10.12.2020

Две нечаянных радости

По материалам сайта «Православие.ru» опубликуем историю православной грузинской писательницы Марии Сараджишвили о том, как после обращения супругов к вере, в их  семье случилась нечаянная радость.

Эта история произошла этак лет 30 назад с гаком. Началась она весьма романтично. Эмзар вернулся из армии с женой – восемнадцатилетней Ксюшей. Ксюша была всем хороша: высокая, светловолосая красавица с походкой от бедра и позитивным легким характером. Чудо, а не жена. На любую возникающую проблему только челкой тряхнет и скажет:

– Где наша не пропадала! И это переживем.

Легко с такой женщиной по жизни идти. Мозги не загрузятся и требованиями не обременятся.

Казалось, все хорошо, а родня Эмзара ее приняла холодно. Точнее, обязательное количество колец подарили и свадьбу справили задним числом, но носы повесили. Свои планы были на заранее облюбованную соседку Кетино. И богатая, и своя, и вообще у Ксюши нос слегка вздернутый. Не тот фасон, одним словом.

Молодые зажили очень хорошо, душа в душу и вместе смотрелись как две половинки разрезанного яблока. Да еще оказалось, что оба петь любят. Через пару месяцев они так слаженно пели «Сакартвело ламазо», что люди на улице останавливались послушать.

Время шло без особых потрясений, только семейную идиллию нарушало отсутствие наследника. Год прошел, другой, за ним третий. Нет и нет желанной беременности. Тут еще родственники Эмзара активизировались, давай ему в уши нашептывать:

– Вот, доигрался! Привез неизвестно откуда, да еще и бездетную. Вай-вай, когда Бог хочет наказать, мозги отнимает. А может, эта Ксюша тебе джадо сделала? Все, что скажет, ты, Эмзар, так и делаешь!

Ксюша ловила обрывки фраз, тем более что язык кое-как уже освоила, видела косые взгляды, не отвечала на провокации. Понимала каким-то шестым чувством: выяснять отношения с его родственниками себе дороже и продуктивность нулевая, если – и того хуже – в минус не перейдет.

Так прошло долгих девять лет. Отношения между супругами зашли в какой-то тупик. Ксюша держалась из последних сил и старалась не унывать. Эмзар переживал по-своему и топил тоску по желанному ребенку в выпивках с друзьями. Те тоже не терялись: советовали сменить жену. Приводили положительные примеры из ближайшего окружения: отпустил бездетную, женился по новой – и вот тебе сын или дочка, а то и близнецы, как по заказу.

На Пасху Эмзар решил съездить в дедовскую деревню, покатать крашеные яички на фамильных могилах. Не был там неизвестно сколько времени и тут вдруг решился.

Ксюша поехала с ним от нечего делать. Лишь бы одной на праздничные дни дома не сидеть и не киснуть. А в горной деревне хорошо: и воздух чистый, и обстановка другая. Будто в иное измерение попадаешь.

Их машина с трудом брала грунтовый подъем. Нагнали какую-то древнюю старуху, которая ковыляла на иксообразных ревматических ногах, опираясь на суковатую палку толщиной в руку.

– Бебо, садись, подвезем, – притормозил Эмзар в силу элементарной вежливости.

Попутчица не заставила просить себя дважды. Кряхтя, влезла на заднее сиденье.

– Вы к кому едете? – тут же последовал логичный вопрос.

Эмзар назвал семью деда со стороны матери и двоюродного дядю.

– А-а-а, знала я их. Хорошие люди, – отозвалась она.

Потом скользнула цепким взглядом по Ксюше.

– Сюда чего давно не ездили?

Эмзар увел разговор в сторону:

– Дела, сама знаешь. В городе все сложно…

Помолчали. В окне мелькали полуразвалившиеся, давно заброшенные дома.

У одного из них, на вид ничем не отличающегося от соседних хибар, их новая знакомая попросила остановить. С трудом выбралась на воздух. Еще раз пристально взглянула на Ксюшу, которая задумчиво смотрела в противоположную сторону, и ни с того ни с сего резанула по самому больному:

– Сходила б ты в Саркский монастырь. Давно бы уже сын рос, продолжатель фамилии. Аба, Эмзар, Бог с вами, – и заковыляла к своей калитке.

Супруги переглянулись.

Сходила б ты в Саркский монастырь: давно бы уже сын рос

– Что за монастырь такой? – спросила Ксюша Эмзара.

Тот только плечами пожал:

– Без понятия. Не ходок я по этим местам.

Побыли они на местном кладбище, выпили у могил привезенного вина, выплеснув крестообразно остатки из стаканов на каменные, поросшие мхом валуны, и поехали назад со спокойной душой. Долг отдали, как ни крути, потому и ощущали от поездки приятную усталость.

Дома Ксюша чисто из познавательного интереса стала «копать» во все стороны и собирать информацию на тему того таинственного монастыря. В итоге собрала-таки себе следующую историческую справку, которая после конечного отсева ложной информации обрела форму вот такой выжимки:

«Cаркский монастырь святого Георгия находится в шести километрах к югу от Карели. Церковь святого Георгия построена в XVII веке. Церковь относится к Руис-Урбнисской епархии. С церковью связана легенда.

Около деревни Саголашени была местность, которую называли “Поле царицы”. Здесь крестьяне не пахали и не пасли скот. Легенда рассказывает, что однажды во время пахоты быки остановились и отказались двигаться дальше. Пахарь нашел на этом месте икону святого Георгия, выточенную из камня.

Быки остановились – и пахарь увидел на поле икону святого Георгия, выточенную из камня

Эту икону положили на быков и пустили их на волю. Где животные остановились, там собрались трое монахов и с Божией помощью построили церковь в честь святого Георгия Саркского, а впоследствии и монастырь. В церкви находится чудотворная икона святого Георгия, у которой просят о рождении мальчиков. В случае получения просимого дарят монастырю эксклюзивные деревянные колыбели.

Однажды произошел такой случай. Привели барана для заклания. Уже обводили его вокруг церкви, но неожиданно животное вырвалось и убежало в сторону Кинцвисской церкви, которая находится в трех километрах от Саркского монастыря. Люди побежали за бараном и увидели, как он три раза обошел вокруг Кинцвисской церкви и снова сам направился в сторону Саркского монастыря. Перед дверями церкви остановился и склонил голову.

Особенно много паломников бывает здесь 23 ноября – в день памяти великомученика Георгия. Многие приходят сюда по обету босиком, но не было случая, чтобы кто-то во время такого паломничества заболел или повредил ногу.

Святому Георгию Саркскому молятся не только о даровании потомства».

Ксюша решила во что бы то ни стало там побывать. И хотя Эмзар не собирался ездить ни по каким монастырям, но велика сила женщины. Правильно его дед говорил: если женщина что-то в свою голову заберет, то ее три пары быков с места не сдвинут, а уж муж в одиночку тем более.

В итоге после многих приключений Ксюша оказалась в Саркском монастыре. Помолилась, как умела, и поехала назад. Вскоре сама была ошарашена результатом: ощутила в себе долгожданную беременность. У них родился сын. Об имени долго не думали: назвали Георгием. Ксюша как-то незаметно для себя воцерковилась.

Прошло четыре года. Детей больше супруги не планировали: есть один – и хватит.

Случилось им как-то проехать мимо Саркского монастыря. Ксюша и захотела поклониться той самой чудотворной иконе. Заехали. А через месяц – нечаянная радость: еще беременность.

В положенное время родился сын Лука.

Много воды утекло с тех пор. Оба вымоленных сына уже взрослые, работают за границей и аккуратно высылают родителям помощь на безбедную старость.

По материалам сайта «Православие.ru»

Возврат к списку