На высоком берегу Шексны
В одну из поездок в Толгский монастырь Ярославской митрополии мы с паломниками службы «С Вятки» попали на престольный праздник, на который приехали игуменьи из других обителей. Подойдя за благословением к одной из них, я спросила: «Матушка, а Вы из какого монастыря?» — и получила ответ: «Из Горицкого, что в семи километрах от знаменитой Кирилло-Белозерской обители». Мне вспомнилось, что однажды, когда мы путешествовали по Русскому Северу на теплоходе, в Горицы не успели попасть, а мне так хотелось там побывать. Я попросила матушку Тавифу (Фёдорову), игуменью Горицкого монастыря, помолиться, чтобы Господь сподобил вятских паломников побывать в этой древней обители. И наша просьба была услышана.
Жизнь в молитве и труде
Зимним днём наш автобус подъехал к Воскресенской Горицкой обители в селе Горицы Вологодской области. К нам вышла сама игуменья Тавифа, матушка невысокого роста с очень мудрым взглядом. Немного пожурив меня за то, что не перезвонила, когда мы подъезжали, она пригласила нас на монастырскую трапезу. Надо отметить, что обед был очень вкусным. Поданная на второе рыба буквально таяла во рту. Мы, перешёптываясь, спрашивали друг друга, что это за рыба, но так и не отгадали. Оказывается, это судак, выловленный к нашему приезду рыбаками из реки Шексны, на берегах которой и расположилась Горицкая женская обитель. После трапезы в храме нас ждала послушница, чтобы рассказать нам об истории монастыря, которому в следующем году исполнится 480 лет со дня основания.
«Церковь не в брёвнах, а в рёбрах» — гласит справедливое утверждение. Вот и в Горицкой обители самое главное не красивые церкви, а насельницы монастыря, живые храмы Божии, посвятившие Господу жизнь в молитве и труде. Каждое утро в обители начинается с молитвы. В течение дня сёстры читают акафисты Тихвинской иконе Божией Матери, Николаю Чудотворцу и другим святым, Псалтырь о здравствующих и об отошедших в мир иной. Инокини много трудятся: пекут просфоры и хлеб, несут послушание в трапезной, в теплицах и на огороде, прибираются в храмах и на территории монастыря, принимают паломников. А ещё заботы о цветниках, летние покосы, уход за домашней птицей…
После трудов насельницы собираются на вечернюю молитву и благодарят Господа за прошедший день, а некоторые монахини и в ночные часы исполняют особое молитвенное правило. Но никаких сетований на трудности ни от кого не услышишь: настолько сёстры любят свою обитель и добровольно избранный ими иноческий путь. А прежде не всегда было так. В течение многих веков в Горицы на заточение ссылали опальных княгинь, над которыми зачастую помимо их воли совершали монашеский постриг.
Основана Горицкая обитель в середине XVI века княгиней Евфросинией, вдовой князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна Грозного. К тому времени в соседнем Кириллове уже возвели Кирилло-Белозерский монастырь, а в Горицах — Воскресенскую и Введенскую церкви. На средства княгини Евфросинии в 1544 году вместо деревянного Воскресенского храма построили каменную церковь с приделом в честь прп. Кирилла Белозерского. Именно эту дату и принято считать годом основания Воскресенского Горицкого монастыря.
В 1563 году после обвинения в заговоре княгиня Евфросиния Старицкая была насильно пострижена в монашество с именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь. Вместе с ней в обители жила княгиня Иулиания, в иночестве Александра, жена князя Юрия Васильевича, родного брата Иоанна Грозного. В 1569 году вслед за расправой над семьёй князя Владимира Старицкого по царскому приказу была убита и его мать — княгиня Евфросиния (в монашестве Евдокия). Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх инокинь: Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. В 2007 году в Горицком монастыре были обнаружены два погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит прп. Евфросинии Старицкой, местночтимой вологодской святой.
Есть сведения, что в 1575 году Иоанн Грозный заключил в обитель свою четвёртую жену Анну Колтовскую (в иночестве Дарию), которая провела в Горицах часть своей более чем пятидесятилетней жизни в монашестве. Затем в 1591 году при царе Феодоре после убийства царевича Димитрия мать его Мария Нагая, постриженная в монашество с именем Марфы, была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкую обитель. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе. В 1606 году Лжедмитрий выслал в этот монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, которую постригли с именем Ольги. В 1727 году в Горицкую обитель сослали Варвару Арсеньеву, невесту Петра II, свояченицу Александра Меншикова, вместе с ним попавшую в опалу. Через 12 лет сюда насильно была привезена одна молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, ещё одна несостоявшаяся жена императора Петра II. Вот такая печальная страница в истории Горицкой обители.
Что же до монастыря, то его судьба также была незавидна. Неоднократно его разоряли и сжигали неприятельские войска, но всё же обитель всякий раз восстанавливали. После церковной реформы Екатерины II монастырь лишился в пользу государства своих богатых угодий и существовал за счёт пожертвований и помощи Кирилло-Белозерской обители. Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия (Ходнева), которая смогла поднять на высоту иноческую жизнь и укрепить благосостояние обители.
Монастырские храмы
На территории монастыря расположены три каменные церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Конечно же, особо выделяется двухэтажный Воскресенский собор, построенный в 1544 году. К сожалению, в настоящее время он не действует и нуждается в реставрации. В 1821 году при игуменье Маврикии с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евфросинии (Евдокии) вместо деревянной часовни был возведён каменный трёхпрестольный храм в честь Святой Троицы. В советское время в нём располагался сельский Дом культуры. Собор восстановлен и освящён в 2016 году.
Третья каменная церковь обители построена в 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы. Она двухэтажная, освящена в честь Покрова Божией Матери и находится в монастырской стене с восточной стороны. В советское время в храме располагались палаты Дома инвалидов и контора совхоза. В 2003 году он был отреставрирован. Обитель обнесена каменной стеной с башенками на углах. В ней расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками, которые использовались вплоть до второй половины ХХ века. С трёх сторон в стене устроены ворота. Главные «Святые врата» выходят на берег Шексны.
Интересный факт: при игуменье Маврикии в Горицком монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник нашли в поле за пределами обители. Оттуда проложили трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским служебным помещениям. Этот водопровод действует и сейчас. А ещё к Воскресенскому храму примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся раньше как трапезная и кухня.
За стенами обители с западной стороны на высоком берегу реки Шексны стоит Введенская церковь, прежде принадлежавшая сельской общине. В советское время она действовала дольше других храмов Горицы, вплоть до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына), расстрелянного 30 октября того же года. Потом в церкви располагался гараж, для чего в стене были прорублены ворота. В 1990-х годах местные жители начали восстановление Введенского храма, который в 2000-м передали обители. В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи. А с восточной стороны обители на крутой горе было устроено кладбище и часовня при нём.
Блаженная Асенефа
Особо в Воскресенском Горицком монастыре почитают блаженную Асенефу (1802–1892), в миру Раису Михайловну Клементьеву. Летом 1816 года она поступила в обитель послушницей, ревностно исполняла различные послушания: пела и читала в церкви, писала иконы, ежедневно приносила до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому берегу реки. Держала суровый пост, не вкушая пищи иногда в течение 12 дней. После 13 лет послушнического искуса была пострижена в монашество с именем Асенефы, после чего приняла на себя подвиг юродства. Одежду и обувь блаженная меняла раз в год в день своего рождения, так что часто ходила оборванной и босой. Спала на голом полу, бо́льшую часть ночи проводя в сыром подвале. Пищу, которую ей приносили с игуменского стола, отдавала пожилым монахиням и птицам, сама же питалась крайне скудно. Часто она уходила молиться на гору Мауру и подолгу стояла на камне, на котором сохранился след стопы прп. Кирилла Белозерского.
В конце жизни монахиню Асенефу парализовало, она лишилась зрения, но продолжала своё служение: к ней за советом приезжали инокини и миряне, блаженная получала множество писем с просьбой о молитвенной помощи, в которой никому не отказывала. Она удостоилась дара прозорливости: предвидела убийство императора Александра II и смерть своей сестры игуменьи Арсении, предсказала закрытие Горицкого монастыря. Блаженная Асенефа скончалась 19 апреля 1892 года. Отпевал её многочисленный сонм священнослужителей при большом стечении народа. Подвижница похоронена с северной стороны Воскресенского собора. Свидетельства о её жизни записал архимандрит вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Неофит (Следников), присутствовавший при встрече праведного Иоанна Кронштадтского с блаженной старицей в 1891 году.
Сельхозартель, Дом инвалидов и музей
После революции 1917 года монахини организовали сельхозартель «Колос». В 1932 году Горицкую обитель закрыли, а инокини вынуждены были поселиться в окрестных деревнях. В 1937-м многих из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), арестовали и расстреляли. После войны в монастыре располагался Дом инвалидов, который стал последним приютом для искалеченных фронтовиков. Безруких и безногих, их отправляли в вологодскую глубинку подальше от людских глаз, чтобы здесь они доживали свой век. Местные жители называли их «самоварами».
В тёплое время года инвалидов выносили на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и они давали концерты для туристов, приплывавших сюда на пароходах! А вечером всех уносили обратно. Но вот случилась оказия, и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, когда ночи ещё холодные. Замёрз бы несчастный, но пришла какая-то молодая монахиня и накрыла его одеялом. А через несколько минут прибежала санитарка, которая проснулась оттого, что её толкнула в бок и погрозила ей пальцем та же неведомо откуда взявшаяся инокиня.
После закрытия Дома инвалидов монастырь как памятник архитектуры федерального значения передали музею, и в нём даже началась реставрация, хотя выделяемых средств было недостаточно. В 1990-е годы в обители вновь зазвучала молитва, стали восстанавливаться храмы, хотя и сейчас многие здания требуют немедленного ремонта. В 1999 году Воскресенский Горицкий монастырь был официально признан действующим. Сейчас в нём постоянно живут 7–10 насельниц. Обитель посещают паломники, число которых резко увеличивается летом, когда открываются водные туристические маршруты и к монастырской пристани подходят красивые теплоходы.
После чудесного рассказа о Горицкой обители мы помолились в Покровском храме у чудотворной Тихвинской иконы, с благоговением приложились к ковчегу с частицами мощей 74-х киево-печерских святых. Посетив святой источник, немного погуляли по зимнему монастырю, вышли на берег и полюбовались скованной льдом Шексной и бескрайними снежными просторами. А вот и гора Маура, с вершины которой прп. Кирилл Белозерский увидел место для возведения новой обители, которое прежде ему указала в видении Пресвятая Богородица. На горе сохранился камень с выщербиной, напоминающей след стопы, который, по преданию, чудесным образом оставлен преподобным Кириллом… После всего увиденного и услышанного многим из паломников захотелось приехать сюда летом, чтобы полюбоваться Горицкой обителью в красоте цветов, а главное — вновь ощутить благодать этого святого места.