10.11.2023

О духовных ценностях в деятельности сотрудников полиции

10 ноября в России отмечается День сотрудников органов внутренних дел. В День полиции опубликуем доклад руководителя епархиального воинского отдела иерея Александра Коссова, который он озвучил, приняв участие в областном видео-совещании УМВД России по Кировской области.

Роль и значение традиционных духовных ценностей в деятельности сотрудников полиции

Дорогие братья и сёстры!

Цивилизационный выбор Руси – Православие. Это религия любви и созидания, обожения человеческой природы и спасения души. Сам процесс обожения человека беспределен, в нем есть начало, но нет конца, душа по своей природе имеет вечное бытие, однако готова ли она к беспрестанному славословию или благодарению Бога, зависит от ничтожно малого промежутка времени — земной жизни человека. В ней есть события, которые определяют личностное состояние души, ее преображение и светоносность, устремленность к Богу.

Если человек утверждается во грехе и осознанно служит темным силам, посмертная участь его души страшна.

Внешняя сторона этого духовного выбора проходит через последний бастион – соблюдение законов государства, которые через деятельность сотрудников полиции не допускают скатиться в хаос и смерть цивилизации. Мир, который по слову Евангелия во зле лежит, продолжит существовать до тех пор, пока будут оставаться праведники на этой земле, пока человек своей свободной волей будет продолжать поиск смысла своей духовной жизни и определяться с выбором куда идти: к Богу или диаволу.

На этом этапе роль солдата правопорядка становится особенно важной. Он может не только остановить преступника, но и оказаться первым человеком на пути его духовного преображения. Для этого он должен стать не только профессионалом с большой буквы в своей области, но и духовно целостной личностью, истинным воином Христовым, имеющим такую силу духа, которая сможет противостоять безумному наваждению и одержимости преступника.

О человеке мы составляем свое представление по его поступкам, как он себя ведет в различных ситуациях. В особенности о сотруднике полиции, который носит погоны и облечен властными полномочиями. Его поведение становится объектом пристального внимания всего населения, средств массовой информации.

Здесь можно провести параллель со священником: по тому, как исполняет своё служение священник и каков он в жизни, судят о Церкви и о Боге. А по тому, как несёт своё служение полицейский, судят о государстве, то есть о нашей с вами Родине, ведь сотрудник полиции – это рука государства, которая призвана защищать граждан страны.

Есть такая священническая цеховая шутка, которую отцы применяют к вопросу о ступенях духовного возрастания пастыря в его служении.

Начинается она так: "Когда я был маленький, у меня был маленький нательный крестик. Его мама мне повесила на шею. Я рассматривал его, читал, что написано на обороте: “Спаси и Сохрани”. И я думал: вот, это я и должен делать: молиться Богу, чтобы он сохранил меня от бед, напастей… Я стал взрослым, по Божьей милости меня рукоположили в иереи и повесили на шею наперсный крест…». А дальше переживания рассказчика полностью совпадают с моими. Так вот, когда Владыка во время хиротонии во священника возлагает крест на шею священника, он возглашает «Аксиос», с греческого языка это слово переводится как «достоин», и в ответ всё собрание верующих отвечает «Аксиос», подтверждая, что рукополагаемый достоин стать пресвитером. Через какое-то время после хиротонии я прочитал надпись на обороте священнического креста: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». И я понял: вот то, к чему надо стремиться, я просто обязан к этому стремиться, ведь мне сказали, что я достоин… Через несколько лет меня Владыка наградил золотым крестом, и когда я посмотрел, что там на обороте, мне стало страшно… Там написано: “Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием”. Я понял: теперь уже все, я просто обязан так жить. И если я не буду так жить, то буду повинен во лжи на Церковь и Бога…

(Окончание, которое читать не нужно: А есть ещё крест с украшениями. У меня нет такого, но вот недавно мне попал в руки, и я взял его посмотреть, что же там написано на обороте. А там было написано: “Софрино”"😊)

Эти слова: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою», должны стать для каждого служителя Закона девизом жизни. Мы с вами просто обязаны так жить и если не будем так жить, то будем повинны во лжи на наше Отечество и Бога.

Для многих словосочетание «духовно-нравственное» означает что-то позитивное, что-то высокое в человеке. Действительно духовное состояние человека определяет нравственную характеристику его внешнего поведения. Иногда поступки человека внешне могут быть безукоризненно нравственными, благопристойными, но внутреннее наполнение одних и тех же поступков может быть, как духовно высоким, так и совершенно бездуховным. Нередко человек поступает внешне позитивно лишь для того, чтобы о нем думали, что он хороший человек. Если же нет свидетелей его поведения, то оно, как правило, соответствует его внутреннему духовному состоянию: высокому или безнравственному. Когда же человек совершает безнравственные поступки открыто, никого не стесняясь, то о таком человеке говорят, что он потерял всякую совесть. А ведь именно совесть выполняет главную роль в определении духовного состояния человека. Совесть яснее отличает добро от зла, нежели ум. Совесть труднее обольстить, нежели ум.

Совесть такая же принадлежность человека как душа. Святитель Игнатий Брянчанинов по этому поводу писал: «Умертвить совесть невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего».

Независимо от отношения к религии, к Богу, даже совсем стойкие атеисты все же не рискуют говорить о том, что у них нет совести. И многие из них говорят: «А зачем мне Бог, я живу по совести». Хотя и не подозревают, что человек есть образ Божий и сам Бог сопровождает человека посредством совести всю его жизнь. Есть даже такое выражение: «Поступай по совести, и ты никогда не согрешишь». Почему же так? Потому, что совесть – это голос Божий в человеке, который всегда подскажет, как поступить в той или иной ситуации. Потому и те, кто признает в себе наличие совести, чаще всего руководствуются ею в своих поступках и через это руководство формируется нравственный облик человека. Те же, кто попирает свою, заметьте не чужую, а свою совесть, у тех происходит повреждение нравственных начал личности.

Чем устойчивее духовное состояние сотрудника полиции, тем успешнее он преодолевает все нестроения, которые встречаются на его жизненном пути. Что же означает для нас духовное состояние человека? Во-первых, человек должен осознавать, для чего он пришел в этот мир. Если только для того, чтобы взять от жизни все, всем успеть насладиться, а при неудаче – крах, жизненный тупик? Это одна ситуация. Если же человек считает, что он есть образ Божий, и этому образу должен соответствовать, и жить так, чтобы уподобиться Богу, и понимать, что смысл его жизни заключается в том, чтобы подготовить свою душу к встрече с Богом, то это совершенно другая ситуация. При таком духовном устроении любые трудности и искушения человек преодолевает достойно, оставаясь всегда человеком.

Перед сотрудниками органов внутренних дел, как и перед каждым из нас, стоит двуединая задача: стать профессионалами своего дела и сохранить в себе образ и подобие Божие.

Бесы и дьявол хотят поработить души наши, увести их к тому миропониманию и миросозерцанию, который ведёт всех к закону «отсутствия любви». Мир закончится только тогда, когда оскудеет любовь. Какой вывод? Должно с любовью относится к любому человеку, видеть в нём образ Божий, даже быть может и помрачённый грехом. Сделайте все, чтобы можно было остановить эту гидру духовную. В первую очередь внутри себя, до тех пор, пока мы не достигнем того, чтобы в нашей душе поселился Дух Святой. Вспомним слова Серафима Саровского, который в беседе с Мотовиловым повторяет своего рода закон христианской жизни: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Обращаю внимание: говорится о том, что, не сделай так, чтобы другой человек стяжал дух мирен, а ты должен стяжать этот дух мирен. Чтобы вокруг тебя спаслись тысячи.

Самое главное то, что невозможно все сделать словами, это серьезнейшая духовная работа. Мы говорим о Православии, что это наука из наук, искусство из искусств. Это подразумевает практическое делание, приобщение к святым Христовым Таинствам, к исповеди, вообще к духовной и настоящей молитвенной жизни.

Общее наставление должно быть одно: спасемся только вместе. Поэтому давайте каждый на своем месте будем двигаться к Богу и, любя Бога и ближнего, просвещать нашу Отчизну, а через нее давать возможность другим странам и народам видеть ту любовь, которая есть между нами. Чтобы она дала возможность оценить, что Россия —это великая цивилизация, великая православная цивилизация. Выбор этого пути сделал в свое время святой князь Владимир Красное Солнышко. Дай Бог, чтобы мы, всё это в сердце вместив, продолжали жизнь по заповедям Божиим.

Пресс-служба Вятской Епархии
По материалам Воинского отдела Вятской Епархии

Возврат к списку