16.06.2022

Крестный ход с иконой преподобного Сергия Радонежского на Вологодской земле

Участники крестного хода, посвященного 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского посетили Спасо-Прилуцкий монастырь, Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь и Ферапонтов-Белозерский монастырь.

Спасо-Прилуцкий монастырь

16 июня 2022 года, в день памяти  преподобного Димитрия Прилуцкого паломники посетили Спасо-Прилуцкий монастырь. Праздничную Божественную литургию и крестный ход вокруг Спасо-Прилуцкого монастыря возглавил митрополит Вологодский и Кирилловский Савва.

Паломники приложились к раке с честными мощами преподобного Димитрия Прилуцкого.

Одним из первых учеников и собеседников Сергия Радонежского, получивших широкую всероссийскую известность, является преподобный Димитрий, основатель обители Прилуцкой близ Вологды, канонизированный в 1549 году как общерусский святой. Местное же празднование памяти святого началось, вероятнее всего, с 1409 года, сразу же, как стали происходить от гроба его чудеса и исцеления. Немногим избранникам дается от Бога благодать такой жизни, какая дарована была преподобному Димитрию. Таких подвижников, как он, веками воздвигает Господь в наше научение.

Основатель Спасо-Прилуцкого монастыря, уроженец Переяславля-Залесского инок Димитрий, пришел на Вологодскую землю, уже в своих родных переяславских пределах снискав себе славу великого светильника веры и благочестия.

Тезоименитый великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому, преподобный почитался и почитается доныне покровителем не только града Вологды, но и всего русского воинства, «крепким защитником от супостатов, молитвенником за всю землю русскую, скорым помощником православным в борьбе с врагами веры и Отечества.

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды.

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.

В августе 1924 года монастырь был закрыт. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20-х гг. ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола, в 1927–1928 годах, был устроен кино-клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

За годы гонений на Православную Церковь не угасла вера вологжан в помощь преподобного Димитрия Прилуцкого. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь.

В последнее десятилетие ХХ века молитвами преподобного Димитрия Прилуцкого после проведенных ремонтов обитель начала благоукрашаться. В храмах устроены иконостасы, освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделали медные и железные кровли.

Кирилло-Белозерский и Ферапонтов-Белозерский монастыри

В молодости преподобный Кирилл служил казначеем у одного из столичных бояр, но, тяготясь мирской жизнью, удалился в Симонов монастырь. Там и заметил его Сергий Радонежский, который регулярно наведывался в Москву к настоятелю обители Феодору – своему племяннику.

Многие часы проводил преподобный Сергий Радонежский за беседой с молодым монахом. И посеянные им семена дали всходы – Кирилл стал архимандритом в родной обители. Однажды ему явилась Богородица и указала место на Свирском озере, где тот должен построить монастырь. Вместе с Ферапонтом, еще одним собеседником преподобного Сергия, они в 1387 году основали здесь обитель. Но через год друг покинул Кирилла и поставил неподалеку свою пустынь. Так появились Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.

Ферапонтов-Белозерский монастырь

16 июня 2022 года паломники посетили Ферапонтов-Белозерский монастырь. Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П. Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения. Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь

Паломники посетили Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, своим собеседником, и здесь на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского.

Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь является одним из крупнейших русских монастырей. По имени своего главного собора, который посвящён Успению Пресвятой Богородицы, монастырь называется Успенским, а по имени своего святого основателя – Кирилло-Белозерским.

Одновременно с иноческой обителью появилась и росла здесь библиотека, скоро ставшая одним из богатейших на Руси книгохранилищ, где не только собирали, переписывали, переплетали и читали книги, но и писали их, при этом сочиняя и редактируя, - богослужебные, духовно-назидательные, философско-поэтические, исторические и энциклопедически-широкие по содержанию. Из века в век работали здесь и художники, и зодчие – создавали прекрасные иконы, возводили и расписывали храмы, укрепляли монастырь стенами и башнями.

Как к вратам небесным к этим стенам, храмам, иконам, книгам, к монашеской братии, к раке преподобного основателя на протяжении половины тысячелетия поколение за поколением приходили со всея Руси люди, «требующие ума», нуждающиеся в небесной радости, в чудесной помощи, в духовном опыте, в Вечности, в здоровье и в хлебе насущном, становясь учениками и последователями Чудотворца.

Крепостные стены спасли обитель от польско-литовско-казачьих разбойников в Смутное время в начале XVII века. После этого ограда и башни были усилены, но больше монастырю они не послужили и никак не уберегли его, конечно, от большевистского разорения. В 1924 году монастырь был закрыт и на его территории был создан историко-архитектурный музей-заповедник. Лишь в 1998 году Церкви была передана часть монастырского комплекса под названием Малый Горний Иоанновский монастырь.

Сегодня монастырь – одно из духовно-привлекательнейших на Руси мест. Здесь возрождается монашеская обитель, уживаясь с Историко-художественным музеем, хранителем чудесных икон, а также личных вещей самого Чудотворца Кирилла.

Со времени своего основания Кирилло-Белозерский монастырь продолжает сиять светом православной веры на Русском Севере. Из стен этой обители вышли преподобные Нил Сорский, Мартиниан Белозерский, Савватий Соловецкий, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский.

Пресс-служба Вятской Епархии

По материалам pravmir.ru, vologda-mitrop, spas-priluki.ru, ferapontov-monastyr.ru, kirillov-monastyr.ru

Фото

Возврат к списку