14.03.2021

Вечерня с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе

В Прощеное воскресенье 14 марта 2021 года в 17.00 в Успенском кафедральном соборе города Кирова митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Вечерню с чином прощения.

Его Высокопреосвященству за богослужением сослужили клирики Успенского собора: протоиерей Александр Балыбердин, иерей Вадим Маринич, иеромонах Досифей (Чернядьев), схииеромонах Селафиил (Шадрин).

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор Успенского кафедрального собора города Кирова под регентством Юлии Скопиной и протодиакон Игорь Мельников.

Затем был совершен чин прощения, за которым митрополит Марк просил прощения у каждого священнослужителя и прихожанина, пришедшего в этот день в Успенский собор города Кирова.

В завершение богослужения Владыка Марк обратился к верующим с архипастырским словом:

– Сегодня по старому стилю первое марта – начало весны. Отцы Церкви говорили о том, что пост является весной души, подразумевая под собой очищение через чистоту. Рассуждая над постом, который предстоит, приходят на память слова Священного Писания, которые нас многому научают и дают правильный настрой на прохождение Великого поста. Спаситель говорит о том, что «не любите того, что в мире». Притча о блудном сыне. Что позволило ему вернуться в Отчий дом? Возможность отказаться от тех привязанностей греховных, которые его увели на сторону далече, и только через покаяние, через обращение ума он вернулся и вошел в радость своего Отца. В то же время апостол Павел, который до обращения и познания истинного Бога гнал христиан. Явилось ли для него это состояние препятствием для того, чтобы прийти в радость богообщения? Конечно же, нет. Он пришел к Нему через покаяние. Один из разбойников, который был на кресте, осознавая свои грехи, обратился ко Христу с просьбой его помянуть в Царствии Своем, то есть он явил осознание того, что он грешил, жил неправильной жизнью, но в то же время он обратился к Богу за помощью и услышал от Христа Спасителя слова: «Ныне будешь со Мной в раю».

В то же время привязанность к богатствам падшего мира послужила ли Иуде средством к благополучной жизни? Нет. Человек пошел и повесился, придя в отчаяние. Спаситель говорит: «Не любите всего, что в мире». И обращается ко всему роду человеческому в лице апостолов, Он говорит: «Мир Мой даю вам не так, как этот мир дает». Короткие слова, но очень содержательные. Когда мы начинаем задумываться, почему Он два мира сравнивает, если даже не говорить о грехах, мы говорим о том, что каждый дает то, что он имеет. Если у человека чего-то нет, то он не может откликнуться на просьбу и дать того, что не имеет. Поэтому каждый дает то, что он имеет. Рассуждая над этими словами Спасителя, начинаешь понимать, что может дать этот мир каждому из нас? Он дает то, что привязывает человека к временной жизни. Это так дает мир.

А как дает Бог? Бог дает человеку то, что привязывает его к жизни вечной. Поэтому, с одной стороны, мы живем во временной жизни, пользуемся теми благами, которые нас могут окружать, самое главное – не иметь к этому привязанности. Он сказал о том, что «мир во зле лежит». А какой мир? Который Он создал? О нем сказано – «все премудростью сотворил еси, все благо и красиво зело». Говорится о грехах. Поэтому, оставляя привязанность не просто ко временной жизни, а к богатствам, которые нас тонкими, но очень крепкими нитями привязывают к временной жизни и ко греху, нужно от этого плена греховного, конечно же, освободиться и услышать слова Спасителя, который говорит: «Не собирайте себе богатства здесь на земле, где тля и ржа все уничтожает, где воры раскрадывают и крадут». А говорит о другом: «Собирайте себе богатства на небесах, где ни тля, ни ржа ничто не уничтожает, воры не раскрадывают и не крадут». И это не материальное богатство, а духовные богатства, и эти богатства можно стяжать во временной жизни. И какие они, плоды духовные? Это любовь, сострадание, милосердие, незлобие. У таковых есть законы. И поэтому, упражняясь в делании добра и исполнении заповедей Божиих, мы начинаем стяжевать и благодать Духа Святаго, и богатства духовные, которые нас привязывают к жизни вечной. Поэтому, конечно же, хотелось бы, чтобы мы с вами провели Великий пост с большой пользой, чтобы, очищаясь в первую очередь духовно, а потом уж и телесно, с духовной радостью встретили Светлое Христово Воскресение.

Сегодняшний день называется Прощеное воскресенье не случайно. Давайте вспомним слова Спасителя о том, что «каким судом судите, таким и сами судимы будете; и какой мерой мерите, такою же отмерится вам» (Мф. 7:2). Давайте не забывать, как Спаситель сказал о том, что «несть человека, ежели не согрешит, несть ни единого». Когда мы человека, который просит у нас прощения, не прощаем, мы попадаем под тот же самый суд. Вспомним молитву «Отче наш». Мы просим Христа Спасителя, просим Бога о том, чтобы Он оставил нам долги наши, и дальше говорим: «Якоже и мы оставляем должникам нашим». Проводим аналогию – а так ли мы в своей жизни поступаем? Если нет? Имеем ли право мы этого просить у Бога, Который нам и заповедовал: «Каким судом хотите, чтобы нас судили, так же относитесь к своим ближним». Руководствуясь этими словами, давайте в своем сердце простим тех обидчиков, которые нанесли нам те или иные душевные травмы, и не будем об этом думать и привязываться к греховным помыслам, а действительно по любви простим им прегрешения их. Тогда будем иметь надежду, что Господь и нас простит. Руководствуясь этими словами, осознавая, что в наших действиях всегда могут быть какие-то греховные помыслы и действия, и я несовершенный человек, поэтому прошу прощения, если вас обидел делом, словом или помышлением. И помолитесь обо мне. Бог в помощь, Ангела-Хранителя!

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку