06.06.2021

Божественная литургия на месте обретения чудотворного Великорецкого образа святителя Николая

6 июня 2021 года на берегу реки Великой состоялись праздничные богослужения, посвященные обретению чудотворного Великорецкого образа святителя Николая.

Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна возглавил служение Божественной литургии. Архиереям сослужило духовенство Вятской Митрополии.

Песнопения исполнил сводный хор Вятской Епархии под управлением Юлии Скопиной. За богослужением молились множество паломников, в том числе казачество и православная молодежь Вятки.

Проповедь перед Таинством Причастия произнес клирик Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова иерей Евгений Виноградов.

- Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня нас снова собрал в село Великорецкое святитель Николай. Наша душа радуется и ликует. В прошлом году большинство верующих были лишены возможности участвовать в паломничестве на Великую реку. Но в этом году мы снова вместе единой душой и единым сердцем славим святителя Николая на древней Вятской земле.

Господь нам с вами показал как хрупок тот мир, в котором мы живем, и как хрупка наша религиозная свобода. Вообще, все, что нас окружает, очень хрупко и зыбко. И когда начинаешь всматриваться в детали нашего бытия, все, что кажется незыблемым, начинает утекать как вода сквозь пальцы и рассыпаться как песочный замок.

Казалось бы, мы всё знаем про святителя Николая и Великорецкий крестный ход. Но если мы поинтересуемся, то окажется, что многое совсем не так, как то, к чему мы привыкли.

Окажется, что житие святителя, которое мы читаем у святителя Димитрия Ростовского, составлено из житий двух святых. Они оба носили имя Николай, занимали кафедру Мирах Ликийских с разницей в 300 лет. Окажется, что настоящее житие утеряно и от него остались только крупицы. Окажется, что нет подписи святителя на актах Первого Вселенского Собора, на котором он был, и, как мы знаем, даже ударил еретика Ария. И на самом деле про жизнь святителя мы ничего толком и не знаем.

То же самое касается нашего крестного хода. Мы не знаем в точности, когда и где была обретена икона. Первое упоминание о ней относится не к XIV веку, как говорит нам Сказание об обретении Великорецкого образа, а к 1521 году, то есть, к веку XVI.

Не знаем, когда началось паломничество на реку Великую. Нет и самой иконы святителя. Та икона, с которой мы ходим, это точная копия, но все же, не сам образ. И наконец, в древности и самого крестного хода не было. Икону доставляли в Великорецкое в начале по Вятке водным путем, а затем, начиная с XVIII века, икону везли на лошадях, а люди для того, чтобы поклониться святыне, собирались сами со всех губерний, уездов и волостей.

И это все действительно было бы так, если бы не одно. Это Бог, который, по словам апостола Павла, «не бывает поругаем» (Галл. 6:7).

Действительно, мы очень мало знаем про святителя Николая, но это святой, после апостола Павла, вокруг личности которого возникла целая наука - николоведение. В начале 2000-х годов появилось житие святителя, освобожденное от поздних наслоений.

Благодаря исследованию мощей удалось подтвердить многие исторические факты, упомянутые в житии. Мы знаем, что он был сыном предпринимателя, у которого был свой флот. Он был богат, но собирал богатство не земное, а Небесное, что делами благотворительности он начал заниматься с юности.

Мы знаем, что житие не погрешило против истины, говоря о том, что он был строгий постник с самой юности и претерпел жестокие лишения, мучения и заточения за Христа при императоре Диоклетиане. Анализ мощей, проведенный в 1957 году, показал, что он долгое время пребывал в сырой темнице, был поднимаем на дыбу за руки. Знаем мы, что он принимал участие в Первом Вселенском Соборе уже глубоким старцем около 70 лет. Император Константин отмечал, что в Первом Вселенском Соборе принимало участие 300 епископов, но до нашего времени сохранилось только 220 имен. И у нас нет основания не верить преданию, что святитель был участником собора.

Но не это важно, важно другое: то, что святитель Николай является ярчайшим подтверждением нашей веры. «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых», сказано в Писании» (Мк. 12:27).

Наверное, каждый из стоящих здесь на себе почувствовал живое участие святителя в собственной судьбе, и то, как молниеносно действует Благодать Божия по молитвам святого. В самых трудных и безнадежных ситуациях мы чувствуем его помощь и поддержку. Церковь называет святителя «правилом веры и образом кротости» - всем тем, к чему мы все призваны. Поэтому мы с вами идем в этот ход и совершаем этот подвиг.

Да, мы лишились великой вятской святыни — Великорецкого образа, но обрели другое, нечто большее, чем просто образ — это крестный ход. Расслабленное паломничество и многолюдная ярмарка, после многих лет запретов сменились крестным ходом. И уже три десятилетия это не просто поездка на святое место, интересное путешествие, но служение Господу.

А что такое крестный ход? Крестный ход — это непрестанное Богослужение в пути. Будь то молитва священников во главе колонны или тихий шепот ребенка, повторяющего слова акафиста за своими родителями.

Это богослужение поистине святое и угодное Богу, так как ничто не смогло уничтожить поклонение Богу и Его Угоднику на реке Великой, ни петровские запреты, ни декреты и указы советской власти. Почему? Потому что дело Божие незыблемо. И теперь не важно, есть ли у нас сам образ или нет. Крестный ход сам стал иконой, земным отображением Небесного Царства.

Да, мы лишились самой святыни, но приобрели то, что и должны были приобрести, то, к чему призваны все мы христиане — стать Церковью, а значит, приобрести вместо плотского — духовное, вместо временного — вечное. Аминь.

После окончания Божественной литургии митрополит Вятский и Слободской Марк, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн совершили чин освящения воды реки Великой, купели и источника, на котором в XIV веке был обретен Великорецкий образ святителя Николая.

Икона Николая Чудотворца крестным ходом была перенесена в Никольский храм Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку