19.10.2021

Доклад протоиерея Евгения Смирнова «Духовное становление через осмысление религиозного опыта. От Петра I до наших дней»

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Евгений Смирнов в рамках педагогической секции, которая проходила 18 октября 2021 года на базе Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования города Кирова представил вниманию слушателей доклад по теме «Духовное становление через осмысление религиозного опыта. От Петра I до наших дней».

Главная тема нынешних XXVI Свято-Трифоновских образовательных чтений, которые являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений, посвящается 350-летию со дня рождения Петра I, которое отмечается в России в 2022 году на основании указа Президента РФ. Данная тема также поднимает перед нами проблему соотношения секулярного мира и религиозности, потому что именно личность императора Петра I являет нам пример этого соотношения.

О личности императора Петра I мы знаем со страниц школьных учебников истории и литературы, которые даже в советский период истории отмечали строительство российского флота, основание Санкт-Петербурга и победу под Полтавой как главные заслуги Петра Великого перед Россией. Дополнением были повествования об увлечениях Петра I иностранной модой и его приказы, предписывающие бритьё бороды, которые тоже преподносились как некие достижения прогресса и благо для России.

Вместе с тем, за страницами школьных программ оставалось и остаётся сложное мировоззрение великого императора, которое во многом отражает реалии мировоззрения и духовной жизни, приоритетов, запросов и исканий нашего времени.

Петровская эпоха - это эпоха великих перемен и надежд, стремлений найти для России новый путь. Аналогичные по масштабам перемены происходят в жизни нашего общества с начала 1990-х годов, когда наша страна по окончании советской эпохи пошла по новому пути. Только каким будет этот путь и приведёт ли к величию России или, напротив, создаст новые проблемы? Поэтому нам важно осмыслить тот путь, который прошла Россия при Петре I. В контексте главной темы чтений мы говорим о духовной жизни и двух противоположных мировоззрениях – секулярном мире и религиозности.

Постараемся с этой позиции осмыслить отдельные моменты жизненного пути самого императора Петра и последствия его духовного выбора для России.

Пётр Великий родился 9 июня 1672 года. В учебниках истории этот период ассоциируется с тёмной стариной, дремучим патриархальным укладом, отсталостью в технике и т.д. и т.п. Доля правды в этом есть, что впрочем, не мешало отцу великого императора решать важнейшие геополитические задачи с пользой для России.

Так, например, на протяжении всего его правления России не раз приходилось воевать с Речью Посполитой, расхлёбывая последствия Смутного времени начала XVII века, когда поляки едва не посадили своего королевича на московский престол. Нужно понимать, что за Польшей стояла Католическая Церковь – главный объединяющий фактор Европы того времени. Россия одержала победу в этой схватке, которая закончилась воссоединением Малороссии и возвращением исконных русских земель в 1654. И это была не только военная и политическая победа, но и духовная победа, потому что в пределах Речи Посполитой на протяжении столетий в исконных русских землях проводилась политика ополячивания и окатоличивания, которые мыслились как неотъемлемая часть европейской интеграции. Украина тогда, несмотря на всю эту вредоносную политику польского правительства, называлась Малороссией, памятуя о своём духовном родстве с Великой Россией.

Вряд ли страну, которая смогла решить серьёзнейшую геополитическую задачу и вернуть свои исконные земли, наперекор всей Европе, можно назвать слабой и забитой. Петр от отца и деда унаследует способность решать аналогичные задачи, мыслить стратегически и достойно отвечать на вызовы времени. Поэтому Россия пробьётся к Балтике и на её берегу появится Санкт- Петербург. Величие России – станет главным духовным приоритетом Петра Великого.

Для достижения этого величия был нужен флот, новая техника, развитие науки, регулярное образование. И всё это появится в эпоху Петра Великого.

Но только ли в этом величие России? В чём сила русского духа? Современники Петра говорили о православной вере, и Пётр это понимал, поэтому до конца дней останется православным императором, не смотря на все соблазны европейских католичества и протестантизма. Тем более не стал он атеистом.

Известно, что Пётр I относился к атеистам плохо. Поданных, которые дерзали высказывать атеистические идеи, лично сам и прилюдно бил дубиной. При всех своих западнических взглядах Петр Алексеевич был человеком православным. Бывал в храмах, во время служб читал «Апостол», пел на клиросе, а главное горячо молился, особенно перед битвами и непростыми государственными решениями.

Император Пётр I всегда ценил подлинную святость и ненавидел фальшь и притворство, с которыми беспощадно боролся.

На его религиозном мировоззрении негативно отразились конфликт патриарха Никона с его отцом Алексеем Михайловичем, о котором во дворце будут помнить долго, а также богослужебные реформы патриарха Никона и их последствия в виде старообрядческого раскола. Память о властолюбии патриарха Никона, который, как и его отец, носил титул Великого Государя, и о последствиях этого необузданного властолюбия подтолкнут императора Петра к церковной реформе и упразднению патриаршества.

Фанатизм и невежество старообрядцев, которые нередко в знак протеста против политики государства заканчивались массовыми самосожжениями, наложили отпечаток в целом на отношение к религии. Для старообрядцев, и Алексей Михайлович, и его сын Петр были не кем иным как возможным антихристом. Подобные мнения разделяли и многие православные, которые за глаза осуждали императора, желали ему смерти, мечтали о восстановлении старых порядков. В основном это была правящая старая боярская элита, не желавшая каких-либо перемен в своей сытой и довольной жизни. Как ни странно, но именно эту прогнившую боярскую партию поддерживала немалая часть духовенства.

Среди высшего духовенства тогда не нашлось человека, способного понять и поддержать молодого царя в его лучших порывах и стремлениях, наставить его мудрым словом и примером своей жизни на истинный путь, предостеречь от ошибок. Разрушить негативные стереотипы могла только подлинная святость. Впрочем, даже у святых современников Петра I в общении с царём были определённые проблемы.

Так настоящим другом и духовным наставником для молодого царя Петра стал святитель Митрофан епископ Воронежский. Они подружились во время Азовского похода, когда под Воронежем молодой царь Пётр строил флот, чтобы потом пробиться к Чёрному морю.

Епископ Митрофан всячески поддерживал это благое начинание, жертвовал «на ратных» церковные средства, наставлял и по-отечески заботился о молодом царе. Эта искренность и бескорыстие выделяли воронежского старца-епископа на фоне остального духовенства. Петр это ценил. Они по- долгу беседовали о планах и намерениях Петра. И молодой царь слушался мудрого святителя, даже если тот был с ним не согласен.

Так житие святителя Митрофана Воронежского сообщает нам о решительном отказе святого идти в царский дворец на торжественный вечер, поскольку у входа во дворец царь установил статуи обнажённых греческих богинь. Святой просто развернулся и пошёл обратно. За этот вызов царю, иной архиерей мог поплатиться жизнью. Но Петр знал, что святой Митрофан слов на ветер не бросает. Дорога была настоящая духовная дружба. Царь приказал убрать богинь…

Святой епископ своим поступком показывал, что негоже православному царю преклонять свои колени перед идолами и кумирами, даже декоративными. Нельзя, принимая западную моду, осквернять свою душу. У православного царя должны быть иные идеалы. К сожалению, Пётр не всегда помнил эти наставления, хотя всегда будет чтить мудрого Воронежского святителя.

Когда старец-епископ Митрофан скончался, Пётр на своих руках нёс его гроб и долго плакал над его могилой, говоря, не осталось у меня другого такого святого старца. Подлинная святость, явленная в лице святителя Митрофана стала лучшей прививкой от атеизма и других европейских соблазнов, несмотря на то что, Пётр и его окружение могли беспощадно пародировать недостатки церковной жизни на «всешутейших и всепьянейших соборах».

Окружение и друзья нередко пагубно влияли на царя. Поэтому трагически сложилась судьба другого святого старца, преподобного Иова Анзерского. В годы юности Петра о талантливом энергичном священнике Иоанне, который говорит замечательные проповеди, помогает бедным и на службах которого молиться особенно легко, говорила вся Москва. Петр избирает его своим духовником. Оказавшись при царском дворе, отец Иоанн стал ещё больше делать добрых дел, помогать бедным, посещать заключённых, ходатайствовать за невинно осуждённых. Вскоре на отца Иоанна донесли царю, что он не открывает Тайной канцелярии тайны исповеди. Разгневанный царь отправил старца-священника на Соловки, где приказал его постричь в монахи. Отец Иоанн это воспринял как волю Божию. Пётр вскоре поймёт свою ошибку и будет просить отца Иоанна вернуться обратно, но отец Иоанн, уже к той поре принявший монашество с именем Иов откажется возвращаться в шумную столицу, а испросит благословения у Соловецкого настоятеля на отшельничество и отправится на пустынный остров Анзер, где после чудесного откровения Божией Матери устроит Голгофо-Распятский скит с самым строгим уставом.

Матерь Божия открыла преподобному Иову, что место, где устроен скит, назовётся второй Голгофой. Это пророчество было непонятно соловецким монахам вплоть до XX века, пока Голгофо-Распятский скит на Анзере большевики не превратили в изолятор для больных тифом заключённых страшного Соловецкого лагеря. Из изолятора живым почти никто не возвращался…Голгофо-Распятский скит, основанный во времена Петра, стал настоящей Голгофой для русского народа в XX веке. Именно от этого страшного и погибельного пути и предостерегал старец-духовник молодого царя Петра, которому казалось, что ради блага России можно приносить любые жертвы. В XX веке счёт жертв во имя «светлого будущего» пойдёт на миллионы. Многие русские люди тогда взойдут на Голгофу.

Осуждение на ссылку преподобного Иова Анзерского совпало по времени с решением Петра об упразднении Патриаршества в Русской Церкви. В 1700г. скончался патриарх Адриан, который отказался в своё время насильно постригать в монашество жену Петра Евдокию Лопухину, затем ходатайствовал за стрельцов, осуждённых после бунта на казнь, одним словом, был не по нраву Петру, который даже не приехал на его похороны. Пётр запретил избирать нового патриаха… 20 лет Русской Церковью правил Местоблюститель патриаршего престола, а затем и вовсе патриаршество было упразднено, и вместо него был учреждён Святейший Синод, где постоянно присутствовал обер-прокурор, светский офицер, «око Государево и стряпчий по делам церковным».

Патриаршество в Русской Православной Церкви будет восстановлено только в 1917г., когда рухнет Российская Империя, а пока Церковь будет поставлена в подчинённое положение, что приведёт к самым плачевным последствиям. Логика Петра I была предельно простой – Государь всегда прав, а Церковь должна служить интересам государства, даже если это греховные интересы. Отныне все высшие церковные постановления выходили под грифом «По приказу Его Императорского Величества…». А Императорское Величество повелевало открывать тайну исповеди, анафематствовать всех инакомыслящих, одобрять и освящать каждый свой шаг, приказывало на западный манер писать иконы, строить храмы, исполнять церковные песнопения. Обер-прокурорами в Синод назначались далеко не лучшие люди, да и сам Синод был устроен по протестантскому европейскому образцу под прямым контролем государя. Тщательно проверялись все проповеди архиереев и других священнослужителей. Это была попытка подчинить и замять голос совести, заставить Церковь молчать. Она слишком дорого обойдётся впоследствии для Российской Империи.

По сути, Пётр I попытался в ходе своих реформ построить секулярный русский мир без отказа от религиозности. В трудные минуты Пётр усердно начинал молиться Богу. Так он горячо молился перед Казанской иконой Божией Матери накануне Полтавской битвы, во время которой царя могли убить несколько раз, и его спасло только чудо. В благодарность по приказу Петра на Невском проспекте Петербурга будет построена часовня, куда поместят один из списков почитаемой чудотворной иконы. Век спустя на этом месте будет выстроен знаменитый Казанский собор.

Он горячо почитал святого благоверного князя Александра Невского, видя в нём пример для подражания. В 1724 году по приказу императора в Санкт-Петербург из Владимира перенесут мощи святого князя Александра и они будут положены в специально устроенной Александро-Невской лавре. Но тогда же Пётр запретит писать иконы князя в монашеском облачении и повелит его изображать как воина. А ведь именно монашество стало итогом земной жизни князя Александра.

Петру был нужен святой князь-воин, а не князь-монах. Религия в сознании Петра носит прикладной характер. Это характерная черта секулярного общества.

Идеи Петра поддерживает его окружение, а затем и всё высшее благородное сословие. Показательным было то, что за весь последующий 18 и 19 века лишь единицы святых будут из дворянского сословия. – Фёдор Ушаков, Александра Дивеевская, Игнатий Брянчанинов….Вот, пожалуй, и всё… Религиозность в высшем свете стала не престижной, зато модными потом будут масонство, оккультные учения, даже атеизм. Забывая веру предков, дворянство стало забывать и свой язык. Вспомним, на каком языке написан почти весь первый том «Войны и мира» Льва Толстого, где даётся красочное описание дворянского общества накануне нашествия Наполеона.

Сожжёная французами Москва заставила многих задуматься о своих духовных приоритетах. Впрочем, западники и славянофилы будут спорить ещё весь XIX век о духовной жизни России, пока революция, порождённая секулярным мышлением, не сметёт тех и других.

В высшем обществе, именующем себя элитой, происходит выхолащивание религии. Хотя повсюду строятся храмы и преподаётся Закон Божий.

На этот вызов времени, порождённый реформами Петра I, Русская Церковь ответила святостью своих подвижников, которые ещё ярче сияли на фоне всеобщего духовного упадка. Это преподобные Серафим Саровский и Оптинские старцы, святители Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, святой Иоанн Кронштадтский. Именно к ним теперь, как роднику живой воды, тянулась православная Россия.

Святые с тревогой говорили о духовном состоянии современного им секулярного общества. «Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пролей свет Твой и истину Твою!», - писал святитель Феофан Затворник.

На эту тревогу отозвались те, кто искал Бога и хотел жить по правде Божией, это множество простого народа, который приходил к старцам и святым за советом и благословением, это философы-славянофилы, это Гоголь, это Достоевский. Остальные, вслед за Чернышевским думали «Что делать?» и постепенно, расшатывая Россию, готовили революцию.

Показательно, что святым из царского рода Романовых станет лишь последний Российский император Николай II. Только путь к святости теперь в XX веке был уже через страдания и мученическую кровь. России предстояла Голгофа, о которой пророчески говорил в петровские времена преподобный Иов Анзерский.

Если Пётр I хотел религию сделать опорой и служанкой государства, то большевики решили её уничтожить вообще. Теперь уже не за бороду или старинное платье, а за ношение креста можно было поплатиться жизнью. Не отдельные негативные моменты, а всё прошлое клеймилось как мрачное и проклятое, ну а во имя «светлого будущего» большевикам было не жалко никакой крови.

В советский период нашей истории мы видим попытку навязать секулярное мышление всему народу как единственное и безальтернативное. Атеизм насаждался государством от детского сада и до ВУЗа. Храмы разрушались, святыни уничтожались. Верующих просто убивали. Этому безумию и жестокости Церковь снова противопоставит подлинную святость – святость новомучеников и исповедников. Гонения очистили Русскую Церковь. Поражённые секулярным духом от неё просто отпали.

Секулярная (а если быть точнее, атеистическая) политика государства принесла свои гибельные плоды. Могучее Советское государство прогнило изнутри и не смогло ответить на духовные вызовы 90-х годов. Если до революции на Запад ехали дворяне, то сейчас на Запад потянулся весь народ. Если Пётр I «в Европу прорубил окно», Б.Н. Ельцин «сломал стену», то что будет дальше? Речь, как и во времена Петра, не о технике и достижениях прогресса и даже не о моде, речь о духовных ценностях…

Если при Петре не стабильной семейная жизнь и рождаемость была только у дворян, то в современном секулярном обществе мы уже говорим о глобальном семейном и демографическом кризисе, из которого не можем выбраться уже много лет. Мы попросту вымираем, уезжаем и бросаем родную землю. В Кировской области это особенно чувствуется.

Сейчас в реалиях современного секулярного мира мы снова говорим о традиционных ценностях, которые сейчас обозначены в нормативных документах как базовые национальные ценности.

Религия в этом ценностном списке упоминается наравне с наукой и природой! Это яркая иллюстрация современного секулярного мышления. При религиозном мировоззрении – религия стоит на первом месте, а иначе и семью, и науку и природу можно потерять, если будут доминировать только материальные ценности.

Школа сейчас также носит светский характер, но о религии на уроках теперь говорят как о ценности, а не «опиуме для народа», как в советское время. Но и этого разговора хотят не все. Показателен в этом отношении выбор модуля курса ОРКСЭ в 4 классе. В Кировской области большинство родителей выбирают для своих детей модуль Основ светской этики. В определённой степени этот выбор говорит о духовном состоянии родителей. Но хуже, если этот выбор навязывает школа в лице директора или завуча. В этом случае детям просто навязывается секулярное мировоззрение.

В то же время Церковь себя не навязывает, потому что невозможно навязать человеку религиозность, поскольку это должен быть его свободный духовный выбор, выбор его сердца. Но религиозный опыт многих тысяч наших соотечественников, особенно русских святых подвижников и людей прославивших Россию необходимо осмыслить. И именно такую возможность даёт нам преподавание в школе ОПК в рамках курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. И есть уже немалый опыт преподавания ОПК в светской школе по самым различным программам – «Истоки», «Русское слово», есть программы для детских садов.

Но велика сила инерции, и я убеждён, что многие родители, выбирая Основы светской этики вместо Основ православной культуры, делают свой выбор неосмысленно, либо этот выбор им бывает навязан.

В свою очередь Церковь никому себя не навязывает, но приглашает к диалогу и сотрудничеству. Мы много можем говорить о гранях этого сотрудничества – это участие в подготовке учителей и методическое сопровождение преподавания ОПК, образовательные чтения, конкурсы для учителей и детей, совместное проведение праздников.

При этом у родителей, детей, педагогов всегда сохраняется свобода духовного выбора и, тем более, выбора его жизненного пути. И важно, что в современном секулярном обществе есть место для подлинной религиозности, которая может стать духовным светом для современного общества, лишь бы этот свет подлинной духовной жизни не угасал под влиянием секулярного мира.

Плоды секулярного мировоззрения петровской эпохи мы ещё долго будем пожинать. Плоды религиозного подвига видим в жизни святых. Петр I поставил Россию на секулярные рельсы, но это не угасило религиозного горения православного русского духа настоящих подвижников. По петровскому секулярному пути идёт современная Россия, но современная система образования даёт нам возможность осмыслить глубину духовной жизни и подлинную духовную радость, явленные в религии, и с этой позиции оценить собственное мировоззрение и деяния. Осмыслим ли мы этот бесценный духовный опыт и насколько приобщимся к нему, зависит от нас.

По материалам отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку