25.10.2021

Святых прославляет Бог

21 октября Церковь чтит память преподобного Трифона Вятского и празднование Собора Вятских святых. В связи с этим знаменательным для всей православной Вятки событием представляем вниманию читателей интервью с председателем Епархиальной комиссии по канонизации святых ключарем Свято-Успенского кафедрального собора протоиереем Александром Балыбердиным.

- Отец Александр, только что завершила работу церковно-научная конференция «Обретение святых», а ранее в сентябре состоялось очередное заседание Епархиальной комиссии по канонизации святых, в связи с этим спрошу: какие актуальные вопросы в ходе него были рассмотрены, касательно обретения вятских святых?

- Первый вопрос на заседании комиссии был посвящен почитанию преподобного Стефана Филейского. Второй - подготовке к прославлению игумении Февронии Юферевой, которая подвизалась в Котельническом уезде, недалеко от села Архангельское Шабалинского района. По этому вопросу Синодальная комиссия дала ряд ценных рекомендаций, предложив прославить матушку Февронию в лике местночтимых святых Вятской епархии. В этом направлении мы будем теперь двигаться.

Третий вопрос касался почитания священномученика Александра Князева, который служил в Михайло-Архангельском храме села Pусскоe города Кирова и принял мученическую кончину в 1937 году. Прихожане церкви села Русское собрали документы для его прославления. Синодальная комиссия также одобрила эту работу и дала ряд рекомендаций, которые необходимо выполнить для того, чтобы эта канонизация могла состояться.

Четвертый вопрос касался прославления Новомучеников и исповедников, которые подвизались на Вятской земле и приняли здесь свою мученическую кончину. В связи с этим было решено обратиться к митрополиту Марку и другим членам Архиерейского совета Вятской митрополии с просьбой об учреждении нового праздника - Собора новомучеников и исповедников Земли Вятской.

Среди них - священномученик Михаил Тихоницкий, мощи которого были обретены 8 сентября 2008 года на кладбище г. Орлова. Это редкий случай, поскольку, чаще всего, мучеников тех лет погребали в общих могилах. Иеромонах Никодим (Полушкин), настоятель Рождественской Богородицкой церкви г. Орлова, предложил включить дату обретения святых мощей отца Михаила в общецерковных календарь, что потребует дополнительной работы. Также как включение в этот календарь и другой даты - празднования Великорецкой иконе святителя Николая, которую почитают не только на Вятке, но и далеко за ее пределами, и эта инициатива также была одобрена. Будем надеяться, что все это, по милости Божией, удастся осуществить.

- Расскажите о принципах работы комиссии.

- Главный принцип такой - святых прославляет Бог, комиссия лишь изучает документы и другие свидетельства о жизни подвижников и направляет их в Москву на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации. После чего эти документы, получив одобрение Синодальной комиссии, направляются Святейшему Патриарху и Священному Синоду, которые принимают решение о почитании святых в пределах всей Русской Православной Церкви или конкретной епархии, где они могут почитаться как местночтимые святые.

Здесь важно - не брать на себя лишнего и, одновременно, быть неравнодушным, внимательным ко всем свидетельствам о святости подвижников, почитаемых православными людьми. При этом неоценимую помощь и, подчас, даже решающую роль в этом важном деле играют благочинные и настоятели храмов, где эти подвижники служили, проживали или упокоились. Как правило, именно они руководят сбором всех документов, письменных и устных свидетельств, переписываются с родственниками, свидетелями их подвигов и трудов. Как, например, в течение уже многих лет настоятельница Преображенского женского монастыря игумения София (Розанова) ратует за прославление матушки Февронии, или как немало потрудился для прославления святых ныне покойный протоиерей Алексий Сухих.

- Уже известно, какими именами пополнится сонм вятских святых в ближайшее время?

- 23–24 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение включить в Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской архимандрита Геннадия (Парфентьева), настоятеля бывшего Анно-Пророческого монастыря, расстрелянного богоборцами в 1919 году. Отныне память священномученика Геннадия будет совершаться 10 ноября (28 октября ст. ст.) в день его кончины.

Только представьте масштаб этого вопроса - отныне во всех храмах Русской Православной Церкви его будут почитать как святого, совершать молебны, житие и мученическая кончина отца Геннадия будет служить назиданием для всех чад Церкви. Отныне его имя открыто для церковного почитания православными христианами во всем мире.

Вот почему так важно в столь деликатном вопросе не спешить. Поэтому, если в ходе изучения материалов комиссия приходит к тому, что какие-то факты требуется уточнить, значит, канонизацию следует отложить. До тех пор пока эти вопросы не будут разрешены.

- Однако если официально решение еще не принято, то могут ли православные почитать подвижника как святого в частном порядке?

- Да, могут. Более того, именно такое личное почитание, когда люди чтут память подвижника, посещают места его подвигов и трудов, обращаются к нему в личных, келейных молитвах и получают от него помощь, является одним из свидетельств того, что даже по смерти этот человек жив и ныне уже пребывает со святыми в Царстве Небесном. Подобному тому, как мы получаем помощь от святителя Николая Чудотворца, и эта помощь указывает и на его святость, близость к Богу. Однако для того, чтобы подвижника почитали на всех приходах епархии и тем более во всей Церкви, необходимо получить благословение священноначалия и, прежде, изучить все обстоятельства его жизни, чем и занимается наша комиссия.

- Каковы основные препятствия возникают к канонизации?

- Конечно, есть определенные трудности в работе с документами, и все же не это главное. Куда страшнее другое - равнодушие людей, когда им все равно, кто служил на их приходе, чьими трудами создавался тот или иной храм, как этот храм удалось сохранить, спасти в годы гонений. Иногда ценой жизни тех, кто до конца остался верен Богу и Его Церкви.

Так, в начале XX века в границах Вятской епархии действовало более 850 церквей, а перед началом Великой Отечественной войны осталось шесть, остальные были закрыты – несмотря на твердое исповедание веры, сломанные судьбы сотен клириков и прихожан, их родных и близких. Разве можно равнодушно относиться к их судьбам? Этих людей надо помнить и почитать, и для начала постараться как можно больше узнать об их жизни. В чем существенную помощь оказывают нашей комиссии внуки и правнуки этих подвижников, неравнодушные краеведы, педагоги и журналисты.

Приведу такой пример. В селе Русском, близ Кирова, уже давно почитают священника Александра Князева, который осенью 1937 года добровольно взошел на Голгофу и принял мученическую смерть за Христа. Ради того, чтобы вверенный ему храм не был закрыт, и в нем совершалась бы Божественная литургия. Первым, более пятнадцати лет назад, имя отца Александра открыл для широкой общественности Артем Владимирович Маркелов, в те годы журналист и член Епархиальной комиссии по канонизации святых, а ныне директор Кировского областного краеведческого музея. Затем к сбору документов подключились внучка подвижника Елена Викторовна Ельцова, а также бывший директор государственного архива Елена Николаевна Чудиновских и настоятель храма протоиерей Владимир Зорин. В итоге удалось собрать материалы, которые были отправлены в Синодальную комиссию, предложившую уточнить ряд фактов биографии отца Александра. Сейчас мы работаем над этой задачей, и надеемся до конца года направить в Москву новый пакет документов.

Да, работа не быстрая и, порой, нелегкая, требующая знаний, терпения и настойчивости. Однако ничего этого не было бы, если бы эти люди оказались равнодушными к судьбе отца Александра. Вот почему я считаю, что равнодушие – это главная причина, по которой многие подвижники до сих пор еще не прославлены. Но к счастью, не стоит село без праведника, и в наше время есть неравнодушные люди, которые интересуются этими вопросами, стараются побольше узнать об истории прихода, служителях среди духовенства, подвижниках среди мирян. А когда они находят свидетельство жизни этого человека, настолько бывают потрясены жизнью праведника, что они хотят, чтобы об этом узнала вся Церковь. Тогда они начинают изучать документы, которые и рассматривает наша комиссия.

- Вы согласны с мнением, что если в храме – в ковчежце или иконе находится частица мощей святого, то сам святой пребывает здесь?

- Это вопрос тонкий, потому что касается невидимого мира, который нам дано видеть не ясно, но «гадательно, сквозь тусклое стекло» (1 кор. 13, 11). Поэтому это вопрос не столько знания, сколько веры. Однако каждый, кто обращался за помощью к святым, например, святителю Николаю или преподобному Трифону, и получал эту помощь, верит и знает, что святые нас слышат. Где они в этот момент находятся - рядом или нет - этого мы не знаем. Важно другое - святые живы и, если на то есть воля Божия, всегда готовы прийти на помощь.

- Почему же тогда мощи многих святых, например, преподобного Трифона не открыты и пребывают под спудом. Можно ли сказать, что это желание самого святого?

- Открывать или нет мощи конкретного святого для общецерковного почитания – дело Божие. Иногда это, действительно, необходимо. Так известно, что, после возведения Успенского собора святителем Ионой, мощи преподобного Трифона были внесены под его своды и какое-то время пребывали открытыми, чтобы верующие могли к ним приложиться. Сейчас же они находится под спудом. Надо ли проводить раскопки? А зачем? Какая в этом необходимость? Зачем этим заниматься, если на то нет явного Божьего указания? Нашей вере это ничуть не мешает. Святые и так нас слышат, если мы к ним обращаемся.

- Кто такой святой человек? И почему не всякий выдающийся исторический деятель может быть канонизирован?

- В Священном Писании о праведниках Ветхого Завета сказано, что они «ходили перед Богом», то есть жили и трудились так, словно Господь все это время был с ними рядом. Как это так? На самом деле, понять это несложно. Ведь, если «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), то все, что мы делаем, надо делать с любовью (1 Кор. 16, 14).

Святые - это те люди, которые об этом помнили и старались устроить свою жизнь с любовью к Богу и ближнему. При этом, как и другие люди, они также ошибались, оступались, падали, и все же старались не лежать, подняться, исправить свою жизнь и впредь не грешить, жить по заповедям Божьим. Благодаря чему уже при жизни уподобились жителям Небесного Иерусалима. Неслучайно, мы называем преподобного Трифона «земным ангелом и небесным человеком». По милости Божьей, он уже стал «гражданином Царства Небесного», а нам еще предстоит Страшный суд. Когда, оказавшись перед Богом и Его святыми, мы все о себе поймем. Без лишних бумаг и слов.

Поэтому человек может быть известным руководителем, писателем или ученым, но дело не в том, сколько книг он написал, какие открытия сделал или как долго был начальником, а в том – во имя чего и кого это было сделано – во имя любви к Богу и ближнему или ради собственного благополучия, славы и амбиций? Ведь ради последнего нередко приходится, образно говоря, «идти по чужим головам», «топтать других людей». Как поется в известной песне: «Нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели».

Кто-то еще до сих пор считает, что именно так и следует поступать, совершенно не задумываясь, ведет ли такой путь в Царство Небесное? А вот святые, наоборот, всю свою жизнь старались искать это Царство, и мы верим, что, по милости Божией, его достигли. Поэтому опыт жизни святых является столь вдохновляющим и полезным.

- Могут ли родственники ощущать, что души их усопших сродников пребывают вместе со святыми и обращаться к ним в молитвах?

- Горечь утраты естественна, и нам хочется верить, что близкий и дорогой нам человек уже пребывает в Небесном Царстве. Так ли это, известно одному Богу. Однако, если в личной, келейной молитве Вы решите обратиться к умершему за помощью, никто Вас не осудит. Если я этого человека – например, папу или маму, своего духовного отца, которые в свое время столько сделали для меня хорошего – люблю и хочу им келейно помолиться, то это мое право. Но других заставлять молиться им не могу. По крайней мере, до тех пор, пока Церковь не вынесет соборного решения о том, что они пребывают во святых, в Царстве Небесном.

Между тем, такие личные, келейные молитвы тоже важны. В том числе для решения вопроса о канонизации. Например, когда мы начали подготовку к прославлению во святых игумении Февронии, Синодальная комиссия попросила представить факты почитания ее православными людьми, как в прошлом, так и в настоящем. Поэтому, если кто-то из наших читателей обращался к матушке Февронии в молитвах и получал от нее помощь, например, в каком-либо деле или болезни, сообщите об этом в комиссию по канонизации. Эти свидетельства очень важны.

- Должен ли каждый православный христианин или даже шире – каждый человек стремиться к святости?

- А как же? Ведь именно этими словами заканчивается православный Символ веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». А где эта жизнь? В Царстве Небесном. Вот почему Господь говорит: «Ищите прежде всего царствия Божьего и правды его» (Мф. 6, 33).

Конечно, это не означает, что будто бы больше ни о чем думать не надо. Наша жизнь полна разнообразных забот о доме и семье, родных и близких, порученном нам деле или служении. Просто делать все это надо не только ради себя, но с любовью к другим людям и, конечно, к Богу. Поэтому на вопрос, в чем смысл жизни, ответить так просто, всего двумя словами – стать святым.

Но при этом в народе не зря говорят: рад бы в рай, да грехи не пускают. Согласен, что дело это не простое. Один мой знакомый говорил, что сами по себе растут только сорняки, а все доброе и хорошее требует труда. Однако это вовсе не причина совсем не трудиться. Ведь, если мы перестанем пропалывать огород, он быстро зарастет сорняками. Не так ли? Так же и душа, если долго не исповедоваться, быстро зарастет грехами. Поэтому мудро поступает тот садовод, кто регулярно исповедуется и пропалывают «огород своей души», не позволяет ей зарасти сорняками. Только так можно надеяться на хороший урожай.

- А Вы к какому святому в своих молитвах чаще всего обращаетесь?

- Мое имя Александр. Когда-то это же имя носил мученик Александр Римский, который был воином и жил в IV веке. По-гречески, это имя означает «защитник». Может быть поэтому мне бывает особенно трудно снести, когда кто-то незаслуженно нападает на Церковь или верующих людей, несмотря на все проблемы и недостатки церковной жизни, которые часто обусловлены несовершенством самих людей.

Из русских подвижников мне особенно близки святые князья Борис и Глеб, в честь которых освящен храм в селе Никульчино, где мне довелось служить. Как же их не почитать, если к ним обращались наши предки, первые вятские христиане? Конечно, почитаю святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, в день памяти которого был рукоположен в сан пресвитера. Почитаю святого Иоанна Предтечу, в храме которого начинал свое служение, и Божию Матерь, Которой посвящены Федоровский и Успенский храмы, где я служил и служу ныне.

Из вятских святых мне особенно близки преподобный Матфей Яранский - ведь я родился и жил в г. Яранске; священномученик Михаил Тихоницкий, с потомками которого, ныне живущими во Франции, мы всей семьей дружим уже много лет; преподобный Трифон, чье имя носит православная гимназия, в которой уже двадцать лет трудится моя супруга Ирина, и которую закончили мои дочери Анастасия и Александра.

Что касается пока еще не прославленных подвижников, то мне очень близок святитель Иона Вятский и Великопермский, имя которого я всегда стараюсь поминать за панихидами в Успенском соборе и хотел бы, чтобы как можно больше людей узнали об этом удивительном архипастыре.

А вот моей супруге Ирине особенно близок преподобный Иоанн Дамаскин, который в годы земной жизни перенес немало лишений и даже откровенных издевательств, но при этом не огрубел сердцем и написал так много удивительных молитв, которые включены в утреннее и вечернее правило. Более того, он написал Пасхальный канон – настоящий гимн радости и любви! Разве это не удивительно?

Что нас подвигает почитать того или иного святого? Я думаю, в какой-то мере здесь сказывается наш личный жизненный опыт, когда мы сталкиваемся с вопросами, ответы на которые мы находим в жизни тех или иных святых. Так, например, если мы терпим несправедливость и гонимы, то обращаем внимание на того или иного святого, который также был гоним, и его жизнь вдохновляет нас преодолевать озлобленность, равнодушие, черствость, злобу мира сего. Помогает не пасть духом.

- Отец Александр, многим известны Ваши увлечения историей и литературой. Когда-то Вы трудились педагогом, чиновником. Не хотелось ли Вам вернуться на эту стезю и просто учить детей или писать романы?

- Возможно, Вы удивитесь, однако несмотря на любовь к истории, я никогда не любил возвращаться в прошлое и, тем более, повторяться. Помню, когда я работал в школе, мне довелось какое-то время проводить один и тот же урок в пяти классах одной параллели, то есть по пять одинаковых уроков в день. Возможно, для кого-то это счастье – ведь надо готовиться всего к одному уроку, а для меня это стало самым настоящим мучением, поскольку приходилось талдычить одно и то же. Так я и не смог к этому привыкнуть, и в итоге у меня все равно получалось пять разных уроков.

Кроме того, уникальность служения священника состоит в том, что оно включает в себя множество других служений - педагога, чиновника, ученого, писателя и даже предпринимателя, которыми ты можешь заниматься, практически, одновременно. При этом ты всегда и везде остаешься священником, и, чем бы ты ни занимался – наукой, педагогикой или творчеством – твои книги все равно будут книгами священника, так же как уроки, лекции или фильмы. Вот такое уникальное это служение! Так нужно ли еще о чем-то мечтать?

- Что бы Вы хотели пожелать читателям?

- Никогда не сдаваться и брать пример со святых. Помнить, что мы не одиноки. Многие люди уже шли тем же путем, сталкивались с теми же вопросами и проблемами, что и мы, но несмотря на все трудности, не сошли с указанного Христом пути и достигли Царства Небесного. Таковы святые. Поэтому так важно иметь их как ориентир в своей жизни, но при этом не мнить о себе многого. Помнить о том, что «блаженны нищие духом, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Помнить, что святые достигли этого Царства именно потому, что думали не о своих трудах и подвигах, и вообще не считали их за таковые. Ведь мы никогда не оправдываем надежд, которые возлагает на нас Бог, и заслужить святость поможет только Его милость, только она может нам помочь.

Поэтому откройте церковный календарь, посмотрите, память какого святого совершается в ближайшее воскресенье, придите в храм, чтобы почтить его труды, найдите и прочитайте в книге или интернете, что это был за человек. Сегодня все это доступно как никогда, о чем наши предки могли только мечтать. Надо просто открыть книгу, включить компьютер или смартфон и найти нужный сайт. Было бы желание! И если такое желание есть, то это уже половина дела.

Беседовала Лада Баева

Память вятских святых

Осенью Церковь празднует память архимандрита Александра (Уродова) (18 сентября), священномученика Михаила Тихоницкого (20 сентября), священномученика Николая Подьякова (24 сентября), священномученика Виктора Усова (24 сентября), священномученика Прокопия Попова (13 октября), священномученика Анатолия Ивановского (30 октября), мученицы Нины Кузнецовой (1 ноября), священномученика Геннадия (Парфентьева) (10 ноября).

Фото

Возврат к списку