10.08.2022

Благотворения

По благословению настоятеля Всехсвятского храма г. Кирово-Чепецка иерея Виталия Лапшина разбираю церковный архив. Может быть, это громко сказано: архив, ведь история Православия в Кирово-Чепецке началась совсем недавно, в 1988 году, когда в нашей стране отмечалось Тысячелетие Крещения Руси. Тогда с изменением государственной политики в отношении Церкви началось духовное возрождение, и в молодом городе Кирово-Чепецке в переоборудованном под храм старом бараке впервые прошла Божественная литургия, прозвучало Слово Божие.

Да, архив невелик, но как много интересных фактов, дат, событий, историй, имён хранится в его папках. Всё это можно определить одним термином — благотворения, а людей, потрудившихся ради того, чтобы в «молодом городе химиков» засияли купола православных церквей, нужно считать благотворителями. В первую очередь к ним я отнесла бы тех, кто в феврале 1988 года поставили свои подписи под заявлением о регистрации в Кирово-Чепецке православной общины. В то время, чтобы решиться на подобный шаг, требовались твёрдая вера и определённое мужество.

Передо мной «Список членов-учредителей религиозного сообщества Русской Православной Церкви в городе Кирово-Чепецке Кировской области». 25 человек. Возраст самый разный — от 35 до 86 лет. Самый пожилой — пенсионер 1902 года рождения, участник Великой Отечественной войны. Самый молодой — 1953 года рождения. Большинство — пенсионеры, но это и понятно: для работающих подпись в таком документе в советское время могла обернуться большими неприятностями. Шесть участников войны, два инвалида, четыре ветерана труда. Из работающих: электромонтёр, экспедитор ТЭЦ, тракторист, бульдозерист, рабочий химкомбината… Все — жители Кирово-Чепецка и Просницы.

Вместе со списком учредителей хранится их заявление от 25 февраля 1988 года, направленное председателю Совета по делам религий при Совете министров СССР, управляющему Кировской епархией и уполномоченному по делам религий по Кировской области, с просьбой о регистрации религиозной общины. После различных сложностей и многих отказов в июне 1988 года её всё-таки зарегистрировали.

Выписка из протокола № 10 заседания Совета по делам религий при Совете министров СССР от 6 июня 1988 года: «Слушали представление исполнительного комитета Кировского областного совета народных депутатов от 11 мая 1988 года об отказе в регистрации религиозного общества Русской Православной Церкви в г. Кирово-Чепецке. Постановили: 1) считать отказ в регистрации необоснованным; 2) зарегистрировать религиозное общество Русской Православной Церкви в г. Кирово-Чепецке; 3) горисполкому в двухмесячный срок решить вопрос о молитвенном здании или помещении в соответствии с действующим законодательством».

А вот и копия указа епископа Кировского и Слободского Хрисанфа от 1 июля 1988 года, которым «настоятель Троицкой церкви села Кстинино священник Николай Федько назначается настоятелем храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших, в г. Кирово-Чепецке». Православной общине городскими властями был передан ветхий жилой дом барачного типа в микрорайоне Боёво, где после ремонта 11 декабря 1988 года была отслужена первая Божественная литургия.

Книга учёта с решениями приходского совета хранит короткие сведения о тех событиях. Там же находим записи о приёме на работу и увольнении, об утверждении размеров пожертвований на свечи, церковную утварь, об установлении сроков хранения учётных документов. А вот записи о распределении дефицитных товаров, что сегодня кажется удивительным и неправдоподобным. Но тогда, в девяностые годы всеобщего обнищания и дефицита, это было очень актуально. Читаю и вспоминаю те времена: делили обувь и шапки, спортивные костюмы и стиральные машины, ковровые дорожки и носовые платки…

Такие разные документальные свидетельства о начале православной жизни в молодом Кирово-Чепецке. Благодарность всем людям, настоящим благотворителям, которые вместе с протоиереем Николаем Федько стояли у самых истоков. Сейчас в городе несколько храмов. Некоторые из них разместились в помещениях, безвозмездно переданных владельцами на благое дело и переоборудованных для совершения богослужений. Никольская церковь находится в здании бывшей больницы, Пантелеимоновский храм — в помещении музыкальной школы, домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» обустроили в одной из комнат дома-интерната для инвалидов и престарелых, храм во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия — в недостроенном здании одного из предприятий. А главный собор города и благочиния — Всехсвятский — возведён на красивом берегу Вятки.

В одной из папок архива нашла трудовое соглашение от 12 сентября 1990 года о подготовке документации для строительства Всехсвятского храма. В списке проектировщиков — имена вятских архитекторов В.И. Борцова и В.И. Кропачева. Это тоже благотворители. Вот решение Кирово-Чепецкого городского совета народных депутатов от 25 июля 1989 года за подписью председателя исполкома А.Г. Решетнёва, которым для «строительства храмового комплекса» отводился земельный участок площадью 0,45 гектара в районе улицы Вятская набережная с возможностью расширения участка после сноса индивидуальных жилых домов.

И вот в городе началось общее благое дело — возведение нового каменного храма. Чин освящения места для строительства совершил владыка Хрисанф. Церковь возводили, как в старину, всем миром: на пожертвования прихожан, предприятий и частных предпринимателей, помогали городские власти. Вот свидетельство таких благотворений — книга учёта со списком жертвователей. Сотни имён и фамилий, некоторые неоднократно повторяются. Есть коллективные пожертвования от жильцов определённых домов. Самые разные суммы — от нескольких рублей до многих тысяч. Также жертвовали иконы, церковную утварь, ювелирные изделия, даже приватизационные чеки. Хранятся договоры добровольного благотворительного пожертвования от частных лиц и организаций города, по которым приходу передавалось самое разное имущество, например, автомобиль, строительные конструкции, тротуарная плитка, лестница на колокольню… Всё это люди делали ради того, чтобы в родном городе возвести новый храм.

Строительство велось хозспособом. Никогда не вникала, что это означает, и очень удивилась, когда, перебирая листы в папке с трудовыми договорами, заметила, что они заключались с рабочими на несколько месяцев, иногда на один–два, а то и всего на несколько дней. Через какое-то время их оформляли заново и опять ненадолго. Обратилась за разъяснением к Луке Ивановичу Федько, первому помощнику отца Николая в хозяйственных делах. Получила очень простое объяснение: клали кирпич, пока были деньги. Когда они кончались, стройка замораживалась до следующих благотворений.

Встретилась такая запись того времени в журнале решений приходского совета: «В связи с отсутствием денежных средств на строительство храма и согласно решению работников церкви предоставить всем сотрудникам прихода отпуск без сохранения заработной платы на один календарный месяц. Священникам совершать службы и требы поочередно по взаимной договорённости. Все средства, полученные за месяц, направить на оплату расходов по строительству нового храма». Или ещё: «Произвести начисление и выдачу зарплаты за месяц всем работникам церкви в половинном размере. Остальные средства, полученные из любых источников, направить на строительство храма и подготовку воскресной школы к новому учебному году».

Вспомнила слова отца Николая о том периоде: «Когда совсем заканчивались деньги, а в кассе — шаром покати, тогда неожиданно откуда-то появлялись помощники и поддерживали финансово. А потом и на приходе накапливались средства, и снова их не жалели на доброе дело строительства Всехсвятского собора». Потихоньку своими силами возводили церковь. Снова спрашиваю Луку Ивановича: «Если стройка велась не специализированной организацией, то кто же ею руководил?». В ответ: «Как кто? Батюшка!». Кирово-Чепецкое управление строительства подключилось к работам после перекрытия второго этажа и возведения шеек церковных глав. Общими усилиями многих людей поднялся красавец-храм, который хранит тепло рук его первого настоятеля — протоиерея Николая Федько. Это его благое творение, которое он оставил после себя жителям города, исполняя свои же слова: «Каждый человек должен после себя что-то оставить».

А в прошении от 4 апреля 1996 года батюшка просит благословения владыки Хрисанфа на освящение нижнего храма Всехсвятского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о разрушенной в селе Усть-Чепце, предшественнике г. Кирово-Чепецка, Рождественско-Богородицкой церкви. Так совершается ещё одно благое дело — восстанавливается связь времён.

Архив хранит множество других свидетельств о благотворениях. Вот материалы о деятельности Церкви в исправительно-трудовых колониях Кирово-Чепецка. В двух из них действуют молельные комнаты, в третьей построен храм во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы. Они созданы по инициативе духовенства при активном благом содействии руководителей этих учреждений. Служение священников в местах лишения свободы приносит свои благие плоды: смягчаются сердца и врачуются души людей, совершивших различные преступления, облегчается их путь к духовному очищению и возрождению. Батюшки, окормляющие колонии, имеют право ходатайствовать о пересмотре сроков заключения. В архиве хранятся письма за подписью отца Николая Федько с просьбой о смягчении наказания для искренне раскаявшихся и исправившихся осуждённых и с обязательством трудоустроить их на строительстве Всехсвятского храма. Есть реальные случаи досрочного освобождения по таким ходатайствам Церкви.

Скромная папка с названием «Обеды в Монастырском». Всехсвятский собор одним из первых позаботился о своих прихожанах, участниках Великорецкого крестного хода. Надо было видеть, с какой благодарностью принимали уставшие паломники тарелку горячего супа из рук настоятеля. Прошло уже немало лет, и ныне крестоходцев в Монастырском и в Великорецком встречают целые палаточные городки, в которых можно подкрепиться и отдохнуть. Благое дело получило широкую поддержку на других приходах.

Вот на большом листе объявление об открытии при Всехсвятской церкви воскресной школы, первой в Вятской епархии. Тираж — 100 экземпляров, дата — август 1990 года. Читаю: «Воскресная школа принимает детей и подростков для знакомства с основами православной веры. Обучение будет проводиться по программе воскресной школы Данилова монастыря г. Москвы. Большое внимание будет уделяться церковно-славянскому языку, Закону Божию, истории Вятского края. Будут проходить курсы по церковной музыке и пению, рисованию и истории искусств». Сколько детей и взрослых отучились за тридцать лет в этой воскресной школе, которая размещается в самом старинном городском здании, построенном в 1904 году для церковно-приходской школы села Усть-Чепцы. Архивная папка хранит историю передачи этого здания приходу. Какие только организации не размещались в его стенах в советские годы до тех пор, пока администрация города не откликнулась на просьбу отца Николая, совершив благое дело: передала здание для обустройства в нём воскресной школы. Опять протянулась нить преемственности, соединившая прошлое и настоящее.

Перечислить все благотворения невозможно. Они продолжаются и по ныне, а потому церковный архив пополняется.

Викторина Плотникова

Фото Анатолия Бровцына
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку