, что после Соборования и Причастия она почувствовала себя гораздо лучше и даже смогла ходить и сама себя обслуживать!
Это ни в коем случае не моя заслуга, а Господь подал ей такое утешение для укрепления ее веры!
Ещё я замечал, что когда очень ищешь ответ на какой-нибудь важный духовный вопрос, открываешь Священное Писание, и там удивительным образом попадается такое место в Писании, которое буквально один в один описывает твою проблему и даёт на нее ответ. Для меня это тоже чудо.
Ещё приведу такой пример. Мне как священнику, приходилось часто готовиться к проповеди. Для меня это было нелёгким делом. Больше всего я волновался из-за того, что что-то забуду и попаду в неловкую ситуацию. Поэтому я старался выучить текст проповеди почти наизусть, но при этом терялась часть того, что называется «от своей души». И вот на одном праздничном богослужении службу возглавлял наш Владыка Марк. И когда он говорил слово к пастве, он сказал такие слова, которые мне запали в душу: «надо говорить от сердца к сердцу». И чувствовалось, что сам Владыка говорит свое слово именно так. Я знал это выражение и раньше, но личный пример Владыки и сказанные им слова очень мне помогли в дальнейшем и помогают сейчас, стараюсь применять их на практике. И для меня это тоже маленькое чудо!
- В чем заключается подготовка к встрече праздника Рождества Христова для верующего человека, в дни поста на участие в каких Таинствах обратили бы внимание?
- Пост - это время, прежде всего, покаяния. В пост можно заниматься делами и работой, но при этом всегда, и особенно постом, нам надо научиться уходить от суеты и многоделания. Надо сосредоточиться на важном, на семье, например. Ведь это правда, нам часто бывает «некогда», и если мы и бываем рядом с близкими или даже куда-то с ними ходим, это порой происходит для «галочки». Мы куда-то все время спешим, несёмся, хотим совершить массу, казалось бы, важных дел, но именно эти дела и делают нас нечувствительными, грубыми, черствыми, хотя мы и оправдываем себя, что это не так. Раз мы веселы и всем улыбаемся, острим, шутим, то это признак радости и счастья. Это далеко не так. Святые Отцы говорят одни из самых главных признаков уныния – это суета и многоделание.
Поэтому в пост важно по возможности ходить в храм и не спешить быстрее оттуда уйти. Наоборот, остаться хотя бы на минутку в храме в тишине и помолиться Богу, Божией Матери и святым угодникам. Почитать что-то из духовной литературы – тоже полезно во время поста.
Неизменными спутниками поста являются Таинства Покаяния и Причащения. Хотя бы раз в пост, а лучше несколько раз важно прибегнуть к их врачующей Божественной благодати.
- Остается месяц до наступления Нового года, что бы хотели успеть сами за это время именно в этом году и что рекомендовали бы людям, чтобы завершить год достойно или попросту без сожаления об упущенном времени.
- Само слово «успеть» несёт в себе оттенок некоторой спешки и даже может быть суеверия. Как, к сожалению, у нас много с этим связывают. Спешить в этой жизни нужно лишь только в одном случае - послужить Богу и людям.
У нас традиционно перед наступлением Нового года люди начинают спешить: спешат купить подарки, спешат купить украшения, наряды, еду, спиртные напитки, спешат посетить множество бутиков и салонов красоты и так далее. Все это само по себе неплохо, плохо то, что думая об украшении своих домов, мы забываем об украшении своей души. В Евангелии говорится, что всего внешнего ищут язычники, а вы не будьте как язычники. Пусть эта забота будет обычной повседневной заботой. Не надо придавать внешнему такого большого значения.
Поэтому, я пожелал бы всем людям не предаваться суетной спешке, остановиться, задуматься, поблагодарить Бога за ушедший год и попросить помощи, смирения в грядущем. Недаром в начале гражданского Нового года во всех храмах традиционно служится Благодарственный молебен. Хорошо было бы сходить, помолиться, и Господь обязательно коснется вашего сердца и подаст вам все полезное ко спасению!
- Что посоветуете почитать или может быть какой посмотреть фильм в предрождественское время?
- Конечно, необходимо повнимательнее читать Священное Писание, можно по главе, можно небольшими отрывками (зачалами). Размышлять над прочитанным, вдумываться. Потом духовная литература очень важна. В наше время в условиях сильной нехватки времени, когда не получается читать большие книги, удобно читать краткие изречения Святых Отцов. Я сам люблю их читать. Эти мудрые и исполненные Святого Духа, наставления очень ободряют тоскующую и подавленную душу, благотворно влияют на наши сердца, умиротворяя их. Всего несколько строчек, а часто и одну-две, не составит труда внимательно прочесть, но зато сколько в ней содержится любви, надежды, веры и упования на Бога.
По поводу фильмов, не могу что-то определенное посоветовать, так как сам мало их смотрю. Но люблю смотреть фильмы, в которых так или иначе отражены вечные непреходящие ценности человечества: вера, любовь к ближнему и к Родине, самопожертвование и другие. В этом отношении, примечательна серия отечественных патриотических фильмов, которые вышли в последние пять-шесть лет. Это фильмы про известных людей, которые были выдающимися руководителями, космонавтами, спортсменами, лётчиками, деятелями искусств и так далее, где показаны их разные, порой трагические, судьбы. Главное, что отражают эти фильмы – это целеустремленность, сила духа, несгибаемая воля, самопожертвование людей, которые вошли в историю нашей страны как выдающиеся. Я считаю, что помимо духовных фильмов, можно посмотреть и по-настоящему добрый патриотичной фильм, который тоже заставляет задуматься о многом.
Беседовала Лада Баева