31.08.2022

Слободской спуск

Среди названий, которые можно встретить в старинном городе, нет ни одного случайного или надуманного. Все они так или иначе связаны с его историей, и порой не имеет значения, принадлежат ли широкому проспекту или скромному переулку — они одинаково дороги.

Именно под таким говорящим названием обозначен на карте Хлынова 1759 года Вздерихов овраг. Оно ярко рисует картину движения от реки Вятки в город вверх по руслу оврага. Второе название «Слободской спуск», утвердившееся за этим местом в XIX веке, задаёт совсем другую линию движения: из города к реке вниз по оврагу. Чтобы направление изменилось на противоположное, очевидно, должно было случиться нечто значительное, причём в истории не только города, но и всей страны и даже континента.

Первое из событий произошло на расстоянии более трёх тысяч километров от Хлынова — в порту Лондона, откуда 10 мая 1553 года вышли три корабля, чтобы найти путь в далёкий и богатый Китай. 3 августа в Норвежском море они попали в сильный шторм, после которого два корабля были вынуждены причалить к Новой Земле и встать в устье реки Варзина. Зимовка закончилась трагически: экипажи погибли при загадочных обстоятельствах. По документам, некоторые умершие были найдены с пером и бумагой в руках, другие — сидящими за столом, третьи — открывающими шкаф, иные были похожи на статуи. Также странно выглядели и собаки.

Третий корабль под командованием Ричарда Ченслора 24 августа 1553 года вошёл в Двинский залив и встал на зимовку у Николо-Карельского монастыря на острове Ягры, где впоследствии был основан город Северодвинск. Узнав, что корабль пристал к русской земле, капитан Ченслор объявил местным жителям, что прибыл с торговой миссией и имеет грамоту от английского короля. Через несколько недель он был приглашён в Москву и любезно принят царём Иваном IV Грозным, после чего отпущен в Лондон, где состоялась его встреча с королевой Марией I, позже прозванной Кровавой.

В 1555 году Ричард Ченслор снова прибыл в Москву, где был заключён торговый договор, в соответствии с которым компании английского мореплавателя было даровано право беспошлинной торговли по всей России. Перед удачливым и предприимчивым капитаном открылись блестящие перспективы, о которых прежде он даже не смел и мечтать. Однако на обратном пути у берегов Шотландии корабль попал в сильный шторм, во время которого Ченслор был смыт волной за борт. Но дело его не погибло: основанная им «Московская торговая компания» просуществовала до 1917 года и долгое время обладала правом монопольной торговли с Россией и странами Востока.

Примечательно, что начало российско-английской торговли было положено в те дни, когда в Москве находился чудотворный Великорецкий образ, а во время своего первого путешествия корабль Ченслора нашёл приют в бухте Николая Чудотворца, из чего можно предположить, что именно этот святой благословил такое важное начинание.

Центром северной торговли были определены Холмогоры, город на Северной Двине, в устье которой ежегодно из Англии прибывали караваны кораблей. Именно там в 1584 году были основаны Новые Холмогоры, позже переименованные в Архангельск. Торговля через этот город приносила казне до 60 % доходов, и Вятская земля занимала в ней далеко не последнее место. Главный торг составляли льняное семя, говяжье сало, рогожи, овёс, соль, горох, рожь и пшеница. В конце лета эти и другие товары свозились в Хлынов, где в 1607 году возникла первая в регионе Семёновская ярмарка, приуроченная ко дню памяти преподобного Симеона Столпника — 1 (14) сентября. На ней крестьяне продавали, купцы покупали и с приходом зимы везли эти товары дальше на север.

Их путь лежал мимо Слободского, Шестакова и Лекмы до села Березовского, где сходились Хлыновская и Орловская дороги, и дальше до Ношульской пристани в верховьях реки Лузы. Более 180 вёрст по непроходимым вятским лесам и болотам, но это того стоило! В Ношуле купцов ждали просторные хлебные амбары и верфи, на которых строились барки грузоподъёмностью до 500 тонн, полубарки в 200–300 тонн и лёгкие карбасы «зырянской конструкции», способные перевезти до восьми тонн груза.

Река Луза у села Ношуль невелика, не более пятидесяти метров в ширину. Судоходство здесь возможно только в половодье в течение двух недель. Несмотря на это, с Ношульской пристани ежегодно оправлялись от 80 до 150 судов с более чем двумя миллионами пудов груза. Путь до Устюга по извилистой и неглубокой реке занимал неделю, после чего купцов ждали Северная Двина, Архангельск, Белое море и английский берег. А начинался этот путь длиной в три тысячи вёрст на Слободском спуске.

В письменных источниках можно встретить немало упоминаний о вятских купцах и приказчиках, ходивших с товарами к Белому морю. Так, А.В. Рева приводит запись из Таможенной книги Устюга Великого: «28 сентября 1635 года пришёл с Архангельска вятчанин Андрей Козмин, явил в проезд денег 800 рублей, золота и серебра две с половиной литры, да лятчин, да короб с мелочью, да котлов медных пуд с лишком, да олова блюдного полтора пуда». В следующем 1636 году той же таможней был отмечен слобожанин Прокопий Агафонов, возивший собольи, бобровые и лисьи меха в Вологду.

