13.08.2021

Состоялось празднество Рождества святителя Николая Чудотворца в Горохово

В праздник Рождества святителя Николая 11 августа 2021 года, в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Горохово состоялось торжественное богослужение.

Утром 11 августа в 9.00 в Богородицком храме была совершена Божественная литургия со славлением памяти святителя Николая Чудотворца.

Богослужение возглавил настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Андрей Лебедев в сослужении благочинного Слободского церковного округа протоиерея Евгения Смирнова, настоятеля церкви святителя Николая города Слободского иерея Иоанна Павлова, настоятеля Вознесенской церкви села Загарье, церкви иконы Почаевской Божией Матери поселка Гирсово иерея Иоанна Милюшина, и клирика Великорецкого подворья Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря иеромонаха Николая (Белёва).

В день праздника в храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» села Горохово с раннего утра стали съезжаться прихожане храмов Вятской епархии.

Праздничное богослужение началось с Утрени с полиелеем, во время которой отец Николай и отец Евгений принимали исповедь. Затем началась Божественная литургия. Богослужение сопровождало величественное и красивое звучание песнопений в исполнении хора под руководством регента Анастасии Харитоновой. Все, кто готовился к принятию Святых Христовых Таин и был допущен священником после исповеди, смогли причаститься. По окончании литургии состоялся крестный ход вокруг храма и молебен святителю Николаю. Затем отец Андрей Лебедев провёл экскурсию по храму, в ходе которой рассказал об истории Казанского храма и его чтимых святынях, о жизни святителя Николая, а так же об истории села Горохово.

***

История села Горохово.

Село Горохово (старое название Гороховское) Шишкинской волости Орловского уезда Вятской губернии было основано 17 июня 1702 года. Событие это увязывается с постройкой Трехсвятительской церкви, но есть информация, что уже в 1580 и 1660 годах упоминается Гороховская деревянная часовня. Каменная церковь в селе Горохово строилась с 1817 по 1845 годы.

В 1873 году в церкви было три престола. В холодном храме в честь Казанской Иконы Божией Матери, в тёплом - один престол во имя Иоанна Богослова, другой во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, и Иоанна Златоуста. При церкви значилось два священника и три дьякона. В 1908 году теплый придел из-за тесноты был расширен и перестроен.

Храм закрыли в 1937 году. Причиной стал конфликт местного батюшки с местными властями. Священник не разрешал строить школу в непосредственной близости от храма. Из Сыктывкара приехали большевики, сняли кресты с куполов, иконы сожгли в печке и начали строить школу.

В 60-х годах решили строить ферму в соседней деревне Маракулевщина. Потребовался кирпич. Решили взорвать церковь. Но так как при подрыве всего храма неизбежно пострадала бы школа, подорвали только дальнюю стену трапезной. Ближнюю к школе стену обрушили и разобрали вручную. Очевидцы рассказывали, что стены колокольни и холодного храма не поддавались отбойным молоткам, тогда попытались свалить тракторами, обвязав звонницу тросами. Колокольня раскачивалась из стороны в сторону, но так и не упала. После этого затею о разборке оставили и устроили в храме склад удобрений. Местные жители говорили, что мужик, который скидывал кресты вскоре погиб, а школа сгорела. В 80-х годах не стало села Горохово, как и Маракулевщины, где осталась только ферма из церковного кирпича.

В 1995 году паломники Великорецкого Крестного хода решили очистить храм от мусора и удобрений. Вскоре появился Андрей Михайлович с единомышленниками, который, получив благословение Владыки Хрисанфа, стал восстанавливать храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

С 1999 года на праздник Казанской иконы Божией Матери 20-21 июля стал проводиться крестный ход от Савватеевщины до Горохово.

На средства благотворителей храма в 2014-2015 годах была построена часовня. Эта часовня посвящена памяти новомучеников, исповедников, всех паломников Великорецкого крестного хода, пострадавших в годы гонений от советской власти. Завершены строительные работы в Казанском храме, установлен иконостас, восстанавлена ограда вокруг храма.

В 2016 году во время Великорецкого крестного хода освятили часовню и открыли памятник святителю Николаю Чудотворцу.

Святыни Казанского храма.

К чтимым иконам Казанского храма относится икона святителя Николая, в окладе которой находится крест с частицей мощей святого. Интересна история обретения этой иконы. В конце 90-х годов 20 века образ святого находился в доме женщины, проживающей в Кикнурском районе Кировской области.

Сын женщины страдал недугом пьянства и однажды, в пьяном угаре, взяв нож в руки, бросился к иконе и выколол глаза святителю Николаю. Мать не смогла воспрепятствовать беззаконию. Не было принесено должного покаяния Богу. Вскоре женщина ослепла, а её сын окончательно спился. Родственники решили отдать икону в храм и принесли своё покаяние.

Среди чтимых святынь Казанского храма – истинное подобие в размер Туринской Плащаницы, оригинал которой хранится в соборе святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине; Крест-мощевик с частицами Тернового венца, Багряницы, Хитона, Пояса и гроба Иисуса Христа, частицами Пояса, Ризы и Покрова Пресвятой Богородицы; икона св. Георгия Победоносца с частицей мощей и икона священномученика Николая Курбановского, который служил в храме села Горохово, защищал православную церковь от обновленчества, был расстрелян 13 декабря 1937 года, а в 2000 году на Архиерейском соборе прославлен в лике святых.

Рождество святителя Николая.

Святой Николай родился в 258 году в городе Патары, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу, чтобы Он послал им ребенка. Господь услышал их молитвы и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного ребенка служению Богу.

Первое чудо святой Николай явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. Во время крещения новорожденный в купели простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. В постные дни ребенок принимал материнское молоко всего один раз, по вечерам. Когда Николай научился читать, то занялся изучением Святого Писания и духовных книг. Ночи он проводил в молитвах, а дни — в праведных трудах. Его дядя, епископ Николай Патарский, видя такое усердие, сделал юношу чтецом, а затем и возвел в сан священника. Чудотворец вел аскетический образ жизни. Все свои богатства, полученные в наследство от родителей, Николай раздал нищим. В 325 году участвовал, как архиепископ города Миры, в первом Вселенском соборе в Никее. Жизнь земную посвятил служению Богу и людям. При жизни святитель Николай совершал многие чудеса: спасал утопающих в море, из заточения в темнице, исцелял людей от недугов.

Почитание святителя Николая.

Велика на Руси слава угодника Божия Николая. Летопись преподобного Нестора свидетельствует, что в 882 году в Киеве на могиле первого русского князя Аскольда (во святом крещении Николая) была построена церковь во имя святителя Николая. Предание о князе Аскольде донесло до нас рассказ о начале прославления святого. С IX века св.Николая стали почитать на Руси, как небесного покровителя державной власти.

С конца Х века на Руси появились переводы греческих вариантов Жития, и русские сказания и повести о святителе Николае, о чудотворных образах святого.

С самых древних времен на Руси святитель Николай прославился множеством чудесных знамений и исцелений. Так, в первые времена государственной и христианской жизни нашего Отечества, когда русский народ страдал во время татаро-монгольского нашествия, Господу было угодно послать утешителя Чудотворца Николая через его святой образ Зарайский (Корсунский), принесенный в Рязанскую область в 1225 году из Корсуни пресвитером Евстафием. Такую же роль сыграл чудотворный образ святителя Николая Можайского, получившего свое имя от подмосковного города Можайска. Объединившись и окрепнув, Русь сбросила с себя сначала татарское иго, потом отразила попытки других захватчиков, стремившихся поработить ее.

Содействие святителя Николая мирному устроению русского государства осуществлялось и через его Великорецкий образ, явленный на Вятке.

Самое раннее дошедшее до нас упоминание о празднике рождества святителя Николая содержится в славянской глаголической рукописи XII–XIII веков. Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV веку. При ранних упоминаниях самого праздника свидетельства о песнопениях рождеству св.Николая дошли до нас в рукописях XVII–XVIII веков. Известны две разные службы на этот праздник. Они отражают две традиции празднования, бытовавшие в разное время и в разных областях России. Одна зафиксирована в рукописи из Новгорода, вторая — в списке, принадлежавшем Свято-Троицкому кафедральному собору в Вятке.

Письменные свидетельства о праздновании Рождества святителя Николая в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу». О существовании песнопений на этот праздник говорит рукопись 1657 года. Запись свидетельствует, что рукопись была писана в Великом Новгороде в лето 7165, то есть спустя более 100 лет после основания монастыря и памятной записи в Чиновнике Софийского новгородского собора. Далее след этой службы ведёт вглубь России, в сердце монастырской жизни Московской Руси - Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Именно в лаврской библиотеке в рукописи был обнаружен ещё один список этой службы. Рукопись датируется 1723 годом.

В мае 1380 года на берегу реки Великой был явлен чудотворный образ святителя Николая, который стал именоваться по месту своего обретения Великорецким. Повелением царя Иоанна Васильевича Грозного и святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, свершилось перенесение Великорецкого образа в Москву. Встреча Великорецкого образа Николая Угодника в Москве состоялась в день Рождества святителя Николая 29 июля 1555 года. Крестным ходом чудотворный образ принесли и поставили в Успенском соборе Московского кремля для поклонения верующих. Знаменательному событию была посвящена летописная «Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву», вошедшая в Великие Кремлевские Четьи-Минеи святителя Макария (Леонтьева). Возможно, что самим святителем Макарием были составлены тропарь и кондак московскому празднику в честь образа Николая Великорецкого.

В Москве в храме Покрова Пресвятой Богородицы по повелению царя был устроен придел «Николы Великорецкого». Во второй раз с осени 1614 года до весны 1615 года, согласно воле царя Михаила Федоровича Романова, чудотворная икона вновь побывала в Москве. А уже в 1621 году в память первого пребывания чудотворного образа в Москве в 1555 году первый царь из рода Романовых Михаил Федорович повелел отмечать рождество святителя Николая 29 июля (по старому стилю) -11 августа (по новому стилю).

На Вятке была составлена специальная служба Рождеству святителя. Она дошла до нас в рукописи Свято-Троицкого кафедрального собора. Эта рукопись ныне хранится в библиотеке Российской академии наук (Вятское собрание, № 66). Датируется она началом XVIII века, возможно, это список с более раннего источника. Текст содержит информацию о написании службы по святительскому благословению, которое, возможно, было дано самим митрополитом Макарием - почитателем святителя Николая.

Об установлении праздника говорится и в приписке к Уставу Успенского собора Московского Кремля, сделанной во 2-й половине XVI века: «Уставися праздновати Рождеству святителя Николая и бывает ход со кресты к Николе на рву». Есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена во время патриаршества Никона в 1657 году.

Во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца в России было упразднено. И только в 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить празднование Рождества святителя Николая.

В честь святителя Николая стоят древние и строятся новые храмы. С надеждой на заступничество и помощь угодника Божия, обращаются верующие к святителю Николаю. И почти в каждом доме есть икона святого Николая Чудотворца, у которой звучат слова молитвы.

Фотиния Вотинцева.

Пресс-служба Вятской Епархии

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери села Горохово

Фото

Возврат к списку