19.02.2021

Воспитываем своим примером

В Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского состоялась премьера документального фильма «Школьные уроки» (режиссёры — Антон Погребной и Ольга Самсонова, киновидеостудия «Вятка»). В киноработе рассказывается об учебных буднях и праздниках гимназии, которая недавно отметила своё 20-летие. О том, как создавался этот фильм, мы просили рассказать одного из авторов ленты — Ольгу Валентиновну Самсонову.

— Как Вам пришла мысль снять фильм о Вятской православной гимназии? Бывали ли Вы прежде в её стенах? Знакомы ли с учениками, преподавателями этого учебного заведения, с протоиереем Сергием Гомаюновым?

— С настоятелем гимназического храма вмц. Екатерины отцом Сергием я была знакома ещё до того, как он был рукоположен. Тогда Сергей Алексеевич преподавал историю в педагогическом университете и вместе с женой создал студенческий клуб «Братство», где происходило много интересного. Я тогда работала в художественной редакции телерадиокомпании «Вятка», и наша творческая группа совместно с клубом сделала, на мой взгляд, неплохие передачи «Война за дверью твоего дома» и «Предания вятской старины».

Уже в то время С.А. Гомаюнов со своими студентами немало времени посвящал вопросам православного образования и воспитания. Когда в 1998 году я узнала, что он рукоположен в сан священника и что при его активном участии создается православная гимназия, направила в первый класс новой школы свою племянницу Дашу Санникову. А в рождественские каникулы 2001 года мы сняли первую передачу о гимназии «Святые дни». Она тогда находилась в небольшом кирпичном здании бывшей церковно-приходской школы на улице Пятницкой рядом с Предтеченским храмом. Очень хорошо помню ту съемку и атмосферу домашнего уюта и сердечного тепла. Настроение у всех было праздничное, и говорить о трудностях первых лет становления гимназии не хотелось. А они, конечно, были: создавалось совершенно новое учебное заведение, и никто в полноте еще не знал, каким образом нужно выстраивать школьный процесс, какие методики применять, чтобы обучение стало еще и воспитывающим. И батюшка, и учителя уповали на помощь преподобного Трифона Вятского.

Со временем подросли мои внуки, и я хотела, чтобы и они учились в нашей православной гимназии. Дочь беспокоилась, не будет ли у детей проблем с общим образованием. Я ей ответила: «Аня, у нашего поколения отняли Бога. Не хочу, чтобы мои внуки повторили наш путь. А что касается предметного образования, то гимназия теперь в числе лучших в Вятке». Когда Соня пошла в первый класс, она уже училась в здании бывшей Мариинской женской гимназии, а её домовый храм, в котором долгое время размещалась спортивная школа, в 2011 году был возвращен епархии и за год восстановлен. Это стало настоящим Божиим даром для православной гимназии!

Сначала в Сонином классе, а потом и в Лёвином я старалась помогать учителям в подготовке рождественских и пасхальных праздников. Так что вот уже восемь лет вместе с моими внуками и их одноклассниками, можно сказать, учусь в гимназии. Воспринимаю с благодарностью, что за эти годы я получила здесь определенное православное воспитание. Мне нравится размеренная, спокойная жизнь гимназии, ее правила, учителя, с которыми познакомилась достаточно близко. Все это совпадает с моим представлением о том, какой должна быть школа. И я подумала: ведь об этом можно снять фильм.

Единственное, что беспокоило: найдет ли заявленная нами тема поддержку в Министерстве культуры РФ? Но после того, как мы получили благословение митрополита Вятского и Слободского Марка на создание фильма, нам сразу стало легче. Мы с художественным руководителем студии Алексеем Ивановичем Погребным встретились с протоиереем Сергием Гомаюновым и директором гимназии Еленой Николаевной Мошкиной и обсудили тему будущего фильма. Отец Сергий рассказал, как в течение 20 лет коллектив учителей, используя исторический опыт и обращаясь к современным примерам, постепенно, шаг за шагом выстраивал свою концепцию православного образования. И эта работа, конечно же, не закончена, она продолжается. Батюшка просил нас быть очень аккуратными, даже осторожными в изображении служб и всего, что связано с Церковью. С учетом этих пожеланий был написан сценарий, и мы получили в Министерстве культуры грант на съемки фильма «Школьные уроки».

— Вы нечасто выступаете в роли режиссера в фильмах студии «Вятка»…

— Да, в нашей маленькой киновидеостудии на меня возложены очень непростые обязанности директора, продюсера и редактора. А режиссером у нас уже лет десять работает наш с Алексеем Погребным сын Антон. Но на этот раз я понимала, что должна помогать ему на съемках в гимназии: меня тут знают, ко мне привыкли, поэтому, как ни тяжелы были для меня еще и режиссерские обязанности, вынуждена была их разделить с Антоном Алексеевичем.

Мы все очень хорошо понимали, какая сложная перед нами стоит задача. Снять портрет одного или нескольких героев непросто, а портрет большой школы, где 700 детей и более 50 учителей!? Как снимать уроки, чтобы не мешать, о чем нас просил отец Сергий, и чтобы лица детей, их эмоции запечатлеть? Как одной камерой снять общие мероприятия с множеством участников и массовые праздники в зале, где звук разлетается и нет хорошего освещения!? И самое главное — нам предстояло работать в православной гимназии, где каждый день начинается и заканчивается молитвой, где наряду с русским языком, математикой, историей и другими школьными предметами существуют уроки православного направленности. Как показать в фильме не столько внешние проявления жизни, сколько ее внутреннюю сторону, то, что порой и словами трудно передать? На самом деле перед нами стояла очень трудная и серьезная задача.

— Как долго шли съемки? Был ли в гимназии карантин, связанный с пандемией?

— По плану съемки должны были начаться в декабре 2019 года, а закончиться в июне следующего года. Но мы не могли пропустить важные события: Первое сентября, День рождения гимназии, Трифоновские чтения и другие, поэтому начали снимать с 1 сентября 2019-го все мероприятия и праздники, так как им придается не меньшее значение, чем урокам. По сценарию фильм должен был закончиться празднованием Пасхи, когда по традиции все гимназисты выходят на Театральную площадь и запускают в небо воздушные шары. Мы так напряженно работали, что объявленное в марте прошлого года закрытие школ на карантин, было для нас как гром среди ясного неба. Получалось, что мы не сможем снимать пасхальные торжества, не будет еще целого ряда намеченных эпизодов. Но отец Сергий тогда твердо сказал, что на этом съемки должны быть закончены.

Я была удручена, Антон Алексеевич меня успокаивал: «Ну что ты переживаешь? Снято более 40 часов, на 50-минутный фильм хватает с избытком!». Конечно, нас спасло то, что мы начали работать по теме раньше и основной материал по урокам, разговоры с учителями, праздники был уже снят. Но меня это не успокаивало, так как в фильме, на мой взгляд, не хватало нескольких очень важных эпизодов. Нам хотелось обратить особое внимание на директора школы Елену Николаевну Мошкину и на настоятеля Екатерининского храма при гимназии протоиерея Сергия Гомаюнова. Мы успели снять только отдельные разговоры с ними, а планировали увидеть их на уроках, в общении с учителями и учащимися. Чтобы понять, о чем я говорю, приведу один случай, происшедший на съемках.

Антон Алексеевич собирался снимать перемену в школьном коридоре, а я стояла и разговаривала с отцом Сергием у кабинета математики. Прозвенел звонок, и из класса стали выходить великовозрастные старшеклассники. И каждый из них, увидев у дверей батюшку, подходил к нему за благословением, и он каждого благословлял, а с последней девочкой повел разговор о ее больной маме. Вся эта неподготовленная сцена прозвучала бы в фильме очень сильно. А если бы еще удалось запечатлеть, как по коридору опрометью мчатся к отцу Сергию за благословением малыши! За восемь лет много раз видела такие сцены, а в нашем фильме их не оказалось. И я, конечно, не могу об этом не жалеть.

В компьютере сохранился первый вариант сценария под названием «Батюшка». Название это возникло неслучайно. Протоиерей Сергий Гомаюнов в гимназии — человек особенный. Мне кажется, что он педагог по призванию и Божьему дару. Ему дано умение говорить с детьми просто и интересно о сложном и непонятном. Ученость батюшки (он кандидат исторических наук) не фундаментально застывшая, а невероятно живая, в своих размышлениях он добирается до самой сути. В школе его уважают и любят как учителя, так и учащиеся. Он тихо, скромно, даже как-то незаметно появляется в коридорах и классах гимназии, говорит при этом негромко, стараясь не привлекать к себе внимания. А вместе с тем ощущается, что именно с ним как с духовным наставником связано всё, что происходит в школе. Но нам пришлось отказаться от первоначального сценарного решения, так как отец Сергий попросил нас сосредоточить внимание на гимназии, на преподавателях и учениках.

— В фильме и директор, и учителя вспоминали о трудностях становления педагогического коллектива и гимназии в целом…

— За пределами фильма осталась очень интересная история директора Елены Николаевны Мошкиной. Успешный преподаватель педагогического университета, кандидат филологических наук становится директором православной гимназии, находящейся под постоянным «обстрелом» различных административных структур, не сразу принявших эту «непонятную» школу. Но к чести и Елены Николаевны, и администрации города с годами удалось преодолеть бюрократические препоны. А сегодня Вятская православная гимназия входит в десятку лучших учебных заведений области, а постоянные победы учащихся на различных конкурсах подтверждают высокий уровень преподавания в школе. И что примечательно, своих заслуг в этих победах Елена Николаевна не видит. При этом она не прекращает исследовательской деятельности, в экспедициях изучает народные говоры и диалекты Вятского края и других областей. Кроме того, Е.Н. Мошкина оказалась прекрасной хозяйкой: в коридорах и классах школы чисто, уютно и красиво. Везде чувствуется желание сделать гимназию родным домом для тех, кто здесь учится и работает.

На мой вопрос, каких педагогов будем снимать, Елена Николаевна с мягкой улыбкой ответила: «У нас все учителя интересные, у каждого свои достоинства». И действительно, уроки, на которых мы работали, были очень интересными. У нас на глазах разворачивался увлекательный творческий процесс, в котором с одинаковым воодушевлением участвовали и педагоги, и гимназисты. Мне даже казалось, что из каждого урока можно сделать отдельный маленький фильм.

— Не потому ли киноленту так и назвали — «Школьные уроки»?

— Нет, смысл в название вкладывался другой: какие нравственные уроки получают ученики в стенах гимназии. Оказывается, что и обычные каждодневные уроки могут воспитывать. Если учитель вкладывает душу в преподавание, то дети это чувствуют, они начинают любить и педагога, и предмет. Именно об этом говорит в фильме Елена Николаевна Мошкина: «Воспитываем мы только своим примером, тем, как ведем урок, какой материал отбираем, как относимся к детям… и другого воспитания вообще нет».

— В фильме видно, что ребята искренно воспринимают школу, одноклассников и преподавателей как одну большую семью. И даже, покинув стены родной гимназии, сохраняют о своей альма-матер самые светлые воспоминания.

— Да. Особенно нас растрогали высказывания выпускников. Все они говорили, казалось, очень простые слова, иногда с юмором, но так, как говорят только в полной уверенности, что тебя поймут, что всё будет принято с любовью. Так же искренне общались с нами учителя. К сожалению, эти маленькие «исповеди» в своем большинстве остались за кадром в силу определенного метража киноленты, но теперь я понимаю, что именно они образовали то особое духовное пространство, на котором и держится наш фильм.

Беседовала Наталья Васнецова

На фото — кадры из киноленты «Школьные уроки»


Творческой группой под руководством А.И. Погребного созданы многие фильмы православной тематики, которые можно посмотреть на канале «Кинорежиссёр Алексей Погребной — YouTube». Например, кинолента «Плотники» (реж. Л. Пермякова, 2004 г.) рассказывает о том, что вятские плотники строили церкви не только на Вятской земле, но и в Подмосковье, на Алтае. Есть хроникальные кадры, где герои картины воздвигают православный храм под Парижем. В фильме «Сельский приход» (реж. О. Самсонова, 2011 г.) рассказывается о восстановлении Троицкой церкви в селе Волково, о её настоятеле — протоиерее Владимире Орлове, о жизни здешних прихожан. Фильм «Безмолвные молитвы» (реж. Антон Погребной, 2013 г.) повествует о Вятской православной общине глухих и слабослышащих, а документальная лента «Крестный ход» (реж. Антон Погребной, 2014 г.) посвящена Великорецкому крестному ходу.

Примечательно, что на нашем сайте Вятской Епархии вы также можете прочитать два интервью с духовником Вятской православной гимназии протоиереем Сергием Гомаюновым:

«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»;

«Искусство медленного чтения».

Фото

Возврат к списку