Одной из самых ярких личностей России конца XVII века можно назвать хлыновского купца Спиридона Лянгузова, который в 1694 году первым провёл торговый караван из Москвы в Китай. Трижды водил такие караваны лальский купец Иван Саватеев, и один из его походов в 1710 году принёс казне 223550 рублей чистой прибыли, что составило 1/14 часть дохода России за тот год!

Попробуйте представить себе их труд. Тысячи вёрст по бездорожью, чаще всего суровыми лесами, через могучие сибирские реки и бесчисленные речушки, в обход коварных болот и глубоких озёр, сопок и гор. В холод и зной, в окружении диких зверей, гнуса и мошкары. Всегда наготове отбить нападение разбойников и местных племён. И всё это среди незнакомой природы, когда каждый переход или ночёвка могли стать последними. Чтобы это выдержать и преодолеть, нужны были не только деньги и связи, но прежде всего характер.

Размышляя над этим, известный русский экономист В.П. Безобразов (1828–1889) писал, что в самом характере русских людей можно выделить черты, которые способствуют успешному предпринимательству: чувство меры и практический расчёт, самообладание, сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа. Все они были взращены не только суровым климатом России, но также Церковью. Поэтому, будучи православными людьми, купцы горячо молились и щедро жертвовали на храмы и монастыри.

Вятские торговые люди открыли для себя Ношульскую пристань ещё в 1670-е годы. Однако прошёл ещё целый век, прежде чем Вздериха стала Слободским спуском. Почему? Причина в том, что Пётр I, желая возвысить Санкт-Петербург, с 1713 года начал стеснять северную торговлю, а в 1718-м и вовсе запретил экспорт хлеба через Архангельск, что немедленно сказалось на количестве приходивших в порт иностранных судов и объёмах торговли, в том числе по реке Лузе. Только в 1762 году этот запрет был отменён Екатериной II, после чего через Ношульскую пристань в Архангельск снова потекли миллионы пудов вятского хлеба. Ожил Слободской тракт, вдоль которого были возведены новые каменные храмы: Никольский в Шестакове (1765), Троицкие в Лекме (1769), Волкове (1772) и Макарье (1775), Благовещенский в Слободском (1775).

К 1778 году относится начало деятельности знаменитого слободского купца Ксенофонта Алексеевича Анфилатова (1761–1820), который владел на Ношульской пристани «шестью кладовыми в одной связи амбарами», «одним забранным в больших столбах большим сараем» и «чёрной избой с горницей». В 1806 году купец Анфилатов первым из российских деловых людей снарядил и отправил торговые корабли в Северо-Американские Соединённые Штаты, а ещё три года спустя учредил первый в России Общественный банк «в пособие нуждающимся гражданам».

Глядя на то, как быстро развивается торговля, купечество решило ходатайствовать перед Главным почтовым управлением Российской империи «об учреждении из Архангельска на Устюг Великий, Слободской, Вятку и Казань пути в пользу коммерции почты» — почтового тракта, который через Ношуль связал бы Вятку с Архангельском. Прошение было подано петербургским купцом Авраамом Фабриным. Столичные чиновники просили слободских торговцев представить сведения по сути вопроса. В ответном письме от 8 мая 1791 года слобожане сообщили, что уже давно поставляют товары к Белому морю, иногда на полтора миллиона рублей и более. При этом из-за отсутствия прямой почты деньги приходится посылать с нарочными, а переписку с Архангельском вести через Москву, ожидая нужных писем по два месяца.

В столице сочли эти сведения убедительными, и вскоре был учреждён Ношульский коммерческий тракт, который надёжно связал вятские города с Архангельском. В связи с этим 8 июня 1806 года было получено разрешение на сооружение плавучего моста через реку, который соединил Вятку со слободой Дымково. Оттуда одни через Ношульскую пристань направлялись к Белому морю, другие — через Кай в Верхотурье и Сибирь, третьи — через Глазов в Екатеринбург и Зауралье.

Достигнув расцвета к середине XIX века, торговая активность Слободского тракта медленно пошла на спад, виной чему стало развитие парового судоходства на Вятке, Волге и других реках. Ещё более сокрушительный удар нанесло открытие в конце XIX века железнодорожной ветки, связавшей Вятку с Котласом. В итоге, если в 1845 – 1849 годах на Ношульских верфях были построены 463 барки и 561 карбас, то в 1901-м — всего две барки, а товаров отправлено в двести раз меньше, чем в былые годы.

Сегодня жизнь в селе Ношуле течёт размеренно и спокойно, как река Луза, сыгравшая заметную роль в развитии вятского купечества и торговли. Столь же неторопливо жизнь протекает в Слободском и сёлах Вятского тракта: Шестакове, Лекме, Холунове, Волкове, и, пожалуй, только храмы хранят память о былых годах, когда здесь решались судьбы Русского Севера и Европы, вкушавшей хлеб из вятского зерна.

Слободской спуск… Вот что значит историческое название! Как ниточка в клубочке: потянешь и вытянешь такие пласты истории, которыми может гордиться далеко не каждый город.

На фото:
- Слободской спуск в Раздерихинском овраге. Фото С. Лобовикова;
- Слободской спуск к реке Вятке.

Протоиерей Александр Балыбердин
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку