06.07.2020

Глас вопиющего в пустыне

7 июля — праздник Рождества Иоанна Предтечи. Предлагаем вниманию читателей слово митрополита Антония Сурожского о святом Иоанне Крестителе (в сокращении).

По свидетельству Господню, никто, рождённый на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. В нём мы видим образ человека, который сумел так беспредельно быть преданным Богу и своему земному призванию. Он может послужить для нас примером, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим часто является предтечей Господним, тем, кого Спаситель послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, которые приготовили бы их к принятию Христа. И когда своей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в наши, и в Христовы слова, мы берём на себя страшную ответственность. Мы не только сами живём в суд себе, но и других не влечём за собой туда, куда мы призваны их привести: к той радости, которую никто, кроме Господа, не может нам дать и которую никто не может отнять у нас. Вспомним несколько выражений, которые употреблены Христом или Евангелием по отношению к Крестителю Иоанну. Первое, что мы о нём слышим, что он — глас вопиющего в пустыне. Так часто в человеческом сердце, в нашей жизни пусто. Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы все окружены людской пустыней. В ней и мы, подобно Иоанну Предтече, призваны, свидетельствовать. Свидетельство же Крестителя началось не словами: прежде, чем вернуться к людям и говорить, властно требовать от них, чтобы они стали достойны звания человека, он сам удалился в голую, жаркую пустыню и остался наедине с самим собой перед очами Божиими.

Иногда и нам приходится быть в таком одиночестве. Это случается, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что одиноки, потому что стоим перед лицом жизни и смерти. Бывает, что мы сами удалимся для того, чтобы прийти в себя, и тогда знаем, как трудно остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык: делается боязно, потому что открывается перед нашим взором внутренняя пустота. И в этой пустыне нам будет одиноко, трудно, но, если мы сумеем жить в ней с Богом одним, только тогда сможем вернуться к людям, никогда не теряя Бога и оставаясь способными, победив себя, победить всё.

И вот Иоанн свыше тридцати лет пребывал одиноко в пустыне, боролся со своим сердцем и вышел на проповедь. Евангелие называет его гласом. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит произнести для спасения людей, что он только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает его гласом. Один из подвижников Афона сказал: «Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только».

Иоанн отверг всё земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле. Когда Иоанн стал с Ним неразлучным, Бог послал его к людям, чтобы они зажили той жизнью, которую познал Иоанн. И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Когда меня люди встречают, загораются ли они? Когда слышат меня, трепещет ли их сердце? Когда люди видят нашу жизнь, разве говорят о нас: «Как они друг друга любят!»? Разве дивятся тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это не так, то мы не пошли путём предшественника, не готовы принести Христа людям, потому что мы желаем жить для себя, не хотим сходить на нет.

А вот что говорит Евангелие об Иоанне Крестителе. Свидетельствуя перед людьми о том, кто он есть, Предтеча сказал, что «мне должно умаляться» для того, чтобы Спаситель вырос в полную меру. Иоанн — только Предтеча, он должен открыть дверь и отойти так, чтобы о нём больше не вспомнили люди, вдруг увидев Христа и всё забыв в этой радости. Сходить на нет, приготовив путь Господень… Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Бог нам даёт, не хочет, чтобы никогда не забыли, что это слово было сказано именно им?

Креститель о себе ещё говорит: «Я — друг Жениха». В древности такой человек заботился обо всём для брака, а после приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не помешал их радостной, таинственной встрече. Кто из нас умеет так поступить с чужой радостью: всё сделать, чтобы она случилась, воссияла вечным светом, уберечь её и отойти, остаться забытым за закрытой дверью?

Умаление Крестителя дошло почти до предела. Он был взят в тюрьму за правдивое слово. Иоанн знал, что на него идёт смерть, что из тюрьмы он не выйдет, и вдруг его охватывает сомнение. Он, который на берегу Иордана-реки перед всеми засвидетельствовал, что грядущий к нему Иисус — Агнец Божий, посылает двух своих учеников ко Христу спросить: «Ты ли Тот, которого мы ожидали?». Иначе сказать: «Ты ли на самом деле Тот, о Котором я принёс своё свидетельство, или же я ошибся?». Если ошибся, то напрасно погубил юные годы в пустыне, напрасно выходил к людям, напрасно теперь в тюрьме, напрасно умру — всё напрасно. И колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. Ученикам, вопрошающим Христа, Спаситель говорит: «Скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». И умер Иоанн в безусловной вере.

Как часто бывает, что после того, как мы сделали всё, что должны были сделать, чтобы другой человек ожил радостью и воскрес душой, вдруг на нас находит колебание. Устала душа, меркнет жизнь, клонится глава к земле… Я не вижу плода, я не знаю, что будет. Стоило ли всё это делать? И Господь нам не отвечает на это свидетельством успеха. Он нам говорит: достаточно того, что всё это — правда, что всё это было добро, достаточно тебе, что ты сделал то, что нужно было. В этом — всё.

Будем часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, будем учиться, как живёт настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

Фото

Возврат к списку