15.05.2020

Священная война

24 июня 1941 года, через два дня после начала Великой Отечественной войны, по радио впервые прозвучали стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная». 30 июня они были положены на музыку Александром Васильевичем Александровым (он был не только известным режиссёром и дирижёром, но и в своё время регентом церковных хоров, в том числе в Храме Христа Спасителя в Москве). Так появилась песня, ставшая гимном Великой Отечественной войны, голосом народной души. 

В её музыке и словах выразилось отношение народа к этой войне. Важнейшими строчками песни были:  

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война.

Не из недр богоборческой советской идеологии, но из глубинной памяти верующего народа появились эти слова «священная война», которые заключали в себе весь смысл той страшной трагедии. К ним нельзя относиться только как к удачному поэтическому выражению, вызывающему сильный эмоциональный отклик. Именно так — священная война — и воспринималась нашим народом Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

О том, что такое священная война, мы узнаём из Священного Писания. Часто войны велись ради приобретения территорий, экономической и геополитической выгоды. Но были и особые войны, когда враг посягал на самое святое: веру, святыни, на саму душу народа. Тогда в войну вступала не только армия, её вёл народ, который искал опору в Боге. И Господь не посрамлял веру и чаяния Своего народа, укреплял в мужестве, в стойкости духа, в жертвенном подвиге.

Священное Писание не обходит стороной вопрос, почему приходили столь страшные испытания. Только ли замыслы врага были виной тому, что начиналась война? Нет ли и у народа Божия своей вины перед Господом? И звучит утвердительный ответ: главная причина войны, ведущейся против народа Божия, — его собственные тяжкие прегрешения против Господа, нарушение верности Ему, отступничество. Вот как об этом говорится в Книге судей: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд. 5:8). О том же говорит и пророк Исаия: «Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны» (Ис. 42:24–25). Вспоминая о Великой Отечественной войне, мы не имеем права забывать о том, что советская власть, заявившая свои претензии на построение нового общества — коммунизма, «рая на земле», поставившая перед собой цель создать из нашего народа принципиально новую общность советских людей, объявила другую войну — войну на уничтожение Церкви, бросила вызов Богу, посягнула на то, чтобы народ изменил своей вере, своей многовековой истории, своим предкам, которые собирали и защищали Отечество, нося имя Божие на устах и храня его в своём сердце.

Масштабы этой войны не передаются цифрами, хотя и они впечатляют. В 1917 году в России насчитывалось 60 тысяч храмов. К 1939 году по всей стране их осталось около 100. На Вятской земле до революции было 1100 церквей, на начало Великой Отечественной войны — шесть. И все они находились в районах, в Кирове не осталось ни одного действующего храма. Последний из них, Серафимовский собор, был превращён в музей истории религии и атеизма. Гонения на Церковь сопровождались массовыми арестами и расстрелами священнослужителей. Количество погибших подсчитать невозможно. Для осознания масштабов приведём данные только за один 1937 год, двадцатый год с начала гонений, арестовано 136900 священнослужителей, из них расстреляно 85300! К началу войны на свободе находилось всего четыре архиерея, и это на всю страну. К слову, Вятская епархия была полностью разгромлена и своего епископа не имела.

Советская идеология получила опору в виде коммунистической, комсомольской, пионерской и октябрятской организаций, заимела неограниченный доступ к системе образования, создала советский вариант искусства и литературы. Бесновались различные общественные организации, например, «Союз воинствующих безбожников». Действовала огромная пропагандистская машина, опирающаяся на насилие, запугивание, репрессии против инакомыслящих. Руководители войны против Церкви были умными людьми и прекрасно понимали, что разрушить храмы, расстрелять священников и сжечь Библии — это даже меньше, чем полдела. Вековые традиции веры были глубоко укоренены в сознании народа. Поэтому была поставлена грандиозная задача по изменению исторической памяти, включавшая переименование всего, что напоминало о священных корнях нашей культуры (названия улиц, городов и т.д.), насаждение искажённого представления о нашей истории до революции.

Но и это не всё. Ведь в народе всегда оставались те, кто не поддавался операции по пересадке души. Их искуснейшими способами выявляли и уничтожали. Например, как понять, кто из верующих людей не только верит, но и готов пожертвовать собой ради веры? По новому законодательству вводились так называемые «двадцатки» — это те верующие, которые имели право обратиться к власти с просьбой открыть и зарегистрировать приход. Первые двадцать — «в расход». На их смену появляются новые добровольные мученики, которые сами делают шаг вперёд, вступая в «двадцатку». Их тоже подвергают репрессиям. Так уничтожали самых твёрдых и бесстрашных верующих.

Но, несмотря на все усилия, советская власть получила наглядное свидетельство того, что её война против Церкви далека от победы. В 1937 году провели всесоюзную перепись населения. В переписные листы намеренно был включён вопрос о вероисповедании. Неужели через 20 лет тотальной безбожной войны ещё найдутся те, кто открыто готов сказать, что верует, от Бога не отрекается, готов принять любые муки за Него? Результат оказался ошеломляющим: 42,3% взрослого населения страны (от 16 и старше) открыто свидетельствовали о своей вере. Из них 75,2% указали себя православными. Это было серьёзнейшее поражение советской власти в её беспощадной войне против Церкви. Результаты переписи подтолкнули руководство страны объявить третью пятилетку пятилеткой безбожия, чтобы, как говорили, само имя Бога было забыто на всём пространстве нашей страны. Третья пятилетка должна была завершиться в 1942 году, а 22 июня 1941 года нападением фашистской Германии на Советский Союз началась Великая Отечественная война, «война народная, священная война».

* * *

Германия и её союзники были мощной военной силой, опирающейся на ресурсы всей Европы, развитую экономику, многолетний военный опыт. Но важнейшим для Германии залогом победы, на которую она рассчитывала, являлась её идеология, которая предусматривала уничтожение не только армии противника, но и целых народов, в том числе и нашего, с превращением ничтожного остатка в рабов цивилизованной Германии. Например, в памятке каждому солдату вермахта, вступившему на нашу землю в 1941 году, говорилось, что немецкий солдат не может просто воевать, он — каратель: хлеб гражданским не давай, трави колодцы, забирай корову, уноси курицу. Преследуй, уничтожай всех, кого сочтёшь нужным убить. Беспощадность ко всем — норма. Не только к тем, кто держит оружие, а ко всем, в том числе и мирным жителям, к старикам, женщинам и детям. Это не война армии против армии, это война народа против народа.

Такая война требовала особой идеологии. И Каин убил Авеля не на почве бытовой ссоры. И Раскольникову оказалась нужна теория об избранных и остальных, чтобы перешагнуть через кровь и понять, что он не «тварь дрожащая, а право имеет». Тем более особая идеология нужна была фашистской Германии, осуществлявшей убийство миллионов людей на промышленной и научной основе. Немецкая нация родила эту идеологию из недр своего духа, идеологию массового человекоубийства, подкреплённую не только военными, но и экономическими и научными возможностями. Против такого врага нельзя было выставить только военную силу, экономику, людские ресурсы. Для победы в войне против идеологии, рождённой духом германской цивилизации, нужно было противопоставить своё. И очевидно, что этим не могла стать советская идеология. Она не способна была сплотить всех в единый народ. Она умела вести классовые войны, разделять и противопоставлять, а не объединять. Объединять всех может только то, что священно. А именно против всего святого советская идеология и воевала с самого начала.

Наш народ опознал в напавшем враге проявление мирового зла, претендующего на мировое господство, а потому оказался готов выступить на священную войну, голосом которой стал голос Церкви. 22 июня 1941 года первым ко всем людям как народу Божию обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский). К слову, в тот момент И.В. Сталин не нашёл в себе сил что-то сказать людям. Он решился выступить только 3 июля, и его обращение началось словами, которых никто не ожидал услышать — «братья и сёстры». 22 июня был воскресным днём, когда Церковь совершала память всех святых, в земле Российской просиявших. Германия, конечно, не придавала этому никакого значения. Она не поняла, что вступила в войну не только с Советским Союзом. Она вступила в священную войну для нашего народа, где на нашей стороне выступили все те, кого называли Святой Русью. Об этом сказал митрополит Сергий в своём воскресном обращении:

«В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге пред Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Родине в тяжкий час испытания. Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.

Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины… Путём самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Таково было обращение Первосвятителя к народу. В нём нет ни одного слова об обидах, причинённых советской властью Церкви, нет ни одного слова о самой этой власти и её идеологии. Есть призыв вспомнить нашу многовековую историю, укрепиться примером прежних поколений, напитаться тем же духом, которым они жили и побеждали. И советская власть вольно и невольно дала возможность Церкви формировать этот дух жертвенного служения, дух народа-победителя. Святые воины прежних веков появились на экранах кинотеатров, им посвящались стихи и проза. Даже в пересмотре реестра государственных наград, в стиле военной формы ощущалась потребность в возвращении к священным традициям прежних поколений.

По требованиям верующих повсеместно стали открываться ещё неразрушенные, но пустующие храмы. Из мест заключения возвращались оставшиеся в живых священнослужители. В 1942 году в г. Кирове верующим вернули Серафимовскую церковь. Из мест заключения освободили протоиерея Вениамина Тихоницкого, который вскоре принял архиерейский сан и приступил к восстановлению Вятской епархии. В сентябре 1943 года Сталин пригласил в Кремль трёх архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и спросил, что нужно сделать, чтобы Церковь могла беспрепятственно осуществлять своё патриотическое служение. На собираемые священнослужителями и мирянами средства оказывалась огромная помощь фронту, в том числе были сформированы танковая колонна «Димитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский». Всего Церковью было собрано на нужды фронта более 300 миллионов рублей. Священнослужители совершали героическое служение на оккупированной фашистами территории, принимали участие в партизанском движении. Гитлер очень рассчитывал на то, что Церковь, понёсшая столько страданий от советской власти, поддержит Германию, и грубо просчитался.

* * *

Во время войны открыто свидетельствовали о своей вере и обращались за помощью к Богу не только простые солдаты, но и представители высшего командования: Георгий Константинович Жуков, Иван Степанович Конев, Леонид Александрович Говоров и другие. Василий Иванович Чуйков, командующий 62 армией, насмерть стоявшей в Сталинграде, вспоминал, как однажды во время немецкого артобстрела взрывом разнесло два соседних блиндажа. Чуйков понял, что следующий снаряд может быть для него последним. Он написал прощальное письмо семье. В это время его мама молилась за него в далёком тульском селе Серебряные Пруды. Уже после войны восемь братьев Чуйковых встретятся в родительском доме и с долей бравады начнут вспоминать о своих подвигах (а им было, что рассказать: все воевали на передовой). Мать выслушала их, а потом сказала: «Сынки, это я вас всех у Бога вымолила. Поэтому вы целы и невредимы». За столом повисла тишина. В этот момент каждый вспомнил, сколько раз был в шаге от смерти, но что-то отводило её. Рядом гибли товарищи, а они не получили ни одного серьёзного ранения. В том числе Василий Иванович вспомнил, как во время бомбёжки, когда обрушились стены штаба, крестился кулаком, потому что судорогой свело пальцы. А рукописную молитву, которую мама дала перед войной, он всегда носил в военном билете.

Тысячи и тысячи историй рядовых бойцов, которые обращались к Богу в те страшные годы, останутся нам неизвестными. Но именно они, фронтовики, потом многократно повторяли: «В окопах атеистов не бывает». Из всех историй приведём только одну. Её рассказал участник Сталинградской битвы: «После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную службу в городе. Здесь не осталось ни одного целого дома. Был апрель, уже пригревало солнце. Однажды среди развалин я поднял из мусора книгу. Стал читать её и почувствовал что-то родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашёл для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал все листочки вместе — книга разбитая была — и оставалось то Евангелие со мною всё время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие, у меня просто глаза прозрели на всё окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шёл с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Бог был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошёл до Австрии. Господь помогал и утешал». Эта история сержанта Павлова, который сразу после войны поступил в только что открывшуюся Московскую духовную семинарию и впоследствии стал известен как один из опытнейших старцев-духовников — архимандрит Кирилл (Павлов).

Приведём ещё небольшой отрывок из его воспоминаний: «Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Господа, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что попытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Перед самой войной не случайно почти все храмы были закрыты. Их к этому времени оставалось на Руси совсем небольшое количество. У противников Церкви была именно такая цель — вообще всё прикончить… Господь провидел эти вражеские планы и, чтобы не допустить их осуществления, попустил войну… И мы видим, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-иному отнеслись к Церкви. В особенности, когда вышел декрет Сталина об открытии храмов в России. Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям… Сразу же поднялась, окрепла и усовершенствовалась у нас военная техника. По-человечески мы всё это относим к тому, что люди объединились и успешно работали на передовой и в тылу. Это правильно. Но силу, энергию и ум дал им Господь. Когда я читал воспоминания маршала Жукова, мне бросился в глаза момент, где он пишет о том, как в начале войны поражался гениальности стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам и просчётам, которые впоследствии они же допускали. Это говорил Жуков. Я со своей стороны скажу: всё совершала премудрость Божия! Господь, кого хочет наказать, всегда лишает разума, ума… И тот же человек, который вначале проявлял мудрость, когда благодать Божия отступила, совершает ошибки. Когда Господь решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится, «без Бога ни до порога!».

На протяжении войны во всех церквях нашей страны ежедневно возносилась молитва о даровании победы над врагом. И как неслучайно то, что война началась в день памяти всех русских святых, так же неслучайно и то, что закончилась она в дни празднования Пасхи Христовой в мае 1945 года. 9 мая исполняется 75 лет с того момента, когда Великая Отечественная война, священная война нашего народа, завершилась полным разгромом фашистской Германии и её союзников. Прошедшие годы помогают нам ещё яснее увидеть, как совершаются судьбы Божии в истории нашего Отечества. Мы должны помнить и свои падения, и взлёты. Память о падениях помогает отходить от края пропасти. Память о взлётах даёт силу жить и учиться, как правильно жить. Память о Победе нашего народа, народа Божия, в Великой Отечественной войне помогает нам слышать и повторять звучащий в веках гимн победы тех, кто знает, что «С нами Бог»:

«С нами Бог, разумейте, языци, и покоряйтеся: яко с нами Бог.
Услышите до последних земли: яко с нами Бог.
Могущия, покоряйтеся: яко с нами Бог.
Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.
И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.
Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.
И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.
И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог».

протоиерей Сергий Гомаюнов

Фото

Возврат к списку