20.10.2021

Роль личности Петра I в воспитании подрастающего поколения

19 октября 2021 года в МБОУ ДО «Детско-юношеский центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского» в рамках XXVI Свято-Трифоновских образовательных чтений состоялась секция «Роль личности Петра I в воспитании подрастающего поколения».

Вступительное слово на открытии секции произнес протоиерей Андрей Лебедев, помощник по миссионерскому служению Первого Вятского благочиния, преподаватель Вятского Духовного училища. Отец Андрей поблагодарил директора Детско-юношеского центра гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского города Кирова Альбину Покручину за организацию данной секции.

В работе секции прозвучали следующие доклады:

«Сохранить веру! Любить Россию! Духовно-нравственное воспитание на примере императора Петра Великого». Евгений Смирнов, протоиерей, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской и Слободской Епархии

Презентация методических материалов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей на основе православной культуры. Илья Кокин (город Москва), диакон, кандидат богословия, кандидат культурологии, член Союза писателей Москвы, автор учебных пособий для воскресных школ, трехкратный победитель Всероссийского конкурса в области православной педагогики «За нравственный подвиг учителя».

«Личность Петра I: православный взгляд» Девонина Влада Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе Вятского Духовного училища.

««Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»- «Я ученик и нуждаюсь в учителях» о воспитании и образовании в эпоху Петра I» Крупина Светлана Ивановна, учитель истории и обществознания высшей кв. категории МБОУ СОШ с УИОП № 32 г. Кирова.

«Личность Петра I как средство воспитания патриотизма младших школьников» Наталья Юрьевна Галышева, учитель начальных классов, отличник просвещения РФ МОАУ СОШ с УИОП №37 г. Кирова.

«Жизнь того лишь не напрасна, за Отчизну кто радел». Кочурова Лариса Александровна, учитель истории и обществознания высшей кв. категории МБОУ СОШ №4 г. Кирова.

«Формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся через изучение биографий исторических личностей» Легостаева Ольга Михайловна учитель истории и обществознания, высшей кв. категории МБОУ «СОШ №70» города Кирова.

«Землю русскую прославивший» (к 350-летию Петра I). Опыт применения приёмов музейной педагогики в патриотическом воспитании детей и молодежи". Кириков Александр Николаевич педагог-организатор музея БС "Память" КОГОБУ ДО "Дворца творчества Мемориал".

Юнармейский кадетский бал – окно в историю. Барышникова Наталья Владиславовна, зав. отделом гражданско-патриотического воспитания и спорта МБОУ ДО ДЮЦ им. А. Невского г. Кирова.

Из цикла «Сокровища в переплете»: "Воинский требник" или "Последование молебных пений" 1708 г. как ценный источник информации о преобразованиях в русской армии проводимых Петром I". Фоминых Алексей Александрович, режиссер ГТРК «Вятка», Лауреат Всероссийского конкурса телепрограмм и документальных фильмов ТЭФИ «Летопись Победы». педагог-организатор ДЮЦ им. А.Невского г. Кирова.

Также участники секции ознакомились с книжной выставкой по теме образовательных чтений, подготовленной  Русиновой Еленой Ивановной, главным библиотекарем отдела обслуживания ЦГДБ им. А.С. Пушкина города Кирова.

Сохранить веру! Любить Россию! Духовно-нравственное воспитание на примере императора Петра Великого.

Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии.

Тема нынешних XXVI Свято-Трифоновских образовательных чтений обусловлена 350-летним юбилеем со дня рождения императора Петра I, который, согласно указу Президента РФ отмечается на Всероссийском уровне.

Без сомнения, первый Российский император Пётр, названный Великим, заслужил благодарную память потомков. Российский флот, северная столица, славные победы в Северной войне, развитие российской науки – вот что подарил Пётр I России.

Все славные дела императора, как бы их не оценивали современники и последующие историки, говорили об одном – о его горячей любви к России. Эту любовь не смогли угасить ни увлечения европейской модой, ни соблазны европейской философской мысли.

Не смотря на то, что император Петра I «в Европу прорубил окно», он навсегда остался русским и православным при всём своём критическом отношении к современной ему религиозной жизни, где было всякое. Иерархи Церкви, монахи, тем более раскольники старообрядцы, не любили Петра, и он про это знал. Тем не менее, отеческой вере он не изменил.

Пётр не стал католиком, потому что ещё свежа была память о нашествии поляков. Не стал протестантом, хотя и скопировал немецкую протестантскую модель церковного устройства. Не стал атеистом, хотя атеизм в это время уже становился модным в среде европейской интеллигенции.

При нём молодёжь едет учиться за границу с одной целью – получив образование, вернуться обратно в Россию и послужить Родине. Духовный стержень Петра не был сломлен. Этот стержень – православная вера и любовь к Родине.

Поэтому, когда мы говорим сейчас о патриотическом воспитании в свете проблем, соблазнов и духовных вызовов нашего времени, нам важно обратиться к памяти императора Петра I. Он дал достойный ответ вызовам времени, но аналогичные вызовы стоят и перед нами, и ответ наших современников на них – далеко не похож на ответ Петра I.

Так модным сейчас стало покидать родную страну и уезжать за границу, по меньшей мере – покинуть свою малую родину в поисках лучшей жизни. Люди стремятся комфортно устроится. Благородное жертвенное служение Родине нивелируется.

Иное было в эпоху Петра. Сам император брался за топор, когда строил флот, сам разделял с солдатами и матросами тяготы и лишения военной службы. Даже последняя болезнь и смерть Петра показательны в этом отношении.

Пётр I поддерживал всех искренних, любящих Россию людей, из кого бы сословия они не происходили. Поэтому «зелёный свет» получали промышленники, купцы, учёные, военные. Эпоха Петра не была застоем и породила целую плеяду незаурядных личностей, которые объединяло одно – горение сердца и любовь к России. Пётр ценил искренность.

Именно так он смотрел и на Церковь. Сейчас много говорят об атеизме Петра I, вспоминают «всешутейшие и всепьянейшие соборы», церковную реформу. Да, у Петра хватало греховных падений, но он всегда ценил подлинную святость.

Так, не уважая современных ему архиереев и монахов, он глубоко уважал, ценил и слушался святителя Митрофана Воронежского. Когда старец-епископ преставился, Пётр сам нёс его гроб до места погребения, долго плакал и говорил – «не осталось у меня другого такого святого старца»

В порыве гнева, он мог обидеть праведника, о чём потом сам глубоко жалел. Именно так вышло с преподобным Иовом Анзерским, который был духовником Петра, но по ложному обвинению был сослан на Соловки. Спустя время, Пётр I поймёт, какого друга и человека он потерял, попытается вернуть отца Иова обратно, да только смиренный монах откажется от царской милости и останется молиться на Соловках за царя и всю Русскую землю, потому что Богом ему было открыто, что ждёт дальше Россию.

Пророчество преподобного Иова Анзерского соловецкие монахи вспомнят и поймут в XX веке, когда вся страна, соблазнившись безбожием, покроется сетью сталинских лагерей. От этого гибельного пути безбожия и предостерегал преподобный Иов Петра I в своё время. Императора уберёг, а вот его окружение, оклеветавшее старца, уберечь было невозможно.

Воспитывая современников, Пётр I торжественно переносит в новую столицу мощи святого благоверного князя Александра Невского в новый монастырь – Александро-Невскую лавру. Князь Александр Невский был для императора примером жертвенного служения.

Но, несмотря на все эти добрые начинания, под влиянием европейских увлечений, угасала живая вера в сердцах петровских дворян. Уже при его преемниках судьбы России будут решить немцы, к концу XVIIIв. высший свет будет говорить по-французски (вспомним 1том романа Л.Н. Толстого «Война и мир»), пока французы не сожгут Москву. В XIX в. появятся западники, затем русские люди обратятся к немецкой философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, и в 1917г. рухнет Российская Империя.

Вот и урок всем нам. Да, останутся армия и флот. Мы выиграем у немцев страшную II Мировую войну и спасём мир от фашизма, но мы сейчас теряем себя. Умирает и уезжает провинция. Пустеют не только деревни, но и малые города, на улицах которых до сих пор имена немецких философов Маркса и Энгельса и революционеров, начитавшихся их идей и разваливших Россию – Ленина, Урицкого, Володарского и т.д. Пётр I себя не потерял, не потерял и страну. Что ему помогло? Он был русский и православный.

Мы сейчас говорим о духовно-нравственном воспитании. Но, говоря о нём, мы не затрагиваем глубины духовной жизни, коренящиеся в религии. Бог есть любовь, а значит, человек, верующий в Бога не может любить только себя, потому что любовь Божия – жертвенная любовь. И высшим выражением этой жертвенной любви является Крест – символ христианства.

Император Пётр I не только носил крест на груди. Он нёс крест жертвенного служения Родине. И это главное. Поэтому сейчас, когда мы вспоминаем подвиги императора Петра Великого, важно детям говорить не только о флоте, Полтаве и Петербурге, но и задеть эти живые струны сердца и воспитать сердце.

Молитва, вера, примеры подлинной святости – всё это воспитало не только императора Петра I, но и многих выдающихся русских людей на протяжении столетий. Живая вера облагораживает человека. Неверие и эгоизм убивают душу. Важно сейчас найти этот родник живой воды, оживляющей наши души. Особенно это важно при воспитании детей.

У нас сейчас много совместных проектов Церкви и школы, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. В них могут участвовать и учреждения дополнительного образования. И цель здесь одна – донести до детских сердец те духовные ценности, которые по-настоящему украшают душу человека, осмыслить основы духовной жизни наших предков, дать оценку собственному духовному состоянию. Опыт показывает, что мы можем вместе работать на благо наших детей.

Пресс-служба Вятской епархии

Фото

Возврат к списку