25.09.2020

«Когда человек здоров, он и на мир смотрит по-другому»

Предлагаем вниманию читателей интервью с настоятелем прихода в честь Михаила Пресвитера города Кирова иереем Андреем Петровым. Разговор шел о выборе жизненной стези, о врачевании души и тела, о деятельности на приходе храма в честь священномученика Михаила Тихоницкого, где 20 сентября совершался престольный праздник.

- Отец Андрей, Вы – потомственный священник… расскажите, каким-то образом этот факт отразился на Вашем обучении в школе, которое пришлось в советское время – эпоху пионеров и октябрят?

- Да, можно и так сказать, поскольку папа у меня – священник. Дед погиб на войне, а прадед был чтецом в храме и учителем закона Божиего в селе Ципья, он еще Иоанна Кронштадтского встречал, когда батюшка приезжал в Вятку, Владыка Никандр благословил ему Евангелие на молитвенную память.

То, что я сын священника, в школьные годы, конечно, накладывало отпечаток, при каких-то ситуациях некоторые люди могли «напомнить» в разговоре, кто мой отец.

В школе я не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. Все одноклассники спрашивали – когда же ты станешь октябренком? Спустя годы – пионером? Пионер – это значит «первый». Как все могут быть первыми? Пионер – всем ребятам пример. Какой пример для других учащихся, когда некоторые из них уже курили, вели себя непотребно.

После приема в пионеры многие относились к этому очень серьёзно. Было заметно, что они гордятся, став «первыми». Галстуки были наглажены, поправляли узелки. Но потом это стало постепенно сходить на нет. Могли «забыть» галстук. Иногда они походили на тряпочки, которыми вытирали школьные доски, – такие же мятые и несвежие, за что некоторым доставалось от классного преподавателя. У многих стало появляться негативное отношение к сборам, линейкам и прочим пионерским мероприятиям. Они становились в тягость. Сбежать с линейки, думаю, была мечта любого.

Учился я в 16-й школе города Кирова, очень благодарен ныне покойному директору Владимиру Николаевичу Патрушеву. Как-то уже после окончания школы встретились мы с ним. И он поделился, что все боялись в советские годы брать в школу детей священников, а он не боялся, потому что знал, что ничего плохого в этом нет, потому что у детей из верующих семей есть сдерживающий фактор – вера в Бога, и ничего плохого они сделать не смогут. Доброй души был человек.

Так, в 16-й школе города Кирова учились дети отца Серафима Исупова, дети отца Алексея Кряжевских, в параллельном классе со мной учился отец Александр Бахаревский... Нельзя сказать, что я находился в изоляции от окружающих, в каком-то особом мире. Нет. Во многом мы, дети священников, мало чем отличались от остальной детворы. Точно так же играли во дворе, в школе бегали по коридорам, получая иногда затрещины от дежурных старшеклассников, занимались в школьных кружках – токарного, слесарного дела, очень увлекались физкультурой, которую преподавал Валентин Павлович Чарушников. Бывало, урок не выучишь, в общем, были как обычные дети. Получали те же оценки на уроках – от «гусей» до пятерок.

Учителям я, кстати, очень благодарен. Они хоть и обучали нас в советский период, но были для нас примером. Некоторые потом сами рассказывали мне, что в школу стремились каждый день. Работали с самоотдачей. Чувствовалось, что они к предметам, которые преподают, серьёзно готовятся. Да и с нас требовали соответственно. Учителем истории была Майя Петровна Яровая – она уроки делала так, что мы, учащиеся, погружались в них полностью: и карты, и конспекты, и фильмы… – всё старалась сделать, чтобы ребята вникли в события, о которых рассказывалось на уроке.

Уроки физики у директора школы пролетали мгновенно, настолько было интересно. С теплотой вспоминаю уроки биологии Тамары Ивановны Пшеничниковой. Сейчас понимаешь, что люди душу вкладывали в наше обучение.

Конечно, все предметы носили идеологическую окраску. И не важно какой предмет – история, биология, физика… Возьмите любой учебник советских времен, любую методичку или научную работу. Везде красной строкой значилась руководящая роль ЦК КПСС, вначале обязательны были цитаты основателей Марксизма-Ленинизма, обоснование работы с материалистических позиций, а затем уже рассматривалось непосредственное содержание работы… Если это было, работе давали зелёный свет. О человеке, которому давали положительную характеристику, писали – политику партии и правительства понимает правильно. Сейчас это смешно, а тогда – нет.

Но это все уже в прошлом. Я же как ребенок тогда воспринимал всё, как и полагается детям, в радужном цвете, несмотря ни на какую политику и идеологию. А преподавателям я своим очень благодарен за то, что они учили нас именно добру. Они, может, и сами не осознавали, что открывали для нас именно мир Божий. Физика описывает мир Божий, его неизменные законы, которые ни один человек изменить не может. На биологии мы познавали живое творение Божие, как устроены организмы и прочее. История рассказывала о всех социальных и политических событиях разных народов, о войнах, которые происходили из-за страстей и греховных чаяний одного или нескольких человек. Англичане, французы, русские… всё, что мы получили на сегодняшний день, получили вследствие добродетельной или греховной жизни. Мы тогда об этом не думали, так как эта тема была «закрыта», но сейчас я это прекрасно осознаю.

- И всё-таки были ли обстоятельства, в которых Вы как верующий находились уже в юношеские годы с советской действительностью в диссонансе?

- По сути, партия предлагала новую религию вместо христианства, которая навязывалась гражданам с детских лет: сначала «внучата» Ильича, затем пионерия и прочее. Вверх по карьерной лестнице можно было подняться, только став членом КПСС. Вместо крестов – октябрятские звездочки, пионерские и комсомольские значки, вместо крестных ходов были демонстрации, вместо икон носили плакаты вождей… Но люди этого не понимали. Ведь строили коммунизм. Некоторые в это свято верили.

Но были такие, которые внутри чувствовали, что это только оболочка. Дело в том, что КПСС взяла за основу своей идеологии, по сути, десять заповедей Ветхого Завета, отбросив первые четыре. Вместо первых четырех была поставлена руководящая роль ЦК КПСС. То есть вера в Бога была заменена верой в светлое материальное будущее, в котором можно было бы «брать от жизни все».

А остальное все оставалось: чти отца и мать (уважение к старшим) – всегда уступали место в транспорте, не грубили взрослым; не кради, не убивай, не прелюбодействуй… А откуда эти правила взялись? Не из воздуха же. Или их партия придумала?

Большинство людей эти заповеди в своей жизни старались не нарушать. И не потому, что боялись огласки, проблем на работе, но не преступали где-то внутри себя. А почему? Потому что на самом деле не КПСС их людям дала, а Бог. Кто это понимал, видел двойственность советской идеологии.

При этом люди были другие, более человечные. Многое делалось с душой. Люди были проще и отзывчивее. Сейчас сознание людей несколько иное, многое меряется: выгодно – не выгодно, сколько денег я получу. Искренняя взаимовыручка, помощь – эти человеческие качества сейчас убиваются. Это закономерно, потому что на место духовного вакуума на постсоветском пространстве, который возник в перестройку, пришли деньги. Христос сказал: нельзя одновременно Богу и мамоне поклоняться. Подмена происходит совершенно незаметно для человека – как естественные социальные перемены.

Деньги сильно меняют сознание людей. Порой, даже с верующими людьми диалог выстраивается в такой плоскости. Но ведь и на приходе, и в церкви многое сегодня делается по доброй воле, по любви. К примеру, человек просит какой-то духовный совет в той или иной ситуации, кто-то не имеет возможности оплатить требу в данный момент. Неужели людям надо отказывать? А кто-то от прихода может выпустить миссионерские брошюры – не в целях личного обогащения, кто-то ведет сайт храма совершенно бескорыстно. Это и есть проявление любви к людям.

- Когда и при каких обстоятельствах Вами был выбран путь священного служения?

- Говорят, детские впечатления самые сильные. Маленьким я ходил в храм с мамой. Конечно, выстаивать службы не мог, да и народу в то время было – не протолкнуться. Храм-то один был. Но прекрасно помню службы с Владыкой Мстиславом. Помню батюшек, которые служили в то время. В алтаре до службы дьякон Владимир Жуков (ныне покойный) давал мне «холодное» кадило и я пытался кадить из алтаря, открывая дьяконские двери, а бабушки с улыбками кланялись. Владыка Мстислав очень любил с нами – детьми священников – общаться. Собирал нас в алтаре и расспрашивал, кто кем быть хочет, как в школе дела и так далее. Все это сохранилось в детской памяти.

Во время учебы в школе ходили на исповедь и причащение. Прекрасно помню Владыку Хрисанфа, который был назначен на Вятскую кафедру. Высокий, худощавый, в сапогах, в подряснике, подпоясанный простым поясом – таким он приехал в Киров.

После окончания школы попытка поступить в военно-медицинскую академию в Царском селе под Санкт-Петербургом не увенчалась успехом. Возможно, не прошел «фейс-контроль» именно по причине, что я сын священника. Так или иначе, мне вернули документы, указав на то, что сын священника не может учиться в военном заведении, и вместе с двумя другими товарищами из Кирова нас отправили обратно.

Вернувшись в Киров, решил поступать в Медицинский институт в Свердловске (Екатеринбург). Отец Семен (мой папа) не настаивал на обучении в семинарии. Но об этом говорили. И правильно – всему свое время. И по своим детям знаю, если ты их заставляешь что-то делать – получаешь обратный эффект. Да, я своим дочкам говорю: девочки, вы должны исповедоваться, причаститься, чтобы жить с чистой совестью. А заставлять –смысла нет. Человек должен сам к этому прийти. Но говорить о духовном мы обязаны своим детям, где-то наставлять, где-то строгость проявлять. Принцип таков: говорить надо, наставлять нужно, а заставлять человека нельзя.

Родители точно так же меня не заставляли. Заложив веру, над жизненным выбором не довлели. Выбор стать врачом одобрили. И я пошел по врачебной стезе. Склонность к медицине появилась еще в школе, когда на уроках биологии преподавали анатомию – появилась потребность разобраться в организме человека глубже. И внутреннее состояние было такое, что тянуло в эту область. Так уже в старших классах сформировалась склонность к будущей профессии. Будучи врачом, смотрел на больных. Одним лечение помогает, другим нет. Бывали моменты, когда лечение давало очень быстрый результат. Бывали моменты, когда был бессилен помочь. В общем, насмотрелся. Были случаи, когда рекомендовал к тяжелому больному вызвать священника на дом.

- И все же, несмотря на выбранное благородное врачебное дело, впоследствии Вами был сделан выбор в сторону священного служения... Или Вам удается совмещать в нынешнем служении оба подхода?

– Врач телесный – это одно, врач душевный – это совершенно другое. И совместить это – врачевать не только тело, но и душу – это уже другой уровень. Когда видишь страдания больного и не можешь вылечить, понимаешь, что одними лекарствами не поможешь. Здесь уже больной не в твоей власти. Ты бессилен. Все в руках Божиих.

Бывает так, что человеку достаточно просто простить другого, у него все станет на свои места. Самый простой пример: приехал на вызов, работая на «скорой». У женщины давление крайне высокое. Спрашиваю, что случилось. Отвечает: «Да, из-за сада». Перетрудились что ли? – «Да нет, с сестрой поругались». Вам сада не хватает? – «Да, нет… Она одно хотела, а я другое. Поругались с ней, расстроилась я, отсюда и давление». Полечили ее, давление быстро привели в норму. Говорю, сами понимаете, что с сестрой нужно помириться. А в ответ: «Помириться с ней – да никогда». И снова давление подскочило. Лечить таких медикаментозно нет смысла, пока человек искренне прощения не попросит и сам не отпустит все обиды. Только тогда будет эффект от лекарства. Часто физические проявления – это отголосок душевного состояния человека. И то, что внутри у человека происходит, наружу выплескивается в виде каких-то заболеваний. А чтобы это понять – с человеком надо говорить.

Важно, чтобы человек доверял врачу, тогда он откроет душу. Dixi et animam levavi – Сказал и облегчил душу – так говорили древние. По сути, больной должен высказаться обо всем, что у него болит и наболело. А слушать каждого сегодня – никому не надо, ведь есть определенная схема лечения... Нас учили: если после беседы с врачом больному не стало легче, это плохой врач, технарь.

Раньше был принцип патернализма, то есть врача воспринимали как любящего отца, который приходит и лечит. Горькое лекарство дает, зато действенное. Поговорит, и станет полегче. Это было отображение небесного на земле. Вообще небесное и земное – оно сильно раньше на Руси сочеталось: Господь и господин, царь земной и царь небесный. И человек воспринимал врача как человека о нем заботящегося и ему доверял. А если врач видит, что он как врач телесный уже не может исцелить, отправлял к священнику решать духовные вопросы.

Сейчас я по мере возможностей стараюсь оказывать помощь родным, знакомым, кто нуждается в медицинской помощи, хотя времени не хватает.

– Что же человеку делать в случае нездоровья духовного?

– Если человек пришел в храм на исповедь, это уже начало духовного врачевания. «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши…» – читает священник в молитве на исповеди. Когда человек пришел на исповедь, он сам должен от своего греха избавиться. Если он думает, что батюшке интересно выслушивать грехи – он ошибается. Выслушивать грехи других – это очень тяжело. У нас почему-то принято при общении друг с другом косточки поперемывать знакомым, какие у кого грехи, поосуждать, поругать. И это порой делается с каким-то нездоровым интересом. А когда на исповедь человек приходит, а уже надо из себя исторгнуть этот грех, назвать его – тут уже не до смеха. Свои грехи назвать и признать тот или иной поступок плохим – тяжело. И человек порой начинает понимать, что к исповеди надо готовиться.

Но ведь Господь прощает все грехи?

– Господь все грехи прощает. Но будет ли человеку польза, если он что-то утаил или просто перечислил грехи? Это так же как прийти к доктору и половину жалоб не сказать. Лекарство получил на основании жалоб, а оно не действует, так как больной не все рассказал. А врач не может все симптомы выявить, пока больной всю историю болезни своей полностью не расскажет: откуда, что и как началось. То есть врачу нужно доверять. А сейчас в медицине все компьютеризировано, то есть врач отрывается от человека. Да, тело лечат, а душа какая была, такая и есть. Мало лечить тело, если душа продолжает страдать.

Однако и батюшкам, не сведущим в медицине, не нужно брать на себя несвойственные ему обязанности врача по принципу: приходи ко мне лечиться и корова, и волчица… Ни в коем случае! Если ты не знаешь конкретной телесной болезни – отправь к врачу. При этом прояви свои дарования как врач духовный, обращая взор именно к душе человека.

И только когда есть у батюшки опыт в медицине, тогда можно аккуратно подсказать путь лечения телесного. Но с учетом того, что медицина настолько ушла вперед, порой признаюсь, что не знаю ответы на те или иные вопросы и рекомендую обращаться с конкретным заболеванием к лечащему врачу. Даже зная основы медицины, прежде чем давать какие-то рекомендации, нужно принимать в расчет, что изменились и сами принципы лечения.

- Это речь идет о физических недугах?

- Да. Что касается психических – это уже работа психиатра. Священник также должен в этой области действовать осмотрительно, осознавая, что он доктор – духовный. В последнее время из-за современного ритма жизни проблем у людей с психическим состоянием будет все больше…

- Это с коронавирусом связано и со всеми вытекающими последствиями изменения образа жизни – самоизоляцией, мерами предосторожности, пошатнувшейся экономикой?

– Не только с этим. С духовным состоянием общества в целом. Разве незаметно, что мир меняется? Оглянувшись вокруг, что мы видим – равнодушие, порой озлобленность друг к другу. Все решают деньги. Это современная проблема бездуховного общества. Если судить по количеству прихожан в храмах, видно, что посещение храмов заметно снизилось. Причина вроде бы очевидна – коронавирусная инфекция. Но меры ослабли, а народ в храм стал ходить меньше. А вот в транспорте, магазинах люди не боятся заразиться инфекцией, толпы ходят без масок. Это безответственно по отношению к другим. А в храм зайти в маске, в перчатках, соблюдая все необходимые меры, сил нет. Дай нам слабинку, мы разленимся. Эта лень, пассивность и говорят о духовном состоянии общества.

Около двух тысяч лет назад Христос иудеям что говорил? Род неверный и развращенный. Хотя эти люди ждали Христа. Вот и мы говорим, что мы православные, мы – христиане. А так ли это на самом деле – если заглянуть в глубину сердца и нашу жизнь? Род неверный и развращенный. Все в истории повторяется и ничего не меняется – человек не хочет меняться.

- И все-таки если к врачу или священнику обратился человек с той или иной жизненной проблемой и соответствующим внутренним состоянием, когда «на душе плохо», а от этого начинает болеть тело, первичную помощь, по-Вашему, нужно оказывать душе или телу?

- Нужно каждый конкретный случай разбирать индивидуально. Надо расставить, прежде всего, приоритеты – что у него болит? Если мешок поднял, и «в спину ударило», ему что, духовные наставления давать будете? Легче вряд ли станет. Надо как раз оказать первую помощь – то есть лечить тело. На каждой ступени есть свои методы лечения: телесные, душевные и духовные. Сначала мы снимаем боль, лечим спину, а потом уже начинаем разговаривать, зачем столько поднимаешь, силы-то соизмеряй.

Иногда человеку даются заболевания для смирения, бывает, Господь отводит от чего-то… или посылает болезнь для того, чтобы совершались на нем дела Господни… – здесь мы можем только догадываться о промысле Божием над каждым человеком. Как говорил апостол Павел: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (второе послание к Коринфянам). Обязанность врача – подсказать человеку, почему получил заболевание. Считаю, что врач мудрый, если направляет человека к спасению не только тела, но и души.

А понятие «на душе плохо» – так это как раз и есть такое психоэмоциональное состояние человека, когда он не может принять реальность таковой, какая она есть.

- Вам как священнику, наверное, больше известно, что душа болит у людей по разным причинам… Самые болезненные переживания у людей бывают от утраты близкого человека, из-за неизлечимой болезни или когда страдает кто-то из ближних, а помочь не в твоей власти…

- Причин много, но во главе всего стоит самость человека, непринятие воли Божией… даже когда умирает знакомый или родной или когда кто-то заболел – человек не хочет с ситуацией смириться и себя в чем-то ограничить. Гнев, раздражение, обида, злоба, сребролюбие, печаль, уныние – все это также проблемы духовного плана. Пагубные же пристрастия – объедение, пьянство, курение, блуд – это уже проблемы более телесные.

- А с поговоркой: в здоровом теле – здоровый дух – Вы согласны?

- Отчасти. Физические упражнения нужны обязательно, чтобы тело поддерживать в форме. Всем давно известно, что гиподинамия – враг номер один современного общества. Когда человек здоров, он и на мир смотрит по-другому. Только вот физически крепкий человек может быть духовно нездоров. Он может быть неверующим, зависимым от страстей, например, лудомания – игровая зависимость. А вот здоровый дух может быть и в не совсем здоровом теле. Вспомним Серафима Саровского – согбенный ходил, после того, как его избили разбойники, но его душа была всегда с Богом. Поэтому в здоровом теле здорового духа может и не быть, вот в больном теле здоровый дух может быть.

- И все же, каковы пути выхода как врач и священник можете предложить из разных состояний нездоровья – зависимостей, стрессов, апатии, расслабленности, когда теряется вкус к жизни…

- В каждом конкретном случае нужно смотреть, кто перед тобой стоит. Первое впечатление порой может быть и обманчиво. А когда начинаешь копать поглубже, понимаешь, что у человека уязвленное самолюбие, а как следствие, гневливость. А проявляться это может заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

- А связь какая?

- Прямая. У нас все органы иннервированы. Все системы связаны с центральной нервной системой. С головным мозгом, с кожей (это, пожалуй, самый большой орган в теле). А мозг для души это своего рода как приемник для радиоволн. Проявления заболеваний могут быть различными, начиная от изменения в поведении человека, заканчивая поражением внутренних органов, что проявляется изменением на кожных покровах.

Повторяю. С каждым человеком нужно говорить конкретно. Например, депрессия – это признак неверия. И как ты будешь говорить с человеком, чтобы он уверовал? Как ты убедишь его, что он должен идти на исповедь? Это порой как о стенку горох кидать, как воду в решете носить. Ты с человеком час поговорил, а он смотрит на тебя чистыми глазами, tabulа rasa – чистая доска, как будто и не говорил с ним. А почему? Потому что человек вместить это в себя не может. Возможно, он и хочет, но не может – потому что нельзя в стакан вместить ведро воды.

Даже Христос говорит своим ученикам, что вы не можете в себя это вместить, не потому что вы глупые, настолько ограниченные, а потому что на данный момент вы не понимаете, о чем идет речь. Вы думаете о материальном, а не о духовном. А когда в Пятидесятницу Дух Святой сошел на Апостолов, тогда все сказанное Христом они вспомнили, стали воспринимать все по-другому. Результат – проповедь христианства по всему миру.

Человек должен пережить, пропустить через свое сердце. Ведь некоторые больные свои телесные заболевания знают лучше, чем врач, они знают, что и как принимать, они на себе испытывают препараты и их действие на организм, а врач просто консультирует и делает записи. Больной знает, как лечиться, поскольку испытал все на себе, а к врачу приходит проверить свое состояние.

Так и духовное состояние – человек должен через себя что-то пропустить, а потом уже в своей жизни будет воспроизводить. Иногда сказанное человек переосмысляет относительно себя спустя порой длительное время и приходит к выводу, что раньше не понимал, а оказывается, все так просто. Ведь мне же говорили столько раз, а я не понимал. Пока мы не пропустим через сердце, пока жизненный опыт у нас не появится, смысла учить кого-то духовным вещам нет, люди не поймут.

- А разве через Таинство Причастия не происходит исцеление души и тела автоматически посредством Святого Духа?

- В «Книге Премудрости Соломона» высказана замечательная мысль: «В злохудожную душу не внидет премудрость» (Прем.1:4).

Разве Иуда изменился? Христос сколько его призывал к покаянию. Даже когда он Христа предал – разве он покаялся, изменил образ жизни? Нет. Согрешил, продав душу невинную. Признал, пошел и удавился. Но покаяния там не было. Поэтому говорить о том, что в человеке Таинство действует автоматически – нельзя.

Вера – движущий фактор в человеке. Иуда не уверовал в Христа, а ведь находился рядом с ним, ему дана была власть, как и другим апостолам, – вязать и разрешать грехи, исцелять больных. Христос всех причастил. И Иуду тоже. Но чем это закончилось? Но у него исключительно меркантильные были соображения. На его место был избран другой апостол – Матфий. Таинства не изменяют человека автоматически, иначе мы все были бы святые и равноапостольные.

Бывает и так, что священник крестит, то есть Таинство над человеком совершено, а в нем оно не действенно. Это можно сравнить с тем, что дать кредитку на миллион, но банкомата пока нет. Деньги есть, но снять не можешь.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое».

Человек впоследствии может озадачиться, мол, в церковь хожу, свечи ставлю, а ничего не помогает. А дело в том, он не верует. Он хочет быть потребителем благ как материальных, так и духовных. Поставил свечку – на, всё, что хочешь. Это и есть созданное сейчас общество потребления.

Есть у некоторых верующих мнение: чем чаще причащаешься – тем лучше тебе. Святые Дары – это не пилюли, не витамины. Нужно готовиться, и должна быть искренняя потребность души быть ближе к Богу. Но перед этим человек должен потрудиться – очистить душу, принести покаяние. Это не волшебство, а Таинство.

Один случай был описан иеромонахом. Это произошло в 1980-е годы. Он, будучи еще молодым человеком, не в сане, был в одном из псковских храмов на Литургии. Во время причащения в храм зашла туристическая группа. И среди них был студент, казах по национальности, не имевший к Православию никакого отношения. И зайдя в храм, он наблюдал, как причащаются люди. Подойдя к молодому человеку, будущему монаху, он задал вопрос, почему у батюшки на плече сидит голубь, и у некоторых причастников с ложечки склевывает частичку, и тот пустую ложку принимает – почему так? И тут молодой человек понял, что этому обычному туристу было открыто видеть, что в этом Таинстве Причащения единицы причастились. К причастию подходили многие, но действенно Таинство было лишь в некоторых. И это явление Святого Духа было открыто совершенно неверующему человеку.

- Насчет исповеди также бытуют разные мнения… Одни говорят, что чем чаще – тем лучше, хоть каждый день, чтобы жить с чистой совестью, другим и раз в год кажется вполне достаточным.

- Опять же – как человек исповедуется? Есть перечисление грехов, а есть – покаяние. Это разные вещи абсолютно. И кто как обращается к Богу – так жизнь и показывает: хожу в храм, а ничего не меняется.

- Расскажите о жизни прихода пресвитера Михаила, настоятелем которого являетесь. Храм небольшой прикладбищенский, и можно ли говорить о жизни прихода как такового?

- Владыка Марк назначил меня настоятелем храма пресвитера Михаила в феврале этого года. Храм небольшой, и приход соответственно также. Людей сдерживает, во-первых, то, что храм находится за переездом. Это несколько отделяет некоторые жилые дома, во-вторых, то, что церковь прикладбищенская. Из-за этого сдерживающего психологического фактора креститься и венчаться к нам немногие идут.

При этом все отмечают, что храм – легкий, радостный, светлый. Сама постройка очень красивая. Из Воронежской области звонил батюшка и спрашивал о том, где взять техническую документацию. Им храм понравился, хотят построить у себя такой же. Примечательно, что рядом с храмом могила архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, который родился в Орлове, где пребывают мощи святого Михаила Тихоницкого – такая духовная связь.

Некоторые вообще считают, что это часовня. Приходится объяснять, что здесь совершаются службы. Богослужения в нашем храме совершаются в субботу, воскресенье, на неделе, если есть праздники. Работы много. Храм надо приводить в порядок, потому что некоторые деревянные конструкции обветшали и сгнили. Нужно решать многие проблемы. Но когда нет денег и людей – вопросы эти растягиваются во времени. От активности прихожан зависит жизнь прихода. Хочется надеяться, что после пандемии храм снова наполнится молящимися.

Учитывая потребности современных прихожан, мы организовали сайт храма. http://hram-tihonitskiy.ru. Главное, в душах людей победить равнодушие. Но с другой стороны, количество прихожан отражает процент истинно верующих. Конечно, нынешний год – особенный, но кто боится коронавируса – приди в другой день, и мы помолимся, отслужим молебен или панихиду, когда никого в храме нет.

- Что делается на приходе в плане прославления вятского святого Михаила Тихоницкого? Каким образом верующие могут помолиться именно священномученику Михаилу?

- В целях сплочения прихода, чтобы люди друг друга лучше знали, общались и, конечно, для знакомства со святынями Вятской земли по благословению Владыки – митрополита Вятского и Слободского Марка – мы совершаем паломнические поездки от храма по маршрутам: Орлов – Медяны, в Великорецкое. В уборке храма, в паломнических поездках нередко участвуют люди из других приходов. И после приятно их видеть в храме на богослужениях.

Те, кто поучаствовал в паломнических поездках, узнали о жизни святого отца Михаила Тихоницкого, посмотрели, где служил батюшка, где принял мученическую кончину. После этого начинают понимать, насколько близка нам наша история, пусть и кровавая, которая может повториться в любой момент. Новомученики повторили путь Христов уже в современных условиях. И когда люди соприкасаются со святынями, они проникаются особым духовным состоянием. Паломнические поездки прихожан сближают, люди начинают контактировать, а еще молиться друг за друга. Приход – это община, когда люди друг друга знают, друг за друга молятся. Постепенно люди приходят. Но еще стоит много потрудиться для жизни прихода.

Мы каждый вечер после службы поем тропарь, кондак, величание святому Михаилу Тихоницкому – это обязательно. Приходите все желающие, мы помолимся вместе.

- Спасибо за глубокую духовную беседу!

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку