08.11.2021

Близость святых

10 ноября Православная Церковь вспоминает преставление святителя Димитрия Ростовского (1651–1709).

Было время, когда в России самым дорогим наследством считались духовные книги. Люди знали: будет вера — будет с нами Божие благословение, а остальное приложится. Евангелие, Псалтирь, Добротолюбие передавали из поколения в поколение. Среди самых известных источников мудрости и добра особое место занимали Четьи-Минеи. Это целый свод житий святых, охватывающий весь год. Минеи были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту. Это стало возможным благодаря выдающемуся духовному писателю — святителю Димитрию Ростовскому.

К главному труду своей жизни митрополит Димитрий готовился с юных лет. Не каждому дано то, что было стрежнем его характера — постоянная потребность в учении. Родился он на Киевщине в благочестивой семье казацкого сотника. Обучившись грамоте, юноша твёрдо решил поступить в духовное училище при Богоявленской церкви в Киеве. Его способности и желание учиться были таковы, что он стал первым учеником на курсе. Тогда-то заронилась в сердце искра той горячей любви к Богу, когда душа желает только одного — служить Ему всецело. В 21 год он принял монашеский постриг, а через четыре года был рукоположен в иеромонаха. Молодого священника, обращающего своё непрестанное учение на благо Церкви, очень ценили. Рано было возложено на него игуменство — обязанности настоятеля монастыря. Но не почёт означало для отца Димитрия принятие игуменского сана, а призыв к ещё более усердному служению. Вскоре он переселился в Киево-Печерскую Лавру для продолжения учёных занятий.

С 1684 года начался для него двадцатилетний период трудов по составлению многотомного издания Четий-Миней. Это дело он продолжил и в архиерейском сане, когда Патриарх Адриан перевёл его в Ростов на епископскую кафедру. Для того чтобы понять, в чём состояла главная заслуга святителя Димитрия, надо представлять себе историю русской духовной литературы. До него в Церкви обычно использовались Четьи-Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, а главное — написаны на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики. Вот почему Киевский митрополит Пётр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги со Святой Горы Афон. Писать же свт. Димитрий старался так, как хороший иконописец работает над иконой: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные Духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоит ли грустить о потерях, когда там, у Бога, многие святые ждут нас, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!

Чувство близости святых, которое митрополит Димитрий испытал сам, он смог передать читателям. За время работы ему не раз являлись те, о ком он писал, удостоверяя в том, что Церковь Небесная молится о благополучном завершении его труда на благо Церкви земной. Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он рядом с тобой. Минеи свт. Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением в семье последнего российского государя Николая Александровича Романова.

К сожалению, в нынешние дни то, чем дорожили наши предшественники, уходит из культурного наследия нашего народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре и правде. С момента, когда в России появилась свобода вероисповедания, прошло уже 30 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум и душу: тем, что легко подаётся с экранов телевизоров, или тем, что требует определённого понуждения себя, но без чего прежде не мыслили своей жизни православные христиане. Второе несравненно труднее, но это важный шаг к духовной свободе, сопряжённой с ответственностью, потому что по-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилием и закрепляется опытом.

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку