18.10.2021

Воскресная школа

18 октября 2021 года в рамках XXVI Свято-Трифоновских чтений в помещении воскресной школы храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова состоялась секция «Духовное становление воспитанников воскресной школы.

В рамках секции состоялась презентация серии учебно-методических пособий для воскресной школы для работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста.

Работу секции возглавил руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской епархии протоиерей Евгений Смирнов. В мероприятии приняли участие директора, воспитатели и преподаватели воскресных школ и гость из Москвы - кандидат богословия и культурологии, член Союза писателей Москвы диакон Илья Кокин.

Для обсуждения на круглом столе были обозначены следующие вопросы:

  • Домашняя молитва воспитанников воскресной школы.
  • Богослужебная практика воспитанников воскресной школы.
  • Пост и подготовка к причащению воспитанников воскресной школы.
  • Современная мода и увлечения воспитанников воскресной школы. Проблемы переходного возраста.
  • Соблазны мысли или «неудобные вопросы» преподавателям вероучительных предметов.

Также в рамках секции были представлены учебно- методические пособия для воскресной школы для работы с детьми среднего школьного возраста и подростками, и состоялась встреча с их автором - диаконом Ильёй Кокиным, город Москва.

Приветственное слово протоирея Евгения Смирнова, руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Вятской епархии: Духовное становление воспитанников воскресной школы.

Главная тема чтений, определённая Священным Синодом, «К 350-летию Петра I: секулярный мир и религиозность» заставляет нас обратиться к проблеме духовно-нравственного воспитания. Сегодня мы будем говорить о духовном становлении воспитанников воскресной школы, анализируя исторический опыт, вспоминая пример великого Российского императора Петра I.

Что мы помним о Петре I? Из курса школьной программы – это флот, Полтавская битва, строительство Петербурга, бритьё бород и немецкое платье, упразднение патриаршества.

Из курса духовной семинарии – учреждение Синода, «всешутейшие и всепьянейшие соборы», развод с женой Евдокией, казнь сына, нравственная распущенность и сомнительный брак с Екатериной I, страшные характеристики Синодального периода истории Русской Православной Церкви, святые современники Петра и их реакция на поступки и дела императора.

Анализируя духовное состояние общества в петровскую эпоху, я для себя сделал только один вывод – негативным поступкам Петра могла противостоять только подлинная святость. Определёнными авторитетами для него были только святитель Митрофан Воронежский и преподобный Иов Анзерский.

Со святителем Митрофаном Воронежским Пётр подружился во время Азовского похода, когда строил флот под Воронежем, чтобы потом пробиться к Чёрному морю.

Епископ Митрофан всячески поддерживал это благое начинание, жертвовал «на ратных» церковные средства, наставлял и по-отечески заботился о молодом царе. Эта искренность и бескорыстие выделяли воронежского старца-епископа на фоне остального духовенства. Петр это ценил. Они по- долгу беседовали о планах и намерениях Петра. И молодой царь слушался мудрого святителя, даже если тот был с ним не согласен.

Так житие святителя Митрофана Воронежского сообщает нам о решительном отказе святого идти в царский дворец на торжественный вечер, поскольку у входа во дворец царь установил статуи обнажённых греческих богинь. Святой просто развернулся и пошёл обратно. За этот вызов царю, иной архиерей мог поплатиться жизнью. Но Петр знал, что святой Митрофан

слов на ветер не бросает. Дорога была настоящая духовная дружба. Царь приказал убрать богинь…

Святой епископ своим поступком показывал, что негоже православному царю преклонять свои колени перед идолами и кумирами, даже декоративными. Нельзя, принимая западную моду, осквернять свою душу. У православного царя должны быть иные идеалы. К сожалению, Пётр не всегда помнил эти наставления, хотя всегда будет чтить мудрого Воронежского святителя.

Когда старец-епископ Митрофан скончался, Пётр на своих руках нёс его гроб и долго плакал над его могилой, говоря, не осталось у меня другого такого святого старца. Подлинная святость, явленная в лице святителя Митрофана стала лучшей прививкой от атеизма и других европейских соблазнов, несмотря на то что, Пётр и его окружение могли беспощадно пародировать недостатки церковной жизни на «всешутейших и всепьянейших соборах».

Окружение и друзья нередко пагубно влияли на царя. Поэтому трагически сложилась судьба другого святого старца, преподобного Иова Анзерского. В годы юности Петра о талантливом энергичном священнике Иоанне, который говорит замечательные проповеди, помогает бедным и на службах которого молиться особенно легко, говорила вся Москва. Петр избирает его своим духовником. Оказавшись при царском дворе, отец Иоанн стал ещё больше делать добрых дел, помогать бедным, посещать заключённых, ходатайствовать за невинно осуждённых. Вскоре на отца Иоанна донесли царю, что он не открывает Тайной канцелярии тайны исповеди. Разгневанный царь отправил старца-священника на Соловки, где приказал его постричь в монахи. Отец Иоанн это воспринял как волю Божию. Пётр вскоре поймёт свою ошибку и будет просить отца Иоанна вернуться обратно, но отец Иоанн, уже к той поре принявший монашество с именем Иов, откажется возвращаться в шумную столицу, а испросит благословения у Соловецкого настоятеля на отшельничество и отправится на пустынный остров Анзер, где после чудесного откровения Божией Матери устроит Голгофо-Распятский скит с самым строгим уставом.

Матерь Божия открыла преподобному Иову, что место, где устроен скит, назовётся второй Голгофой. Это пророчество было непонятно соловецким монахам вплоть до XX века, пока Голгофо-Распятский скит на Анзере большевики не превратили в изолятор для больных тифом заключённых страшного Соловецкого лагеря. Из изолятора живым почти

никто не возвращался…Голгофо-Распятский скит, основанный во времена Петра, стал настоящей Голгофой для русского народа в XX веке. Именно от этого страшного и погибельного пути и предостерегал старец-духовник молодого царя Петра, которому казалось, что ради блага России можно приносить любые жертвы. В XX веке счёт жертв во имя «светлого будущего» пойдёт на миллионы. Многие русские люди тогда взойдут на Голгофу. До конца своих дней преподобный Иов Анзерский будет молиться о спасении души императора Петра.

Такими были святые современники Петра, но не таким было остальное духовенство. Поэтому оно не имело влияния на Петра. Осуждение на ссылку преподобного Иова Анзерского совпало по времени с решением Петра об упразднении Патриаршества в Русской Церкви. В 1700г. скончался патриарх Адриан, который отказался в своё время насильно постригать в монашество жену Петра Евдокию Лопухину, затем ходатайствовал за стрельцов, осуждённых после бунта на казнь, одним словом, был не по нраву Петру, который даже не приехал на его похороны. Пётр запретил избирать нового патриаха…20 лет Русской Церковью правил Местоблюститель патриаршего престола, а затем и вовсе патриаршество было упразднено, и вместо него был учреждён Святейший Синод, где постоянно присутствовал обер-прокурор, светский офицер, «око Государево и стряпчий по делам церковным».

Возникает вопрос – как на упразднение патриаршества мог решиться православный царь? Наше негодование убавиться, если мы проанализируем причины этого решения. Одной из них для Петра стала память о конфликте патриарха Никона с его отцом царём Алексеем Михайловичем. Неограниченное властолюбие патриарха Никона, который именовал себя, как и царь, Великим Государем, и горькие последствия этого властолюбия для Русской Церкви ещё долго будут помнить во дворце.

Противоположной крайностью были старообрядцы со своей фанатичной приверженностью к старине и всевозможными суевериями на тему скорого конца света. Для них Пётр был не более чем антихрист, от которого надо бежать куда-то в леса, а иногда и решаться на суицид через самосожжение ради спасения души и сохранения старой веры.

Могла ли подобная «духовная» жизнь вдохновлять молодого человека, увлечённого европейской модой и искавшего новый путь для России? Что Церковь тогда противопоставила императорским увлечениям кроме ворчания на тему - какой плохой у нас царь?

Поразительно, что Пётр при таком духовном состоянии современной ему Церкви вообще не стал атеистом. Он продолжит посещать храм, будет петь в церковном хоре, читать Апостол, будет горячо молиться перед Казанской иконой Божией Матери накануне Полтавской битвы, будет свято чтить память святого благоверного князя Александра Невского и прикажет в Петербург перенести его мощи.

Благоверный князь Александр Невский, явивший жертвенную любовь к Отечеству и своему народу, будет примером для Петра. Император запретит изображать на иконах святого князя Александра в монашеских одеждах и прикажет изображать его как воина. Наверное, не очень вдохновляло императора Петра современное ему монашество. В то время и на самом деле в монастырях было духовное оскудение и почти не было горящих духом подвижников. Монахи в большинстве своём были склонны к старообрядчеству с его безграмотным фанатизмом. Вспомним хотя бы знаменитый Соловецкий бунт при Алексее Михайловиче. Вот царь и приказал писать на иконах Александра Невского как воина, считая монашеское облачение унижением для благоверного князя защитника Руси.

Вся эта атмосфера поразительно напоминает духовное состояние современного общества и Церкви, а духовное состояние царя и его окружения – современную молодёжь.

Поэтому нам важно осмыслить, как могли относиться к увлечениям Петра и его окружения святые современники, например святитель Митрофан и преподобный Иов. Мне кажется, что они умели отделять пшеницу от плевел, а главное, они искренне любили молодого царя, несмотря на то, что его поступки, их, без сомнения, огорчали. Они спасали его душу любовью, а на увлечения смотрели как на болезни переходного возраста

Нас тоже огорчает иногда мода современной молодёжи и подростков, а иногда и раздражает. Только нет во многих современных прихожанах и священнослужителях подлинной христианской любви к заплутавшему поколению. Отсюда - вечный конфликт отцов и детей. Отцов – в смысле настоятелей.

Исход этого конфликта, чаще всего, молодёжь, ушедшая из воскресной школы и храма. А потом мы удивляемся – почему никто не поступает в духовное училище. В современном жестоком мире молодое сердце может согреть только настоящая христианская любовь. Если в среде епископата, духовенства, прихожан - поколения отцов оскудела христианская любовь, то

что после этого пенять на подростков и молодёжь? Наверное, как и Петр, они могут отозваться только на реальную, а не мнимую святость, пример подлинно благочестивой, а не елейно-полиелейной патриархальной приходской жизни.

Святые, терпимо относясь к европейским увлечениям Петра, принимая как реальность его выбор, одновременно обличали его явные грехи, чётко разграничивая - увлечения модой и болезни души. Поэтому обличали пьянство и блуд петровского окружения, и при этом всегда поддерживали добрые начинания. Они не мешали жить реальной жизнью, предостерегая при этом от явного греха.

Нам важно помнить об этом мудром подходе. Сейчас подростки нередко задают вопрос – зачем для спасения нужно обязательно страдать? Почему нельзя жить обычной нормальной жизнью? Почему святые это обязательно, либо мученики, либо монахи? Вообще святость мешает жить. Так вот, святость святителя Митрофана Петру жить не мешала. Мешала только грешить, и царю Петру было понятно почему, поэтому он, слушая мудрого святителя, был готов исправить свои ошибки. Умер святитель Митрофан, и с горечью скажет Пётр – «не осталось у меня другого такого святого старца…»

Страшно, когда вместо подлинного горения христианского сердца подросткам предлагается в воскресных школах полиелейная псевдорелигиозность. При отсутствии личной святости, мы даже не всегда можем современной молодёжи рассказать адекватно о духовном опыте святых, их духовной брани, духовном горении. Поэтому святые представляются какими-то нереальными небожителями, а урок Закона Божия превращается в обычный школьный урок истории с сухими датами и именами.

Наверное, важным было бы общение на тему – в чём может быть благочестие современного подростка? Какой может быть молитва молодёжи? Важно при преподавании вероучительных дисциплин ответить на соблазны мысли и сомнения, которые в изобилии предлагает современный интернет. Говоря об аскетике, важно осмыслить опыт поста и объяснить зачем он. Пётр I посты нарушал, но о них он знал. Наконец, опыт участия в богослужении. Пётр I пел на клиросе и читал Апостол. Почему он это делал при всём своём европейском увлечении? Может ли восхвалять Бога чистым сердцем современная молодёжь и как сделать так, чтобы служба была не в тягость, а в радость? Если бы Петру I пение на клиросе было в тягость – он бы не пел.

Сегодня, осмысливая исторический опыт петровской эпохи, в условиях современного секулярного общества каждая воскресная школа должна ответить на эти вызовы времени, как ответитли на них святые эпохи Петра Великого своей подлинной христианской любовью и духовной мудростью.

Пресс-служба Вятской епархии

Фото

Возврат к списку