05.01.2021

Правила жизни

Предлагаем вниманию наших читателей два рассказа из книги «Авраам, Исаак и козлёнок» настоятеля Екатерининского храма г. Вятки, духовника Вятской православной гимназии протоиерея Сергия Гомаюнова. Эта книга — третья в серии кратких размышлений автора о том, что происходит в нашей жизни, в контексте библейского мировоззрения.                                                             

Если хочешь что-то сделать хорошо — делай это правильно. Хочешь грамотно писать — знай и применяй правила языка. Желаешь быть отличником по математике — знай и используй правила этой науки. Если хочешь с работы или из школы добраться до дома живым и здоровым — соблюдай правила дорожного движения. Но, кроме частных правил, существуют ещё и правила жизни. Их надо знать и положить в основание всякого дела.

Разговор о правилах жизни можно превратить в скучнейшее занятие, которое не приведёт ни к чему другому, как только к желанию их нарушать. Всё зависит от того, кто нам расскажет о правильной жизни. Наверное, лучше других это сделает тот, кто уже немало пожил, может быть, попробовал на собственном опыте, что будет, если ввязаться в «бои без правил», и носит в душе шрамы своих поражений, боль от которых помогла полюбить прежде ненавистные правила. В таком случае послушаем учителя, за плечами которого опыт многих поколений, — это наш народ.

Народная мудрость кратка и ёмка. Это родное дитя библейских притч, когда в одном-двух предложениях говорится о человеке больше и полнее, чем во многих томах академической науки. Однажды спросили мудрого правителя, что нужно для того, чтобы народ благоденствовал и страна процветала. Он ответил: «Есть два простых правила. Первое — пусть ступеньки ваших храмов будут истёрты. И второе — пусть серпы ваши и плуги сверкают, как зеркало».

Истёртые ступеньки храмов… В своё время нам пришлось немало поездить по тем местам, которые называют русской глубинкой. Сейчас это быстро умирающие сёла и деревни, из которых молодёжь уезжает в города. Остаются жить только старики. И ещё остаются огромные по сельским меркам храмы, пустые, полуразрушенные, со следами располагавшихся в них машинно-тракторных станций или складов с удобрениями, скверными надписями на стенах и редкими сохранившимися изображениями святых с выколотыми глазами.

Когда входишь в такой храм, словно ныряешь в глубину истории, так что перехватывает дыхание. Всё молчит, но всё готово с тобой заговорить, рассказать о чём-то важном. Вспоминаю одно такое село и такой храм. Когда нам открыли дверь и мы вошли внутрь, ступая по чугунным плитам, я обратил внимание на то, что на этих плитах пролегли две «тропинки». Чугун был не просто истоптан, но даже частично выношен, так что две неглубокие ложбиночки, словно пересохшие русла ручейков, пролегли по полу. «Что это?» — спросили мы. «Это от следов множества людей, когда-то приходивших в эту церковь», — ответили нам.

Потом наступили времена, когда людей убедили, что в храме говорят о выдуманной жизни, а настоящая — вот она: тракторы, удобрения, электрификация и прочее. Вот фундамент жизни. Люди перестали ходить в церковь. Никто больше не истирал подошвами своих ног её ступени. Вскоре здесь почти не осталось людей. Умирает село, молчит храм, потому что никто не спрашивает у него, как правильно жить.

Ну а серпы и плуги, сверкающие, как зеркало, — это о чём? Нет у нас сейчас в домашнем хозяйстве ни того, ни другого, и не знаем мы, отчего серпы и плуги могли бы засверкать. Никто специально их не полировал. Они становились такими в ходе работы. Плуг зачищался о землю во время пахоты, а серп — во время жатвы. Лежащие же без употребления в сарае, они темнели и ржавели, словно заболевали без дела.

Истёртые ступени храма и блестящие плуги и серпы — это два правила жизни: молись и трудись. Нужно и то, и другое, и в таком порядке. Если ноги знают путь в храм, а руки не скучают от безделья, значит, будет жив народ, на опыте познавший слова Господа: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор. 30:19). Учитель есть, были бы только ученики.

Узелки

Запуталась нить, завязался узел. Как поступить? Можно решительно рвануть или разрезать, да ещё и похвалить себя: «Я, как Александр Македонский». Когда в 334 году до Рождества Христова Александр завоевал древнюю Фригию и вошёл в её столицу, ему показали любопытный памятник старины — повозку, оглобли которой были перевязаны сложнейшим узлом. По преданию, эта повозка принадлежала Гордию, земледельцу, волею случая ставшему царём Фригии. Он и завязал на своей повозке узел, названный по его имени гордиевым, и заявил, что тот, кому удастся развязать этот узел, станет правителем всей Азии. Веками желающие приступали к гордиеву узлу, но никому не удавалось его распутать. Александр Македонский, недолго думая, взял и разрубил его своим мечом. Так и вошло в поговорку «разрубить гордиев узел», то есть решить проблему одним махом.

Не знаю, заслужил ли гордиев узел такой участи, но поступок Александра Македонского можно оценивать по-разному. Кто-то видит в нём пример для подражания в том, как нужно решительно относиться к надуманным проблемам. Но, может быть, гордиев узел был задачей, которую Александр даже не захотел решать и тем самым лишил себя возможности получить большую пользу для своей души. Тот, кто не рубит узлы, а развязывает их, обретает терпение, без которого невозможно никакое по-настоящему великое дело. Терпение — это многодетный родитель, и одним из его детей является опытность, или, по-церковнославянски, искусство (ср. Рим. 5:4).

Известный кинорежиссёр Н.С. Михалков снял замечательный фильм о своей маме. Он так и называется — «Мама». Обращаясь к своему детству, Никита Сергеевич рассказал об одной маминой привычке. Она может показаться на первый взгляд странной, но режиссёр вспоминал о ней с благодарностью. Наталья Петровна любила делать заготовки на зиму. В доме всегда было много банок с соленьями, вареньями и прочими вкусностями. Крышки банок были перевязаны верёвочками на узелок. Мама установила строгое правило: разрезать верёвочку нельзя, нужно её обязательно развязывать. И дети терпеливо развязывали узелки. Наградой за их труд становилось содержимое банки. Эту привычку Натальи Петровны в семье никто не обсуждал, все воспринимали заведённое ею правило как закон, без сомнения, что можно как-то по-другому.

И вот однажды маленький Никита с мамой пошли в знаменитый тогда в Москве кондитерский магазин на улице Горького (ныне Тверской). Там они выбрали торт. Продавщица стала упаковывать и перевязывать его. В этот момент кто-то с ней заговорил. Никита с ужасом смотрел, как продавщица, разговаривая, механически продолжала завязывать торт, узел за узлом, так что верёвка с этими узлами превратилась в тонкую «сосиску». Никита думал только об одном, как он будет развязывать все эти узлы. У него и мысли не было, что верёвку можно просто разрезать. Дома он терпеливо распутал узлы, и все потом наслаждались замечательным тортом.

Вспоминая об этой привычке своей покойной мамы, Никита Сергеевич благодарил её за урок воспитания терпения, вошедшего в характер режиссёра и оказавшего самое непосредственное влияние на его творчество. Фильмы Михалкова отличаются проработанностью каждой сцены. Учтена каждая мелочь. Всё, даже кажущееся второстепенным, всегда доводилось до максимально возможного совершенства. Опыт развязывания узелков, полученный в детстве, определил эту черту творчества режиссёра. Узелки научили терпению, а терпение родило великое искусство. Михалков признался, что лишь пару раз при съёмке фильмов он к каким-то незначительным эпизодам отнёсся легко — вроде бы сойдёт. И каждый раз, когда он пересматривал фильмы, ему было стыдно за эти не до конца проработанные моменты.

Вся жизнь человека состоит из таких узелков, начиная с самого простого и обыденного. Есть соблазн не развязывать их, а разрубить, пойти лёгким путём. Попалась трудная задача по математике — хочется посмотреть готовый ответ. Задали сложный перевод — напрашивается в подмогу автоматический переводчик. Нужно написать реферат — загляну в интернет, воспользуюсь готовым и выдам за своё. Но не станут эти плоды пищей твоего ума и сердца, потому что не на своём поле ты собрал урожай. Только если научишься жить плодом своего труда, всегда сыт будешь, ибо сказано: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» (Притч. 28:19).

В узелки могут завязаться отношения между самыми близкими и дорогими людьми: супругами, родителями и детьми, друзьями. Нетерпеливость подталкивает: руби с плеча эти связи и разбегайся в стороны. Но ты не поддавайся, прояви терпение, развязывай узелки. Господь, сказавший: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6), — да будет тебе в помощь. Посетило тебя страдание, болезнь, потеря, неудача. Ты запутался, хочешь разорвать узел проблем, посчитаться с жизнью… Потерпи, развязывай ситуацию столько, сколько она потребует. За это обещана великая награда: потерпевший до конца, развязавший, а не разрубивший узел, тот спасён будет (ср. Мф. 24:13).

Протоиерей Сергий Гомаюнов

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку