22.01.2021

Стань воздушным

В конце минувшего года в Выставочном зале Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых была представлена экспозиция графических и живописных работ талантливого художника Александра Анатольевича Дёмышева. Выставка приурочена к 60-летию мастера.

Ещё будучи студентом Кировского художественного училища, Александр Дёмышев стремился найти в творчестве свой оригинальный путь. Он прекрасно освоил реалистическое изображение предметного мира, но в своих творческих поисках обратился к монотипии — технике, которая «любит своевольничать». При этом способе рисунок первоначально наносится на твёрдую ровную поверхность, а затем путём оттиска его переносят на бумагу или холст, и получается похожий, но всё-таки иной, единственно возможный отпечаток, своеобразно изменивший рисунок автора. Изображение слегка расплывается и становится мягким, как бы воздушным…

Монотипия — трудная техника. Для неустанных повторений в поиске желаемого образа необходимо большое терпение и чувство эстетической меры. Великий русский художник Павел Андреевич Федотов говорил: «Сделаешь раз со сто, будет очень просто». Но даже и при этом условии не всегда подчиняется своенравный оттиск. Тогда для достижения цели Александр Дёмышев прибегает к дорисовке, и на фоне живописного или монохромного оттиска начинает действовать линия. В картинах художника она возникает как будто сама по себе. Тянется, плывёт и вьётся, закручивается в спирали и превращается в цветы и листья, в бабочек и мотыльков, напоминая живую и прихотливую линию стиля «Модерн» рубежа XIX–XX веков, а в рисунках женских лиц — стиль японской живописи XVII века «Укиё-э», то есть «Виды переменчивой жизни».

Многие свои произведения Александр Дёмышев посвятил красоте природы. Живопись молчалива, но картины художника как будто наполнены тихой музыкой, они таинственны и притягательны. Перед нами цветущее лето, жаркий полдень, собирающийся дождь. А вот изобразительные линии узнаваемых нами растений тонут и исчезают в фантастическом разноцветии. Они отвлекают внимание зрителя до тех пор, пока он не заметит, что из этой стихии за ним наблюдает пронзительный взгляд едва намеченных человеческих глаз. И изучение потаённой картины начинается заново…

Подобной загадкой наполнена работа «Живой цветок» (2017). На фоне видимого вдали сказочного дворца изображена утончённая красавица, окружённая лёгкими, хрупкими травинками. Её голова и лицо, изысканно начертанные одной линией, дополнены изображением трепетных мотыльков, которые живыми цветками слетают с длинных пальчиков её нежных рук. Тонкие и ранимые бабочки и мотыльки в картинах Александра Анатольевича становятся аллегорией творца-художника, которому не дано знать, летит ли он к костру недоброй критики или возносится к долгожданному успеху. Вот и на автопортрете с необычным названием «Мотылёк» (2013) мастер как будто находится где-то в глубине, наблюдая за порхающим мотыльком.

Очень красивая картина «Сбор колосков» (2006). Завораживающая игра белых линий и утончённых оттенков цвета вызывает ощущение очаровательно звучащего струнного оркестра. Это изобразительная симфония — напоминание о красоте щедрого лета, о цветах и бабочках, о колосках и красивых женщинах в белых платочках. Всё это спрятано в линейных ритмах авторского почерка.

Почти призрачные одуванчики нередко дополняют художественные образы в произведениях Александра Дёмышева. С ними изображение человека наполняется то ли ощущением легкомысленной безмятежности, то ли обманчивым ожиданием перемен. В картине «Венок из одуванчиков» (2014) смиренный и печальный лик юной красавицы окружён не цветами, а эфемерными пушистыми шапочками одуванчиков…

В картине «Соломенная куколка» (2009) сюжет, представленный только выразительной линией, выглядит сказочно. Ночь. Лик мечтательной девушки вознесён высоко над землёй и обращён к звёздному небу. Внизу — какое-то селение. Из дымоходов тянется к небесам сказочный дым, похожий то ли на свечи, то ли на стройные деревья. В руке «спящей красавицы» — маленькая соломенная куколка, память далёкого детства. Витая в небесах или во сне, девушка с нежными воспоминаниями прижимает к себе дорогую её сердцу игрушку…

Во многих произведениях художника среди возвышенных и целомудренных женских образов, наполняющих работы Александра Анатольевича лирической идеей совершенства, можно разглядеть едва намеченные утончённые черты его «Елены Прекрасной», музы и супруги, хранительницы домашнего очага и нежной матери их детей. Это признание автора в любви…

В неожиданных оттисках Александр Дёмышев находит и ангельские силуэты. Картина «Старая лампа» (2017) — казалось бы, почти бытовой сюжет. Летним поздним вечером на подоконнике открытого окна стоит старая лампа. Её свет привлёк множество мотыльков, которые пленяют красотой кругового танца вокруг огня. И вдруг оказывается, что это совсем не мотыльки, а крохотные Ангелы кружат вокруг света на фоне тревожного тёмного пейзажа за окном и оберегают от огорчений дом и хозяина старой лампы. Такое открытие умиляет зрителя.

Благодаря непредсказуемой монотипии Александр Анатольевич создал образ Ангела-хранителя в небольшом оттиске «Покров день» (2008). От верхнего края во всю высоту картины изображён прекрасный крылатый юноша, смотрящий сверху вниз на небесные звёзды у его ног. С бескрайних высот земные храмы кажутся совсем маленькими, ещё меньше — люди и их дома. Вид белого Ангела создан несколькими лёгкими мазками тёплых живописных оттенков. Голова небесного юноши достигает внеземных миров, а тонкая рука протянута к людям…

Очень многообещающе выглядит эскиз картины «Колыбельная» (2020). В ночной тишине над селом с часовенкой льётся с высоты колыбельная мелодия. По земле мимо спящих людей, домов и деревьев незримо шествует музицирующий Ангел. Его голова и прозрачные крылья заполняют всё поднебесье и светятся серебром на фоне ночного неба. Яркие звёзды внимают звукам его небесной флейты, а спящую землю наполняет божественное умиротворение.

Одной из лучших работ Александра Дёмышева на эту тему можно считать картину «Вечер» (2004). Неподвластный оттиск монотипии предопределил изображение крылатого белого Ангела. Два мощных крыла, будто переливающиеся серебристыми капельками света, заполняют всё пространство. Одной рукой Ангел погружает дневное светило в ночь, а другой удерживает за уздечку прекрасного белого коня, символ света…

Картина «Стань воздушным», где на широких и лёгких крыльях парят над землёй двое, дала название всей выставке. Оно звучит как доброе пожелание художника самому себе и его зрителю через творческое созидание, оторвавшись от земной суеты, устремиться к небесной высоте. Бог и непослушная монотипия ему в помощь!

На иллюстрациях фотографии картин: «Вечер» и «Мотылек».

Нина Сметанина, искусствовед
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку