17.10.2019

«Современные проблемы духовно-нравственного воспитания» - доклад протоиерея Евгения Смирнова на пленарном заседании педагогической секции

Сегодня, 17 октября 2019 года, в рамках ХХIV Свято-Трифоновских образовательных чтений на базе МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова состоялась конференция по теме «Взаимодействие Церкви и светских образовательных учреждений в области духовно-нравственного образования».

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Евгений Смирнов на пленарном заседании секции вниманию собравшихся представил доклад по теме «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания»:

- Общая тема Свято-Трифоновских образовательных чтений этого года «Великая Победа: наследие и наследники» обращает нас к страницам истории Великой Отечественной войны, ставшей судьбоносной для нашей страны, и призывает осмыслить духовные истоки народного подвига, дарованное нам наследие Великой Победы, а также духовное состояние современного общества.

Наша страна достойно приняла страшнейший вызов, поставивший под угрозу само существование нашего народа, ценой колоссальных жертв выстояла в страшнейшей войне, дала достойный отпор фашизму. Это может сделать только сильная страна. Сильная не только материально, но и духовно. Война, длившаяся 4 года, потребовала не только гениальных решений полководцев и переустройства экономики на военный лад. Те жестокие годы потребовали большего – народного подвига в масштабах страны. И этот подвиг был совершён. Если бы его не было, победа была бы невозможна, и неизвестно, на каком бы языке мы сейчас говорили и жили ли бы вообще.

На подвиг способен только духовно сильный народ. Фашистов, да и других врагов России во все времена изумляла сила русского духа. Не раз, благодаря именно этой духовной силе наш народ вставал с колен, выживал и одерживал победы, достойно принимая вызовы истории. Несмотря на все войны и потрясения, в т.ч. и страшнейшую войну XX века, мы живы до сих пор. Этой силы русского духа боится даже всякая нечисть в сказках и ничего не может с ним поделать. Врагов России не раз мучал вопрос – в чём же несокрушимая сила русского духа?

По-разному мы можем отвечать на этот вопрос. Понятно одно. Подвиг невозможен без любви к родной земле, своей стране, народу, семье, без любви вообще. Эгоист в принципе не способен на подвиг. Это должна быть жертвенная любовь. Это любовь, когда человек забывает своё я и служит своим ближним. Истоки этой любви в нашей вере. «Бог есть любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает», - учит нас христианство. В Евангелии мы видим поразительные слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

Эта вера и эти слова Спасителя были главной основой духовной жизни нашего народа на протяжении столетий. Поэтому и называли нас Святая Русь. Этого эпитета не применяли никогда ни к Англии, ни к Франции, ни к США, ни к Китаю. И наша вера называлась и называется православной, т.е. правильной. Именно эта вера на протяжении столетий и воспитала несокрушимую духовную силу нашего народа.

И только в XX веке был брошен вызов самой вере. Атеистическая пропаганда твердила с детского сада, что Бога нет. Колоссальные усилия были брошены советской властью, которая всему миру позиционировала себя как власть атеистическая именно на перевоспитание нашего народа в духе материализма и атеизма. На Церковь были обрушены страшнейшие гонения. Были закрыты почти все храмы, арестованы почти все священнослужители, под запрет было поставлено христианское воспитание детей не только в школе, но и в семье, народу назойливо внушалась вера в идеалы коммунизма и абстрактное светлое будущее. Это была настоящая духовная война атеистической государственной машины со своим народом и его верой. О жертвах этой войны до сих пор коммунисты предпочитают не вспоминать, потому что они сопоставимы с жертвами фашизма.

И вот грянула война уже настоящая… Она многое расставила по своим местам. В годы войны была свёрнута атеистическая пропаганда, стали открываться первые храмы. Даже Сталин в своём обращении к советскому народу вспомнил о вере, святых героях нашего Отечества Александре Невском, Димитрии Донском и начал с христианского обращения – братья и сестры! Даже вождю коммунистической партии стало понятно, что на основе классовой борьбы и пропаганды атеизма народ сплотить не получится. Народ не будет совершать военный и трудовой подвиг во имя абстрактных коммунистических идеалов светлого будущего.

Важна и ещё одна духовная грань. Наш народ, совершая нечеловеческий подвиг, умел молиться. Каждая мать и бабушка, отправляя сына и внука на фронт, благословляли воинов. Коленопреклоненно ежедневно молилась и вся Русская Православная Церковь в уцелевших во время гонений храмах. Просили Бога о помощи, просили за детей и внуков, за будущее Отечества, просили сил выстоять, потому что человеческих сил порой просто не хватало. У нас не было настоящих союзников в той войне. Они появятся позже, ближе к концу войны, а в послевоенные годы покажут своё настоящее лицо. И то, что наш народ выстоял в этой войне и одержал победу – это чудо.

И если сейчас говорить о современных проблемах духовно-нравственного воспитания, то главной из них будет плачевное духовное состояние современного общества. Мы являемся наследниками Великой Победы и живём в великой стране, победившей фашизм. Но есть ли в нас самих та духовная сила, которая делала наш народ способным на жертвенный подвиг? Статистика браков и разводов, плачевное состояние многих семей, статистика рождаемости говорят о том, что общество духовно деградировало. Население страны сокращается без всякой войны. Мы не знаем, кто такие беженцы военных лет, но знаем, как бежит народ из проблемной Кировской области в сытую и богатую Москву. Печальную статистику публикуют СМИ – 20 тысяч человек за первое полугодие 2019 г.!

Состояние заброшенных деревень напоминает картину «Фашист пролетел». Зарастающие борщевиком и лесом поля, которые возделывались руками наших предков и кормили их и страну невольно ставят страшный вопрос – а если завтра война? Нас будут кормить «пятёрочки» и «магниты»?

Невольно возникает и ещё один страшный вопрос – какими идеалами живёт современный человек, современное общество, справедливое названное обществом потребления? Похожи они на веру и идеалы наших предков? Вспомним недавние скандальные истории с забастовками врачей в Москве и других городах. Никто не оправдывает современных работодателей. Рядовым сотрудникам приходится порой просто выживать…Но когда под угрозой жизнь человека забастовка уместна? Люди по-разному сейчас отвечают на этот вопрос.

Не меньший нравственный подвиг совершают сейчас учителя и родители, воспитывая детей в сложнейших условиях. Не материальных - нас не бомбят, а духовных. Это не просто традиционные детские шалости на уроках. Вспомним недавние примеры стрельбы в школах не фашистов, а наших детей!

Подвиг совершают и наши дети, выбирая ежедневно между добром и злом, назойливой рекламой, соблазнами греха и нравственного развращения и собственной совестью. Одержать победу в этой духовной брани может только духовно сильный человек. И если ребёнок в наши дни сказал греху и соблазну нет, победил зло добром, идет прямой дорогой – он совершает подвиг.

На такой подвиг способен только духовно сильный человек. И наша общая задача – воспитать таких людей, помимо материальных благ, дать детям прочную духовную основу, на которой можно строить дальнейшую жизнь, помимо достойного образования, дать прочный духовный стержень, который поможет выстоять во время жизненных испытаний. Воспитать в человеке жертвенную любовь, когда он живёт в обществе потребления – архисложная задача.

Это воспитание начинается с семьи. История предвоенных лет показала, что никакая развращающая душу человека атеистическая пропаганда не могла сломить веру и духовные идеалы нашего народа, потому что они прививались с молоком матери. Главным воспитателем детей, даже при закрытых храмах и арестованных священниках была семья. Наставления и молитвы бабушки и матери, достойный пример и веское слово отца, любовь к братьям и сёстрам в многодетной семье делали человека устойчивым к соблазнам времени. А ещё в этих семьях учили молиться детей. И если даже дети не молились – за них молилось старшее поколение. Это были семьи военных лет… Какими будут наши семьи – зависит от нас самих.

В условиях отсутствия духовной основы, нравственной дезориентации немалой части современного общества, современной пропаганды греха и порока, умноженной на средства технического прогресса (те же гаджеты) важнейшей задачей и Церкви, и школы, является духовно-нравственное воспитание. Для верующего человека основой такого воспитания является живая вера, выраженная в религиозной традиции. Для всех остальных, пусть весьма смутные и неопределённые, но некие нравственные идеалы светского общества. Правда, в чём они, сказать сложно, особенно глядя на современное общество. По меньшей мере, в условиях светского государства и общества с идеалами и основами традиционной религиозной культуры, особенно православной культуры, носителем которой всегда был наш народ-победитель, надо детей познакомить. Вот почему Церковь так поддерживает курс ОРКСЭ и предметную область ОДНКНР.

К глубокому сожалению, преподавание этого предмета и этой предметной области сейчас находится под большим вопросом. В разрабатываемых образовательных стандартах нового поколения их преподавание сводится к преподаванию безликого религиоведения и светской этики. Такой подход просто игнорирует многовековой опыт и огромный воспитательный потенциал традиционных для России религий. Русская Православная Церковь категорически не согласна с таким подходом. Предлагаю в связи с этим, просить от имени участников чтений их организаторов – Вятскую Епархию, Правительство Кировской области, Администрацию города Кирова обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой поручить министерству просвещения РФ при разработке новых образовательных стандартов сохранить модульный принцип преподавания курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, преподавание модулей основ православной культуры и других традиционных религиозных культур, с учетом выбора родителей.

Выбор родителей – это ещё одна современная проблема духовно-нравственного воспитания. Серьёзный жизненный выбор может сделать человек, имеющий прочную нравственную основу. Выбор должен быть осмысленным и серьёзным. Если мы говорим о выборе модуля курса ОРКСЭ, то не всегда со стороны родительского сообщества мы видим такой серьёзный подход. Ещё хуже равнодушие со стороны родителей к воспитанию детей. Преодоление духовных проблем в современных даже верующих семьях, во многом потерявших живую духовную связь поколений и забывших религиозную традицию – задача Церкви, преодоление равнодушия в воспитании детей - наша общая задача.

При воспитании детей одной из главных современных проблем является воспитание устойчивого духовного иммунитета к духовным соблазнам и болезням, которых немало в современном обществе. Причину их указал еще Ф.М. Достоевский – «Если Бога нет, то всё можно». Современная духовная пустота и нравственная дезориентация – прямое порождение атеизма. Воспитание души человека, а если говорить точнее, спасение души человека – главный приоритет служения Православной Церкви. Иисуса Христа мы называем Спасителем. Конечно, путь ко спасению не прост, даже для верующего человека. Пойдёт человек по нему или нет и как пойдёт, зависит от него самого. Помочь человеку на этом пути призвана Церковь, а вот показать этот путь и призвать осмыслить духовный опыт предшествующих поколений – наша общая задача.

Важной проблемой в этом отношении видится и преодоление трагического духовного разрыва поколений отцов и детей. Вера и идеалы старшего поколения не всегда понимаются и воспринимаются молодёжью и детьми. Нередко и священникам, и учителям ,и родителям приходится слышать от детей фразу «Сейчас так не живут…». Вот и возникает вопрос – ПОЧЕМУ? Ответ для верующего человека прост. Нравственные ценности вечны, потому что дарованы Богом. По другому быть не может. Ценности и принципы светского общества и его нравственные приоритеты переменчивы, как мода. Особенно болезненно это чувствуется в сфере семейных отношений и не только. Задумаемся, хранить целомудрие и чистоту до брака, любовью преодолевать семейные проблемы, рожать и воспитывать много детей сейчас модно? Но если бы до революции семьи не были многодетными, а супруги гуляли бы так, как гуляют сейчас, воевать против фашистов было бы просто некому….Сейчас в абортариях и поликлиниках в нашей стране детей погибает больше, чем в фашистских лагерях смерти. И приговор подписываю сами родители как отказ от беременности.

Задумаемся, как был бы воспринят современным обществом призыв – все на целину! И даже призыв – все для фронта, всё для победы! Для этого необходимо преодоление собственного эгоизма. Духовно слабому человеку это сделать сложно. Церковь приучает своих чад постоянно работать над собой. Это умели делать наши предки. Традиция покаяния, поста, воспитания силы воли, трезвения ума, христианского доброделания никуда не ушла из Церкви. Будет ли ей сопричастно современное общество так, как жило ей предвоенное поколение, жившее, если не по вере, то хотя бы по совести, зависит от каждого из нас. Но рассказать детям об идеалах старшего поколения и осмыслить вместе с ними их духовный подвиг, проанализировать вместе с ними собственное духовное состояние может, и наверное должен и священник, и учитель.

Решение данных проблем возможно в плотном соработничестве Церкви и школы. И это может не просто интересный и продуктивный диалог, который стал уже нормой для многих приходов и образовательных организаций, но и конкретные совместные дела. Церковь готова к поддержке преподавания курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, воспитательной работы во внеурочной деятельности. Грани сотрудничества здесь могут быть самые разные.

Церковь не может не поддерживать и подлинный нравственный подвиг учителя. Это касается не только одноименного конкурса, но и практической поддержки педагогов-подвижников.

Духовная, а не только психологическая помощь может быть оказана и каждой семье и каждому ребёнку на каждом приходе. Иногда оказывается и помощь материальная. Это ещё одна грань нашего сотрудничества.

Наконец, возможно индивидуальное духовное руководство как учителей, так и детей и родителей. Для этого нужно просто прийти в храм и обратиться к священнику. Нельзя этого делать по принуждению, но возможно по собственному желанию и велению сердца. Наши предки любили Церковь, и это порой просто их спасало от греховных соблазнов. Что полюбим мы и кто будет нашими наставниками зависит от нас.

Церковь не стремится подчинить себе общество, в чём порой её обвиняют, но призвана преображать этот мир. Это делается только верой и любовью. Эти жертвенная вера и любовь – главные вечные духовные ценности и основа жизни нашего народа. Они помогли выстоять нашей стране в страшной войне, даровав нам несокрушимую силу духа. Сохраним ли мы дарованное нам духовное наследие, и будет ли оно основой нашей жизни и воспитания новых поколений, зависит от нас.

Фото

Возврат к списку