11.02.2021

О любви и встрече с Живым Богом

9 февраля 2021 года, накануне Дня православной молодежи, который отмечается в России 15 февраля в праздник Сретение Господне, состоялась встреча духовенства Вятской Епархии со студентами Вятского государственного агротехнологического университета. В мероприятии приняли участие руководитель отдела по делам молодежи Вятской Епархии протоиерей Сергий Ендальцев и ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Александр Балыбердин. Разговор отца Александра со студентами был посвящен теме любви.

Примечательно, что это уже не первая встреча духовенства со студентами, которые проходят в рамках соглашения о сотрудничестве между Вятской Епархией и Вятским государственным агротехнологическим университетом

О самом главном

- Друзья, сегодня поговорим о любви как о самом главном, о самом важном, о том, без чего прожить невозможно, - обратился к собравшимся протоиерей Александр Балыбердин. – Никак невозможно, потому что без любви не создашь семью, а если создашь – не сохранишь. Без любви не воспитаешь детей, без любви не проводишь родителей, а в старости останешься один. И дети тебе будут звонить раз в месяц и задавать один и тот же вопрос: «Папа, мама, дай денег». А когда они поймут, что денег вы уже не можете им дать, они перестанут звонить. К сожалению, это не теория, а практика. Я священник и знаю, как часто сбывается именно такой сценарий, в том случае, когда люди думают обо всем – о деньгах, о карьере, о даче, о квартире, о квадратных метрах, и забывают о любви. Поэтому я бы хотел сказать о любви, как о фундаменте нашей жизни. Непросто как о кладовке, чулане или какой-то приятной вещи, которых полон наш дом, о том, на чем наш дом, наша личность стоит. И прежде всего, я хотел бы вам сказать о супружеской любви. И поскольку я буду говорить о конкретной любви – к моей супруге Ирине, к дочкам Насте и Саше, я попрошу включить небольшой видеоролик. Это запись песни с нашего концерта, который проходил несколько лет назад в центре «Семья», песенка называется «Наперегонки».

Как отметил отец Александр, «задача этого клипа была в том, чтобы познакомить вас с моей семьей», любви которой и посвящена книга «Письма Ирине», с которой в ходе встречи познакомил также батюшка, являясь ее автором.

Браки заключаются на небесах

Что это за книга? Если дневник священника и догадки ученого совместить с письмами о любви, то получится именно эта книга. Не знаю, читали ли вы когда-то дневники отца Александра Шмемана, читали ли вы «Письма к сыну» Евгения Леонова, замечательного нашего артиста, читали ли вы записки священника Александра Брянчанинова… но на меня эти книги произвели глубокое впечатление, и несколько лет назад я задумал написать книгу писем.

Почему обложка этой книги именно такая – небо и радуга? Потому что после 31-го года брака, я точно знаю, браки заключаются на небесах. А когда в браке бывает и гроза, и дождь, и хмурится погода, то все равно, если ты любишь, все успокаивается, и выглядывает солнышко, выглядывает радуга, в том числе как знак завета Божьего с человеком. Потому что – вы можете к этому всерьез не отнестись, но я говорю это искренне – без Бога любви нет, потому что Бог есть любовь.

Почему письма?

Почему письма? Потому что насильно мил не будешь, нельзя заставить полюбить, поэтому писать о любви книгу указов и распоряжений бесполезно, а вот письмо – оно предполагает диалог, ненавязчивый разговор с читателем. Такое небольшое письмо можно прочитать утром, за чашкой чая или кофе, где-то по пути на работу, но очень важно, чтобы это письмо запомнилось, чтобы оно говорило о главном, о том, что человека волнует, и было искренним. Мне кажется, этот жанр самый подходящий для подобного рода книг.

Настоящая любовь – конкретна

Почему письма именно Ирине? Потому что настоящая любовь – конкретна. Конечно, проще любить жителей Занзибара или Никарагуа, но у меня это не получится, потому что настоящая любовь – это не словом, а делом и истиной. По большому счету в семье все понятно: любит муж или не любит? Если покушал, помыл за собой посуду, что, девочки, значит? Любит. А если поел, посуду свалил в раковину, сел возле телевизора и смотрит свой футбол – к нему есть вопросы. Берем скалку и идем воспитывать. Правильно? Это я, конечно, образом. Никаких скалок никому ни в коем случае брать не нужно.

Поэтому кто любит? Кто моет посуду, кто варит борщ, кто встает ночью к ребенку, кто едет в воскресенье после службы в огород, чтобы посадить чеснок, потому что нужно помочь теще. И теща – это не герой анекдотов, а это мама любимой женщины. И она попросила посадить чеснок. Понимаете? Любовь всегда конкретна, она деятельна. Это даже не чувства, это скорее воля, стремление к единству с тем, кого ты любишь. Поэтому и книга называется «Письма к Ирине». В ней я не выдумываю ничего, а вспоминаю нашу жизнь, те тридцать лет, которые мы вместе, и вспоминаю именно под этим углом зрения.

Книга из 78 писем

А где же она, любовь? В чем она проявлялась наша любовь? Когда мы впервые сказали друг другу «я тебя люблю», понимали ли мы, что мы говорили? А потом как так случилось, что мы это поняли? Поводом к написанию этой книги стала наша серебряная свадьба – когда наступило 25-летие нашего брака. И когда эта дата приблизилась, я подумал, что же подарить супруге? Очень трудно после двадцати пяти лет брака подарить что-то оригинальное, и я решил все-таки удивить ее… В течение последующих шести лет я дарил жене тоненькие книжки, в которых описывал год за годом, событие за событием то, как создавалась и жила наша семья, в итоге получилась книга в 414 страниц из 122 писем. И когда мы отмечали у Ирины 55-летие, два года назад, я подарил ей эту книгу. И вдруг она мне сказала: ты знаешь, а если ее внимательно перечитать, сократить и убрать из нее все то, что касается только нас двоих и оставить то, что было бы полезно для двоих людей, тогда может быть книга могла бы кому-то пригодиться. Помнишь, наши друзья об этом говорили...

И тогда я эту книжечку перечитал, отредактировал, ужал, и в итоге у меня получилась книга из 78 писем, в которых я описал, как мы познакомились и что из этого произошло. Правда, Ирина очень смущалась, когда книгу я напечатал, тем не менее разрешила ее издать, подарить друзьям. При этом очень волнительно представлять близким и знакомым людям, которые нас знают, подобного рода литературу.

Вначале

Первая тетрадь так и называется «Вначале». И она начинается с главы «Как мы познакомились». В одном из писем я решил рассказать о том, как мы познакомились, как многое должно совпасть, или как я пишу в книге, что у меня было ощущение, что кто-то на железнодорожных путях где-то там высоко и далеко просто переставил стрелку, и наш поезд пошел в нужном направлении…

Мы встретились в 1987 году в Стройотряде. Сейчас, наверное, такого нет, но раньше посылали студентов далеко-далеко в колхоз. Студенты обрабатывали поле, а я работал в комитете комсомола пединститута. Правда, это недолго было в моей биографии, потому что спустя полгода я вышел из комсомола и в прямом смысле слова пошел в церковь на рождественское богослужение.

А встреча наша состоялась летом 1987 года, в деревеньке Шембеть (село Смолино). Я Иришу там запомнил. Но у меня голова была занята немножко другим. Был активным студентом, хорошо учился, но больше всего мне нравился наш клуб «Эверест», из которого вышли священники, доктора наук, директор социально-экономического института Владимир Сизов, который был свидетелем на нашей свадьбе. И вот полтора-два года я «болел» этим «Эверестом», а потом вдруг понял, что еще немножко и останусь один.

И вот вдруг неожиданно, на Сретение… знаете, что означает слово «сретение» по-церковно-славянски? – «встреча» – есть такой праздник Сретение Господне – 15 февраля, День православной молодежи. Так вот в этот день, на Сретение, мы встретились у кинотеатра «Мир», (кстати, имя «Ирина» в переводе с греческого означает «мир»). И вот мы с Ириной встретились у кинотеатра «Мир». Она была не одна… Она была с высоким красивым широкоплечим молодым человеком. Взглянув на этого человека, я понял, еще несколько дней, и моя песенка спета… я со своим «Эверестом» останусь один.

И когда на следующий день мы пошли с друзьями в баню (у нас была такая традиция в центральные бани ходить), я вышел к остановке и увидел, что подъезжает 38-й автобус, а все дело в том, что во время предыдущей встречи я узнал самое главное: что Ирина проходит практику в 52-й школе, которая находится на юго-западе. Увидев этот 38-й автобус, я понял, он идет на юго-запад, и я могу на нем доехать, но если вдруг расхочу – выйду около цума.

Зашел в автобус, сел у окна, в искусственной шубе, шапке, с большим баулом, и народа набилось столько, что я просто не смог выйти у цума и мне пришлось ехать на юго-запад к магазину «Товары для молодежи», сейчас там вроде «Атлант» располагается. Ноги меня привели в 52-ю школу, и тут я понимаю, что уже учебный день закончен. Школа пустая, никого нет. И вдруг мне навстречу идет женщина, примерно 50-ти лет, так понимаю, наверное, это педагог, завуч или директор, и я так аккуратно спросил: знаете, моя знакомая Ирина, такая замечательная девушка, у вас в этой школе проходит практику, вы не подскажите, где я ее могу найти и когда? И женщина мне говорит, что она тот самый учитель, у которого Ирина проходит практику, что она скоро закроет кабинет и спустится, а вы ее немного подождите, девушка действительно замечательная, я так рада, что она летом выходит замуж…

Вижу: спускается Ирина, а на мне лица нет. Она улыбается мне и говорит: «Ты чего такой грустный и вообще какой тут судьбой»? Я что-то на ходу придумал, мол, приехал в «Товары для молодежи», надо воздушные шарики купить… Она говорит: пойдем, купим шарики вместе. Я на нее смотрю и не понимаю: если она летом выходит замуж, почему со мной так общается, вроде даже улыбается… не похоже, что замуж выходит. Сходили в магазин. И буквально в тот вечер я ей предложил выйти за меня! Это самое быстрое предложение руки и сердца в истории. Потому что мы разговаривали буквально пять или шесть минут. А она мне отвечает: тогда нам надо бы познакомиться… Я говорю, какие проблемы: в шесть вечера в кафе «Полянка» встречаемся… Вечером встречаемся в кафе, она мне протягивает и показывает квитанцию о штрафе в три рубля. Она забыла заплатить за проезд, ее оштрафовали, эта квитанция, проглаженная утюгом, лежит в нашем домашнем архиве до сих пор.

Вот так мы познакомились. К чему я это вспомнил? Сколько должно совпасть всего, что невозможно никаким образом спланировать. Подхожу к остановке, подходит именно 38-й автобус, который везет именно на юго-запад, к 52-й школе, я захожу в эту школу, навстречу выходит педагог, у которого она проходит практику, и педагог говорит мне те самые слова, она дает мне тот самый «волшебный пендель», после которого я понимаю, что отступать некуда, позади Москва… надо сейчас прямо идти в бой. Я делаю предложение, и в итоге мы тридцать лет вместе.

Так вот сколько должно совпасть! Ну как это может случайно сложиться? Наверное, может. Но я почему-то уверен в том, что в эту минуту Кто-то действительно переставил стрелку на железнодорожных путях, и наш состав уже пошел дальше вместе.

Первые шаги

- Вторая часть называется «Первые шаги». И здесь я описываю наш первый год, когда мы были вместе. Так вот что для меня было самым поразительным открытием: те, кто уже в браке – поймете меня.

На следующий день после заключения брака вы вдруг неожиданно обнаруживаете, что есть куча специалистов, как вам нужно жить: это ваши родственники. Они готовы вам рассказать все: во сколько должна вставать молодая жена, кто должен готовить и как должен готовить кашу, как надо и к кому надо ходить в гости, можно ли называть тещу мамой, а тестя папой, если вдруг вы не так сделаете, что вам за это будет…

В общем, куча специалистов находится сразу, и здесь нужно понять простую вещь: чем замечателен брак – он замечателен как раз тем, что вы берете человека со всем и со всеми, с мамой, с папой, с друзьями, привычками, мыслями, фильмами, которые он смотрел, книгами, которые он читал. Я, например, до брака не видел ни одного фильма с участием Наталии Гундаревой, я вообще не знал, что эта актриса существует, теперь я знаю все ее фильмы почти наизусть, также как Ирина до брака не видела ни одного фильма Андрея Тарковского. Сейчас она их знает все наизусть. Так мы друг друга обогатили взаимно.

В деревне

И вот мы в деревне. Поскольку от большой родительской любви не было никакого спасения, пришлось скрыться на селе. Мы стали сельскими учителями, как называли нас друзья – деревенскими декабристами. Тут много чего было интересного. Скажу только одно, есть свои преимущества жизни в сельской местности, но мне как городскому жителю многое было непривычно. Хотя незабываемо жить в доме с печкой, с баней по-черному, с колодцем во дворе, с одной улицей через все село. К этому надо, конечно, привыкнуть.

Но закончилась наша жизнь на селе веселым эпизодом. Стою я около дома однажды весной после посадки картошки, не буду в деталях рассказывать, просто скажу, что приходит мужчина, вдруг в результате разговора с ним узнаю, что я посадил картошку не в свою землю, а в его участок. У нас два надела: пять метров в ширину, сто в длину – пять соток у каждого. И он оказывается с сыном прошлой осенью перетащил бочку из-под кваса и переставил напротив своего участка. И получилось так, что я отсадился, (свято уверенный в том, что сажу в свою землю), - в его землю. Мне пришлось выкопать и пересадить. Это был номер. С друзьями мы выкапываем картошку. Жители села Кстинино идут около нашего участка и все шутят: историк, это что такое – очень кушать хочется? Они идут садить, а мы уже выкапываем! Шуточки сыпались разные… А что это за способ такой, почему ты так картошку садишь? С тех пор я картошку не сажу, тогда насадился.

О новом веке

Большая часть книги уже о новом веке. Очень хотелось до него дожить, хотелось его встретить, и, честно говоря, мне он нравится. Не знаю, как у вас, а у меня есть ощущение, что это мое время, несмотря на все недостатки нашего жития-бытия. Мне нравится XXI век, я его не боюсь, и делюсь в четвертой тетрадке теми встречами в жизни, которые этот век послал.

Средство от уныния

Далее в ходе дискуссии, отвечая на разноплановые вопросы студентов, отец Александр поделился проверенным средством от женского уныния: «Родить! Снова заунывали? Снова родить! И снова! Скучать точно будет некогда».

– Женская любовь очень практична, она предметна, – утверждает отец Александр. – Это и любовь матери к ребенку. Это действительно избавляет не только от уныния, это дает смысл жизни. Потому что по большому счету, (понимаю, что это говорить не в академии), все, чему вы здесь учитесь, вам однажды станет не нужным, а любовь понадобится. Поэтому как бы подумать об этом именно сейчас, пока есть время этому научиться. И детишки понадобятся, и внуки понадобятся, и супруга, потому что поистине “нехорошо человеку быть одному“. Мы кстати ради этого и собираемся в церковь, чтобы не быть одними в этом мире, чтобы ощущать рядом горячее бьющееся сердце, которое бьется с тобой почти в унисон, интонирует тебе. Это ощущение дает семья и Церковь. Поэтому для меня, например, нет ничего важнее, чем семья и Церковь, и я очень рад, что в моей судьбе это совпало. Желаю, чтобы и в вашей судьбе это совпало.

В продолжение темы из студенческой аудитории священнику был адресован вопрос: «Как вы относитесь к абортам, если отрицательно, то почему? Объясните ваше отношение без религиозного подтекста, если можете».

- Да, могу объяснить. К абортам отношусь отрицательно, вот почему: самые близкие отношения возникают между ребенком и матерью, когда мать носит его под сердцем. Ближе нет никого. Ребенок у матери под сердцем в ней самой. Это поразительная удивительная данность, которую мужчина просто не переживает в своей жизни. Как можно поднять руку на того, кто самый близкий тебе? Я этого не понимаю. Я без осуждения это говорю, потому что бывают разные обстоятельства. И если семья теряет ребеночка по независящим от них причинам – это трагедия для женщины. Я знаю судьбы, когда приходится делать аборт для того, чтобы спасти мать. Этих случаев я не касаюсь. Есть разные обстоятельства, нам Господь и говорит: не судите, да не судимы будете. Но без всякого религиозного подтекста – самое близкое существо матери – это ее ребенок, когда он у нее под сердцем. Поэтому я отношусь к этому отрицательно, повторяю: без осуждения.

В дополнение прозвучал вопрос касательно усыновления: «По поводу рождения детей – это понятно, а если усыновить ребенка из детдома, как вы к этому относитесь?»

– Вы знаете, у меня давно уже в жизни такой принцип: если сам чего-то не испытал, не пережил, подобных советов людям не давать. У меня в жизни такого не было, чтобы я кого-то усыновил. С другой стороны, как священник знаю такие семьи. Скажем так: это всегда складывается нелегко, и далеко не всегда это складывается на пользу и ребенку, и родителям. К сожалению, бывают такие обстоятельства, когда семья оказывается не готова к тому, чтобы принять чужого, как они считают, ребенка. Далеко не все могут своей любовью этого ребенка сделать своим. Сам я этого не переживал. Если бы у нас детей не было, я, думаю, что, наверное, мы решились бы на этот шаг, потому что нам очень хотелось иметь детей. Но поскольку сам я этого не переживал, я не могу дать вам именно такого совета. Но одно могу сказать точно: надо очень серьезно подумать, прежде чем на этот шаг решиться. И причем надо подумать вдвоем. И при этом трагедии складываются именно тогда, когда женщина хочет усыновить, а муж просто соглашается, потому что вроде как-то неудобно отказать и прочее, но он сам внутренне к этому не готов. Но когда внутренне оба готовы, тогда и получается все хорошо. А так иначе бывает и семьи распадаются, в практике священнической такое есть, когда мы знаем такие семьи: не было детей, ребеночка усыновили, она осталась с ребенком, а муж ушел. Но кто способен этот подвиг любви совершить, - это великие люди. Великие люди – те, которые относятся к усыновленным детям, как к своим родным. Великие люди те, которые могут этот подвиг любви совершить. Эти люди настоящие подвижники, настоящие христиане.

О воспитании в браке

В ходе дискуссии, отец Александр рассказал также о том, что если хочешь иметь друга – значит, ему надо многое прощать. Автор книги также поделился необычным отзывом на книгу одной прихожанки.

- Подходит одна бабушка в храм, говорит, прочитала Вашу книгу и хочу передать Вашей Ирине самые добрые слова: она Вас правильно воспитала. Вроде такая шутка, а на самом деле так и есть. Мы в браке друг друга воспитываем. Что значит «воспитание»? Это такое питание, при котором мы становимся лучше, когда наша душа восходит, - приставка «вос» означает превосходную степень. В правильно устроенном браке расцветают оба супруга, и дети, и друзья, все, как к роднику припадают, и всем нам хорошо.

Я желаю от всей души, когда придет момент создания брака, чтобы Бог благословил этот брак, чтобы он был счастливым, он был полным, радостным, глубоким, серьезным событием, чтобы все было в нем по-настоящему. Ради фоток в интернете замуж выходить не надо – это точно. А только ради любви, причем, простите, в ее христианском именно понимании. Это не значит, что все будет «окей», все будет легко, все будет, как по маслу… нет, конечно. Настоящее дается с трудом. Но это будет настоящее, которое ни на что другое не променяешь, без которого жизнь становится плохой, неинтересной. Поистине тебе одному нехорошо.

Увидел Живого Христа в человеке

Один из вопросов был о том, «как вы пришли в религию»? Отец Александр ответил: «Очень хороший вопрос, его задают часто. В книге есть глава «Первая исповедь». Просто мне повезло встретить человека, который, говоря языком Церкви, показал мне Христа. Христос для многих людей отвлеченный такой образ, в том числе образ из интернета… Но я увидел живого Христа в этом человеке. Это был священник, который в прошлом году скончался. Он уже был старец. А случилось это так. Был 1991 год, в августе 91-го был путч. У нас родилась старшая дочь, я закончил исторический факультет, и, конечно, душой рвался на Театральную площадь, где проходил митинг в поддержку Ельцина. Помню, Ирина мне тогда сказала: тебя там арестуют и посадят, и мы останемся без мужа и без отца, тебе нельзя туда ходить. Я все-таки пошел, сказав: история вершится здесь, я как историк должен быть там. И среди выступавших с совершенно бредовыми лозунгами, вдруг выступил человек, сказавший нечто близкое для меня. Это был священник отец Валентин Чаплин.

И когда прошло какое-то время, и мне ребята сказали: хорошо было бы пригласить в пединститут кого-то из батюшек, я вспомнил об отце Валентине, пригласил его в пединститут, двухчасовая встреча прошла замечательно. И провожая отца Валентина, я ему сказал: «Хотел бы исповедоваться и причаститься, но не знаю, как это сделать…» И отец Валентин мне ответил: «Приходи завтра в 10 часов в Епархиальное управление, я там буду и все сделаем» и продиктовал адрес.

Я так и сделал, пришел на следующий день в управление, к нему в кабинет в полной уверенности, что здесь буду исповедоваться и причащаться. Сел у дверей и жду. Заканчивается прием, отец Валентин выходит и спрашивает: что ты тут делаешь? Отвечаю, пришел исповедоваться и причащаться. И дальше что произошло? Быть может, кто-то сказал бы, эх ты, даже не знаешь, что это в храме происходит, такой-сякой… и оттолкнул бы на всегда от Церкви. А отец Валентин посмотрел на часы, сказал: может, мы еще успеем, взял меня под руки, мы сбежали вниз по лестницам, прыгнули в какой-то «уазик», и я вижу – мчимся в Серафимовскую церковь, служба заканчивается, в храм не войти, народа битком.

Он говорит: значит так, пойдем через алтарь. Человека, который ни разу в жизни не исповедовался, ни причащался он заводит через алтарь, выходим на солею, он ставит аналой, говорит, в чем согрешил – исповедуйся. Прочитал благодарственную молитву, говорит: видишь, священник заканчивает уже Причащение, смотри, как все делают, вставай в очередь и подходи к Чаше, а потом ко мне.

Причастился, подхожу… Отец Валентин говорит: Причастился? Поздравляю. Но больше никогда так не делай. Потому что надо прочитать молитвы – правило перед Причастием, попоститься три дня, подготовиться к исповеди… Надо делать так, так и так… А сейчас поздравляю тебя с Причастием.

Знаете, есть такой образ: Христос как добрый пастырь. Когда добрый пастырь берет овечку, кладет ее на плечи и несет в свой дом. Когда овечка заблудилась, у него дома осталось еще девяносто девять овец, а он эту овечку одну-единственную нашел, взял на свои плечи и радостно несет в свой дом, чтобы она не погибла. Вот отец Валентин так и поступил, он меня как овечку взял на плечи и принес в храм Божий, и привел меня таким образом в Церковь, да еще через алтарь. А потом таких встреч было очень много. О них также в этой книге пишу. Это удивительные встречи. Нам Христа являют люди. Я вам тоже от души желаю, чтобы вы на своем жизненном пути встретили таких людей, которые бы вас познакомили с Живым Богом, Который посреди нас.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку