Адамово изгнание
В воскресенье перед началом Великого поста Церковь вспоминает о величайшей трагедии в истории человечества — изгнании Адама после греха из рая. Предлагаем вниманию читателей размышления об этом известного проповедника и миссионера протоиерея Андрея Ткачёва.
Адамово изгнание — это вселенская катастрофа, случившаяся всего лишь с одним человеком и его женой, но имеющая прямое отношение не только ко всем людям, но и ко всему творению, «ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Всё творение стонет. Мы слышим этот ежедневный стон? А ведь нужно, чтобы связывать личное и общее страдание с той далёкой точкой в истории, когда всё пошло не так.
Адам не понимал рая, живя в нём. Так рыба не понимает воды, будучи со всех сторон окружена ею. Но пойманная на крючок и вытащенная на берег, она хватает ртом обжигающий воздух и чувствует, что привычная жизнь кончилась и началось мучение. Наверное, то же самое понимал Адам, когда рай вдруг оказался не вокруг него, а позади. Как он стыдился, плакал и трепетал, когда его выгоняли из места блаженства! Какие вопли исторгались из груди жены, когда до неё всё глубже и неотвратимее доходил весь ужас произошедшего!
Рай теперь позади, но изгнанный не перестаёт смотреть на него. Церковь изображает Адама сидящим напротив рая и плачущим. Потом, когда он познает жену, когда родятся дети и начнётся освоение земли изгнания, потомство первого человека разделится именно по этому признаку: для одних рай будет позади, а для других — перед глазами. Вторые будут ждать возвращения, первые махнут на потерю рукой. Разделение это существует даже до сей минуты.
Потомки Каина с завидной энергией стали осваивать землю. Они построили первый город, научились ковать медь и железо, изобрели музыкальные орудия. Всё это было гениально: способы добычи огня, изобретение охотничьего лука и земледельческого плуга, сооружение жилищ и шитьё одежды… Всё это было делом острого ума, крепких рук и энергичного сердца. Но параллельно с созданием цивилизации углублялся в человеке грех. Придуманный для рубки дров топор удобно превращался в оружие, и Ламех уже хвалился убийством. Он же хвастался и многожёнством. То есть вместе с техническим и материальным усовершенствованием развиваются жестокость и похоть. Со временем они покроют живущих на земле с головой, и Бог будет очищать творение водами потопа.
Детям Каина не нужен рай и Бог. Они боги в собственных глазах. И ещё у них есть рукотворный идол — цивилизация. Ей они поклоняются, ей служат и ею хвалятся. О том, как черствеют, озлобляются и развращаются люди по мере технического прогресса, нам должно быть известно не только из книг, но также из повседневного опыта. Дисбаланс между этикой и техникой — хронический недуг человечества. Машин всё больше, совести всё меньше…
Дети Сифа, которого Ева родила вместо убитого Авеля, имели веру и молитву, «призывали имя Господа». Они жили с детьми Каина рядом, по соседству, но до времени не смешивались. Образ жизни был другой. Их было меньше, как и возможности похвалиться внешними успехами. И это тоже узнаваемая черта человеческой жизни. Наверное, успешные и гордые каиниты смеялись над ними так же громко и раскатисто, как потом будут потешаться над чудаком Ноем, 120 лет строившим несуразный по виду ковчег без руля и паруса.
Так люди массово забывают рай и Бога. Так своей лихорадочной деятельностью приникают всем существом к земле. А ведь это было тогда, когда первый человек ещё жил. Адам, словно живая книга, мог рассказать каждому из детей, внуков, правнуков о жизни в раю, о невыдержанном искушении, о проклятии змея и обещании спасения от «семени Жены». Его слова обладали силой достоверного свидетеля. Адам был чудным существом, венчающим всё творение. Он был человеком, которого не рождала женщина, которого лично сотворил Сам Господь. Но всё же проповедь пренебреглась, грех усилился, земные дела заслонили Небо, духовные вопросы утратили всякую актуальность. Как это напоминает наше время!
В 1954 году Уильям Голдинг выпустил в свет книгу «Повелитель мух». По-еврейски это название звучит как «Баал зебуб». Русскому читателю из Евангелия это имя более известно как Веельзевул — король мух, диавол, начальник всякой грязи. Книга рассказывает о воспитанниках элитного колледжа, которые оказались на необитаемом острове. Там они стремительно растеряли все покровы цивилизованности и очутились в состоянии первых детей Адама. Одни, которых было меньше, сказали: «Давайте жечь костры на вершине горы, чтобы нас заметили и спасли». Другие полюбили новое место жизни, сплотились в стаю, выбрали вожака. Потом они раскрасили лица цветной глиной, загнали и убили первую жертву — дикую свинью. Опьянев от крови и азарта охоты, устроили ритуальные пляски. Голову убитой свиньи воткнули на шест посреди острова как некий символ духа этих мест. Облепленная мухами свиная голова стала «иконой» Веельзевула.
Голдинг показывает, как быстро, в считанные дни, люди возвращаются в библейскую праисторию и начинают вести себя, как каиниты (большинство) или потомки Сифа (малый остаток). Д. Андерсон, один из критиков романа, так отозвался о нём: «Это сложная версия истории Каина, человека, который после того, как его сигнальный костёр не сработал, убил брата своего». И далее: «Каин — не просто наш дальний родственник, он — современный человек, и его убийственные импульсы оснащены безграничной силой».
Вроде так далеко: Адам, Ева, змей, рай, Авель, Каин, Сиф… — а всё про нас, про то, что у одних рай за спиной и нет желания оборачиваться, у других — перед глазами. «Чертог Твой вижу, Спаситель мой, украшенный, но нет одежды, да войду в него», — так будет петь Церковь на Страстной седмице. И ещё сказано: «Покаяние — это трепет души перед воротами рая». И в Христа, Нового Адама, не получится верить, если пренебречь ветхим Адамом, от которого мы по плоти. Да мы и не будем им пренебрегать, ведь он учит нас не прилепляться к земле, плакать о грехах и надеяться на Того, Кто, сойдя в ад, перво-наперво нашёл души праотца и праматери и извлёк их из места печали в чудный Свой свет.
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»