28.01.2021

Быть настоящим христианином

- Преображенский женский монастырь находится в самом сердце духовной жизни Вятки, рядом с ним расположены другие старинные храмы: Спасский собор, Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова мужского монастыря.

- Протоиерей Димитрий Кириллов - клирик Преображенского женского монастыря. С отцом Димитрием мы поговорили о жизни святой обители, о приходе и прихожанах, о том, как пребывая на богослужении, сосредоточиться на молитве. Но центральная тема нашей беседы – как быть настоящим христианином и что для этого необходимо.

- Отец Димитрий, Преображенский монастырь находится в достаточно оживленном месте – рядом парк, рестораны, офисы, стадион, прогулочная зона. Насколько сложно в нем пребывать монахиням, ведь для молитвы необходимо уединение, тишина и сосредоточение?

- Монастырь – это не только уединение. В монастыре, как и в любом храме, совершаются богослужения, на которые приходят верующие. Вместе с тем у насельниц монастыря всегда есть время и возможность уединиться для сугубой молитвы.

В храм, в монастырь, к Богу люди часто приходят, как к последней инстанции в своей жизни, когда больше не видят другой возможности где-то получить помощь. Если ты хочешь уединиться абсолютно, наверное, есть возможность уйти в пустыню, отдаленный скит или монастырь.

Конечно, мир вторгается в жизнь монастыря. Когда случаются какие-то светские праздники, например, Новый год - везде гремят салюты, шум. Люди, которые живут здесь размеренной сосредоточенной на молитве жизнью, вынуждены с этим мириться. Главное не то, какие стены вокруг тебя построены, главное – то, что ты делаешь. Если ты сосредоточен на Боге, на молитве, если это в твоем сердце главное, то, по большому счету, тебе ничего не должно помешать следовать именно этим путем.

И в монастыре можно пребывать, оставаясь при этом мирским. Ты можешь попасть сюда за широкие стены, но это не значит, что ты сразу стал монахиней или монахом. И будучи в миру, можно пребывать всецело на молитве с Богом и уединяться с Ним в своей душе.

Мир все равно будет присутствовать вокруг нас. Тут, в первую очередь, нужно внутренне измениться, чтобы то, что сюда вторгается, тебя не трогало.

Миряне – это не разбойник Кудеяр, это добрые, благочестивые люди, которые приходят сюда подчерпнуть какого-то монашеского спокойствия, размеренности, высокой духовности, молитвенности. Монастырь, может быть, отчасти для этого и создан. Это не скит, это не совершенно обособленное место, куда нужно пробираться сквозь бурелом.

Спасаться можно не отгораживаясь от мира, а преображаясь внутренне, борясь с самим собой. Если мы думаем, что наши враги – это плохие соседи, плохие друзья, плохие родственники, плохая страна, плохая планета… Если мы думаем, что у нас только внешние враги, то это не так. В первую очередь, внутренние враги – это самая главная наша проблема. Это ложное эго, ложные ценности, атеизм, невежественность.

Ошибка многих людей – думать, что проблемы в их жизни имеют внешние какие-то источники. Мы сами - источники того мира, который нас окружает. Если мы сами не преобразимся, каждый из нас, то сложно надеяться на то, что мир преобразится. Когда каждый из нас перестанет бросать на пол бумажки, когда каждый из нас перестанет писать на заборах плохие слова, только тогда мир станет чище и лучше.

- Самому человеку, без помощи, наверно сложно измениться, изменить свою жизнь. Как часто к вам как к священнику приходят за советом, благословением?

- В нашем монастыре служат замечательные батюшки: отец Андрей Лебедев, отец Сергий Бабинцев, отец Алексий Борисов – к каждому из нас можно обратиться за благословением, попросить духовного совета.

Матушка София (Розанова), игумения Преображенского женского монастыря – добрый свет материнской заботы, человек огромного духовного опыта, мудрости, у нее большие знания в области святоотеческой литературы. И сестры монастыря и прихожане ее очень любят, приходят за добрым советом, благословением. Если говорить о сестрах монастыря и о священстве - всегда решающее слово в рамках святой обители остается за игуменией матушкой Софией. Мы делаем так, как она благословит.

- Отец Димитрий, как вы думаете, есть отличие служения в монастыре от служения в храме?

- Я служил в нескольких храмах: в Прокопьевском храме в слободе Сошени, по благословению владыки Марка я ездил совершать богослужения, общаться с людьми в храмы в поселках Мурыгино, Загарье, Гирсово.

В монастыре служба имеет свою специфику. Здесь монастырский устав – он более строгий, служба по времени продолжается больше.

Для кого-то это минус, но когда пребываешь на службе с молитвой в душе, когда в твоем сердце действительно живет молитва, когда ты сосредоточен на ней, то продолжительность службы – короткая она или по-монастырски продолжительная, перестает иметь какое-либо значение.

- Как сосредоточиться на молитве?

- Когда человек приходит на богослужение в храм, бывает так, что его мысли где-то далеко, в другом месте, в мыслях он остался у газовой плиты или у невыключенного утюга или размышляет о своей работе. Как сосредоточиться на молитве? В первую очередь - это внутренняя работа, необходимо приучать себя молиться. Необходимо прикладывать определенные силы для того, чтобы сосредоточиться, любить и понимать то, что происходит на службе. Необходимо все мирское отмести от себя и устремить на что-то одно свой духовный и физический взор.

Человек должен не только слышать, но и слушать, сосредоточиться на слышании слова Божия, на том, что здесь произносится и поется, и тогда длинная служба или короткая – это уже не важно, потому что ты всецело, все члены твоего тела уже подстраиваются под этот молитвенный ритм.

Посторонние мысли надо учиться от себя отгонять, давать себе установку, что ты идешь на встречу с Богом. Но это очень сложная работа. Так сразу, может быть, и не получится, что ты пришел и изменился, молниеносно стал другим. Этому предшествует мыслительная деятельность, интеллектуальная, и, конечно, нужно желание, стремление, просто необходимо душой прикипеть к молитве и понимать, что ты идешь на службу по зову души.

Если будет это искреннее желание, стремление, молитва, если будет просьба к Богу, то Бог обязательно преобразит тебя.

- Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к пониманию того, что вы хотите стать священником? По светскому образованию вы переводчик немецкого языка.

- Я пришел в храм и параллельно поступил в институт, то есть, я одновременно и учился и начал свой путь к Богу. Это была Троицкая церковь села Макарье, и свой первый раз в храме я очень хорошо помню - это был Великий Пост, вечернее богослужение. В храме потушили свет, зазвучало песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» Я был довольно чувствительным человеком, и меня это все очень тронуло, я почувствовал некую защищенность, успокоенность, я почувствовал, что меня слышат, видят и хотят помочь. Я говорю сейчас про Бога.

Я начал ходить на богослужения, однажды меня пригласили на клирос. Певчим я был не очень хорошим, но зато искренне старался. Затем я в первый раз увидел богослужение митрополита Хрисанфа, который благословил мне стать его иподиаконом. Одновременно я учился в институте, а затем, после его окончания, все решилось само собой – меня рукоположили во диакона, я продолжил уже духовное обучение, и, в конце концов, произошла священническая хиротония.

- Светское обучение осталось невостребованным?

Светское обучение, немецкий язык иногда был к месту и к делу – как переводчик я встречался с иностранными гостями, которые приезжали в Епархию, для кировских студентов, изучающих иностранные языки, я проводил ознакомительные экскурсии по храмам на немецком - такое общение важно для целостности обучения языку.

Сейчас, когда у меня есть свободное время, я могу иногда посвятить его изучению китайского. Так что иностранные языки все равно остаются со мной, я не исключил их из своей жизни.

- Отец Димитрий, расскажите о приходе монастыря.

Приход у монастыря достаточно большой. Но я знаю практически всех прихожан в лицо или даже по именам. Конечно, к нам приходит и много верующих из других храмов, иногда приезжают и из других городов нашей страны. Мы всем рады, в будни на богослужениях меньше людей, но что касается праздников, выходных, то все наши прихожане спешат на службу в святую обитель помолиться.

Каждый четверг в 13.00 здесь совершают акафист святителю Виктору, и, несмотря на то, что это будний день, многие находят время, чтобы прийти и помолиться святому.

Про нас часто говорят, что службы в монастыре проходят по-домашнему, по-семейному. Так происходит, потому что тут монашеская семья, здесь очень добрые христианские отношения как между сестрами, так и между сестрами и прихожанами.

Монахини не лишены общения, внутри монастыря очень теплые, семейные отношения. У нас есть матушка – глава семьи, сестры – все это единая семья во Христе.

Существует такое понятие как приход. Это дом, семья, придя сюда несколько раз подряд, каждый прихожанин знакомится с другими людьми и постепенно все становятся не по слову, а по делу братьями и сестрами во Христе.

У нас есть небольшая воскресная школа, здесь преподают Закон Божий, Священное Писание, рукоделие, наши воспитанницы и занимаются духовным совершенствованием, и поют, и учатся что-то делать своими руками.

- А что такое христианские отношения? Что значит быть верующим, христианином?

- Христианство – это одна из самых сложных религий, потому что это религия любви. «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8).

Поэтому быть настоящим христианином – это значить найти в своем сердце этот источник любви, пробудить его, относиться к людям и миру соответственно.

Ведь христианство – это, прежде всего, крест. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною... » (Мф. 16:24). Нести крест – это всегда тяжело, это не легкая прогулка. Стать христианином, и не просто христианином по имени, не просто ходить в церковь, ставить свечи, уметь креститься, а стать христианином по содержанию, творить добрые дела, внутренне стать христианином очень сложно, для этого нужно глубокое личное преображение.

Сердце каждого должно быть направлено так, чтобы и придя в храм и выйдя из храма, всегда быть честным, порядочным, мудрым, светлым, добрым человеком.

Это относится ко всем людям - и к священникам и к мирянам. Все должны быть честными, добрыми, порядочными, терпеливыми. А священник в первую очередь, конечно, должен нести в своем сердце огонь терпения, любви, веры, надежды, быть примером. И все христиане должны быть примером для тех, кто еще не воцерковлен. Христианство – это сложно, потому что каждый христианин, а не только священник должен быть примером для всех.

Например, нормальное желание каждого человека - достойно жить, иметь быт, средства к пропитанию. Но к достижению этой цели можно идти разными путями. Некоторые буквально идут по головам других людей, крадут, обманывают, обижают. Отсюда мы видим, что цель сама по себе может быть и благой, но то, как ты делаешь, какими руками тоже имеет значение.

Можно привести такой пример – источник родниковой воды может быть хорошим, но дальше эта вода может проходить через такие территории, что напитается грязью, и вот уже вода в этом источнике совершенно другая. Нельзя делать добро грязными руками. Иисус Христос сказал: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Матф.7:18)

- Как стать христианином?

- Для этого, в первую очередь, нужно внутреннее преображение, самоанализ самого себя, должна быть привычка анализировать свои дела, осознавать, что я делаю, как я делаю. А человек должен исполниться решимости и сказать: «я это делаю неправильно, и я действительно хочу это все изменить». Нужно постоянно анализировать свои поступки и сверять со своим внутренним законом, с Евангелием. Насколько Евангелие тебе дорого, насколько близко, насколько это все есть внутри тебя.

- Какой бы вы могли дать совет тем людям, которые только начинают свой путь к Богу, к вере?

- Терпения на своем жизненном пути и помятования о том, что все, что Господь тебе на этом пути посылает, ты это заслужил. Доброе это или не очень. Терпения и понимания того, что все, что в этой жизни происходит – все твое.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку