08.08.2022

Никульчино – колыбель Вятской земли

6 августа 2022 года состоялась паломническая поездка в село Никульчино и слободу Макарье, организованная паломнической службой Трифонова монастыря.

В день праздника первого поселения на Вятской земле в храме святых Бориса и Глеба села Никульчино совершилась Божественная литургия, которую служил настоятель храма святых Бориса и Глеба и благочинный Слободского благочиния протоиерей Евгений Смирнов.

В центре храма на аналое для поклонения верующих находилась икона вятского письма с изображением святых Бориса и Глеба. Украшением храма в день праздника стала старинная икона святых князей с житийными клеймами. Разделить радость праздника с прихожанами Борисоглебского храма приехали паломники Трифонова монастыря, а также православные жители Вятки и Слободского, среди которых большинство – это семьи с детьми. В день праздника в храме было много причастников.

В своей проповеди настоятель Борисоглебского храма, протоиерей Евгений Смирнов, рассказал о жизни святых Бориса и Глеба, приведя пример их кротости и смирения, которые в наше время могут стать образцом взаимоотношений в семье между супругами, а также между родителями и детьми.

По окончании Литургии состоялся крестный ход по границам Никулицкого городища и селу, который стал доброй традицией престольного праздника в Никульчино.

После общей трапезы большинство участников праздника в жаркий день отправились искупаться на реку Вятка, после чего с удовольствием посмотрели праздничный концерт.

Известно, что летом 1174 года жители Великого Новгорода отправились на поиски земель, где им не пришлось бы участвовать в междоусобных войнах между русскими князьями за богатый и вольный Новгород. «Повесть о стране Вятской» объясняет появление новгородцев на берегах Вятки так: «желающе безмятежно жити и отъ междоусобия отъити».

Во второй части «Повести о стане Вятской» рассказывается о том, когда пришли на Вятку первые русские православные жители, как было основано село Никульчино, а затем город Хлынов. Повесть переложил на современный русский язык в 2006 году кандидат исторических наук протоиерей Александр Балыбердин: «В 6682 (1174) году, в правление великого князя Ярослава Владимировича, отделившиеся от пределов Великого Новгорода полноправные граждане – новгородцы со своими единоплеменниками отправились на судах вниз по реке Волге и, дойдя до реки Камы, построили там небольшой городок.

Здесь они услышали о реке Вятке и о живущих по ее берегам народах чуди и вотяках, что те владеют многими землями и угодьями и, опасаясь нападения русских племен, окружают свои жилища рвами и земляными валами. Между тем занимаемые теми народами земли удобны для поселения, и завоевать их не трудно. Тогда половина тех новгородцев поднялась по реке Каме против течения до Чусовских мест, другая же половина осталась в построенном ими городке.

Поднявшись по Каме, новгородцы волоком перетащили свои лодки на реку Чепцу и стали спускаться по ней, подчиняя себе поселения вотяков, а окруженные земляными валами завоевывали с боем.

Завершив плавание по реке Чепце, новгородцы вошли в великую реку Вятку и, спустившись по ней немногим более пяти верст, на правом берегу, на высокой красивой горе увидели чудской город, окруженный земляным валом и перед ним ископанным рвом, от реки же Вятки защищенный глубоким оврагом, который местные чудские племена называли Болванским городком, а ныне его называют Никулицыно по реке Никуличанке.

Увидев тот город на красивой высокой горе, новгородцы вознамерились взять его с боем и дали обет своим прародителям, великим российским князьям страстотерпцам Борису и Глебу, что будут поститься, не есть, не пить до тех пор, пока не получат тот Болванский чудской городок во владение и не поселятся в нем"

Древний Герольдмейстерский список «Повести о стране Вятской», датированный 1725 годом, хранится в городе Санкт-Петербурге. Текст этого списка чуть отличается от варианта, посланного в Императорскую академию наук Вятской духовной консисторией. Возможно, что переписчики редактировали текст. Историк Спицын высказал мнение, что «Повесть о стране Вятской» была написана Семёном Фёдоровичем Поповым в период 1706–1710 годов. Попов был дьячком хлыновского Богоявленского собора из семьи вятских священнослужителей, дважды избирался бурмистром и принадлежал к литературному кружку архиепископа Ионы Баранова. Сообщения из летописных источников подтверждают археологические раскопки, проведенные на территории Никулицкого городища Л.П. Гуссаковским в конце 1950-х и в начале 1980 годов

Л.Д. Макаровым. В ходе раскопок Никулицкого городища было найдено много предметов вооружения. Это говорит об особом статусе Никулицына в системе обороны края, который долгое время являлся военно-административным центром. Однако население города занималось и вполне мирными делами: обнаружены остатки гончарного горна, кузницы. Горожане обрабатывали землю, выращивали скот, ловили рыбу, охотились. Со временем центр политической и экономической жизни переместился из Никулицына в Хлынов и город Никулицын был упразднён в село Никульчино Слободского уезда.

В архиве храма села Никульчино были обнаружены рукописные грамоты конца XVI – начала XVII веков. Подлинные документы той эпохи, а не переписанные копии найдены впервые несколько лет назад. На месте древнего чудского городка, где новгородцы построили первый православный храм на Вятской земле, грамоты хранились более 300 лет. После событий 1917 года документы были изъяты и пропали из поля зрения историков и считались утраченными.

Среди находок – прикладная грамота крестьянина Никулицкой волости Якова Копосова. Документ датирован кириллицей: 7107 год от сотворения мира. Или 1598 год от Рождества Христова.

«В документе сказано, что Яков Копосов, крестьянин, жертвует Никулицкому храму Бориса и Глеба лужок, пажить напротив Никулицына града

Второй документ датирован 1627 годом, когда в России правил первый царь династии Романовых Михаил Федорович. Обнаруженный документ - это грамота прихожанина церкви Артемия Сандалова, написанная на бумаге с водяными знаками – филигранями.

Из «Повести о стране Вятской» и более раннего «Сказания о вятчанах» известно о Борисоглебском крестном ходе, который совершался в память святых Бориса и Глеба. Это один из древнейших крестных ходов на Вятке. Его история начинается в XII веке.

Поселившиеся в Никулицыном граде новгородцы в благодарность святым Борису и Глебу за помощь, построили деревянную церковь. В 1763 году жители села Никульчино возвели каменную Покровскую церковь с приделом святых князей Бориса и Глеба. В 30-х годах XX века храм был разрушен. Его взорвали, а кирпич хотели использовать при строительстве ТЭЦ в городе Кирово-Чепецке, но первые груженые баржи затонули на середине реки Вятка. В 2001 году рядом с местом, где видны остатки кирпичной стены взорванного храма, возвели новую деревянную церковь в честь святых Бориса и Глеба. 6 августа 2022 года селу Никульчино Слободского района исполнился 841 год. С 2009 года 6 августа стали отмечать как «день страны Вятской».

По пути из Никульчино паломники Трифонова монастыря посетили Троицкий храм слободы Макарье. Один из приделов Троицкого храма, построенного в камне в XVIII веке, освящён 1 ноября 1772 года во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского, день памяти которого отмечается 7 августа. Паломники помолились святому у его чтимой иконы, после чего зашли почтить память и помолиться об упокоении протоиерея Серафима Исупова, иерея Алексея Борисова и всех, кто похоронен на кладбище рядом с храмом.

Фотиния Вотинцева

Фото

Возврат к списку