03.02.2023

«Работа с детьми в нынешних условиях обретает стратегическое значение»

В работе направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений приняли участие представители Отделов религиозного образования и катехизации Епархий Вятской Митрополии, ИРО Кировской области, руководители и преподаватели учреждений профессионального образования, общеобразовательных школ, дошкольного и дополнительного образования.

Насыщенная мероприятиями работа направления вышла за официальные рамки чтений и началась 24 января, когда в Храме Христа Спасителя состоялся целый ряд мероприятий для педагогов.

В рамках круглого стола с участниками и победителями Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» встретился митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Евгений поблагодарил педагогов за труды, поздравил с победой. Владыка отметил, что конкурсные работы стали отражением жизни учителей, что участие было не ради участия, а показ накопленного опыта, что деятельность каждого имеет свои плоды.

В работе круглого стола приняла участие Распопова Нина Николаевна, методист Слободского музейно-выставочного центра, ставшая победителем регионального и окружного этапов данного конкурса в 2022г.

Барабанова Надежда Викторовна, заведующий центром повышения квалификации ИРО Кировской области и руководители и педагоги школ города Кирова приняли участие в тематической конференции учителей ОПК и ОДНКНР Москвы и регионов, где был представлен опыт сотрудничества в сфере образования Церкви и общеобразовательных школ, а также электронные ресурсы «Московской электронной школы» и «Клевер-лаборатории», уникального ресурса созданного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, призванные оказать преподавателям ОПК необходимую методическую помощь.

Подробные презентации ресурсов «Клевер-лаборатории» и опыта сотрудничества Церкви и светской системы образования в курсе ОПК в различных регионах РФ были продолжены и на других мероприятиях образовательного направления.

Представители дошкольных образовательных учреждений из города Кирова и Слободского, преподаватели воскресных школ приняли участие в круглых столах, посвящённых дошкольному образованию - «Перспективы развития системы духовно-нравственного воспитания в муниципальных и православных дошкольных образовательных организациях» и «Взаимодействие семьи и системы образования в духовно-нравственном воспитании дошкольников», где была отмечена проблема духовного разрыва поколений, а также утраты многими родителями, которые должны быть примером для малышей, подлинных нравственных ориентиров.

«Родителей приходится воспитывать вместе с детьми» - констатировали участники дошкольных секций, предлагая эффективные формы проведения совместных занятий в детском саду для детей и родителей. «Задача занятия, не дать сумму знаний, но создать воспитывающую атмосферу». Современные родители берегут детей от проблем и дети растут в «парниковых» условиях, поэтому когда сталкиваются с проблемами, даже незначительными – теряются. Мы не создаём ситуаций, когда нужно поделиться, уступить, всё отдаём детям. Стыд и чувство вины, также подчас убраны из воспитания во многих семьях. Ребёнок считается всегда правым, незаслуженно обиженным и т.п, что создаёт в последствии ему самому массу психологических проблем. В окружении ребёнка порой отсутствуют вообще какие-либо нормы и правила, что его нравственно дезориентирует. Ребёнок дошкольник не понимает что такое добро и что такое зло. Нередко зло в современных мультфильмах является привлекательным, не говоря уже о многих современных игрушках и компьютерных играх. Задача педагога – дать чёткую иерархию подлинных ценностей, прежде всего на основании Закона Божия. У многих родителей, в силу разрыва живой духовной традиции на уровне семьи и личного опыта духовной жизни эти понятия весьма и весьма смутны.

Детям занятия по Основам православной культуры особенно интересны. Они уже в дошкольном возрасте задают массу вопросов о вечной жизни и об ответственности перед Богом. Требования Закона Божий должны быть универсальны для всех членов семьи, в противном случае рождается нравственный конфликт в душе ребёнка – почему родители позволяют себе нарушать Заповеди Бога – главные правила нашей жизни. Обсуждение этих вопросов необходимо с родителями и этому помогают совместные занятия в детском саду.

Впервые в рамках чтений состоялась секция, посвящённая информационному сопровождению образовательной деятельности Епархий, к участию в работе которой приглашались руководители и сотрудники епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и епархиальных пресс-служб. Был представлены интересные информационно-просветительские проекты ряда епархий, и рассказаны основные принципы подготовки материалов, чтобы они были более привлекательными и содержательными. В частности ряд выступающих, советовали «избегать елейности» и меньше употреблять превосходные степени при описании церковной жизни, показать суть события и прочитать материал глазами человека далёкого от Церкви. Мы должны говорить о главном в многогранном служении Церкви – спасении человека.

Просветительскому служению Церкви, как одному из ответов на глобальные вызовы современности немалую часть своего доклада посвятил Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании чтений, обращая внимание на то, что, несмотря на всю важность духовно-нравственного воспитания через обращение к подлинным духовным ценностям, основанным на православной вере, в нашей стране многие родители лишены свободы выбора модуля курса ОРКСЭ для своих детей в силу инертности отдельных образовательных учреждений. Эту ситуацию необходимо преодолевать.

Формату сотрудничества Церкви и образовательных учреждений посвящалось выступление министра просвещения РФ С.А. Кравцова, ставшее знаковым:

- Мы сегодня живём в постоянно меняющемся мире, который ставит перед нами новые задачи, и ключевой из них является защита духовно-нравственных ценностей нашей страны, традиционных ценностей. Наше общество постепенно отходит от навязанных западом псевдо-ценностей, которые разрушают семью, государство, приводят к распаду личности…Работа с детьми в нынешних условиях обретает поистине стратегическое значение и становится приоритетной задачей нашей политики. Воспитание гармоничной, социально ответственной личности на основе исторических, культурных традиций и духовно-нравственных ценностей народов России было и остаётся одной из важнейших задач нашей системы образования…В школе дети должны получать целостное представление о нашей истории и культуре и понимать в какой уникальной стране они живут…

Далее министр рассказал об изменениях, коснувшихся преподавания истории и литературы в основной школе, уделив особое внимание преподаванию курса ОРКСЭ и ОДНКНР. Чтобы подготовить детей к изучению этих предметов, было предложено интегрировать их темы в отдельные предметы в начальной школе в 1-3 классах. Для работы над содержанием таких тем создана экспертная группа, куда вошли представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

В заключение выступления министр просвещения отметил, что «важнейшим партнёром и настоящим соратником школы в деле воспитания подрастающего поколения многие годы является Русская Православная Церковь. У нас намечено тесное плодотворное взаимодействие, которое обязательно будет дополняться новыми инициативами во благо духовно-нравственного здоровья, благополучия и будущего наших детей».

Одной из таких граней сотрудничества стало взаимодействие Церкви с учреждениями профессионального образования, чему был посвящён круглый стол «Опыт духовно-нравственного просвещения и православного образования в государственных учреждениях среднего профессионального образования», в работе которого приняла участие директор и преподаватели Слободского колледжа педагогики и социальных отношений. Практическим результатом этой встречи стало знакомство с опытом целого ряда учреждений профессионального образования по духовно-нравственному воспитанию молодёжи через изучение основ православной культуры и различные формы внеурочной деятельности из разных уголков России. Педагоги колледжа также посетили мероприятия XXII Всероссийской конференции «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки. Служение Отечеству» и мастер-класс для педагогов «Практическое применение мультимедийных программ телеканала «Радость моя» в обучающем процессе», обогатив свой опыт ценными методическими материалами.

В рамках образовательного направления также состоялось совещание председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения с руководителями епархиальных ОРОиК «Образование и просвещение: актуальные задачи Русской Православной Церкви и ее соработников», где были обозначены основные приоритеты в работе Епархиальных отделов.

Это многогранное взаимодействие со светской системой образования на уровне региональных министерств, институтов развития образования, мунициапальных управлений образованием, общеобразовательных школ и других образовательных учреждений. Это преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР, в котором в этом году произойдут изменения через введение новых учебных программ и учебников, это внеуроченая деятельность и «разговоры о важном», это проведение конкурса «За нравственный подвиг учителя» и ряд других проектов общецерковного масштаба.

Не мене важной является работа внутри приходов по катехизации и приходскому просвещению детей и взрослых, чему посвящался специальный семинар «Приходское просвещение», в работе которого приняли участие руководители Епархиальных отделов религиозного образованияии катехизации, руководители и преподаватели воскресных школ, приходские катехизаторы.

В рамках семинара была проведена плодотворная дискуссия - «Педагогическое сопровождение взрослых в приходской общине». Наставление в вере взрослых людей должно давать им реальную помощь в развитии духовной жизни. В этом ключевую роль играет жертвенное служение священника. Не должно быть отстранённости духовенства от попечения о детях и пастве», – констатировали участники дискуссии, отметив важность подготовки к диалогу с людьми будущих священников в духовных учебных заведениях, контроля со стороны благочинных и Епархиальных архиереев за катехизической деятельностью приходов, а также привлечение мирян к деятельности по приходскому просвещению.

Для преодоления проблемы полумагического отношения к таинствам и обрядам со стороны многих прихожан, необходимо их полноценное наставление в вере через осмысление святоотеческого опыта молитвы и духовной жизни. Этому нельзя научиться механически через курс занятий или лекций, но они могут способствовать пробуждению интереса прихожан к святоотеческому наследию. Важно, чтобы темы молитвы, покаяния, духовной брани, христианских добродетелей поднимались перед прихожанами. Наконец, уместно поделиться и личным опытом молитвы, пусть самым скромным, а также ощущением присутствия Бога в своей жизни.

При этом важна атмосфера доверия, чтобы люди не стеснялись задавать вопросы. Должен быть исключён монолог катехизатора, священника, епископа. Важно слышать другого человека. Священнику важно избежать менторского тона, своевременно отвечать на актуальные вопросы, обращаясь к словам Спасителя. Важно показать человеку – как Евангелие может помочь ему решить его проблемы, которые порой носят чисто духовный характер. Также и молитва не должна восприниматься как сухая печатная информация или магическое заклинание. Читая Евангелие, важно применять его на практике, поэтому необходимо себе задать вопрос – как я буду дальше жить?

Жизнь в Боге должна стать ответом на проблемы и главным принципом катехизации. Людям, обращающимся в храм, важно дать правильную мотивацию. В ходе огласительных бесед человек должен раскрыться, для чего катехизатор может задавать вопросы, например – зачем вы хотите быть крёстным? Крестить детей? В ходе диалога отсекутся ложные мотивы. Важно «сломать лёд недоверия и отчуждённости» Мы должны почувствовать человека. Формы катехизации могут быть различными.

Во второй части семинара был проведён практикум «Педагогическое сопровождение детей в приходе». Участникам встречи был презентован новый единый учебно-методический комплект для воскресных школ, разработанный Синодальным отделом религиозного образования и катехизации «Бог и человек – движение навстречу»

Данный ЕУМК позволяет развиваться самому педагогу через различные формы работы с детьми. Важен при этом не набор знаний, а осмысление и передача опыта Церкви с учётом детских возрастных особенностей. Принципиальный подход – ЕУМК – работа с семьёй ребёнка. Одна из задач – преодоление оттока детей из Церкви в переходном возрасте. Эта проблема отсутствует в других Поместных Православных Церквях, но актуальна для России, где прервана традиция живого опыта духовной жизни на уровне семьи. Приход должен стать новой духовной семьёй. Есть статистика – если отцы посещают храм – ¾ детей также в этих семьях регулярно поещают храм.

Участникам практикума были представлены различные модели занятий для разных возрастов, а затем и самим было предложено сделать и обсудить с коллегами методическую разработку одного из занятий, что сделало практикум особенно оживлённым и актуальным. Каждый участник, таким образом, получил навык методической работы и проанализировал свою работу.

Приятно было на этих и других мероприятиях Чтений встречать членов епархиальной делегации из разных приходов и учреждений – священников, педагогов, библиотекарей, казаков, молодёжь, коллег из других Епархий Вятской и других Митрополий Русской Православной Церкви. Разнообразная насыщенная программа никого не оставила равнодушным. Каждый нашёл пищу для ума и сердца. Особенно ценным был обмен опытом. И это очень важно, потому что перед современной Церковью стоят глобальные вызовы, а это никого не должно оставлять равнодушным.

Своеобразным духовным наказом для всех участников чтений стали слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные в конце пленарного заседания:

- В завершение хотел бы сказать несколько слов о том, о чем подумал во время нашего сегодняшнего заседания. Само слово «вызов» в названии темы Чтений — «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Что такое вызов? Это не что иное, как предложение, от которого нельзя отказаться. Например, вызов на дуэль: если человек отказывался, он терял свое достоинство, терял уважение в обществе. В контексте той общественной психологии, той морали отказаться от вызова значило потерять самого себя, потерять свое лицо.

Вот и сегодня вызовы, которые современность бросает личности, тем более Церкви, — это то, от чего мы не можем отказаться. Я бы хотел, чтобы все мы хорошо это понимали. Некоторые священнослужители считают, что все эти темы — не для них и не про них. «Служу, молюсь, у меня есть прихожане, все идет так, как должно идти, а все эти вызовы современности меня не касаются». Но это глубочайшее заблуждение!

Вот почему я приветствую тот факт, что сегодня мы поставили тему вызова в повестку дня общецерковной дискуссии. Ведь то, что действительность сегодня предлагает человеку, — это вызов беспрецедентной силы, его можно сравнить лишь с вызовами, связанными с началом военных действий. Сегодня эти вызовы пока не сопровождаются военными действиями, но в самих этих вызовах содержится колоссальная опасность для мира, и в первую очередь для свободы человека. Потому что глобализация несет в себе страшную угрозу всеобщего порабощения, причем не такого, как было во времена рабства или феодальной зависимости. Это порабощение тотальное, но человек чаще всего его не сознает, не ощущает, не чувствует, а потому и не сопротивляется. Порабощение осуществляется через введение неких жизненных стандартов, «моды» на поведение, на мысль, на некую философию, а в результате мы погружаемся в стихию тотальных вызовов.

Каждый христианин, сознающий необходимость жить в соответствии с Божиим законом, с тем, чему мы научены Самим Господом и Спасителем, не может не отвечать на эти вызовы. А если кто-то из наших священнослужителей, особенно монашествующих, склонных к уединению, скажет: это не для меня и не про меня, — это не ответ. Эти вызовы найдут тебя даже в самой отдаленной келии, найдут тебя через вопросы, которые будут обращать к тебе люди, найдут тебя на исповеди, когда перед тобой будут ставиться проблемы, на которые ты не сможешь ответить, если не размышляешь над этими вызовами.

Вот почему все то, что сегодня обращает в адрес мира, человека и, конечно, Церкви современная цивилизация, не может быть для нас безразлично. И я очень приветствую тот факт, что XXXI Международные Рождественские образовательные чтения проходят именно под этим наименованием. Возможно, в результате этих Рождественских чтений многие наши богословы, священнослужители и верующий народ осознают, что от вызовов никто уклониться не сможет, и ответ предстоит давать и на общецерковном уровне, и на уровне приходской жизни, и на уровне личной жизни. Потому что если мы не будем давать ответы, то вызовы нас победят. А это будет означать приближение конца истории, потому что в этих вызовах заключена колоссальная опасность не только для духовной жизни, но и для человеческой жизни вообще.

Церковь призвана не прятаться от этих вызовов — вообще от вызовов, которые обращают к ней сильные мира сего или человеческая цивилизация. Церковь призвана искать ответы. Но ведь вызовы связаны с такими специфическими проблемами, которые стали результатом развития человеческой цивилизации последних десятилетий, и сформулировать правильные ответы на эти вопрошания современности очень не просто. Вот почему так необходимо широкое обсуждение проблем, с которыми сегодня сталкивается Церковь, да и весь род человеческий.

Благодарю Бога за то, что в нашей Церкви сформирована группа людей, которые работают в контексте Международных Рождественских чтений, которые призваны, в том числе, осмыслять проблематику, представляющую собой вызов нашей Церкви. Глубоко убежден, что это и есть соборная жизнь, соборное осмысление, соборное размышление о судьбах мира, о человеке, о его будущем. Ничего подобного нет ни в одной Церкви — ни в православных, ни в инославных. Общецерковное осмысление современной повестки дня, с привлечением епископата, духовенства, монашествующих, большого количества мирян, мужчин и женщин, людей разного возраста, представляет собой уникальный инструмент, который действительно помогает и духовенству, и всему верующему народу находить ответы на самые сложные вопросы современности. Вижу в этом очень большое значение Рождественских чтений, ставших частью нашей интеллектуальной и духовной жизни.

Еще раз благодарю всех вас за труды и, конечно, желаю всем милости от Господа, здравия душевного и телесного, а главное, твердого стояния в вере, без которого всякие наши обсуждения превратятся в словоблудие. Церковь сохраняет мудрость только потому, что она силой благодати Божией соединяет прошлое и настоящее, а стало быть, имеет дерзновение и возможность реалистично оценивать будущее. Да поможет всем нам Господь на этом важном пути!

Протоиерей Евгений Смирнов,

руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку