19.11.2020

Где сливаются Ока и Волга

Начало октября в этом году выдалось тёплым и солнечным. В такую прекрасную погоду небольшая группа вятских паломников совершила удивительное путешествие по Волге из Москвы до Казани на теплоходе «Лунная соната». Бо́льшую часть городов, включённых в маршрут, например, Козьмодемьянск, Самару, Ульяновск, Болгары, Тетюши, Тольятти, мне раньше никак не удавалось посетить. С другими (Углич, Ярославль, Кострома, Казань, Чебоксары и Нижний Новгород) была хорошо знакома, но новая встреча с ними позволила разглядеть то, что прежде я почему-то не замечала. Особенно поразил Нижний Новгород с его красивыми монастырями и храмами, хотя казалось, что об этом городе на слиянии Оки и Волги знаешь практически всё.

Строгановская церковь

Мы помним, какую роль в жизни преподобного Трифона Вятского, родившегося в Архангельской земле, сыграли Строгановы, а Нижний Новгород тоже связан с этим купеческим родом, известным на Руси с XV века. «Мы люди вольные, как ветер северный», — любили при случае вставить в разговор Строгановы, считавшие своей родиной небольшой городок Сольвычегодск, затерявшийся на просторах Русского Севера. К началу XVII века соледобытчики Строгановы, имевшие торговое представительство в Нижнем Новгороде, считались одними из самых богатых людей России. Когда осенью 1611 года по призыву Кузьмы Минина начался сбор средств на создание народного ополчения, среди добровольных жертвователей значились и Строгановы: они внесли 4116 рублей — огромную по тем временам сумму. Также щедро они одаривали многие монастыри и храмы.

В 1696 году у подножия нижегородского Кремля на средства Григория Дмитриевича Строганова началось строительство Рождественской церкви, которая до сих пор изумляет своим изысканным декоративным убранством. Этот храм задуман как символ незыблемости Строгановского рода, могуществу которого, казалось, не было предела. Однако пожар 1701 года надолго приостановил возведение Рождественской церкви, а введённая государством монополия на продажу соли серьёзно подорвала благосостояние прославленных купцов. Григорий Дмитриевич из-за связи c царевичем Алексеем впал в немилость Петра I, был полностью отстранён от дел и скончался в Москве. Отделочные работы в Рождественском храме были завершены стараниями его вдовы Марии Яковлевны. Освящение церкви состоялось в июне 1719 года, но спустя три года император Пётр приказал закрыть храм: не мог государь простить Григорию Дмитриевичу его отношений с опальным царевичем. Положение спас подросший сын Строганова Николай Григорьевич, который был крестником Петра I. Ему удалось примирить императора с памятью своего покойного отца…

Уходили в иной мир Строгановы, но храмы, возведённые ими в Нижнем Новгороде, стоят и поныне. Пятиглавая Рождественская церковь (храм в честь Собора Пресвятой Богородицы) является одним из лучших образцов так называемого строгановского стиля. Она имела тёплый зимний придел на первом этаже и три престола вверху. Однако богослужения изначально стали проходить только на втором этаже, который богаче по декоративному убранству: рамка каждого окна украшена диковинными цветами, а малые колонки возле окон перевиты виноградной лозой. Центральный придел небольшой по размерам. Свет сюда попадает через окна второго, третьего и четвёртого ярусов. Через световые барабаны пяти церковных глав, окрашенных наподобие куполов храма Василия Блаженного в Москве, лучи солнца падают на изумительный по красоте иконостас. Пол центрального придела и трапезной части выложен метлахской плиткой. Можно долго любоваться великолепием внешнего вида и внутреннего убранства Рождественской церкви, однако осознаёшь, что за годы советской власти многое было безвозвратно утрачено…

Рядом с храмом стоит высокая колокольня, первый ярус которой выполнен в виде триумфальной арки и служит парадным входом в церковь. Особенно красиво смотрятся белокаменные гирьки-висяги, украшающие вход. Со второго яруса открывается прекрасный вид на место слияния рек Волги и Оки. Третий и четвёртый ярусы — это звонницы. Наверху колокольни под крестом находится флюгер, выполненный в виде узорного флажка. Эта деталь характерна для периода увлечения Строгановых морским делом.

На колокольне при строительстве храма были установлены уникальные часы, которые, кроме времени, также показывали фазы луны и движение солнца в течение дня. При этом вращался циферблат, а не стрелки, как принято в настоящее время. Возможно, что эти удивительные часы содействовали проявлению живого интереса к механике у нижегородского изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Есть версия, что он, будучи пятнадцатилетним подростком, смог починить сломавшийся механизм часов. В 1937 году их сняли с колокольни, и дальнейшая их судьба неизвестна. В 2005 году Рождественская церковь вновь обрела часы: на колокольню установили куранты, изготовленные в Англии в 1879 году и до революции 1917 года находившиеся на Блиновском пассаже, а затем хранившиеся в Нижегородском историческом музее.

Нижегородская ярмарка

Наверное, все знают, как прежде славилась многолюдная Нижегородская ярмарка, на которой продавался разнообразный товар со всей России. Прежде ярмарка действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, но после пожара 1816 года её перенесли в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали для неё место на левом берегу Оки. А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля. В 1822 году на территории Нижегородской ярмарки был построен Спасский храм по проекту архитектора Огюста Монферрана, создателя Исаакиевского собора в Петербурге. Главный придел новой церкви освятили в честь Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, левый придел — во имя благоверного князя Александра Невского, правый — в честь прп. Макария Желтоводского и Унженского. Обращённый к торговым корпусам парадный южный вход собора имел шестиколонный портик. Роспись Спасского храма выполнили академик живописи А.В. Ступин и его сын Рафаил.

Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц, церковь была приписана к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочный храм стал именоваться Спасским, а позже, когда был построен Александро-Невский собор на Стрелке, — Староярмарочным. Вскоре после освящения новой церкви выяснилось, что многие купцы отказываются её посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых с обнажёнными частями тела вызывали недоумение и смущение среди богомольцев. Некоторые из них стали приходить в храм на службу со своими иконами. Поэтому спустя несколько лет образы заменили, а новый иконостас выполнил архитектор В. Стасов.

В XX столетии при советской власти в Спасском Староярмарочном соборе располагался склад, в административном здании — квартиры. Храм возвратили Церкви в 1991 году, в нём прошли реставрационные работы. Недалеко от него ныне находятся спортивные объекты чемпионата мира по футболу, который проходил в России, в частности, в Нижнем Новгороде, в 2018 году. Поэтому, подъезжая к собору, мы могли увидеть интересное оформление с футбольными элементами прилегающих улиц. Когда вошли на территорию храма, отметили, какой прекрасный вид открывается от главного входа на архитектурный ансамбль Нижегородской ярмарки. Особо помолились в приделе преподобного Макария Унженского, так как в наших поездках с паломнической службой «С Вятки» мы часто посещаем основанный им монастырь. Между прочим, слобода Макарье г. Вятки, где стоит красивый Троицкий храм, названа так в честь этого преподобного отца, и раньше один из приделов Троицкой церкви был освящён в его имя.

Храм на Стрелке

Далее наш путь лежал к знаменитой Стрелке — слиянию Оки и Волги, где возвышается величественный кафедральный собор в честь благоверного князя Александра Невского. Вопрос о строительстве второго храма на Нижегородской ярмарке был вызван бурным её развитием в середине XIX века. В отдельные годы сюда съезжалось до 200 тысяч человек, что в два раза превышало население города. Спасский храм не мог вместить стольких богомольцев, особенно в праздники. В связи с этим купечество ходатайствовало перед губернатором и обратилось с прошением к нижегородскому архиерею о строительстве новой церкви. Первоначально предполагалось построить однопрестольный храм, однако после приезда на Нижегородскую ярмарку в августе 1858 года императора Александра II осчастливленные этим посещением купцы решили соорудить величественный собор с тремя приделами во имя святых, тезоименитых членам императорской фамилии, — Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Чудотворца. Император одобрил такое намерение и даже указал место для будущего храма — у слияния Оки и Волги.

Освящение места под строительство собора состоялось в сентябре 1864 года, но к этому времени оставался открытым вопрос о выборе проекта. К сожалению, неизвестно, кто из архитекторов принимал участие в решении этой существенной для облика Нижнего Новгорода градостроительной задачи. В начале 1864 года документы были переданы на рассмотрение в Министерство путей сообщения губернским архитектором Робертом Яковлевичем Килевейном, о чём свидетельствует его подпись на чертежах. По проекту Александро-Невский собор представлял собой центрическое сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. В Петербурге проект был существенно переработан с изменением стилистического характера фасадов при сохранении общих габаритов и пятишатрового завершения.

Однако строительство храма началось лишь в 1867 году из-за отсутствия средств на возведение огромного здания, стоимость которого оценивалась в 200 тысяч рублей. Поскольку пожертвованных сумм оказалось недостаточно, был введён десятипроцентный полавочный и поземельный сбор с торгующих на ярмарке купцов, от которого освобождались только мусульмане. Торжественное освящение Александро-Невского собора состоялось 20 июля 1881 года в присутствии императора Александра III и цесаревича Николай Александровича. По данным за 1899 год, 87-метровая церковь была третьей по высоте в России после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Москве. На строительных работах были использованы новейшие инженерно-технические достижения того времени. Например, большой центральный шатёр имел несущие металлические конструкции, а кресты на главках были вызолочены гальваническим способом.

Послереволюционная судьба Александро-Невского собора не отличалась от участи большей части российских храмов. В конце 1920-х годов церковь была закрыта. По проекту реконструкции бывшей ярмарочной территории здание подлежало сносу, на его месте предполагалось построить маяк с памятником Ленину. Однако дело ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов. В дальнейшем храм использовался под склады и частично под жильё. В многочисленных пристройках, обезобразивших собор, размещались конторы и разнообразные подсобные помещения. Интерьер церкви окончательно уничтожил пожар в 1940-х годах.

В плачевном состоянии храм находился до времени возвращения епархии, когда начались восстановительные работы. В настоящее время собор виден из разных уголков города. Ещё с теплохода мы любовались его красотой, величием, какой-то устремлённостью к небу. И внутри храм прекрасен: замечательный иконостас, росписи, множество святых образов, везде живые цветы. Александро-Невский собор знаменит ещё и тем, что в нём более 186 икон Божией Матери! Впечатляет очень большой образ Спасителя. В отдельном киоте находится храмовая икона святого Александра Невского. Помолившись перед ним, я с грустью вспомнила нашу Вятку, которая в 1937 году лишилась своего Александро-Невского храма, не уступавшего по красоте и величию нижегородскому и взорванного по приказу безбожной власти.

Печерская обитель

В эту поездку нам посчастливилось познакомиться с Вознесенским Печерским мужским монастырём на крутом правобережье Волги. Древняя обитель была основана около 700 лет назад и многое повидала на своём веку: княжеские междоусобицы, набеги татар, Смутное время, величие русских государей и десятилетия запустения. Своё название «Вознесенский» монастырь получил по первому построенному храму, а Печерским стал называться потому, что начало обители положили иноки, подвизавшиеся в нескольких пещерах в крутом волжском берегу. Основателем монастыря считают святого Дионисия Суздальского, который прибыл на эту землю из Киево-Печерской Лавры в 1320-х годах. Для Нижнего Новгорода и Суздаля этот подвижник имел, наверно, такое же значение, как преподобный Сергий Радонежский для жителей московских земель. Почитались и ученики святого Дионисия преподобные Евфимий и Макарий. Монастырская братия жила по строгому уставу. Иноки не имели личной собственности, всё имущество обители считалось общим. Каждый, включая настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать добродетелям трудолюбия и нестяжательства.

Монастырь постепенно развивался, несмотря на периодические татаро-монгольские набеги. Так, в 1378–1379 годах обитель была сожжена дотла. Практически ничего не осталось от Печерского монастыря и в 1550 году. Восстанавливаться обители помогали князья и состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые пожертвования. Монастырь получал не только деньги, ему отписывали селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право на беспошлинные торговлю и провоз рыбы по реке. К концу XVI века в Печерском монастыре выстроили шесть каменных храмов, что говорит о богатстве обители, так как в центральной части Нижнего Новгорода в то время стояли всего три каменных церкви. Летом 1597 года в монастырь пришла большая беда: гигантский оползень уничтожил практически все постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю, стали явным признаком грозящей опасности. Монахи заранее вынесли в безопасное место всё ценное, в первую очередь, церковные святыни. На глазах у изумлённых иноков, часть горы сошла вниз к реке, полностью разрушив храмы и кельи. Монастырь пришлось отстраивать заново, сделали это на выровненной площадке выше по реке.

До 1640-х годов в обители возводились только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились позднее. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, прекрасный вид на который открывался и с горы, и с Волги. Центральную часть монастырской территории занимает величественный пятиглавый Вознесенский собор на высоком подклете с пристроенной к храму трёхъярусной колокольней, сохранившимся образцом русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, отправленных на переплавку для изготовления пушек. Насыпной грунт, на котором стояла колокольня, частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение: в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что звонница остаётся устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведённых расчётов. Смотришь на эту чуть наклонённую колокольню и удивляешься мастерству строителей!

Рядом с Вознесенским собором стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 1640-х годов. Этот одноглавый храм также имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвящённая преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году по образцу Архангельского храма нижегородского Кремля. В обители имеются двухэтажные братский и игуменский корпуса, архиерейские палаты с домовым храмом в честь прп. Сергия Радонежского, а также небольшая Петропавловская церковь. Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной с несколькими башнями и красивыми Святыми вратами.

Когда оказываешься в монастыре, как бы попадаешь в иной мир необыкновенного покоя, но так было не всегда. После прихода в 1917 году новой власти Печерскую обитель ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли, ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку. Реставрационные работы в обители начались только в 1970-е годы, а Церковь получила монастырскую территорию обратно лишь в 1994 году. Тогда же началось возрождение старинной Печерской обители, духовного центра Нижегородской епархии. В 2017 году в рамках торжеств по случаю 120-летия со дня основания Нижегородского отделения Императорского православного палестинского общества в Вознесенском монастыре состоялось открытие аллеи царей Романовых. В присутствии кадетов, курсантов Нижегородской академии МВД России митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения первых шести бюстов представителей царствовавшей в России с 1613 по 1917 год династии Романовых. Сейчас бюстов уже больше, и обустройство Царской аллеи продолжается.

Мы покидали Печерский монастырь с надеждой, что в скором будущем не только вновь увидим его архитектурное великолепие, но и духовно утешимся монашеским пением на Божественной литургии. Уже наступили сумерки. За окнами автобуса мелькали дома и небольшие храмы, а через несколько минут мы были в речном порту. Так как причал, у которого стоял наш теплоход, находился как раз напротив монументальной Чкаловской лестницы, cоединяющей Нижне-Волжскую и Верхне-Волжскую набережные, мы решили подняться по ней, чтобы поближе рассмотреть стены Кремля. Скажу вам, что это был не лёгкий подъём — 442 ступени вверх, но мы были вознаграждены за наши усилия, так как от памятника знаменитому лётчику Валерию Чкалову открывался прекрасный вид на Волгу, где нас ждала «Лунная соната» в иллюминации разноцветных огней, красиво отражавшихся в речной воде.

Спускаться вниз было радостно и легко, ведь впереди были ещё несколько дней путешествия и новые встречи со старинными русскими городами. Вскоре наш теплоход отчалил под звуки известной песни «Сормовская лирическая». Думаю, многие знают её слова: «На Волге широкой, на Стрелке далёкой гудками кого-то зовёт пароход…». Мы ещё долго стояли на палубе и, прощаясь с Нижним Новгородом, махали городу рукой.

На фото: 

- Александро-Невский собор;

- Спасский Староярмарочный храм;

- Царская аллея в Вознесенской обители;

- Вознесенский Печерский монастырь; 

- Рождественская церковь. 

Подготовила Надежда Шаповал
По материалам газеты «Вятский православный вестник»

Фото

Возврат к списку