20.09.2022

Рождество Богородицы

21 сентября — праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Когда человек оглядывается на себя в том мире, в котором мы живём, таком безгранично просторном, которому, казалось бы, нет пределов, он чувствует себя иногда бесконечно малым и страшно незначительным. И если к этому прибавить окружающую его чёрствость и холодность, то человеку иногда кажется, что он беспредельно уязвим, бессилен, беспомощен, беззащитен и перед лицом людей, и перед всем устрашающим простором нашего мира.

А вместе с этим, если человек оглянется на себя самого уже не по отношению к тому, что вокруг, а войдёт внутрь себя, то он обнаруживает в себе такой простор, такие глубины, что весь тварный мир слишком мал для того, чтобы заполнить его до дна. Человек видит красоту этого мира, и не может насытиться этим видением. Он узнаёт бесконечно много о том, как и что Бог сотворил, и знания его до конца не заполняют. Ни радость, ни даже человеческое горе не могут до предела заполнить, завершить человека. В нём глубина, превосходящая всё тварное. Бог создал человека таким просторным, таким глубоким, таким беспредельным в духовной своей сущности, что, кроме Самого Бога, ничто на свете не может его заполнить, удовлетворить до конца.

Мы это видим особенно дивно в праздник Божией Матери. Она так уверовала в Бога, так отдалась Ему чистым разумом и сердцем, неколеблющейся волей Своей и чистотой девства и жизни Своей, что Ей было дано произнести имя Божие так совершенно, с таким благоговением, с такой любовью, что Слово стало плотью и что в Ней Бог стал человеком.

И этим нам показано, что не только наша душа, наш дух, внутреннее наше естество таким создано Богом, что оно может вместить в себя тайну встречи с Живым Богом, но что даже тело наше так создано, что оно может непостижимым образом соединиться с Живым Богом. Да, по слову апостола Петра, мы призваны стать причастниками Божественной природы, по слову апостола Павла наше призвание — быть храмами Святого Духа. Весь Новый Завет нас учит тому, что через Крещение и через приобщение Святых Тайн мы — живое Тело Христово. Как это дивно, и как мы должны относиться не только к вечной нашей душе, но и к этому телу нашему, которое призвано к воскресению, призвано войти в Царство Божие и прославленным быть, подобно телу Христову.

Святой Симеон Новый Богослов, один из величайших подвижников, записал мысли, которые ему пришли, когда он, причастившись Святых Тайн, вернулся в убогую свою келью. Он написал: «Я взираю на бренное это тело, на немощную эту плоть и трепещу, потому что причащением Святых Тайн она вся пронизана Божеством, она вся приобщена Христу, она вся преисполнена Духом Святым. Эти бессильные руки стали руками Божиими, это тело стало телом, которым овладел Бог…»

Подумайте о том, что нам дано не только верой нашей, но таинствами Церкви, когда освящаемая вода, в которую мы погружаемся при Крещении, делает нас частицей, живым членами Тела Христова, когда, помазуясь святым миром, мы получаем не только видимую печать Святого Духа, но делаемся храмами, в которых Он обитает. Когда освящаются хлеб и вино, приносимые верой и любовью нашей Богу, они делаются непостижимо, таинственно Телом и Кровью Христа, спасающими и преображающими нас и в душе, и в теле.

Праздник Рождества Божией Матери — это день, когда родилась Та, Которая сумела за нас всех, за весь человеческий род так уверовать, так отдаться Богу, что Он смог стать человеком через Неё и дать нам эти бесчисленные, непостижимые для нас дары. Слава Её смирению, слава Её вере, слава Её любви, слава Деве Богородице, достойному сосуду Воплощения Сына Божия, Христа Спасителя!

Митрополит Антоний Сурожский

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку