13.11.2020

В Свято-Успенском кафедральном соборе по субботам Божественная литургия будет совершаться Знаменным распевом

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка Божественная литургия Знаменным распевом совершится 14, 21, 28 ноября. Начало богослужений в 8.00. Приглашаем верующих соборно помолиться!

Искусство в православных храмах издревле служило для того, чтобы приблизить душу человека к Богу, настроив ее через слушание песнопений и стихов, созерцание икон на необходимый лад.

Церковное пение должно соответствовать некоторым нормам, чтобы подействовать на человека необходимым образом. Поэтому столь большое значение сегодня придается исполнению церковных песнопений в Православной Церкви.

Церковное пение является неотъемлемой частью богослужений и имеет своей целью обращение души человека к Богу. Слушая хоровое пение, душа приходит в умиление, в ней рождается молитвенный настрой.

О том, насколько полезно для души «воспевать в сердцах Господу» сказал святитель Иоанн Златоуст: «От мирских песен может произойти вред, погибель и много других зол: ибо все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовныe песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святой скоро нисходит в душу, поющую эти песни. А что действительно поющие их с разумением призывают на себя благодать Духа, о том послушай, как говорит Павел: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5, 18-19)».

Знаменное пение — в чем особенность?

Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия.

Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.

Знаменное пение было распространено на Руси с XI до XVII века. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В XVII веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение.

В настоящее время можно говорить о возрождении в русской Православной Церкви канонического богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков (регентов) и т. д.

Знаменное пение – это пение единой Русской Церкви, звучавшее в ней семь веков. У его истоков стояли такие подвижники, как преподобный Феодосий Печерский, такое пение слышал преподобный Сергий Радонежский. Богослужебное пение рассматривалось как продолжение монашеского молитвенного делания. Только знаменный распев обладает полнотой – дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму, характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением.

Богослужебному знаменному пению свойственна ровность, беспорывность, соответствующие постоянству молитвенного подвига.

Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им распеты основные певческие книги – Ирмологион, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый знаменный распев – силлабического стиля, речитативный – предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с XI века. Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в XVI в.; среди его создателей – распевщики Федор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка (чередование постепенного движения и скачков).

Материал о Знаменном пении опубликован с сайта: «Дышу православием»



Фото

Возврат к списку