22.06.2022

Паломники посетили монастыри Калужской земли

Во вторник 21 июня 2022 года, участники крестного хода, посвященного 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, посетили Пафнутьев Боровский монастырь, Никольский монастырь и Тихонову пустынь.

Пафнутьев Боровский монастырь

Вторник, 21 июня 2022 года, паломники начали с посещения Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, основанного преподобным Пафнутием, прославленным святым, очень почитаемым не только на Калужской земле, но и всей нашей с вами Церковью.

В советское время монастырь был разорен, но после празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, его вернули Русской Православной Церкви, и с этого времени началось восстановление обители.

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.

В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря - главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.

Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться.

После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.

Житие преподобного Пафнутия Боровского

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий Бо­ров­ский ро­дил­ся в 1394 го­ду в се­ле Ку­ди­но­ве, неда­ле­ко от Бо­ров­ска, и при Кре­ще­нии был на­зван Пар­фе­ни­ем. Его отец Иоанн был сы­ном кре­стив­ше­го­ся та­та­ри­на-бас­ка­ка Мар­ти­на, мать Пар­фе­ния но­си­ла имя Фо­ти­ния. 20-ти лет Пар­фе­ний оста­вил ро­ди­тель­ский дом и в 1414 го­ду при­нял по­стриг с име­нем Па­ф­ну­тий в По­кров­ском мо­на­сты­ре на Вы­со­ком от на­сто­я­те­ля Мар­кел­ла. Мно­го лет под­ви­зал­ся инок Па­ф­ну­тий в оби­те­ли. Ко­гда скон­чал­ся на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, бра­тия из­бра­ла его игу­ме­ном. Свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го в свя­щен­ный сан (око­ло 1426 г.).

Трид­цать лет про­вел пре­по­доб­ный в По­кров­ской оби­те­ли, где был и на­сто­я­те­лем, и стар­цем-ду­хов­ни­ком. На 51-м го­ду жиз­ни он тя­же­ло за­бо­лел, оста­вил игу­мен­ство и при­нял ве­ли­кую схи­му. По­сле вы­здо­ров­ле­ния в день свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, 23 ап­ре­ля 1444 го­да, ушел из мо­на­сты­ря и по­се­лил­ся с од­ним ино­ком на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Протвы при впа­де­нии в нее ре­ки Ис­терь­мы. Вско­ре на но­вое ме­сто к нему ста­ла со­би­рать­ся бра­тия. Чис­ло ино­ков быст­ро воз­рас­та­ло. Был по­стро­ен но­вый ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го де­ре­вян­но­го в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В рос­пи­си хра­ма при­ни­мал уча­стие луч­ший ико­но­пи­сец то­го вре­ме­ни Ди­о­ни­сий и его по­мощ­ни­ки. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­да­вал при­мер бра­тии, ве­дя стро­гую жизнь: кел­лия его бы­ла бед­нее всех, из пи­щи брал худ­шее. В по­не­дель­ник и пят­ни­цу не вку­шал со­всем, а в сре­ду дер­жал­ся су­хо­яде­ния. Из об­щих ра­бот пре­по­доб­ный из­би­рал са­мые тя­же­лые: ру­бил и но­сил дро­ва, ко­пал и по­ли­вал ого­род, в то же вре­мя пер­вым при­хо­дил на цер­ков­ную служ­бу.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий поль­зо­вал­ся глу­бо­кой лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем не толь­ко бра­тии сво­е­го мо­на­сты­ря, но и дру­гих оби­те­лей. Про­мыс­лом Бо­жи­им в оби­тель к пре­по­доб­но­му был на­прав­лен два­дца­ти­лет­ний юно­ша Иоанн Са­нин. Ис­пы­тав при­шед­ше­го, пре­по­доб­ный по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий, твер­до хра­нив­ший чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры, воз­гла­вил борь­бу про­тив ере­си жи­дов­ству­ю­щих, осуж­ден­ной на Со­бо­ре 1504 го­да. На этот по­двиг мо­ло­до­го ино­ка бла­го­сло­вил пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий.

За неде­лю до смер­ти пре­по­доб­ный пред­ска­зал свою кон­чи­ну. Ис­пол­нив по­след­нюю мо­лит­ву и бла­го­сло­вив бра­тию, он ото­шел к Бо­гу 1 мая 1477 го­да. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий был по­сле­до­ва­те­лем пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го.

На Калужской земле очень почитается икона Пресвятой Богородицы Калужской

Яв­ле­ние Ка­луж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1748 го­ду в се­ле Тинь­ко­ве, неда­ле­ко от Ка­лу­ги, в до­ме по­ме­щи­ка Ва­си­лия Кон­дра­тье­ви­ча Хит­ро­во. Две слу­жан­ки пе­ре­би­ра­ли на чер­да­ке его до­ма ста­рые ве­щи. Од­на из них, Ев­до­кия, от­ли­чав­ша­я­ся несдер­жан­ным нра­вом, поз­во­ля­ла се­бе рез­кие и да­же непри­стой­ные ре­чи, не об­ра­щая вни­ма­ния на уве­ще­ва­ния сво­ей скром­ной по­дру­ги. Сре­ди про­чих ве­щей они слу­чай­но об­на­ру­жи­ли боль­шой свер­ток су­ро­во­го хол­ста. Раз­вер­нув его, бла­го­че­сти­вая де­вуш­ка уви­де­ла изо­бра­же­ние Жен­щи­ны в тем­ном оде­я­нии с кни­гой в ру­ках. При­няв изо­бра­же­ние за порт­рет мо­на­хи­ни и же­лая об­ра­зу­мить Ев­до­кию, она при­гро­зи­ла ей гне­вом игу­ме­нии. Дерз­кая Ев­до­кия от­ве­ти­ла на сло­ва по­дру­ги бра­нью и, под­дав­шись раз­дра­же­нию, плю­ну­ла на лик. Тот­час же с ней слу­чил­ся при­па­док, и она упа­ла без чувств.

Ис­пу­ган­ная по­дру­га рас­ска­за­ла о слу­чив­шем­ся в до­ме. На сле­ду­ю­щую ночь ро­ди­те­лям Ев­до­кии яви­лась Ца­ри­ца Небес­ная и от­кры­ла им, что это над Ней ко­щун­ствен­но сме­я­лась их дочь и по­ве­ле­ла им со­вер­шить мо­ле­бен пе­ред по­ру­ган­ной ико­ной, а боль­ную окро­пить освя­щен­ной на мо­лебне во­дой. По­сле мо­леб­на Ев­до­кия вы­здо­ро­ве­ла.

По­ме­щик Хит­ро­во взял чу­до­твор­ную ико­ну в свой дом, где от нее обиль­но ис­то­ча­лись ис­це­ле­ния при­бе­га­ю­щим к ней с ве­рой. Впо­след­ствии ико­ну с по­че­стя­ми пе­ре­нес­ли в при­ход­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­луж­ке. В Ка­лу­гу был от­прав­лен спи­сок со свя­то­го об­ра­за.

Через эту ико­ну Ма­терь Бо­жия не раз про­яв­ля­ла Свое по­кро­ви­тель­ство Рус­ской зем­ле в тя­же­лые для нее вре­ме­на.

Празд­но­ва­ние Ка­луж­ской иконе 2 сен­тяб­ря уста­нов­ле­но в вос­по­ми­на­ние из­бав­ле­ния Ка­лу­ги от чу­мы в 1771 го­ду, ко­гда чу­до­вищ­ная эпи­де­мия бук­валь­но опу­сто­ши­ла го­род – го­ро­жане вы­ми­ра­ли це­лы­ми се­мей­ства­ми. Чу­до­твор­ную ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы то­гда при­нес­ли из се­ла Ка­луж­ки, крест­ным хо­дом обо­шли с нею весь го­род и от­слу­жи­ли все­на­род­ный мо­ле­бен. По­сле это­го чу­ма в го­ро­де пре­кра­ти­лась.

Вто­рое празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 12 ок­тяб­ря, в па­мять спа­се­ния Ка­лу­ги от на­ше­ствия На­по­лео­нов­ских войск в 1812 го­ду. Плен­ные фран­цу­зы сви­де­тель­ство­ва­ли о том, что во вре­мя бо­ев под Ка­лу­гой и Ма­ло­я­ро­слав­цем, ко­гда они тер­пе­ли по­ра­же­ние от рус­ских войск, они ви­де­ли Бо­го­ро­ди­цу, сто­яв­шую на воз­ду­хе в окру­же­нии све­то­нос­ных му­жей.

В 1898 го­ду бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной Ка­луж­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы 18 июля в бла­го­дар­ность Бо­жи­ей Ма­те­ри за из­бав­ле­ние Ка­лу­ги от хо­ле­ры. В те страш­ные дни по­ста­нов­ле­ни­ем го­род­ской Ду­мы был со­вер­шен крест­ный ход с чу­до­твор­ным об­ра­зом. За­ступ­ни­че­ством Пре­чи­стой го­род был спа­сен.

Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь

После города Боровска Калужской области паломники прибыли в город Малоярославец. Этот город знаменит тем, что в этом месте происходило сражение с войсками Наполеона, которые отступали от Москвы. Наши войска закрыли им благоприятную дорогу для отступления и вражеской армии пришлось отступать по ранее ими же и раззоренной местности.

Точная дата основания Свято – Никольского Черноостровского монастыря не известна, но предание гласит, что в ХIV в. удельные князья Оболенские построили в Малоярославце церковь во имя Святителя Николая.

В ХVII – ХVIII вв. монастырь был мало кому известен, в нем подвизалось всего несколько человек братии, которые имели пропитание лишь от монастырской земли. Монастырь переводился в положение заштатного, то есть исключительно на самообеспечение, и даже упразднялся из-за неимения средств к существованию. Возрождение обители тесно связано с именем купца Терентия Елизаровича Целибеева – именно он посвятил свою жизнь и все свои денежные средства на восстановление монастыря.

К началу XX в. монастырь полностью отстроился, был возведен двухэтажный братский корпус, выстроена гостиница на месте сгоревшей в 1868 г. В 1876 г. освящена церковь Всех Святых в нижнем этаже Никольского собора. В монастыре действовал водопровод, имелась собственная оранжерея, пруд с рыбными сажалками, небольшой кирпичный завод. Открылась церковно-приходская школа.

Но процветал Никольский монастырь недолго – до октябрьского переворота 1917 г. 16 сентября 1918 г. на заседании Уездного Исполнительного комитета был принят проект национализации Никольского монастыря, предусматривающий экспроприацию гостиницы, всего имущества, продовольствия, животных, продуктов питания. Последний настоятель обители архимандрит Илия по приказанию властей сделал опись монастырского имущества, из которой следовало, что монастырь владел богатейшим архивом и библиотекой. В настоящее время их судьба неизвестна. Бесследно пропали грамоты и акты XVII в., копии духовных завещаний, ценнейшие иконы, ризница, церковные сосуды и многое другое. Постепенно было разграблено имущество монастыря, все постройки к 1926 г. пришли в аварийное состояние. В середине 20-х годов обитель покинули последние монахи, а архимандрит Илия в 1948 г. недалеко от монастыря – в ограде Покровской церкви в деревне Карижа – нашел место своего последнего упокоения.

В 1925 г., дабы стереть монастырь с лица земли, Укомхоз принял решение разобрать все монастырские строения на кирпич.

В Малоярославце стоит Никольский монастырь, который в сражении с войсками Наполеона за 18 часов переходил из рук в руки 8 раз. И монастырь и город был во время этого боя полностью разрушен, но уцелели ворота, на которых изображена икона Спаса Нерукотворного.

Интересна история этой иконы - когда перед сражением жители и наши войска покидали город, икона еще не была полностью написана. Люди говорили иконописцам: «Зачем вы пишете этот образ? Когда начнется сражение, все будет разрушено!» Но иконописцы все-таки дописали этот образ. Весь монастырь был полностью разрушен, но врата сохранились, и ни одна пуля, ни один снаряд в образ Спасителя не попал. Отметины от пуль специально сохранили над вратами, и этот образ Спасителя мы с вами можем лицезреть и сегодня.

Изначально монастырь был мужским, но когда святыни стали возвращать Церкви, восстановление монастыря долго не получалось, и тогда Владыка Климент благословил мать Николаю собирать в нем сестер -  «по промыслу Божию увидим - если пойдет восстановление монастыря как женской обители, значит на то есть воля Божия». Матушка Николая помолилась и попросила у Бога, чтобы Он дал ей хотя бы десять сестер. И получилось так, что каждый день стало приходить по несколько человек, а за месяц собралось 50 послушниц, которые впоследствии были пострижены.

Монастырь стал быстро восстанавливаться и за короткое время пришел в благоустроение. В настоящее время сестры монастыря содержат приют для девочек, которые получают хорошее образование, в приюте имеется школа и ее выпускницы поступают в высшие учебные заведения.

При монастыре имеется паломнический и духовный центр, в котором располагается музей, рассказывающий об истории города и монастыря в период войны 1812 года и Второй Мировой Войны.

Сестры занимаются росписью храмов, мозаикой, ухаживают за садом и огородом монастыря, в которых выращивают все необходимые для трапезы продукты, в том числе сами делают масло и сыры.

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь

Далее паломники направились в Тихонову пустынь, которая находится под городом Калугой. Ее основатель - преподобный Тихон был учеником преподобного Сергия Радонежского. К преподобному Сергию обратился Калужский князь и для духовного окормления княжества попросил одного из его учеников, чтобы княжество укреплялось не только экономически и политически, но и духовно.

Преподобный дал своего ученика - Тихона, который, прибыв на место своего послушания, взял на себя такой подвиг - более двух лет он жил в дупле большой липы. И даже потом на иконах он так и изображается стоящим внутри дерева.

Преподобный Тихон окормлял князя, давал мудрые советы, оказывал духовное попечение о всех людях, которые приходили к нему за советами и молитвами.

В Тихоновой пустыни паломники прошли некое испытание - шли сильные ливневые дожди, поэтому прибыв в пустынь, им пришлось укрыться под ветвями старого дерева от ливня.

За свою многовековую историю, тесно связанную с историческим развитием государства Российского, монастырь Тихонова пустынь не раз переживал периоды расцвета и запустения. В Смутное время 1610 года обитель преподобного Тихона была разрушена войсками Лжедмитрия II, однако через 20 лет нелегкими трудами братии вновь восстановлена. В 1684 году Тихонова пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю. Утратив свою самостоятельность, обитель постепенно пришла в упадок. В 1765 г. с переводом церковных учреждений на духовные штаты Тихонов монастырь вновь получил независимость, началось его новое возрождение.

К середине XIX века эта обитель стала одной из самых известных в России. Многие чудеса и исцеления, совершаемые у раки над цельбоносными мощами преподобного Тихона и на его Святом источнике, привлекали в монастырь десятки тысяч паломников со всех концов страны.

Вторая половина XIX века – время духовного расцвета Тихоновой пустыни и значительных строительных преобразований монастырского комплекса. Во-многом духовный рост насельников обители был связан с установлением тесных связей между двумя пустынями: Тихоновой и Введенской Оптиной, где в это время процветало старчество.

В монастыре подвизалось около 230 насельников, имелось три вида монашеского жития: общежительное, скитское и отшельническое. В обители действовал свечной завод, имелись три купальни на святом Тихоновом источнике и земельные угодья.

После государственного переворота 1917 года Тихонова пустынь, как и многие другие монастыри в России, была закрыта богоборческой властью (12 октября 1918 г.). В советское время обитель была окончательно разрушена, некоторые ее храмы и строения стерты с лица земли, иконы, церковная утварь и другие материальные ценности конфискованы. Несмотря на это, преподобный Тихон всегда невидимо присутствовал в своем монастыре и сохранял его.

По молитвам первого игумена обители в 1991 г. началось возрождение Тихоновой пустыни. Сегодня в Калужской Свято-Тихоновой пустыни совершается великое дело духовного преображения человеческих душ. Насельники святой обители ежедневно совершают богослужения, молятся обо всех жертвователях и прихожанах, стремятся быть примером для своих современников, жертвенно служа Богу и ближним. Для того, чтобы вывести людей из духовного забвения, показать им истинный смысл жизни и укрепить в православной вере, в монастыре организован Духовно-просветительский центр «Преображение», в котором располагаются библиотека, видеотека, а также заочное отделение Калужской семинарии.

Свой дневной путь паломники закончили, прибыв в Оптину пустынь. Помолившись в храмах, поклонившись святым мощам Оптинских старцев, крестоходцы  посетили скит, который находится в 300 метрах от самого монастыря.

Пресс-служба Вятской Епархии

По материалам pafnuty-abbey.ru, stnikolamon.ru  azbyka.ru, свято-тихонова-пустынь.рф, monasterium.ru

Фото

Возврат к списку