05.07.2021

В Нижнеивкинском благочинии состоялись праздничные богослужения на месте явления иконы Спаса Нерукотворного

Ежегодно на 9-ю пятницу по Пасхе в Оричевском районе Кировской области (Нижнеивкинское благочиние) совершаются праздничные богослужения на месте явления чудотворного образа Спаса Нерукотворного. Место это, называемое Усова мельница, находится недалеко от села Коршик.

Издревле это место явления иконы почиталось верующими людьми, там совершались богослужения. В 1959 году, в разгар хрущевских гонений, паломничество было прекращено. В 90-х годах в селе Коршик был заново открыт храм Зосимы и Савватия Соловецких. Настоятелем церкви – протоиереем Василием Зубрицким – паломничество было возобновлено.

В этом году торжества состоялись 2 июля. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка на место явления была принесена икона Спаса Нерукотворного, которая находится на постоянном хранении в Серафимовском соборе г. Кирова. Лишь раз в году икона покидает место своего пребывания и торжественно приносится на место явления Образа.

В часовне на месте явления иконы Спасителя была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный Нижнеивкинского церковного округа иерей Николай Андреев, ему сослужили настоятель храма Зосимы и Савватия Соловецких с. Коршик протоиерей Василий Зубрицкий, настоятель Троицкой церкви с. Истобенск иерей Иоанн Шаповал, настоятель Троицкой церкви с. Среднеивкино иерей Стефан Ижик, настоятель Покровской церкви с. Адышево иерей Сергий Окуловский, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери с. Илгань иерей Валерий Шихов.

Богослужебные песнопения исполнил Народный хор под управлением регента Юлии Скопиной.

После окончания Литургии духовенство и верующие спустились к месту, где раньше стоял мост, на котором явилась икона. Состоялся чин малого освящения воды.

Помолившись и причастившись за Божественной литургией, паломники отправились в обратный путь, благодаря Бога и молитвенно прославляя образ Спаса Нерукотворного.

***

Кандидат исторических наук, член Союза писателей России Артем Маркелов в своей книге «Золотой свет (Святыни и подвижники Оричевского района)» описывает торжества на Усовой мельнице следующим образом:

«В клировых ведомостях храма впервые о крестном ходе упоминалось в 1862 году с уточнением, что он проходит в 9-ю пятницу по Пасхе. Причем в самих клировых ведомостях можно четко увидеть, что эти сведения были вписаны позже на полях документа и с оговоркой "кроме того" (то есть вдобавок к существующим крестным ходам). Стало быть, ход на Усову стоял особняком и первоначально даже не считался приходским крестным ходом.

Скорее всего, существовал обычай почитания образа Спаса Нерукотворного. В случае надобности крестьяне приходили к камешницким священникам с просьбой послужить рядом с Усовой мельницей – на том месте, где, по преданию, и явился образ Спасителя. Причем службы проходили прямо на мельничном мосту – ни креста, ни часовни долгое время просто не было. Но на мосту тесно, народа много. И тогда причт камешницкого храма обратился в Вятскую консисторию с просьбой разобрать малопосещаемую часовню во имя Рождества Пресвятой Богородицы близ починка Быковского, перенести ее к Усовой мельнице, собрать заново и назвать Спасской (в честь образа Спаса Нерукотворного). У починка Быковского был поставлен столб с иконой. Консистория дала «добро». Все это случилось в 1864 году.

Спасская часовня у Усовой мельницы пользовалось большим почитанием – особенно сюда стремились те, у кого болели глаза, как в таких случаях говорили, «очи править».

К середине 1930-х годов паломничество практически свели на нет, и в 1936 году обветшавшая часовня рухнула. Три года спустя большое половодье прорвало мельничную плотину. Оричане восприняли случившееся как наказание свыше за брошенную часовню, и паломничество на берег реки Снигиревки, где стояла Спасская часовня, возобновилось.

В 1959 году, в разгар хрущевских гонений, паломничество было запрещено распоряжением Оричевского райисполкома. Место паломничества предполагалось распахать и засеять. Но, несмотря на запрет, паломники собирались не только из Оричевского, но Халтуринского и Верхошижемского районов, а также из г. Кирова. Крестный ход на Снигиревку возобновлен в 1990-х годах».

По материалам Нижнеивкинского благочиния

Фото

Возврат к списку